ТОП 10:

Разделы 1-2. Психолого-педагогическое взаимодействие в системе отношений «педагог – учащийся»



1. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения в общении педагога и учащихся.

2. Гуманизм и демократичность - основные принципы общения в системе «педагог – учащийся».

3. Нормы и требования к поведению и общению педагога в его отношениях с учащимися

4. Любовь и уважение к учащемуся - норма и форма проявления.

5. Актуальные проблемы в системе отношений «педагог – учащийся».

 

Раздел 3. Психолого-педагогическое взаимодействие в системе отношений «педагог – педагог»


1. Морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога. Формальные и неформальные отношения в коллективе.

2. Структура коллектива и статус личности в коллективе; их особенности в педагогическом коллективе.

3. Культура делового общения. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами.

4. Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику отношений в педагогическом коллективе.

5. Профессиональные «ловушки» и стереотипы в нравственной регуляции поведения педагога.

6. Проблема субординации в педагогическом коллективе. Отношения «по вертикали» - административные отношения управления и подчинения.

7. Служебный этикет, манеры поведения и внешний вид педагога.

Раздел 4. Психолого-педагогическое взаимодействие

в системе высшего образования

1. Особенности профессионального взаимодействия преподавателя и студентов.

2. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого.

3. Психологическая совместимость и несовместимость и их роль в научном коллективе.

4. Нравственные проблемы взаимоотношений и общения в научном коллективе.

5. Специфика конфликтов в научных коллективах.

6. Роль научного руководителя в организации продуктивного общения в научном коллективе.

7. Этические нормы общения и управления.

6.3. Темы для рефератов

1. Общение: искусство или наука?

2. Специфика психолого-педагогического общения.

3.Творчество в организации психолого-педагогического взаимодействия.

4. Проблема взаимопонимания в психолого-педагогическом общении.

5. Трагедия непонимания в общении среди педагога и учащихся.

6. Причины и последствия психологического одиночества учащихся и педагогов.

7. Симпатия и антипатия в педагогическом взаимодействии учителя и учащихся.

8. Толерантность в психолого-педагогическом общении: значение, границы, мера.

9. Человек – цель или средство психолого-педагогического общения?

10. Барьеры общения и их преодоление.

11. Общение и юмор в психолого-педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса.

12. Моральные конфликты в педагогической деятельности: предупреждение и преодоление.

13. Проблема развития педагогических способностей.

14. Роль коммуникативных способностей в педагогической деятельности.

15. Личность преподавателя вуза и ее влияние на процесс развития студентов.

16. Проблемы субординации в педагогическом коллективе.

17. Этические нормы поведения в деятельности руководителя образовательного учреждения.

18. Педагогический конфликт и способы его решения.

19. Стили педагогического общения.

20. Специфика взаимодействия педагога с детьми разных возрастных категорий.

 

Методические указания для выполнения контрольных работ

Выполнение контрольной работы является одним из видов самостоятельной работы студента, направленным на закрепление знаний, овладение методами научного исследования, формирование навыков работы с научно-методической литературой.

В ходе выполнения контрольной работы студенты развивают мышление, учатся обобщать материал, выделять главное, делать заключения, получают навык конспектирования источников информации. Кроме того, контрольная работа выполняется в письменном виде, что способствует развитию у студента умения кратко, четко, последовательно излагать материал, развивает культуру речи. Контрольная работа является средством контроля преподавателя за самостоятельной работой студента.

При выполнении контрольной работы студент должен

– составить план контрольной работы, подобрать и изучить соответствующую выбранной теме научную литературу;

– систематизировать и обобщить информацию;

– решить задачи, поставленные в контрольной работе;

– логически обосновать и сформулировать выводы.

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из тем, предложенных преподавателем, руководствуясь своими интересами и профессиональной направленностью. Преподаватель оказывает необходимую помощь студенту по всем вопросам, возникающим при выполнении контрольной работы. Контрольная работа строится на основе анализа 5 – 10 источников литературы (статей, методических пособий и пр.).

Контрольная работа должна соответствовать требованиям стандарта по оформлению, структуре и содержанию. Структура контрольной работы включает в себя: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

Титульный лист содержит следующие сведения: полное наименование министерства, университета, института, кафедры, тему контрольной работы, сведения об авторе и руководителе и т.д. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 3.

Оглавление контрольной работы включает названия всех разделов работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их расположение в тексте.

Во введении должны быть обозначены актуальность выбранной темы, степень ее разработанности в научной литературе, цели и задачи, описание структуры работы.

В основной части контрольной работы последовательно раскрывается тема в соответствии с намеченным планом, каждый элемент которой должен представлять собой законченный в смысловом отношении раздел работы.

В заключении подводятся итоги разработки темы. Подтверждается актуальность выбранной темы, раскрывается значимость рассмотренных вопросов для теории и практики, выражается собственная точка зрения студента к изложенному материалу. Отражается решение задач, сформулированных во введении, подводятся итоги, а также обозначаются возможные способы применения усвоенного материала в будущей профессиональной деятельности специалиста.

Библиографический список литературы должен включать в себя только те работы, которые проработаны автором и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники указываются в алфавитном порядке.

Контрольная работа выполняется на листах формата А4 в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифт – Time New Roman, кегль – 14, межстрочный интервал – 1,5, поля по краям – 2 см. Общий объем контрольной работы должен составлять 8-10 страниц компьютерного набора текста. Возможен вариант рукописного представления контрольной работы (в эквиваленте, соответствующем печатному изложению), при этом она должна быть написана разборчивым почерком. Работа должна быть написана научным языком без грамматических ошибок и опечаток.

Страницы текста нумеруются арабскими цифрами (сквозная нумерация по всему тексту по середине внизу страницы). Титульный лист является первой страницей работы, номер на нем не проставляется. Заголовки следует располагать по центру страницы прописными буквами без точки и подчеркивания. В тексте должны быть включены функции «Расстановка переносов», «Выравнивание текста по ширине», «Отступ (красная строка) – 1,25 – 1,27 см». В тексте обязательны ссылки на изученные работы.

Темы контрольных работ

1. Виды и формы межличностного взаимодействия.

2. Особенности психолого-педагогического взаимодействия.

3. Принципы конструктивного психолого-педагогического взаимодействия.

4. Стили педагогического общения.

5. Психолого-педагогические основы конструктивного общения.

6. Педагогические конфликты и способы их разрешения.

7. Специфика психолого-педагогического взаимодействия в системе «педагог – учащийся».

8. Барьеры психолого-педагогического общения.

9. Педагогические способности.

10. Принципы конструктивноговзаимодействия в системе отношений «педагог – учащийся».

11. Личность педагога и ее влияние на процессы обучения, воспитания и развитие учащихся.

12. Педагогическая рефлексия.

13. Проблема дистанции в современной педагогике.

14. Моральные и нравственные аспекты деятельности педагога.

15. Морально-психологический климат в коллективе.

16. Особенности культуры делового общения.

17. Психологические механизмы делового общения.

18. Этикет делового общения.

19. Структура коллектива. Социально-психологические слои коллектива.

20. Статус личности в коллективе.

21. Специфика психолого-педагогического взаимодействия в системе «педагог – педагог».

22. Этика общения в педагогическом коллективе.

23. Административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе.

24. Стили руководства.

25. Штампы и стереотипы в поведении учителя.

26. Особенности отношения вузовского педагога к своей профессиональной деятельности.

27. Педагог как ученый.

28. Специфика конфликтов в научных коллективах.

29. Функции научного руководителя в организации конструктивного взаимодействия в коллективе.

30. Психолого-педагогические методы, средства и приемы руководства научными сотрудниками.

 

6.7. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Сущность понятия «взаимодействие». Виды и формы межличностного взаимодействия.

2. Специфика психолого-педагогического взаимодействия.

3. Принципы конструктивного психолого-педагогического взаимодействия.

4. Стили педагогического общения.

5. Психолого-педагогические основы конструктивного общения.

6. Педагогические конфликты и способы их разрешения.

7. Психолого-педагогическое взаимодействие в системе «педагог – учащийся». Специфика и барьеры общения «по вертикали».

8. Специфика установок педагога и учащихся.

9. Педагогические способности.

10. Основные принципы психолого-педагогического взаимодействия в системе отношений «педагог – учащийся».

11. Личность педагога и ее влияние на процессы обучения, воспитания и развитие учащихся.

12. Рефлексия педагога к своей профессиональной деятельности.

13. Проблема дистанции в современной педагогике.

14. Моральные и нравственные аспекты деятельности педагога.

15. Специфика профессионального педагогического общения.

16. Роль морально-психологического климата в коллективе.

17. Культура делового общения. Принципы современных деловых отношений.

18. Психологические механизмы делового общения.

19. Служебный этикет, его нормы и правила. Манеры поведения, внешний вид и имидж педагога.

20. Проблема субординации в педагогическом коллективе.

21. Структура коллектива. Социально-психологические слои коллектива.

22. Статус личности в коллективе. Распределение ролей в коллективе.

23. Особенности психолого-педагогического взаимодействия «по горизонтали» – с коллегами.

24. Этика общения в педагогическом коллективе. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами.

25. Административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе.

26. Стили руководства.

27. Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику взаимоотношений в педагогическом коллективе.

28. Штампы и стереотипы в поведении учителя.

29. Научная деятельность как атрибут профессиональной работы педагога в вузе

30. Проблемы взаимоотношений и общения в научном коллективе

31. Роль научного руководителя в организации продуктивного взаимодействия в научном коллективе

32. Педагог как ученый. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого.

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. М.: Академия, 2008.

Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. М.: Академия, 2009.

Кочигер Я С., Чампер В.И. Педагогическая этика. М.: Педагогика, 2008.

Дополнительная литература

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

Баныкина С. Конфликты в школе – можно ли их избежать? // Воспитание школьников. – 1997. № 2. с. 13-14.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы [Текст]: Пер. с англ. / Э. Берн. – СПб.: Питер, 2005. – 400 c.

Бодалев А.А. Личность в общение. М., 1995.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.

Бороздина Г.В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: опыт, проблемы, перспективы // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Киров, 2003.Бринкман Р., Кершнер Р. Гений общения. СПб., 1997.

Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. Пособие для руководителей общеобразовательных школ. М., 2001.

Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1989.Выгодский Л.С. вопросы детской психологии. СПб., 1997.

Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество: Тренинговый практикум по конфликтологии. Мн., 1996.

Галицких Е.О. Становление интегрального стиля профессионального мышления будущего педагога. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Киров, 2003.

Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М., 2002.

Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. Новосибирск, 1999.

Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М., 1991.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. М., 2000.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.

Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб.; Рига, 1997.

Икрянникова Т.Н. Проблемы во взаимодействии со сверстниками 5-7 лет // Начальная школа плюс до и после. 2005, № 7. с. 62-65.

Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление. Пособие для классных руководителей и педагогов. М., 1998.

Ковалев А.Г. Курс по социальной психологии. – Л., 1972.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия: Метод. пособие. М., 1993.

Конопкин О.А. Психологические проблемы саморегуляции деятельности [Текст]: Учебное пособие / О.А. Конопкин. – М.: Академия, 1998. − 253 с.

Королева Е.В. и др. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. – М., 2006.

Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей? Мн., 1990.

Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям? М., 1994.

Краснова Е.Ю. Практикум по диагностической работе агрессивного поведения детей. Магнитогорск, 2005.

Краснова Е.Ю. Практикум по коррекционной работе с агрессивными детьми. – Магнитогорск, 2005.

Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Воспитание: наука хороших привычек. М., 1996

Крутов Н.Н., Крутова О.Н. Человек среди людей. М., 1989.

Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: Опыт, критерии измерения, прогнозирование. Мн., 1996.

Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. – М., 2002.

Лаптенок С.Д. Этика и этикет: Уч.-метод. пособие для учителей. Мн., 1998.

Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1991.

Леви В.Л. Искусство быть другим. М., 1980.

Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения» в начальной школе // Начальная школа. 2002, № 6. с. 68-69.

Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб., 1997.

Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым: Учеб. пособие по психотерапии и психологии общения. Ростов н/Д, 2002.

Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов н/Д, 2002.

Лозован Л.Я. Учим детей общаться // Начальная школа плюс до и после. 2007. № 8. с. 59-62.

Лозовский Б.Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск, 1990.

Лукашонок О.Н., Щукова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М., 1998.

Лукьян Я.А. Барьеры общения. Конфликты. Стресс. Мн., 1986.

Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. Ставрополь, 1994.

Малисова И.И. Рефлексивная и коммуникативная компоненты межличностного понимания. М.,1990.

Мамед-заде Р. Профессиональная этика учителя. Баку, 1990.

Мириманова М.С. Конфликтология. Р-н-Д., 2004.

Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. – Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М., 1990.

Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. М., 1997.

Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Феномен общения в философии и культуре ХХ века. Мн., 2000.

Мишаткина Т.В. Этика.Учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. М.: Педагогика, 2007Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

Ниянченко Е.А. Учим детей общаться // Начальная школа. 2002, №6. с. 63-71.

Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. Л.К. Аверченко. Новосибирск, 1997.

Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М., 2005.

Основы социально-психологической теории / под ред. Бодалева А.А., Сухова А.Н. М., 1995.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

Паламарь А.О. Мудрость общения. М., 1990.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1984.

Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1998.

Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 2007.

Пиз А. Язык телодвижений [Текст]: Пер. с англ. / А. Пиз. – М.: Ай кью, 2008. – 217 c.

Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. М.: Академия, 2006.

Попова Ж.Г. Как научиться общаться эффективно // Начальная школа. 2006, № 9. с. 32-35.

Рогов Е.И. Психология общения. М., 2005.

Рудакова И.А. Конфликтология для педагогов. – М., 2005.

Сафьянов В.И. Этика общения. М., 1991.Слепухина Г.В. Диагностика межличностных отношений. Магнитогорск, 2002.

Соболева О. Диагностика уровня коммуникативных способностей. Магнитогорск, 2005.

Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. М., 1990.

Харин С.С., Башлакова Л.Н., Клышевич Н.Ю. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов. М., 1996.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза [Текст]: Пер. с англ / К. Хорни. – М.: Прогресс, 1995. – 381 c.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ [Текст]: Пер. с англ / К. Хорни. – М.: Прогресс, 1993. – 480 c.

Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988. Шаронов В.В. Психология класса: проблемы методологии. Л., 1980.

Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.

Шейнов В.П., Шишко Г.Б. Руководителю об управлении. М., 2001.

Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.

Шостром Э. Антикарнеги. М., 1992.

Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.

 

Периодические издания:

§ Вестник МГУ. Серия «Психология»

§ Вопросы образования

§ Вопросы психологии

§ Воспитание школьников

§ Журнал практического психолога

§ Культурно-историческая психология

§ Педагогика

§ Первое сентября

§ Психологическая наука и образование

§ Психологический журнал

§ Психология в вузе

§ Психология и школа

§ Развитие личности

§ Социальная педагогика

§ Школьный психолог – Первое сентября

Официальные документы в образовании:

§ Учительская газета

§ Газеты Издательского дома «Первое сентября»

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: компьютеры, демонстрационные материалы, иллюстрирующие разные аспекты изучения клинической психологии: таблицы, плакаты, схемы.

Технические средства обучения: мультимедийная установка, ноутбук, экран, интерактивная доска.

8.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

 


 

 

Рабочая программа дисциплины

«Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»

 

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.38.146 (0.038 с.)