Понятие об индивидуальной психолого-педагогической коррекции и ее специфике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об индивидуальной психолого-педагогической коррекции и ее специфике.



По Г.С.Абрамовой ин. пс.кор. -обоснованное воздействие психолога на дискретные хар-ки внутреннего мира чел-ка. Осн.цель -активизация ресурсов и приведение личности в состояние соответствующее норме, которое определяется исходя из возрастных и культурных особенностей клиента и субъективной реальности. Основной инструмент– психолог. Объект-клиент. Запросы:1)Изменение сит-ции;2)Изменение себя для изменения какой-то ситуации;3)Выход из сут-ции;4)Нахождение новых способов жизни в данной сит-ции. Психокор. воздействует на 3 сферы:когнитивную, эмоциональную, поведенческую.. Условия проведения индив. психокор.: добровольное согласие клиента, доверие клиента к специалисту, активность клиента в процессе реализации психоко.задач. Показания индивд-ной психокор.и: желание клиента; проблемы личного хар-ра; отказ клиента; высокий уровень заторможенности; острое состояние горя. Противопоказания индив. психокор.: возбудимость; недостаточный уровень интеллектуального развития; низкие моральные нормы. Эффективность и.. пс. обуславливается: личностными кач-вами психолога,сложившимися отношениями между психологом и клиентом; адекватность выбранной позиции спихолога по отношению к клиенту; способами конструирования сообщений специалиста; апелляция. Осн.стадии п.: заключение контракта; исследование проблем клиента; поиск способов решения проблемы; формирование психокоррекционной программы; реализация программы; оценка эффективности программы.Осн. методы вербального воздействия в индивидуальной психокоррекции: Убеждение — метод воздействия на сознание клиента через обращение к его собственному критическому суждению. Основа метода - отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно цели воздействия. Убеждение явл-ся составной частью любого вида психол. помощи. Переубеждение—процесс изменения, трансформации ранее сформулированного убеждения, предполагает целенаправленное, последовательное формирование убеждений, изменяющих представление клиента о сути проблемы и способах ее разрешения. Внушение — целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу клиента. Основным средством внушения является речь консультанта. Невербальные факторы (жесты, мимика, действия)являются дополняющими. Внушение применяется при различных состояниях клиента: бодрствующем, состоянии естественного сна, при гипнотическом сне. В психокоррекционной практике внушение присутствует в каждой встречи специалиста с клиентом.

 

 

46. Методы психодиагностики и требования к их применению в рамках осуществления психолого-педагогической коррекции.

Методы диагностики являются основными в психологии личности, так как на их основе делаются важные практические заключения. Их цель- установить уровень развития того или иного свойства человека. Существуют тесты- опросники - кратковременная проба, позволяющая установить уровень развития определенного свойства, состояния, качества у человека. Рисуночные тесты – изображения, на основе которых судят о типе личности или индивидуально- психологических особенностях человека. Проективные тесты (основатель- швейцарский психоаналитик Роршах)- используют либо изображение испытуемым предметов, либо дорисовывание изображений, лишенных деталей, на основе которых судят о потребностях и мотивах людей, как человек описывает свой внутренний мир, состояния и желания. В психологии тесты используются как научные методы исследования, а также как способы диагностики при профотборе и решении некоторых других задач. Одними из важнейших тестов в психологии являются тесты IQ, определяющие общий уровень способностей человека. Методы опроса существуют в виде анкетирования, интервью, беседы. Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. Метод социометрии, разработанный австрийско-американским психиатром Я. Морено позволяет эмпирически выявлять, схематически представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе. Назначение метода- установить, кто лидер и аутсайдер, существуют ли изгои данной группы.

В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности - контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.

Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностях человека. Генетический метод (исследования психического развития изучает развитие различных социальных групп в процессе формирования, во временной динамике.Блинецовый метод основан на выяснении вопроса- среда или сама природа определяет психологическое развитие человека. Исследуются монозиготные близнецы, которые вырастают из одной материнской клетки. Оказалось, что если близнецы воспитываются в одной и той же среде, то они оказываются очень непохожими друг на друга, если же оказываются разделенными, то наблюдается обратная картина. Это объясняется тем, что при совместном воспитании они образуют малую группу, которая развивается по известным законам- один лидер- другой ведомый; при разделении- в силу генетической схожести- развиваются одинаково.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

 

 

47. Схема получения и комплексный анализ психодиагностической информации.

 

 

С точки зрения клиента С точки зрения психолога
1 Оценка ситуации как экспертной или ситуации психологической помощи 1. Принятие заказа. Определение задач взаимодействия с клиентом
2. Реальное поведение в ситуации обследования. 2. Классификация симптомов поведения; выработка гипотез.
3. Участие в клинической беседе. 3. Уточнение гипотез в ходе клинической беседы.
4. Работа с методиками. 4. Проведение обследования с помощью психодиагностических методик.
5. Получение результатов. 5. Обработка результатов; обобщение результатов.
6. Восприятие и использование результатов. 6. Обсуждение результатов психодиаг­ностики с коллегами.

 

48. Составление программы психолого-педагогической коррекции: особенности, основные принципы, алгоритм составления и виды.

Составляя корр. программы,необходимо опираться на следующие принципы:1. Принцип системности корр, профилактич и развивающих задач.2. Принцип единства корр и диагностики.3. Принцип приоритетности корр каузального типа.4. Деятел-ый принцип корр.5. Принцип учета возрастно-психолог и индивидуальных особенностей клиента.6. Принцип комплексности методов психол воздействия.7. Принцип активного привлечения ближайшего соц окружения к участию в корр программе.8. Принцип опоры на разные уровни организации психич процессов.9. Принцип программированного обучения.10. Принцип возрастания сложности.11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.12. Принцип учета эмоц сложности материала.

.Для осущ корр воздействий необходимы создание и реализация определенной модели корр: общей, типовой, индивидуальной.Общая модель - это система условий оптимального возрастного развития Л в целом. Сущ стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) корр программы.Психокорр комплекс включ в себя 4 основных блока:1. Диагностический.2. Установочный.3. Корр.4. Блок оценки эффективности корр воздействий. Осн требования к сост психокорр программы:• четко формулировать цели корр работы;• определить круг задач, кот конкретизируют цели корр работы;•выбрать стратегию и тактику проведения корр работы;• четко определить формы работы (индивид, гр/ смешанная) с клиентом;• отобрать методики и техники корр работы; •определить общее время, необходимое для реализации всей корр программы; •определить частоту необходимых встреч •определить длительность каждого корр занятия • разработать корр программу и определить содержание корр занятий;• планировать формы участия других лиц в работе);•реализовать корр;• подготовить необходимые материалы и оборудование.Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.009 с.)