Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы коррекционной работы с семьей. Семья как объект психолого-педагогической коррекционной работы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Семья играет огромную роль в жизни как отдельной Л, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.Основные функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическая. Многочисленные трудности:1. Острые.2.Хронические. 3. Связанные с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа). 4. Связанные с суммированием трудностей, их "наложением" друг на друга. 5. Связанные с этапами жизненного цикла семьи. 6. Обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла.7. Ситуационные воздействия на семью. 1. "Семейная фотография". Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее,поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, кот они играют. 2. "Семейная скульптура" и "Семейная хореография". Это метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений, в сложившейся на данный момент ситуации или представляемой идеально. 3. "Ролевая карточная игра" - метод определения ролевого поведения, кот ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. 4. "Семейный ритуал". Цель- так реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и поддержать адекватные границы между позициями в системе и, таким образом, способствуя тому, чтобы система реорганизовала сама себя. 5. Соц ритуал - это система действий, совместно выработанных членами гр, в кот все виды поведения определены в строгой последовательности. 6. "Экокарта". Цель методики - схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. 7. "Соломенная башня" При выполнении данной задачи члены семьи ведут себя гак же, как и в обычной жизни.Наряду с другими социометрическими методиками это упражнение позволяет выявить лидера в семье, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных членов семьи, границы семьи и другую динамику в системе сем-х взаимоотношений. 11. "Семейное пространство". Методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. 12. "Супружеская конференция" и "Семейный совет". Это метод, созданный для улучшения внутрисемейных взаимоотношений и повышения их интенсивности. 13. "Родительский семинар". методика для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье.
29. Понятие о сущности и методах психолого-педагогической коррекции детско-родительских и семейных отношений.
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции. Социально-психологический тренинг - один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы.В процессе социально-психологического тренинга применяются различные методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее. На рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением родителей. Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия, упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня, питание, прогулки, достаточный сон. Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и т.д.). Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа Вживание в образ, терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики: рисование страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так далее. Семья для дошкольника - социальный микроскоп, в котором он постепенно приобщается к социальной жизни.
30. Игротерапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы. Игрот-метод психотер воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы кот сохраняются в любой колл игре:1.Играющий выполняет реальную деят-ть, осущ кот требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,2.Ряд моментов этой деят-ти носит условный хар-р, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответст-ю и многочисленными привходящими обстоятельствами. Структуру дет игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употреб-е предметов -замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими. Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль.Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры -то, что воспроизводится детьми как главный момент деят-ти и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формир-е произв-ого поведения реб и его соц-ция.Общие показания:соц инфантилизм,замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков. Основные функц психолога:1. Создание атмосферы принятия реб. 2. Эмоц сопереживание ребенку. 3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в макс точной и понятной реб форме.4.Обеспеч в процессе игр занятий условии, актуализирующих переживания реб чувства достижения собств достоинства и самоуважения. Принципы осуществления игротерапии:1.Коммуникация ребенку его безуслов принятия 2.Недирективность в управлении корр процессом.3.Установление фокуса корр процесса на чувствах и переживаниях реб. 1.Если в качестве критерия выдвинуть теор подход, то можно выделить виды:• игрот в психоанализе;• игрот, центрир-ю на клиенте,• игрот отреагирования;• игрот построения отношений, • примитивную игрот;• игрот в отечественной психол практике.2. По функциям взрослого в игре различают:• недирективную игрот;• директивную игрот.3. По форме организации деят-ти различают:• индивид игрот;• груп игрот;4. По структуре используемого в игрот материала:• игрот с неструктурир-м материалом:• игрот со структуриров-м материалом. Игрушки и материалы, необход для игровой терапии, можно сгруппировать в три больших класса:1. Игрушки из реальной жизни.2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Чтобы игровой терапевт был эффективен в своей деят-ти, он должен:•быть достаточно объективным, чтобы позволить реб быть самостоят Л;• быть достаточно гибким, чтобы принять любые неожиданности и адаптироваться к ним;• ориентир-ся на то, чтобы охотно воспринимать все новое;• признавать лицо реб, его опыт безусловной ценностью;• не оценивать реб, быть открытым, а не замкнутым;• уметь отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в реальность реб;•никогда не упоминать о прошлых сеансах, поскольку реб находится уже в др временной точке.
Игротерапия: значение игры в воспитании детей. Игровая комната и ее оснащение. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту.
Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игры, способствуют укреплению и развитию телесной силы и образованию ума. самая большая группа игр служит для ребенка наглядным пособием обучения мышлению. Вторая группа игр служит «для развития и укрепления чувства самосознания». Третья категория игр служит ребенку «для упражнения в процессе воспроизведения впечатлений или репродукции впечатлений». Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процесс воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искру мысли. Степень интеллигентности ребенка проявляется в его играх. Интеллигентные дети, которые не раздражительны, мало плачут, не капризничают, эти дети проявляют большее разнообразие в играх и необходимое увлечение забавой; их занятия отличаются тщательностью операций, постоянным прогрессом и новизной. Игры оказывают огромную услугу по отношению к воспитанию, особенно при общении детей с другими в так называемых общественных играх. Подобное общение составляет большую необходимость и потребность для ребенка, которому еще много чему нужно поучиться от окружающих, и особенно товарищей. Игровая комната Все вещи, находящиеся в комнате, должны быть целыми, аккуратными и функционирующими. Необходимо устроить игровую комнату таким образом, чтобы какой-то объект (шкаф или плита) отступал от стены. Тогда дети могут играть по другую сторону плиты, укрывшись от взгляда игротерапевта, когда почувствуют в этом необходимость. Игровая комната не должна использоваться как детская. Отношения в игровой терапии - это специфические эмоциональные отношения, которые возникают именно в игровой комнате. После каждого сеанса в игровой комнате надо навести порядок и расставить игрушки по местам. Поскольку игрушки - это слова ребенка, ребенок не должен тратить время на поиски игрушек, необходимых для выражения чувств. Игровая комната должна являть собой образец порядка и надежности. Игровой специалист - это уникальный взрослый в жизни ребенка. Обращаясь к личности ребенка, он реагирует таким образом, чтобы освободить естественное стремление ребенка к управлению собственной деятельностью. он должен:• быть достаточно объективным, чтобы позволить ребенку быть самостоятельной личностью;• быть достаточно гибким, чтобы принять любые неожиданности и адаптироваться к ним;• ориентироваться на то, чтобы охотно воспринимать все новое;• признавать лицо ребенка, его опыт безусловной ценностью;• не оценивать ребенка, быть открытым, а не замкнутым;• уметь отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в реальность ребенка;• никогда• не упоминать о прошлых сеансах, поскольку ребенок находится уже в другой временной точке Личность игротерапевта более важна, чем любые его знания и умения. Игротерапевт должен быть таким человеком, с которым ребенок будет чувствовать себя в безопасности, он должен быть человеком, который покажется детям небезразличным и заслуживающим доверия.Игротерапевт должен делать все возможное, чтобы обеспечить детей квалифицированной помощью.Дети не могут постоять за себя сами. Поэтому специалисты, использующие игровую терапию в своей практическойработе, должны обладать необходимыми знаниями и навыками, позволяющими достичь эффекта в этой области и наилучшим образом служить интересам детей.
32. Общее представление об арттерапии: характеристика методов, основные положения и рекомендации по проведению. Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Термин "арттерапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл. Это специализированная форма психот, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Основная цель артт состоит в гармонизации развития Л через развитие способ-ти самовыражения и самопоз. Важнейшей техникой артт-техника активного воображения, направлен на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Корр механизм может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Выделяют 2 основ механизма психол корр воздействия, хар-х для метода арттерапии.1й-искусство позволяет в особой символической форме реконстр-ть конфликтную травм-ю ситуацию и найти ее разрешение через переструктурир-е этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.2й-связан с природой эстетической реакции, позвол изм. действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение.Цели артт:1.Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным 2.Облегчить процесс лечения. 3.Получить материал для интерпретации и диагностич заключений. 4. Проработать мысли и чувства, кот клиент привык подавлять. 5. Наладить отношения между психологом и клиентом. 6. Развить чувство внутр контроля.7. Сконцентр-ть внимание на ощущениях и чувствах. 8.Развить худож-е способности и повысить самооценку. Сущ 2 формы арттерапии:При пассивной форме клиент "потребляет" худож-е произведения, созданные другими людьми: рассм картины, читает книги, прослушивает муз произведения.При активной форме -клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.Занятия по артт могут быть структурир-ми и неструктурир-ми.При структурир-х занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.При неструктур-х занятиях клиенты самостоят выбирают тему для освещения, материал, инструменты.Сущ различные варианты использ метода артт:• использование уже сущ-х произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами; • побуждение клиентов к самостоят творчеству;• использ им-ся произведения искусства и самостоят творчество клиентов;• творчество самого психолога,направленное на установление взаимодействия с клиентом.Основ направления в артт. Динамически ориентированная артт-начало в психоанализе и основывается на распозн-и глубинных мыслей и чувствований чел, извлеченных из бессознат-ого в виде образов. Гештальториентир-ая артт:• излечивание или восстан. адекватной "Я-функции";• помощь клиенту в осознании и интерпр-ции собств переживаний с помощью образов-символов;• пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способ-ти раскрываться, душевной гибкости.
33. Музыкотерапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы. Музыкот. представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства корр. Определились 2 независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.Американская имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются "лечебные" каталоги музыки. Шведская шк - в корр работе музыкот должна отводиться центральная роль, тк музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои Л. Физиолог воздействие музыки на чел основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. В целом наиболее сильную эмоц реакцию на муз произведение проявляют люди со средней муз культурой. Выделяют 4 осн направления корр действия: 1. Эмоц активирование в ходе вербальной психотерапии.2.Развитие навыков межличн общения, коммуник функций и способностей. 3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы. 4. Повышение эстетических потребностей.В качестве психол механизмов корр воздействия музыкот указывают:• катарсис - эмоц разрядку, регулирование эмоц состояния;• облегчение осознания собственных переживаний;• конфронтацию с жизненными проблемами;• повышение соц активности;• приобретение новых средств эмоц экспрессии; • облегчение формирования новых отношений и установок. В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкот процессе и поставленных задач музыкот может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают только прослушать музыку. Различают три формы рецептивной психокорр: 1. Коммуникативная - совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкот, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.3. Регулятивная, способствующая снижению нервно-психич напряжения.
34. Библиотерапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы. .Библиотерапия- спец корр воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Корр воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Методика:1. Самоподготовка психокорректора. Она включает в себя составление собственной списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. 2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров.3. Составление списка. 4. Выработка системы чтения.учет трех принципов:• степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги); • герой книги должен быть клиенту "по плечу";• максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в кот находится клиент.В ходе библиот клиент ведет читательский дневник. Неспецифические процессы хар-ся широтой универсальностью своего воздействия на всю Л и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение; удовольствие, радость; чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой; достаточно общая психическая активность. Специфические корр процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на Л или на какой-то психический процесс: конкретные чувства, деятельность,мышление. Они более просты, конкретны и легче регулируются. Это- контроль, эмоциональная проработка, тренировка, разрешение конфликта. Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности в библиотерапии:Специальная литература,Научно-популярная литература,Философская литература. Биографическая и автобиографическая литература. Классическая литература Юмористическая и сатирическая литература. Афористическая литература. Фольклор, сказочная литература. Научно-фантастическая литература. Детективы и приключенческая литература. Драматургия. Педагогическая литература. Юридическая литература. Узкопрофессиональная литература. Случайная литература. 35. Танцевальная и двигательная терапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы.
Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоц расстройства, нарушения общения, межличностн взаимодействия. Цель - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение груп опыта. Основной задачей является осуществление спонтанного движения. Гл установка: движения отражают черты Л. Танц терапия направлена на решение следующих задач:1.Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. 2.Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела.3.Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта.4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями.5. Создание "магического кольца". Наряду с названными решаются также задачи: повышения двигательной активности; коммуникат тренинга и организации социотерапевтического общения;получения диагностич материала для анализа поведенч стереотипов пациента и его самопознания;раскрепощения пациента, поиска аутентичных путей развития. На первом этапе обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе. На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного гр пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет.
36. Рисуночная терапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы. Рисование - творч акт, позвол. клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство-требует согласованного участия многих психич функций, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивид, так и общегр проблем.1. Собственное прошлое и настоящее.2.Будущее или абстрактные.3. Отношения в гр.Используются следующие методики (классификация С. Кратохвила):1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет).2.Коммуникативное рисование. 3. Совместное рисование: 4. Дополнительное рисование. Существует два способа работы с готовыми рисунками:1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психолог содержании). Организуя рисуночные занятия, психолог реализует следующие функции:• эмпатическое принятие реб;• создание психол атмосферы и психол безопасности;• эмоц поддержка реб;• постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком;• тематическое структурирование задачи;• помощь в поиске формы выражения темы;• отражение и вербализация чувств и переживаний реб, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.Функции психолога могут быть реализованы в директивной и недирективной форме. Специалисты выделяют 5 типов заданий, используемых в рисуночной практике:1. Предметно-тематические.2.Образно-символические.3.Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.4. Игры и упражнения с изобразит-м материалом.5. Задания на совместную деят-ть. Е. Крамер выделяет 4 типа изображений, значимых:1.Каракули.2.Схемы и полусхемы, представляющие собой конвенциональные стереотипные изображения.3.Пиктограммы, т.е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позицией по отношению к миру. 4. Художественные образы. Е. Крамер выделяет 5 способов использ реб худож материала:1.Манипуляции с целью исследования физических свойств материала.2.Деструктивное поведение.3. Стереотипное воспроизвед одних и тех же рисунков и действий.4. Рис графических пиктограмм.5.Создание худож образов. Основные этапы корр процесса:1.Предварительный ориентировочный этап.Исслед реб обстановки, изобразит-х материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.2. Выбор темы рис, эмоц включение в процесс рисования.3. Поиск адекватной формы выражения.4.Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.5.Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.012 с.) |