Основы коррекционной работы с семьей. Семья как объект психолого-педагогической коррекционной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы коррекционной работы с семьей. Семья как объект психолого-педагогической коррекционной работы.



 

Семья играет огромную роль в жизни как отдельной Л, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.Основные функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическая. Многочисленные трудности:1. Острые.2.Хронические. 3. Связанные с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа). 4. Связанные с суммированием трудностей, их "наложением" друг на друга. 5. Связанные с этапами жизненного цикла семьи. 6. Обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла.7. Ситуационные воздействия на семью. 1. "Семейная фотография". Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее,поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, кот они играют. 2. "Семейная скульптура" и "Семейная хореография". Это метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений, в сложившейся на данный момент ситуации или представляемой идеально. 3. "Ролевая карточная игра" - метод определения ролевого поведения, кот ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. 4. "Семейный ритуал". Цель- так реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и поддержать адекватные границы между позициями в системе и, таким образом, способствуя тому, чтобы система реорганизовала сама себя. 5. Соц ритуал - это система действий, совместно выработанных членами гр, в кот все виды поведения определены в строгой последовательности. 6. "Экокарта". Цель методики - схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. 7. "Соломенная башня"

При выполнении данной задачи члены семьи ведут себя гак же, как и в обычной жизни.Наряду с другими социометрическими методиками это упражнение позволяет выявить лидера в семье, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных членов семьи, границы семьи и другую динамику в системе сем-х взаимоотношений. 11. "Семейное пространство". Методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. 12. "Супружеская конференция" и "Семейный совет". Это метод, созданный для улучшения внутрисемейных взаимоотношений и повышения их интенсивности. 13. "Родительский семинар". методика для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье.

 

29. Понятие о сущности и методах психолого-педагогической коррекции детско-родительских и семейных отношений.

 

 

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.

При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции. Социально-психологический тренинг - один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы.В процессе социально-психологического тренинга применяются различные методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее. На рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением родителей. Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия, упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня, питание, прогулки, достаточный сон. Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и т.д.). Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа Вживание в образ, терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики: рисование страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так далее. Семья для дошкольника - социальный микроскоп, в котором он постепенно приобщается к социальной жизни.

 

30. Игротерапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы.

Игрот-метод психотер воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы кот сохраняются в любой колл игре:1.Играющий выполняет реальную деят-ть, осущ кот требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,2.Ряд моментов этой деят-ти носит условный хар-р, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответст-ю и многочисленными привходящими обстоятельствами. Структуру дет игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употреб-е предметов -замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими. Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль.Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры -то, что воспроизводится детьми как главный момент деят-ти и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формир-е произв-ого поведения реб и его соц-ция.Общие показания:соц инфантилизм,замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков. Основные функц психолога:1. Создание атмосферы принятия реб.

2. Эмоц сопереживание ребенку.

3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в макс точной и понятной реб форме.4.Обеспеч в процессе игр занятий условии, актуализирующих переживания реб чувства достижения собств достоинства и самоуважения. Принципы осуществления игротерапии:1.Коммуникация ребенку его безуслов принятия 2.Недирективность в управлении корр процессом.3.Установление фокуса корр процесса на чувствах и переживаниях реб. 1.Если в качестве критерия выдвинуть теор подход, то можно выделить виды:• игрот в психоанализе;• игрот, центрир-ю на клиенте,• игрот отреагирования;• игрот построения отношений,

• примитивную игрот;• игрот в отечественной психол практике.2. По функциям взрослого в игре различают:• недирективную игрот;• директивную игрот.3. По форме организации деят-ти различают:• индивид игрот;• груп игрот;4. По структуре используемого в игрот материала:• игрот с неструктурир-м материалом:• игрот со структуриров-м материалом. Игрушки и материалы, необход для игровой терапии, можно сгруппировать в три больших класса:1. Игрушки из реальной жизни.2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Чтобы игровой терапевт был эффективен в своей деят-ти, он должен:•быть достаточно объективным, чтобы позволить реб быть самостоят Л;• быть достаточно гибким, чтобы принять любые неожиданности и адаптироваться к ним;• ориентир-ся на то, чтобы охотно воспринимать все новое;• признавать лицо реб, его опыт безусловной ценностью;• не оценивать реб, быть открытым, а не замкнутым;• уметь отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в реальность реб;•никогда не упоминать о прошлых сеансах, поскольку реб находится уже в др временной точке.

 

Игротерапия: значение игры в воспитании детей. Игровая комната и ее оснащение. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту.

 

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игры, способствуют укреплению и развитию телесной силы и образованию ума. самая большая группа игр служит для ребенка наглядным пособием обучения мышлению. Вторая группа игр служит «для развития и укрепления чувства самосознания». Третья категория игр служит ребенку «для упражнения в процессе воспроизведения впечатлений или репродукции впечатлений». Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процесс воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искру мысли. Степень интеллигентности ребенка проявляется в его играх. Интеллигентные дети, которые не раздражительны, мало плачут, не капризничают, эти дети проявляют большее разнообразие в играх и необходимое увлечение забавой; их занятия отличаются тщательностью операций, постоянным прогрессом и новизной. Игры оказывают огромную услугу по отношению к воспитанию, особенно при общении детей с другими в так называемых общественных играх. Подобное общение составляет большую необходимость и потребность для ребенка, которому еще много чему нужно поучиться от окружающих, и особенно товарищей.

Игровая комната Все вещи, находящиеся в комнате, должны быть целыми, аккуратными и функционирующими. Необходимо устроить игровую комнату таким образом, чтобы какой-то объект (шкаф или плита) отступал от стены. Тогда дети могут играть по другую сторону плиты, укрывшись от взгляда игротерапевта, когда почувствуют в этом необходимость. Игровая комната не должна использоваться как детская. Отношения в игровой терапии - это специфические эмоциональные отношения, которые возникают именно в игровой комнате. После каждого сеанса в игровой комнате надо навести порядок и расставить игрушки по местам. Поскольку игрушки - это слова ребенка, ребенок не должен тратить время на поиски игрушек, необходимых для выражения чувств. Игровая комната должна являть собой образец порядка и надежности. Игровой специалист - это уникальный взрослый в жизни ребенка. Обращаясь к личности ребенка, он реагирует таким образом, чтобы освободить естественное стремление ребенка к управлению собственной деятельностью. он должен:• быть достаточно объективным, чтобы позволить ребенку быть самостоятельной личностью;• быть достаточно гибким, чтобы принять любые неожиданности и адаптироваться к ним;• ориентироваться на то, чтобы охотно воспринимать все новое;• признавать лицо ребенка, его опыт безусловной ценностью;• не оценивать ребенка, быть открытым, а не замкнутым;• уметь отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в реальность ребенка;• никогда• не упоминать о прошлых сеансах, поскольку ребенок находится уже в другой временной точке

Личность игротерапевта более важна, чем любые его знания и умения. Игротерапевт должен быть таким человеком, с которым ребенок будет чувствовать себя в безопасности, он должен быть человеком, который покажется детям небезразличным и заслуживающим доверия.Игротерапевт должен делать все возможное, чтобы обеспечить детей квалифицированной помощью.Дети не могут постоять за себя сами. Поэтому специалисты, использующие игровую терапию в своей практическойработе, должны обладать необходимыми знаниями и навыками, позволяющими достичь эффекта в этой области и наилучшим образом служить интересам детей.

 

 

32. Общее представление об арттерапии: характеристика методов, основные положения и рекомендации по проведению.

Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Термин "арттерапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл. Это специализированная форма психот, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Основная цель артт состоит в гармонизации развития Л через развитие способ-ти самовыражения и самопоз. Важнейшей техникой артт-техника активного воображения, направлен на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Корр механизм может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Выделяют 2 основ механизма психол корр воздействия, хар-х для метода арттерапии.1й-искусство позволяет в особой символической форме реконстр-ть конфликтную травм-ю ситуацию и найти ее разрешение через переструктурир-е этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.2й-связан с природой эстетической реакции, позвол изм. действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение.Цели артт:1.Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным 2.Облегчить процесс лечения. 3.Получить материал для интерпретации и диагностич заключений. 4. Проработать мысли и чувства, кот клиент привык подавлять. 5. Наладить отношения между психологом и клиентом.

6. Развить чувство внутр контроля.7. Сконцентр-ть внимание на ощущениях и чувствах. 8.Развить худож-е способности и повысить самооценку. Сущ 2 формы арттерапии:При пассивной форме клиент "потребляет" худож-е произведения, созданные другими людьми: рассм картины, читает книги, прослушивает муз произведения.При активной форме -клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.Занятия по артт могут быть структурир-ми и неструктурир-ми.При структурир-х занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.При неструктур-х занятиях клиенты самостоят выбирают тему для освещения, материал, инструменты.Сущ различные варианты использ метода артт:• использование уже сущ-х произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;

• побуждение клиентов к самостоят творчеству;• использ им-ся произведения искусства и самостоят творчество клиентов;• творчество самого психолога,направленное на установление взаимодействия с клиентом.Основ направления в артт. Динамически ориентированная артт-начало в психоанализе и основывается на распозн-и глубинных мыслей и чувствований чел, извлеченных из бессознат-ого в виде образов. Гештальториентир-ая артт:• излечивание или восстан. адекватной "Я-функции";• помощь клиенту в осознании и интерпр-ции собств переживаний с помощью образов-символов;• пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способ-ти раскрываться, душевной гибкости.

 

 

33. Музыкотерапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы.

Музыкот. представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства корр. Определились 2 независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.Американская имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются "лечебные" каталоги музыки. Шведская шк - в корр работе музыкот должна отводиться центральная роль, тк музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои Л. Физиолог воздействие музыки на чел основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. В целом наиболее сильную эмоц реакцию на муз произведение проявляют люди со средней муз культурой. Выделяют 4 осн направления корр действия:

1. Эмоц активирование в ходе вербальной психотерапии.2.Развитие навыков межличн общения, коммуник функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.В качестве психол механизмов корр воздействия музыкот указывают:• катарсис - эмоц разрядку, регулирование эмоц состояния;• облегчение осознания собственных переживаний;• конфронтацию с жизненными проблемами;• повышение соц активности;• приобретение новых средств эмоц экспрессии;

• облегчение формирования новых отношений и установок. В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкот процессе и поставленных задач музыкот может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают только прослушать музыку. Различают три формы рецептивной психокорр:

1. Коммуникативная - совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкот, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.3. Регулятивная, способствующая снижению нервно-психич напряжения.

 

 

34. Библиотерапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы.

.Библиотерапия- спец корр воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Корр воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Методика:1. Самоподготовка психокорректора.

Она включает в себя составление собственной списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. 2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров.3. Составление списка.

4. Выработка системы чтения.учет трех принципов:• степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги);

• герой книги должен быть клиенту "по плечу";• максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в кот находится клиент.В ходе библиот клиент ведет читательский дневник. Неспецифические процессы хар-ся широтой универсальностью своего воздействия на всю Л и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение; удовольствие, радость; чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой; достаточно общая психическая активность. Специфические корр процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на Л или на какой-то психический процесс: конкретные чувства, деятельность,мышление. Они более просты, конкретны и легче регулируются. Это- контроль, эмоциональная проработка, тренировка, разрешение конфликта. Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности в библиотерапии:Специальная литература,Научно-популярная литература,Философская литература. Биографическая и автобиографическая литература.

Классическая литература

Юмористическая и сатирическая литература. Афористическая литература. Фольклор, сказочная литература. Научно-фантастическая литература. Детективы и приключенческая литература.

Драматургия. Педагогическая литература. Юридическая литература. Узкопрофессиональная литература. Случайная литература.

35. Танцевальная и двигательная терапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы.

 

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоц расстройства, нарушения общения, межличностн взаимодействия. Цель - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение груп опыта. Основной задачей является осуществление спонтанного движения. Гл установка: движения отражают черты Л. Танц терапия направлена на решение следующих задач:1.Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования.

2.Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела.3.Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта.4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями.5. Создание "магического кольца". Наряду с названными решаются также задачи:

повышения двигательной активности; коммуникат тренинга и организации социотерапевтического общения;получения диагностич материала для анализа поведенч стереотипов пациента и его самопознания;раскрепощения пациента, поиска аутентичных путей развития. На первом этапе обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе.

На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного гр пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет.

 

36. Рисуночная терапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы.

Рисование - творч акт, позвол. клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство-требует согласованного участия многих психич функций, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивид, так и общегр проблем.1. Собственное прошлое и настоящее.2.Будущее или абстрактные.3. Отношения в гр.Используются следующие методики (классификация С. Кратохвила):1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет).2.Коммуникативное рисование. 3. Совместное рисование: 4. Дополнительное рисование. Существует два способа работы с готовыми рисунками:1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психолог содержании). Организуя рисуночные занятия, психолог реализует следующие функции:• эмпатическое принятие реб;• создание психол атмосферы и психол безопасности;• эмоц поддержка реб;• постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком;• тематическое структурирование задачи;• помощь в поиске формы выражения темы;• отражение и вербализация чувств и переживаний реб, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.Функции психолога могут быть реализованы в директивной и недирективной форме. Специалисты выделяют 5 типов заданий, используемых в рисуночной практике:1. Предметно-тематические.2.Образно-символические.3.Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.4. Игры и упражнения с изобразит-м материалом.5. Задания на совместную деят-ть. Е. Крамер выделяет 4 типа изображений, значимых:1.Каракули.2.Схемы и полусхемы, представляющие собой конвенциональные стереотипные изображения.3.Пиктограммы, т.е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позицией по отношению к миру. 4. Художественные образы. Е. Крамер выделяет 5 способов использ реб худож материала:1.Манипуляции с целью исследования физических свойств материала.2.Деструктивное поведение.3. Стереотипное воспроизвед одних и тех же рисунков и действий.4. Рис графических пиктограмм.5.Создание худож образов. Основные этапы корр процесса:1.Предварительный ориентировочный этап.Исслед реб обстановки, изобразит-х материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.2. Выбор темы рис, эмоц включение в процесс рисования.3. Поиск адекватной формы выражения.4.Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.5.Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.214.79 (0.041 с.)