Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.1. Сущность психолого-педагогического взаимодействия

Поиск

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология и социальная педагогика»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины « Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 38 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

 

Автор: канд. пед. наук Т.В. Носакова
     
     
Рецензент: канд. социол. наук, доцент Н.Ю. Масленцева

 

 

Одобрена на заседании кафедры социальной педагогики и психологии. Протокол от 28 апреля 2011 г. № 9.

 

Заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии   Т.В. Носакова

 

Рекомендована к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от 12 мая 2011 г. № 9.

 

Председатель методической комиссии СоИн   С.П. Миронова
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор СоИн   А.И. Ткаченко

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Носакова Т.В., 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель учебной дисциплины – формирование у студентов системы знаний об особенностях психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

Задачи дисциплины:

1. Показать студентам значимость использования умений и знаний в области психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

2. Раскрыть содержание базовых понятий педагогической психологии, выработать у студентов практические навыки применения психолого-педагогического взаимодействия.

3. Способствовать формированию общекультурных и профессиональных компетенций в области педагогики и психологии.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» входит в раздел учебного плана «Профессиональный цикл. Модуль 3. Методология и методы психолого-педагогической деятельности. (Б.3)» ФГОС – 3 по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование с квалификацией (степенью) <бакалавр>, профиль подготовки «Психология и социальная педагогика». Изучение курса рассчитано на один семестр – 5 й.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Философия»:

Знания: направлений и значения философии в культуре, в духовном развитии личности; принципов построения, типов и видов философских систем; универсальных возможностей человека как культурно-исторического существа; специфики человека как субъекта самоопределения, самодеятельности, самоорганизации и самоуправления; социальной сущности сознания и его значения в функционировании социальных систем, в жизненном пути человека, народа; строения, уровней и форм общественного сознания; преимуществ и креативных возможностей целостного духовного акта личности; особенностей главных продуктивно-творческих сил человека; соотношения духовного, душевного и телесного в человеке; особенностей и закономерностей научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком; специфики социальной реальности, целевого назначения сфер общества и социальных институтов.

Умения: свободно оперировать понятиями и категориями, систематически излагать мысли, доказывать и опровергать, уметь вести дискуссию, полемику; определять тип философской системы, ее доминирующие принципы, социальную основу и значимость; определять в понятиях ценностные основы бытия человека и воспитания, семьи и Родины, правосознание и государства, труда и собственности; обосновывать в понятиях лично избранную иерархию ценностей, свое мировоззрение; понимать целостность человеческой субъективности, определять в понятиях социальную направленность и значимость политических, идеологических процессов и концепций; применять философскую методологию в усвоении иных дисциплин, в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе.

Владения: целостным представлением о человеке, о единстве его продуктивно-творческих сил, деятельно-коммуникативно-ментальной целостности личности в актах ее самореализации и самодеятельности; рефлексией относительно собственных духовно-душевных состояний; процессами творчества, системой приемов эвристического решения проблем и задач; методологией понимания социальных процессов, соотношения духовного и материального в развитии коллектива, общества.

2.2. Из курса «Социология»:

Знания: ключевых понятий социологии; особенностей функционирования и развития социальных процессов и явлений основных сфер (подсистем) жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной, духовной. основных концепций социальной структуры, стратификации, социальной мобильности.

Умения: давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; анализировать и критически оценивать тенденции, противоречия и проблемы различных сфер жизнедеятельности общества, потребности различных социальных групп в той или иной сфере общественной жизни; пользоваться понятийным аппаратом социологии и применять его к анализу реальных социальных процессов и явлений; понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем.

Владения: способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, технологического и феноменологического; способами самостоятельной работы с социологической литературой; социологическими методами анализасоциальных явлений и процессов.

2.3. Из курса «Общая и экспериментальная психология»:

Знания: основных понятий психологии; природы психики, закономерностей психической регуляции жизнедеятельности человека; основных психических функций и их физиологических механизмов; соотношения биологических и социальных факторов, роли деятельности в становлении и развитии высших психических функций человека; механизмов формирования и развития личности, роли биологических и социальных факторов в формировании темперамента, характера, способностей; значение эмоций, воли и мотивации в организации поведения и деятельности человека.

Умения: учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях; организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

Владения: владеть методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния; владеть простейшими приемами психической саморегуляции; уметь устанавливать контакт с другим человеком; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.

2.4. Из курса «Общие основы педагогики»:

Знания: основных понятий, рассматриваемых педагогикой как областью гуманитарного, антропологического и философского знания; вопросов истории становления и развития педагогики как науки; основных категорий, функций, методологических принципов педагогической науки, ее философские основания; принципов и закономерностей педагогического процесса, структуры педагогической деятельности, сущности педагогического взаимодействия; сущности образования как социокультурного феномена; специфики соотношения наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в образовании; методов и технологии педагогических исследований; норм профессиональной этики; общенаучных методов и современных инновационных технологий организации профессиональной деятельности.

Умения: использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологии в организации собственной профессиональной деятельности; использовать современные методы и информационные технологии для повышения собственного общекультурного уровня; применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях; понимать высокую социальную значимость профессии.

Владения: историческим методом и способами его применения к оценке социокультурных явлений; моральными нормами и основами нравственного поведения; принципами организации научного исследования, способами достижения и построения научного знания; навыками ответственного и качественного выполнения профессиональных задач, соблюдая принципы профессиональной этики; навыками организации профессиональной деятельности в поликультурной среде.

2.5. Из курса «Теория и методика воспитания»:

Знания: содержания базовых понятий, средств и методов, теоретических и организационно-практических основ деятельности в области обучения и воспитания; основных характеристик процессов обучения и воспитания; нормативно-правового обеспечения в образовательной сфере; основ современного научного знания в области обучения и воспитания.

Умения: работать с различными источниками знаний: с нормативными документами, в которых реализуется содержание образования, с учебниками и учебной литературой, с научными изданиями, с материалами периодической печати; анализировать процессы обучения и воспитания; применять теоретические сведения на практике, в новых ситуациях; находить правильные организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях.

Владения: основами современного научного знания в области обучения и воспитания; методами теоретического и экспериментального исследования педагогических явлений; современными образовательными технологиями.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности;

· Психология управления;

· Управленческое общение;

· Психолого-педагогический практикум;

· Организационная психология;

· Практика в школе;

· Комплексная практика;

· Итоговая государственная аттестация.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

· Общекультурные компетенции:

– владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

– решение социальных и профессиональных задач методами социальных, гуманитарных и экономических наук (ОК-4);

– построение социальных взаимодействий с учётом этнокультурных и конфессиональных различий участников образовательного процесса (ОК-8).

Профессиональные компетенции:

1) общие для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

– умение учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

– использование знаний различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

– организация совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды (ОПК-6);

– соблюдение принципов профессиональной этики (ОПК-8);

– междисциплинарное и межведомственное взаимодействие со специалистами в решении профессиональных задач (ОПК-10);

 

2) в области социально-педагогической деятельности (ПКСП):

– выявление интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся (ПКСП-2);

– разработка и реализация социально ценной деятельности учащихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса;

– объект, предмет, цель и задачи, основные понятия дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», ее специфику и связь с другими научными дисциплинами;

– содержание базовых понятий, средства и методы, теоретические и организационно-практические основы деятельности в области педагогической психологии и педагогики;

– психолого-педагогические средства и способы взаимодействия участников образовательного процесса;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– систематизировать и обобщать факты, выделять главное, делать выводы – анализировать психолого-педагогические процессы;

– применять теоретические сведения на практике, в новых ситуациях;

– устанавливать контакт с другим человеком;

– разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

– понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию;

– проводить научный анализ результатов исследований в области психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса психологии.

 

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть:

– методами интроспекции и интерпретации психологического состояния субъектов образовательного процесса;

– основами психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса;

– методами, средствами конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса;

– приемами бесконфликтного проведения.

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестры
5-й
Общая трудоемкость дисциплины 3/108  
Аудиторные занятия    
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия   -
лабораторные работы   -
другие виды аудиторных занятий   -
Самостоятельная работа    
изучение теоретического курса    
курсовая работа   -
домашние задания    
подготовка к экзамену    
Вид промежуточного контроля   Экзамен

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 3

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        лекц прак с.р. др.  
  Теоретические основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса   1, 2         Входной контроль Решение проблемных вопросов Групповая дискуссия Индивидуальные задания Пактическая работа
  Психолого-педагогическое взаимодействие в системе отношений «педагог-учащийся»     3, 4, 5, 6       конс. Решение проблемных вопросов Групповая дискуссия Практическая работа Упражнения Решение ситуационных задач Сообщения Представление презентаций Индивидуальные задания Работа в малых группах Защита рефератов
  Психолого-педагогическое взаимодействие в системе отношений «педагог-педагог»     7, 8, 9, 10, 11         Решение проблемных вопросов Групповая дискуссия Практическая работа Упражнения Решение ситуационных задач Сообщения Представление презентаций Индивидуальные задания Работа в малых группах Защита рефератов
  Психолого-педагогическое взаимодействие в системе высшего образования     12, 13, 14, 15         Решение проблемных вопросов Групповая дискуссия Практическая работа Упражнения Решение ситуационных задач Сообщения Представление презентаций Индивидуальные задания
                 

4.3. Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса

Планы семинарских занятий

Темы контрольных работ

1. Виды и формы межличностного взаимодействия.

2. Особенности психолого-педагогического взаимодействия.

3. Принципы конструктивного психолого-педагогического взаимодействия.

4. Стили педагогического общения.

5. Психолого-педагогические основы конструктивного общения.

6. Педагогические конфликты и способы их разрешения.

7. Специфика психолого-педагогического взаимодействия в системе «педагог – учащийся».

8. Барьеры психолого-педагогического общения.

9. Педагогические способности.

10. Принципы конструктивноговзаимодействия в системе отношений «педагог – учащийся».

11. Личность педагога и ее влияние на процессы обучения, воспитания и развитие учащихся.

12. Педагогическая рефлексия.

13. Проблема дистанции в современной педагогике.

14. Моральные и нравственные аспекты деятельности педагога.

15. Морально-психологический климат в коллективе.

16. Особенности культуры делового общения.

17. Психологические механизмы делового общения.

18. Этикет делового общения.

19. Структура коллектива. Социально-психологические слои коллектива.

20. Статус личности в коллективе.

21. Специфика психолого-педагогического взаимодействия в системе «педагог – педагог».

22. Этика общения в педагогическом коллективе.

23. Административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе.

24. Стили руководства.

25. Штампы и стереотипы в поведении учителя.

26. Особенности отношения вузовского педагога к своей профессиональной деятельности.

27. Педагог как ученый.

28. Специфика конфликтов в научных коллективах.

29. Функции научного руководителя в организации конструктивного взаимодействия в коллективе.

30. Психолого-педагогические методы, средства и приемы руководства научными сотрудниками.

 

6.7. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Сущность понятия «взаимодействие». Виды и формы межличностного взаимодействия.

2. Специфика психолого-педагогического взаимодействия.

3. Принципы конструктивного психолого-педагогического взаимодействия.

4. Стили педагогического общения.

5. Психолого-педагогические основы конструктивного общения.

6. Педагогические конфликты и способы их разрешения.

7. Психолого-педагогическое взаимодействие в системе «педагог – учащийся». Специфика и барьеры общения «по вертикали».

8. Специфика установок педагога и учащихся.

9. Педагогические способности.

10. Основные принципы психолого-педагогического взаимодействия в системе отношений «педагог – учащийся».

11. Личность педагога и ее влияние на процессы обучения, воспитания и развитие учащихся.

12. Рефлексия педагога к своей профессиональной деятельности.

13. Проблема дистанции в современной педагогике.

14. Моральные и нравственные аспекты деятельности педагога.

15. Специфика профессионального педагогического общения.

16. Роль морально-психологического климата в коллективе.

17. Культура делового общения. Принципы современных деловых отношений.

18. Психологические механизмы делового общения.

19. Служебный этикет, его нормы и правила. Манеры поведения, внешний вид и имидж педагога.

20. Проблема субординации в педагогическом коллективе.

21. Структура коллектива. Социально-психологические слои коллектива.

22. Статус личности в коллективе. Распределение ролей в коллективе.

23. Особенности психолого-педагогического взаимодействия «по горизонтали» – с коллегами.

24. Этика общения в педагогическом коллективе. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами.

25. Административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе.

26. Стили руководства.

27. Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику взаимоотношений в педагогическом коллективе.

28. Штампы и стереотипы в поведении учителя.

29. Научная деятельность как атрибут профессиональной работы педагога в вузе

30. Проблемы взаимоотношений и общения в научном коллективе

31. Роль научного руководителя в организации продуктивного взаимодействия в научном коллективе

32. Педагог как ученый. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого.

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. М.: Академия, 2008.

Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. М.: Академия, 2009.

Кочигер Я С., Чампер В.И. Педагогическая этика. М.: Педагогика, 2008.

Дополнительная литература

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

Баныкина С. Конфликты в школе – можно ли их избежать? // Воспитание школьников. – 1997. № 2. с. 13-14.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы [Текст]: Пер. с англ. / Э. Берн. – СПб.: Питер, 2005. – 400 c.

Бодалев А.А. Личность в общение. М., 1995.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.

Бороздина Г.В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: опыт, проблемы, перспективы // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Киров, 2003. Бринкман Р., Кершнер Р. Гений общения. СПб., 1997.

Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. Пособие для руководителей общеобразовательных школ. М., 2001.

Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1989.Выгодский Л.С. вопросы детской психологии. СПб., 1997.

Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество: Тренинговый практикум по конфликтологии. Мн., 1996.

Галицких Е.О. Становление интегрального стиля профессионального мышления будущего педагога. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Киров, 2003.

Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М., 2002.

Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. Новосибирск, 1999.

Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М., 1991.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. М., 2000.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.

Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб.; Рига, 1997.

Икрянникова Т.Н. Проблемы во взаимодействии со сверстниками 5-7 лет // Начальная школа плюс до и после. 2005, № 7. с. 62-65.

Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление. Пособие для классных руководителей и педагогов. М., 1998.

Ковалев А.Г. Курс по социальной психологии. – Л., 1972.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия: Метод. пособие. М., 1993.

Конопкин О.А. Психологические проблемы саморегуляции деятельности [Текст]: Учебное пособие / О.А. Конопкин. – М.: Академия, 1998. − 253 с.

Королева Е.В. и др. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. – М., 2006.

Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей? Мн., 1990.

Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям? М., 1994.

Краснова Е.Ю. Практикум по диагностической работе агрессивного поведения детей. Магнитогорск, 2005.

Краснова Е.Ю. Практикум по коррекционной работе с агрессивными детьми. – Магнитогорск, 2005.

Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Воспитание: наука хороших привычек. М., 1996

Крутов Н.Н., Крутова О.Н. Человек среди людей. М., 1989.

Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: Опыт, критерии измерения, прогнозирование. Мн., 1996.

Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. – М., 2002.

Лаптенок С.Д. Этика и этикет: Уч.-метод. пособие для учителей. Мн., 1998.

Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1991.

Леви В.Л. Искусство быть другим. М., 1980.

Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения» в начальной школе // Начальная школа. 2002, № 6. с. 68-69.

Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб., 1997.

Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым: Учеб. пособие по психотерапии и психологии общения. Ростов н/Д, 2002.

Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов н/Д, 2002.

Лозован Л.Я. Учим детей общаться // Начальная школа плюс до и после. 2007. № 8. с. 59-62.

Лозовский Б.Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск, 1990.

Лукашонок О.Н., Щукова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М., 1998.

Лукьян Я.А. Барьеры общения. Конфликты. Стресс. Мн., 1986.

Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. Ставрополь, 1994.

Малисова И.И. Рефлексивная и коммуникативная компоненты межличностного понимания. М.,1990.

Мамед-заде Р. Профессиональная этика учителя. Баку, 1990.

Мириманова М.С. Конфликтология. Р-н-Д., 2004.

Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. – Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М., 1990.

Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. М., 1997.

Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Феномен общения в философии и культуре ХХ века. Мн., 2000.

Мишаткина Т.В. Этика.Учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. М.: Педагогика, 2007 Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

Ниянченко Е.А. Учим детей общаться // Начальная школа. 2002, №6. с. 63-71.

Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. Л.К. Аверченко. Новосибирск, 1997.

Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М., 2005.

Основы социально-психологической теории / под ред. Бодалева А.А., Сухова А.Н. М., 1995.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

Паламарь А.О. Мудрость общения. М., 1990.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1984.

Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1998.

Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 2007.

Пиз А. Язык телодвижений [Текст]: Пер. с англ. / А. Пиз. – М.: Ай кью, 2008. – 217 c.

Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. М.: Академия, 2006.

Попова Ж.Г. Как научиться общаться эффективно // Начальная школа. 2006, № 9. с. 32-35.

Рогов Е.И. Психология общения. М., 2005.

Рудакова И.А. Конфликтология для педагогов. – М., 2005.

Сафьянов В.И. Этика общения. М., 1991.Слепухина Г.В. Диагностика межличностных отношений. Магнитогорск, 2002.

Соболева О. Диагностика уровня коммуникативных способностей. Магнитогорск, 2005.

Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. М., 1990.

Харин С.С., Башлакова Л.Н., Клышевич Н.Ю. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов. М., 1996.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза [Текст]: Пер. с англ / К. Хорни. – М.: Прогресс, 1995. – 381 c.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ [Текст]: Пер. с англ / К. Хорни. – М.: Прогресс, 1993. – 480 c.

Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988. Шаронов В.В. Психология класса: проблемы методологии. Л., 1980.

Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.

Шейнов В.П., Шишко Г.Б. Руководителю об управлении. М., 2001.

Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.

Шостром Э. Антикарнеги. М., 1992.

Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.

 

Периодические издания:

§ Вестник МГУ. Серия «Психология»

§ Вопросы образования

§ Вопросы психологии

§ Воспитание школьников

§ Журнал практического психолога

§ Культурно-историческая психология

§ Педагогика

§ Первое сентября

§ Психологическая наука и образование

§ Психологический журнал

§ Психология в вузе

§ Психология и школа

§ Развитие личности

§ Социальная педагогика

§ Школьный психолог – Первое сентября

Официальные документы в образовании:

§ Учительская газета

§ Газеты Издательского дома «Первое сентября»

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: компьютеры, демонстрационные материалы, иллюстрирующие разные аспекты изучения клинической психологии: таблицы, плакаты, схемы.

Технические средства обучения: мультимедийная установка, ноутбук, экран, интерактивная доска.

8.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

 


 

 

Рабочая программа дисциплины

«Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»

 

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология и социальная педагогика»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины « Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 38 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

 

Автор: канд. пед. наук Т.В. Носакова
     
     
Рецензент: канд. социол. наук, доцент Н.Ю. Масленцева

 

 

Одобрена на заседании кафедры социальной педагогики и психологии. Протокол от 28 апреля 2011 г. № 9.

 

Заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии   Т.В. Носакова

 

Рекомендована к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от 12 мая 2011 г. № 9.

 

Председатель методической комиссии СоИн   С.П. Миронова
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор СоИн   А.И. Ткаченко

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Носакова Т.В., 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель учебной дисциплины – формирование у студентов системы знаний об особенностях психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

Задачи дисциплины:

1. Показать студентам значимость использования умений и знаний в области психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

2. Раскрыть содержание базовых понятий педагогической психологии, выработать у студентов практические навыки применения психолого-педагогического взаимодействия.

3. Способствовать формированию общекультурных и профессиональных компетенций в области педагогики и психологии.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» входит в раздел учебного плана «Профессиональный цикл. Модуль 3. Методология и методы психолого-педагогической деятельности. (Б.3)» ФГОС – 3 по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование с квалификацией (степенью) <бакалавр>, профиль подготовки «Психология и социальная педагогика». Изучение курса рассчитано на один семестр – 5 й.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Философия»:

Знания: направлений и значения философии в культуре, в духовном развитии личности; принципов построения, типов и видов философских систем; универсальных возможностей человека как культурно-исторического существа; специфики человека как субъекта самоопределения, самодеятельности, самоорганизации и самоуправления; социальной сущности сознания и его значения в функционировании социальных систем, в жизненном пути человека, народа; строения, уровней и форм общественного сознания; преимуществ и креативных возможностей целостного духовного акта личности; особенностей главных продуктивно-творческих сил человека; соотношения духовного, душевного и телесного в человеке; особенностей и закономерностей научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком; специфики социальной реальности, целевого назначения сфер общества и социальных институтов.

Умения: свободно оперировать понятиями и категориями, систематически излагать мысли, доказывать и опровергать, уметь вести диску



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.196 (0.018 с.)