Становление отечественной психолого-педагогической коррекционной теории и практики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление отечественной психолого-педагогической коррекционной теории и практики.



 

Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период - описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.

 

Второй период - этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтесори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсомоторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».

 

А.Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В.П. Кащенко - методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей.

 

Третий период связан с именем Л.С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).

 

Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

 

17. Коррекционное воздействие в классическом психоанализе З. Фрейда и К. Г. Юнга: основные положения, цели, коррекции, позиция психолога, требования и ожидания от клиента, техники.

Применение идей З. Фрейда в психокоррекции. Основная цель – помощь клиенту осознать его неосознанные переживания и их причины.Структура Л включает:

1. «Ego», или «Я», - работа с личным жизненным опытом.2.«Super Ego», или «Сверх Я», -Работа с родительскими установками.3.«It», «Оно» - работа с бессознательнымИз конфликта между «Ид», «Эго» и «Супер Эго» возникает боязнь. Фрейд различал три вида боязни: 1. Невротическую. 2. Реалистическую. 3. Моральную. Фрейду принадлежит важнейшая идея защитных механизмов психики и их характеристика. коррекционная работа психоаналитика строится в двух основных направлениях: 1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого и принятие клиентом адекватной и реалистической интерпретации. 2. Работа с клиентом по усилению его «Ego» для построения более реалистичного поведения. Техники: Метод свободных ассоциаций – психоаналитик анализирует последовательность высказываний и содержание, затем происходит коррекция установок и поведения клиента.2.Толкование (интерпретация)сновидений – скрытое содержание снов. Ослабление защитных механизмов – бессознательное всплывает в символической форме.. Анализ сопротивления – психоаналитик анализирует защитные механизмы, психологические защиты, анализ оговорок, опозданий. Применение теории К.Г. Юнга в психокоррекции

Что касается практического применения типологии, начало которой было положено К.Г. Юнгом, то, во-первых, это психорегуляция и психокоррекция. Положительный эффект соционики состоит как в том, что она объясняет человеку многие из его проблем, так и в том, что она обращает внимание на сильные стороны, которые у большинства очень мало используются. Юнг говорит о том, что у кажд.Чел. носитель определенной социальной функции. Тип человека - это его «информационная профессия», все они в равной степени нужны. Самым главным психотерапевтическим советом, который следует из теории простейших соционических типов, будет привычный по форме, но наполняющийся в контексте инфопсихоанализа новым смыслом рецепт. Будьте собой. То есть развивайте сильные стороны своей личности и пользуйтесь ими на благо свое и других людей. Не стоит совсем забывать о слабых функциях. Лучше, чтобы они не слишком отставали от сильных. Тогда вы дадите возможность своей личности существовать как ей свойственно, а, следовательно, бесконечно развиваться. Окружающие, пользуясь вашей силой, помогут вам преодолевать слабости и вы, вероятнее всего, скоро вовсе перестанете считать свои проблемы серьезными. Проявления типа можно заметить практически во всем, что делает человек. Знание типов предоставляет широкие возможности. Ведь ими во многом определяются и отношения между людьми, ибо никогда не будет полного взаимопонимания у соматика и релатика, у объективика и субъективика и т.д. Вообще, взаимопонимание, сколько-нибудь приближающееся к полному, возможно только у представителей одного сложного типа (у которых все четыре простейших типа совпадают). С точки зрения практики общения это означает, что нельзя требовать от соматика, например, поступков и поведения, свойственных релатикам.

 

 

18. Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера: основные положения, цели коррекции, позиция психолога, требования и ожидание от клиента, техники.

Человек, по А. Адлеру, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Концепция Адлера построена на принципах целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма. Согласно конц., мир воспринимается с позиций «системы отсчета», Целостность и целесообразность. основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиента. важен учет сразу трех моментов: 1) прошлого опыта клиента; 2) настоящей ситуации и 3) направления движения. Комплекс неполноценности и компенсация. Неполноценность, ее компенсация и социальная среда - это три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству. Адлер считал, что цели поведения человека не меняются в течение жизни, изменяется только система отношений, а отсюда одна из основных задач - коррекция этих отношений. исходил из того, что люди, определяя с помощью вымысла свои личные цели, тем самым определяют свое поведение и стиль жизни.. По Адлеру, здоровая личность - это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предполагает социальное личностное чувство, поведение и когнитивное допущение. Цели коррекции: снижение чувства неполноценности; развитие социального интереса; коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни. Позиция психолога. основная предпосылка их работы - найти ошибку в «картине мира» клиента, из-за которой возникают психологические проблемы. Требования и ожидания от клиента. Основное для клиента - занять позицию «на равных» по отношению к психологу. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска - базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможностей их коррекции. Техники:. 1.Установление правильных отношений- отношение ко всему2.Анализ личностной динамики-целепологание цель определяет способы поведения.Опросник семейного созвездия Набор вопросов «Раннее воспоминание.Анализ сновидения.Приоритеты. Выделяют 4 приоритетные ценности, важные для осмысления жизни: 1) превосходство; 2) контроль; 3) комфорт и 4) желание быть приятным. – методики изучения формирования Л. 3.Подбадривание. 4.Поощрение инсайта. Задача - создание условий для инсайта (озарения)- высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни. 5.Помощь в переориентации: антисуггестия – действие довести до абсурда, чтобы человек понял, что это его действие лишнее(почесывания – 1 чел чешется, затем другой начинает, затем третий и т.д.)6.ролевая игра («Если бы», «Зато…»).6.Антисуггестия - смысл этой техники состоит в многократном преувеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий.

 

19. Клиент-центрированный подход К. Роджерса: основные положения, цели коррекции, позиция психолога, требования и ожидания от клиента, техники.

В чел изначально заложено всё, необходимо только это развивать.

Чел обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом.понятия в подходе К. Роджерса,: «эмпатия», «забота», «конгруэнтность», «психолог климат».Цель корр состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, уверенности в себе, чувства достоинства, обучение саморефлексии.Отличие от других: акцент делается на свойствах личности чел(личностных качествах), а не на поведении.

К. Роджерс выделил и описал три необходимых условия, ко­торым должен отвечать диалог консультанта и клиента, чтобы рост клиента осуществлялся в направлении вышеописанной цели (триада Роджерса):1. Консультант конгруэнтен по отношению к своему собст­венному опыту в отношениях с клиентом. поведение консультанта естественно, оно соответствует его опыту, тому, что он думает, чувствует, 2. Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту. 3. Консультант эмпатически воспринимает клиента. Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрировэнного подхода:1. Вербализация. Консультант часто повторяет за клиентом те слова, фразы, которые сказал клиент. Это делается для того,чтобы клиент начал прислушиваться к себе, своим словам, сконцентрировал внимание на своих словах.

2. Молчание консультанта, в котором клиент ощущает при­нятие. 3. Акцентирование эмоций. Это нужно для того, чтобы через внимание к эмоциям на­править клиента к его глубинным потребностям, связанным с актуализацией себя. Роджерс со временем пришел к убеждению, что в со­временной ему европейской культуре наблюдается массо­вый запрос на клиент-центрированную заботу, клиент-цен-трированное общение. Практически любая группа, стремится стать группой, основной деятельностью которой будет клиент-центрированное обще­ние. Отсюда родилась идея групп встреч, в которых клиен­ты сами оказывают психологическую помощь друг другу, проявляя поведение, свойственное клиент-центрированно-му общению. Клиенты обучаются навыкам подобного поведе­ния, наблюдая за действиями двух фасилитаторов - своего рода ведущих группы встреч. Основной задачей фасилитато­ров в группе является демонстрация клиент-центрирован-ного общения, побуждение других членов группы к клиент-центрированному общению, облегчение перехода группы к клиент-центрированному общению.

 

20. Логотерапия В. Франкла: основные положения, цели коррекции, позиция психолога, требования и ожидания от клиента, техники.

В.Франкл.чел стремиться найти и реализовать свой смысл жизни. Это присуще всем людям, является врожденным и основной движущей силой для развития Л.считает чел творцом, всю жизнь созидающим свою духовность. Центральной в концепции является проблема ответственности. Чел свободен в своем выборе смысла, но, найдя его, он несет ответственность за осуществление своего уникального смысла. Для того чтобы помочь два основных метода:1 Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля (современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что у нее есть комплексы, чем от самих комплексов).2 Метод парадоксальной интенции предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные проявления юмора.

Также: Персональное осмысление жизни - Прием заключается в том, чтобы чел, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому чел, что жизнь без него теряет для этого человека смысл. «Сократовский диалог». Задача - вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания.

Этапы и методы работы

I. Диагностирование состояния экзистенциального ва­куума и переформулирование проблемы. Клиента подводят к тому, что понимать вопросы о смысле и искать смысл - бо­лее здоровое состояние, чем не поднимать вопросы о смысле и не искать его. II. Углубление экзистенциального состояния: Объяснение. 2. Предложение максим (изложенных в краткой форме правил, принципов поведения).3. Использование сравненийIII. Фокусирование на поисках смысла:1. Подведение клиентов к осознанию своей ответствен­ности за нахождение смысла2. Клиентам помогают выслушивать голос своего пси­хического. Клиент должен выслушивать 10 тыс. требований, скрытых в 10 тыс. ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь, повиноваться этим требованиям. 3. Постановка перед клиентами вопросов о смысле. 4. Увеличение числа источников смысла. 5. Выявление смысла через логодрамму. Обострение кон­фликтности ситуации через введение в поле зрения клиентов но­вых людей, новых источников информации, помогающее клиен­там обрести смысл.6. Предложение клиентам некоторых готовых вариан­тов смысла в кажущейся им бессмысленной ситуации.7. Использование анализа сновидений для выявления по­давленной духовности и религиозности.

 

21. Экзистенциальное направление: основные положения: цели коррекции, позиция психолога, требования и ожидания от клиента, техники.

 

Слово «экзистенция» («существование») происходит от лат.- выделяться, появляться. Экзистенциальное С. КьеркегорД. Буженталь:• чел есть целое,. чел существует в контексте собственных чел-х проблем; чел способен к осознанию и способен действовать рационально;чел всегда имеет выбор;Основная цель - помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответст-ть и открыть свои потенции как Л в полноценном общении. Безусловное признание Л клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование кот есть ценность. Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и внешний мир».

Экзистенциальный подход применим в случаях, когда кли­енты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с ка­кой-либо экзистенциальной проблемой: смертью, переходными периодами в личной жизни и работе, принятием важных реше­ний, изоляцией.

Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции:

- Полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы.

- Формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам.

- Помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить.

- Быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента.

- Быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам.

Требования и ожидания от клиента. В экзистенциальной психокоррекции основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологический мир, осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий Поэтому позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций Поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемах жизни рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность, т е на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента

Клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и к своей жизни, в этом проявляется глубокий уровень его субъективности Он должен быть способен реагировать на глубинный интерес к самому себе.

Техники. Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт "Я и внешний мир". На этом пути возможно сопротивления клиента, так как человек ограничен в доступе к своим внутренним потенциалам тем, как он формирует конструкт "Я и внешний мир". В экзистенциальной психокоррекции речь идет не о психотехнике как совокупности приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики, а рассматриваются подходы к решению этих задач.

Первый подход - упор на развитие самосознания Осознание собственных мотивов, выбор предпочтений, система ценностей, цели и смысла. Второй подход - культивирование свободы ответственности. В соответствии с данной установкой психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении способов ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей. Третий подход - помощь в открытии или создании смысла. В реализации данной установки полезна техника фиксирования на смысле, предложенная Ю. Джендлином. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий. Четвертый подход - уникальность и идентичность. Ключ к реализации данного механизма психокоррекции - в поощрении открытого высказывания клиентом своих чувств и осознании дифференцировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными (личностными). Пятый подход - работа с тревогой. В экзистенциальной психокоррекции (в отличие от других направлений) не существует обязательного правила - снижать уровень тревожности клиента.

 

 

22. Поведенческое направление (классическая теория условных рефлексов И. П. Павлова: теория оперантного научения Б. Скиннера. Теория социального научения А. Бандуры): основные положения, цели коррекции, позиция психолога, требования и ожидания от клиента, техники.

чел - продукт и одновременно производитель своей окружающей среды. Основные понятия, применяющиеся к Л, относятся к ее поведению. Поэтому основные реакции, на которые направлены воздействия психолога, - реальное поведение чел в реальном мире.основная цель - обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Частные цели могут включать в себя формирование новых соц умений, овладение психол приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.д. Методика «негативного воздействия» - В основе лежит парадоксальное предположение, что от негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять её.Методика «скилл-терапии» - направлена на развитие саморегуляции и навыков самоконтроля.Методики формирования поведения. «Шейпинг» применяется для поэтапного моделирования сложного поведения, кот не было ранее свойственно человеку. «Фединг» (затухание) - это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления.

 

Классическое обусловливание, связанное с именем И.П. Павлова, было первой теорией, которая легла в основу поведенческой психотерапии. И.П. Павлов, так же как и Уотсон, — пропагандист теории условных рефлексов, создатель американского бихевиоризма; в своих учениях исключал значение промежуточных переменных и ограничивал исследования раздражителями внешнего мира и внешнего поведения. Теория инструментального, или оперантного, обусловливания Торндайка и Скиннера осталась в рамках прежней парадигмы «стимул—реакция (поведение)», однако подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и укреплении поведения. В этой теории стимул приобрел функциональные качества подкрепления, повышающего силу реакции. Модель Торндайка—Скиннера, как и модель И.П. Павлова, уподобляла поведение организма «черному ящику», о внутреннем содержании которого нет никакой информации.

Основные положения социально-когнитивной теории А. Бандуры

1. По мнению А. Бандуры, люди с рождения имеют лишь элементарные рефлексы, но нет врожденных схем поведения, которые они могут приобрести только путем научения. 2. Врожденные и приобретенные формы поведения трудно разделить. Человеческая природа обладает большим потенциалом, который ограничен определенными биологическими факторами, но может преобразоваться при прямом и опосредованном приобретении опыта в самые разные формы. 3. Мышление - это психонейронный процесс. 5. Люди обладают следующими пятью способностями:

1) Способность к символизации, то есть к преобразованию своего опыта в символы, 2) Способность людей к предвидению, к постановке целей. 3) Люди обладают способностью опосредования. По мнению А. Бандуры, фактически в основе поведения и научения лежит не прямой опыт, а наблюдения за поведением других людей. 4) Способность людей к саморегуляции, 5) Люди обладают способностью к самоанализу, которая является чисто человеческой. 6) Основные новации, выдвинутые в концепции А. Бандуры сводятся к разработке двух главных способов научения: научение через наблюдение и научение в действии.

 

 

23. Когнитивное направление (когнитивно-аналитическое направление, рационально-эмотивная терапия А. Эллиса; когнитивный подход А. Бека, реальная терапия У. Глассера): основные положения, цели коррекции, позиция психолога, требования и ожидания от клиента, техники.

Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему - мыслям о себе и о мире. В основе корр лежит научение новым способам мышления.Основная задача- изменения в восприятии себя и окружающей действительности. Цели:• исправления ошибочной переработки информации;• помощь клиентам в изменении убеждений, кот поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные. Метод «Фиксированной роли» - В ходе корр взаимодействия клиенту предлагают (на основе соотв приемов) посмотреть на мир глазами др чел и вести себя соответственно. ролевая игра разворачивается в реальной жизни клиента.«Подъем по лестнице» - Техника позволяет клиенту изучить иерархию конструктов. «Складывание пирамиды» - Процедура складывания пирамиды представляет собой своеобразное движение «вниз», к конкретизации описания поведения «ABC-модель.Какие преимущества у нее есть вследствие избыточного веса? Какие минусы привносит в ее жизнь большой вес?».

РЭТ А. Эллиса.чел трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий.каждый чел рождается с определенным потенциалом, и этот потенциал имеет две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную Цели - оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. - освобождение от идеи самообвинения. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов - Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо «Я должен» - «Мне бы хотелось» Когнитивное домашнее задание Рационально-эмотивное воображение - Клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Ролевая игра - Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение.«Атака на страх» - Например, клиенту, кот испытывает сильный дискомфорт при общении с продавцом предлагают зайти в крупный магазин со множеством отделов и в каждом отделе попросить показать ему какую-либо вещь. 9. Когнит.подход А.БЕКа. решающим фактором для выживания организма является переработка информации. Л формируется схемами или когнитивными структурами, кот представляют собой базальные убеждения. Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. Каждый чел формирует собственную концепцию себя, других, мира и концепцию своего существования в мире. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом человека и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей, позиций.Цели - исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными. «Сократовский диалог».«Заполнение пустоты». Метод используется, когда уровень испытываемых эмоций носит умеренный характер и когниции, сопровождающие их, нечетки, недостаточно оформлены. Декатастрофизация (техника «что... если»).Когнитивная реатрибуция - направлена на проверку правильности убеждений клиента. Психолог и клиент рассматривают альтернативные причины событий.

Переформулирование - Клиенту предлагается сформулировать проблему по-новому, с тем, чтобы она получила конкретное и специфическое звучание. Планирование деятельности. 10. РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА.Цели - активизация у клиента «чувства реальности» и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни.Л сама выбирает свою позицию - жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними. семь шагов совместной с клиентом работы:1. Установление отношений с клиентом: 2. Забыть о прошлом клиента 3. Поощрять клиента 4. Помочь.5. Клиент должен взять на себя обязательство о выполнении плана, кот должен быть реалистичным.6. Отказ принятия извинений.

24. Трансактный анализ Э. Берна: основные положения, цели коррекции, позиция психолога, требования и ожидания от клиента, техники.

Структура Л «Я», или «эго-состояний»: «Родитель», «Ребенок», «Взрослый».

Цели - помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, «эго-состояний» и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность корр - освободить чел от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным,достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость.Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства. Техника семейного моделирования - включает в себя элементы психодрамы и структурного анализа «эго-состояния.Трансактный анализ - предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения. 12. Гештальтт Ф. ПЕРЛЗА.Чел находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия чел.

Цели - снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в чел естественных ресурсов, способствующих его личност росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.- помощь чел в полной реализации его потенциала. - активация внутр личностных резервов клиента, высвобождение кот ведет к личност росту. Эспериментальный (диссоциированный) диалог - диалог между фрагментами собственной Л, диалог и с собственным чувством (например, с чувством страха),

«Большой пес» и «Щенок».

Совершение кругов, или идти по кругу -для активизации членов гр, поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения.Техника «наоборот» (перевертыш) - клиент сыграл поведение, противоположное тому, кот ему не нравится. Скажем, застенчивый стал вести себя вызывающе.Экспериментальное преувеличение-на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и др движений(громче и громче повторять фразу). Незаконченное дело. Проективные игры на воображение «У меня есть тайна».«Преувеличение».«Репитиция»Проверка готового мнения

 

 

25. Гештальттерапия Ф. Перлза: основные положения; цели коррекции; позиция психолога; требования и ожидания от клиента, техники.

Направление, созданное американским психотерапевтом Фридрихом Перлзом Для сохранения гармонии с самим собой и окружающим миром человеку нужно доверять мудро­сти своего тела: прислушиваться к потребностям своего орга­низма и не мешать их реализации. различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1. Интроекция. Человек усваивает чувства, мнения, взгля­ды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собствен­ным опытом, не ассимилируются личностью. 2. Проекция - Че­ловек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не со­ответствуют его Я-концепции, и проецирует их на других лю­дей.3. Ретрофлексия («поворот на себя») 4. Дефлексия -уклонение от реального контакта с дру­гими людьми. 5. Конфлуенция (слияние) выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Основная цель гештальттерапии состоит в интеграции фраг-ментированных частей личности. Технические процедуры в гештальттерапии называются иг­рами. они способствуют конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. В процессе игр клиенты «примеряют» различные роли, пооче­редно отождествляются с различными значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интро­ектами.Наиболее известными являются следующие игры: 1. Диалог с частями собственной личности - агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». 2. Совершение кругов. Клиенту предлагается по кругу опро­сить ряд лиц по какому-либо волнующему его вопросу. 3. Незаконченное дело. Клиенту предлагают с помощью «пустого стула» высказать свои претензии, чувства, обиды воображае­мому собеседнику. 4. Проективная игра.. Ему предлагают ра­зыграть проекцию, т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. 5. Выявление противоположного (реверсия). Клиенту предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он обычно демонстрирует.6. Упражнение на воображение с использованием процесса проекции - игра «Старый заброшенный магазин». Клиенту предлатают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что позд­но ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого забро­шенного магазина, и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагают вообразить себя этим предметом и от перво­го лица описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он ос­тавлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета.

 

Виды психолого-педагогической коррекции: - по характеру направленности, - по содержанию; - по форме работы с клиентом; - по наличию программы; - по характеру управления коррекгирующими действиями; - по продолжительности; - по масштабу решаемых задач.

.1. По характеру направленности выделяют коррекцию:- симптоматическую;- каузальную. Симптом. кор., предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.Каузальная кор. направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, более эффективен по сравнению с сим. к., т. к. одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.2. По содержанию:- познавательной сферы;- личности;- аффективно-волевой сферы;- поведенческих аспектов;- межличностных отношений:- внутригрупповых взаимоотношений;- детско-родительских отношений.3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;- индивидуальную;- групповую:- в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);- в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;- смешанную форму (индивидуально-групповую).4. По наличию программ:- программированную;- импровизированную.5. По характеру управления корригирующими воздействиями:- директивную;-недирективную.6. По продолжительности:- сверхкороткую (сверхбыструю);- короткую (быструю);- длительную;- сверхдлительную.Сверхкорот.психокор. длится минуты или часы. направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Короткая психокор. длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.Длительная психокор. продолжается месяцы, в центре внимания – личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.Сверхдлительная психокор.может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:- общую;- частную;- специальную.Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности.Под частной психокор. понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокор. приемы и методики, используемые в работе со взрослыми.Каждый прием имеет, несколько направлений психокор. воздействия. Частная психокор.вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.Спец. психок.я – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

 

 

Основные направления в психолого-педагогической коррекции: - коррекция негативных эмоциональных состояний, - коррекция отклоняющегося поведения, - коррекция социальной ситуации развития, - коррекция познавательной сферы, - коррекция школьной неуспеваемости и др.

Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний - уменьшение их силы и выработка альтернативных реакций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.162 (0.039 с.)