Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы психолого-педагогической коррекции.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Психол-я культура - это забота о своем психич здоровье, умение выходить из психол-х кризисов самому и помогать близким людям. В психол культуре выделяют 3 основных компонента:1. Самопознание и самооценка.2. Познание других людей.3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением. Психол помощь включ в себя: психодиагн, психокорр, психот, психол консульт-е, профориентацию и др. психот- это система медико-психол средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокорр - совокупность психол приемов, использ психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового чел. "коррекция" - "исправление". Психокорр - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения чел с помощью специальных средств психол воздействия. Психокор ориентирована на клинически здоровую Л людей. Корр ориентируется на здоровые стороны Л независимо от степени нарушения.В психокорр чаще ориентир на настоящее и будущее клиентов.Психокорр обычно ориентируется на среднесрочную помощь.В психокор акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту. Психокорр воздействия направлены на измен поведения и развитие Л клиента.Основное отличие психокорр от воздействий, направ на психол развитие чел, заключ в том, что психокор им. дело с уже сформир-ми качествами Л./видами поведения и направлена на их переделку,а осн задача развития -при отсутст /недостаточ развитии сформ-ть у чел нужные психол качества. Клиент - это норм, физич и психич здоровый чел, у кот в жизни возникли проблемы психол/поведенч хар-ра. Он не способен самостоят разрешить их и поэтому нужд в посторон помощи. По хар-ру направл-ти корр:симптоматическую; каузальную.По содержанию: познавательной сферы;Л; аффективно-волевой сферы;поведен аспектов; межличн отношений: внутригруп взаимоотнош (сем, супруж, кол);ДРО.По форме работы с клиентом:индивид;груп:в закрытой естеств гр(семья, класс);в открытой гр для клиентов со сходными проблемами;смешанную форму (индивид-гр).По наличию программ:программ-ю; импровизированную. По хар-ру управ корригирующими воздействиями:директивную;недирективную.По продолжит-ти: сверхкороткую (сверхбыструю); короткую (быструю); длительную; сверхдлительную. По масштабу решаемых задач: общую;частную; специальную. Корр ситуация вкл в себя 5 основных элементов:1.Чел, кот страдает и ищет облегчения своей проблемы. 2. Чел, кот помогает.3. Теория кот. испол для объяснения проблем клиента. 4. Набор процедур.5. Спец соц отношения.
Сущность психолого-педагогической коррекции. Психолог. коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Термин «психоло.я кор.» получил распространение в начале 70-х гг. прошлого века. В это время психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего, групповой. психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог — психологической коррекцией. психологическая коррекция как целенаправленное психологическое воздействие реализуется в разных сферах человеческой практики, например, в педагогике, организации труда., в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе.. задачи психю кор. могут существенно варьировать от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возникающих в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии, до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах. Психолог. кор. понимается как целенаправленное психологическое воздействие. реализуется в различных областях человеческой практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения и реабилитации. используется с целью лечения, выполняя психотерапевтическую функцию.
Основные теоретические и практические цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Цели и задачи психол-пед корр в образ учреждении.В практике коррработы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии. Биолог - этиологию отклонений в развитии снижением темпа органич созревания.Медиц- выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития. Интеракционистская - подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимод между Л и средой для возникн. проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и соц. депривации ребенка.Пед - причины отклонений в явл-х соц и пед запущенности реб. Деятельностная - во главу угла несформир-ть ведущего типа деят-ти и др, типичных для данной возрастной стадии видов деят-ти.Постановка целей корр работы прямо связана с теор моделью психич развития и определяется ею. 1.Оптимизация соц ситуации развития.2. Развитие видов деят-ти реб.3. Формир возрастно-психолог новообразований. правила: 1. Цели корр должны формулир в позитивной, а не в негативной форме. Позитив форма включает описание тех форм поведения, деят-ти, структур Л и познават способностей, кот должны быть сформированы у клиента. 2. Цели корр должны быть реалистичны и соотнесены с продолжит-ю корр работы и возмож-ми переноса клиентом нового позитив опыта и усвоенных на корр занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. 3. При постановке общих целей корр необходимо учит дальнюю и ближайшую перспективу развития Л 4.Нужно помнить, что эффекты корр работы проявляются на протяжении достаточно длит врем интервала: в процессе корр работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя м окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов корр работы.Задачей психол корр в образ учрежд явл разраб и реализ психокорр мероприятий с целью активного воздействия на формир Л реб с целью ее полноценного развития и фукц-я в соотв с возраст нормами, а также оказ помощи пед кол-ву в индивидуализ-и воспитания и обуч детей, развития их способ и склонностей.Задачи:-разраб и реализ корр-развив программ, направл на преодоление отклон в психич развитии детей и подростков (совмест с др специалистами).-проведение индивид и гр корр-развив занятий с детьми,в том числе с участием членов семьи реб.-осущ гр занятий с детьми,напр-х на развитие навыков эффективного соц поведения, общения,спосрбности к самопознанию и самореализации.-психол сопровождение учащихся и воспитанников классов(гр) компенсир/корр-развив обучения.-разраб и осущ совместно с педагогами программ по развитию индивид способностей детей и подростков.
Виды психолого-педагогической коррекции: - по характеру направленности, - по содержанию; - по форме работы с клиентом; - по наличию программы; - по характеру управления коррекгирующими действиями; - по продолжительности; - по масштабу решаемых задач. .1. По характеру направленности выделяют коррекцию:- симптоматическую;- каузальную. Симптом. кор., предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.Каузальная кор. направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, более эффективен по сравнению с сим. к., т. к. одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.2. По содержанию:- познавательной сферы;- личности;- аффективно-волевой сферы;- поведенческих аспектов;- межличностных отношений:- внутригрупповых взаимоотношений;- детско-родительских отношений.3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;- индивидуальную;- групповую:- в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);- в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;- смешанную форму (индивидуально-групповую).4. По наличию программ:- программированную;- импровизированную.5. По характеру управления корригирующими воздействиями:- директивную;-недирективную.6. По продолжительности:- сверхкороткую (сверхбыструю);- короткую (быструю);- длительную;- сверхдлительную.Сверхкорот.психокор. длится минуты или часы. направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Короткая психокор. длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.Длительная психокор. продолжается месяцы, в центре внимания – личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.Сверхдлительная психокор.может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:- общую;- частную;- специальную.Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности.Под частной психокор. понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокор. приемы и методики, используемые в работе со взрослыми.Каждый прием имеет, несколько направлений психокор. воздействия. Частная психокор.вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.Спец. психок.я – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.
Основные направления в психолого-педагогической коррекции: - коррекция негативных эмоциональных состояний, - коррекция отклоняющегося поведения, - коррекция социальной ситуации развития, - коррекция познавательной сферы, - коррекция школьной неуспеваемости и др. Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний - уменьшение их силы и выработка альтернативных реакций. Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия. Перечислим основные подсистемы отклоняющегося поведения.Девиантная мотивация — это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы — все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Человеческие потребности — нормальные, например, в комфорте или безопасности — становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Наконец, мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов. 1) учителя предоставляют индивидуальную помощь учащимся, которые отстают по той или иной дисциплины;2) когда класс уже не представляет для подростка референтной группы, воспитание в условиях этого класса крайне затруднено, а нередко и практически невозможно;3) система взаимооценок позволяет привлекать к воспитательному процессу важнейший фактор - самооценку подростком своей деятельности и оценку последствий этой же деятельности его одноклассниками; необходимость выс ступить в роли оценивающего побуждает ученика к активному поиску эталонов этой оценки, к объективному анализу деятельности одноклассников и своей собственной.Применение системы разностороннего оценивания (при условии достаточной референтности коллектива одноклассников) способствует формированию у подростка адекватной оценки своего поведения, так и снижению проявлений социальной ьнои дезадаптаци.Так в основе коррекции наглядно-образного мышления в школьном возрасте лежат выявление и отражение объективных связей и отношений действительности в виде наглядно-пространственных моделей. Основной задачей коррекции в этом случае становится формирование у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач. При этом ориентировка детей должна быть направлена на общие способы действий, а не только на получение конкретного результата. Целесообразно применение таких видов конструктивной деятельности, как конструирование по образцу (модельное, по элементам, путем отбрасывания элементов из фоновой фигуры), по условиям и по замыслу. Коррекция логических форм мышления неразрывно связана с развитием обобщающей и символической функций речи. Коррекционные занятия должны быть направлены на формирование предпосылок овладения ребенком системой научных понятий, ставя своей целью развитие у ребенка логических операций анализа, сравнения, обобщения, развитие действий классификации.Цели коррекции речевого развития определяются формированием Основных новообразований этого возраста: становлением планирующей и регулирующей функций речи и соответствующих им форм — формированием контекстной речи и совершенствованием диалогической ситуативной речи. Задачи коррекции включают: формирование связной контекстной речи, формирование, планирующей и регулирующей функций речи, обучение звуковому анализу слов и словесному анализу предложений в плане подготовки к обучению детей грамоте.Коррекция развития памяти может быть направлена на становление общей структуры мнемической деятельности ребенка — выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта, а также формирование внешнего опосредствования. Коррекция развития внимания определяется задачами становления умения ребенка контролировать свою деятельность.Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.Таким образом, одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной познавательонй активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития. Психологическая коррекция при неуспеваемости предполагает воздействие на индивидуальный механизм приобретения знаний у данного ребенка, то есть на развитие его познавательнвх способностей вообще, а не усвоение отдельной дисциплины. Игротерапия: значение игры в воспитании детей. Игровая комната и ее оснащение. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту.
Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игры, способствуют укреплению и развитию телесной силы и образованию ума. самая большая группа игр служит для ребенка наглядным пособием обучения мышлению. Вторая группа игр служит «для развития и укрепления чувства самосознания». Третья категория игр служит ребенку «для упражнения в процессе воспроизведения впечатлений или репродукции впечатлений». Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процесс воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искру мысли. Степень интеллигентности ребенка проявляется в его играх. Интеллигентные дети, которые не раздражительны, мало плачут, не капризничают, эти дети проявляют большее разнообразие в играх и необходимое увлечение забавой; их занятия отличаются тщательностью операций, постоянным прогрессом и новизной. Игры оказывают огромную услугу по отношению к воспитанию, особенно при общении детей с другими в так называемых общественных играх. Подобное общение составляет большую необходимость и потребность для ребенка, которому еще много чему нужно поучиться от окружающих, и особенно товарищей. Игровая комната Все вещи, находящиеся в комнате, должны быть целыми, аккуратными и функционирующими. Необходимо устроить игровую комнату таким образом, чтобы какой-то объект (шкаф или плита) отступал от стены. Тогда дети могут играть по другую сторону плиты, укрывшись от взгляда игротерапевта, когда почувствуют в этом необходимость. Игровая комната не должна использоваться как детская. Отношения в игровой терапии - это специфические эмоциональные отношения, которые возникают именно в игровой комнате. После каждого сеанса в игровой комнате надо навести порядок и расставить игрушки по местам. Поскольку игрушки - это слова ребенка, ребенок не должен тратить время на поиски игрушек, необходимых для выражения чувств. Игровая комната должна являть собой образец порядка и надежности. Игровой специалист - это уникальный взрослый в жизни ребенка. Обращаясь к личности ребенка, он реагирует таким образом, чтобы освободить естественное стремление ребенка к управлению собственной деятельностью. он должен:• быть достаточно объективным, чтобы позволить ребенку быть самостоятельной личностью;• быть достаточно гибким, чтобы принять любые неожиданности и адаптироваться к ним;• ориентироваться на то, чтобы охотно воспринимать все новое;• признавать лицо ребенка, его опыт безусловной ценностью;• не оценивать ребенка, быть открытым, а не замкнутым;• уметь отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в реальность ребенка;• никогда• не упоминать о прошлых сеансах, поскольку ребенок находится уже в другой временной точке Личность игротерапевта более важна, чем любые его знания и умения. Игротерапевт должен быть таким человеком, с которым ребенок будет чувствовать себя в безопасности, он должен быть человеком, который покажется детям небезразличным и заслуживающим доверия.Игротерапевт должен делать все возможное, чтобы обеспечить детей квалифицированной помощью.Дети не могут постоять за себя сами. Поэтому специалисты, использующие игровую терапию в своей практическойработе, должны обладать необходимыми знаниями и навыками, позволяющими достичь эффекта в этой области и наилучшим образом служить интересам детей.
32. Общее представление об арттерапии: характеристика методов, основные положения и рекомендации по проведению. Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Термин "арттерапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл. Это специализированная форма психот, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Основная цель артт состоит в гармонизации развития Л через развитие способ-ти самовыражения и самопоз. Важнейшей техникой артт-техника активного воображения, направлен на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Корр механизм может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Выделяют 2 основ механизма психол корр воздействия, хар-х для метода арттерапии.1й-искусство позволяет в особой символической форме реконстр-ть конфликтную травм-ю ситуацию и найти ее разрешение через переструктурир-е этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.2й-связан с природой эстетической реакции, позвол изм. действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение.Цели артт:1.Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным 2.Облегчить процесс лечения. 3.Получить материал для интерпретации и диагностич заключений. 4. Проработать мысли и чувства, кот клиент привык подавлять. 5. Наладить отношения между психологом и клиентом. 6. Развить чувство внутр контроля.7. Сконцентр-ть внимание на ощущениях и чувствах. 8.Развить худож-е способности и повысить самооценку. Сущ 2 формы арттерапии:При пассивной форме клиент "потребляет" худож-е произведения, созданные другими людьми: рассм картины, читает книги, прослушивает муз произведения.При активной форме -клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.Занятия по артт могут быть структурир-ми и неструктурир-ми.При структурир-х занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.При неструктур-х занятиях клиенты самостоят выбирают тему для освещения, материал, инструменты.Сущ различные варианты использ метода артт:• использование уже сущ-х произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами; • побуждение клиентов к самостоят творчеству;• использ им-ся произведения искусства и самостоят творчество клиентов;• творчество самого психолога,направленное на установление взаимодействия с клиентом.Основ направления в артт. Динамически ориентированная артт-начало в психоанализе и основывается на распозн-и глубинных мыслей и чувствований чел, извлеченных из бессознат-ого в виде образов. Гештальториентир-ая артт:• излечивание или восстан. адекватной "Я-функции";• помощь клиенту в осознании и интерпр-ции собств переживаний с помощью образов-символов;• пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способ-ти раскрываться, душевной гибкости.
33. Музыкотерапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы. Музыкот. представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства корр. Определились 2 независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.Американская имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются "лечебные" каталоги музыки. Шведская шк - в корр работе музыкот должна отводиться центральная роль, тк музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои Л. Физиолог воздействие музыки на чел основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. В целом наиболее сильную эмоц реакцию на муз произведение проявляют люди со средней муз культурой. Выделяют 4 осн направления корр действия: 1. Эмоц активирование в ходе вербальной психотерапии.2.Развитие навыков межличн общения, коммуник функций и способностей. 3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы. 4. Повышение эстетических потребностей.В качестве психол механизмов корр воздействия музыкот указывают:• катарсис - эмоц разрядку, регулирование эмоц состояния;• облегчение осознания собственных переживаний;• конфронтацию с жизненными проблемами;• повышение соц активности;• приобретение новых средств эмоц экспрессии; • облегчение формирования новых отношений и установок. В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкот процессе и поставленных задач музыкот может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают только прослушать музыку. Различают три формы рецептивной психокорр: 1. Коммуникативная - совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкот, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.3. Регулятивная, способствующая снижению нервно-психич напряжения.
34. Библиотерапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы. .Библиотерапия- спец корр воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Корр воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Методика:1. Самоподготовка психокорректора. Она включает в себя составление собственной списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. 2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров.3. Составление списка. 4. Выработка системы чтения.учет трех принципов:• степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги); • герой книги должен быть клиенту "по плечу";• максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в кот находится клиент.В ходе библиот клиент ведет читательский дневник. Неспецифические процессы хар-ся широтой универсальностью своего воздействия на всю Л и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение; удовольствие, радость; чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой; достаточно общая психическая активность. Специфические корр процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на Л или на какой-то психический процесс: конкретные чувства, деятельность,мышление. Они более просты, конкретны и легче регулируются. Это- контроль, эмоциональная проработка, тренировка, разрешение конфликта. Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности в библиотерапии:Специальная литература,Научно-популярная литература,Философская литература. Биографическая и автобиографическая литература. Классическая литература Юмористическая и сатирическая литература. Афористическая литература. Фольклор, сказочная литература. Научно-фантастическая литература. Детективы и приключенческая литература. Драматургия. Педагогическая литература. Юридическая литература. Узкопрофессиональная литература. Случайная литература. 35. Танцевальная и двигательная терапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы.
Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоц расстройства, нарушения общения, межличностн взаимодействия. Цель - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение груп опыта. Основной задачей является осуществление спонтанного движения. Гл установка: движения отражают черты Л. Танц терапия направлена на решение следующих задач:1.Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. 2.Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела.3.Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта.4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями.5. Создание "магического кольца". Наряду с названными решаются также задачи: повышения двигательной активности; коммуникат тренинга и организации социотерапевтического общения;получения диагностич материала для анализа поведенч стереотипов пациента и его самопознания;раскрепощения пациента, поиска аутентичных путей развития. На первом этапе обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе. На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного гр пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет.
36. Рисуночная терапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы. Рисование - творч акт, позвол. клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство-требует согласованного участия многих психич функций, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивид, так и общегр проблем.1. Собственное прошлое и настоящее.2.Будущее или абстрактные.3. Отношения в гр.Используются следующие методики (классификация С. Кратохвила):1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет).2.Коммуникативное рисование. 3. Совместное рисование: 4. Дополнительное рисование. Существует два способа работы с готовыми рисунками:1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психолог содержании). Организуя рисуночные занятия, психолог реализует следующие функции:• эмпатическое принятие реб;• создание психол атмосферы и психол безопасности;• эмоц поддержка реб;• постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком;• тематическое структурирование задачи;• помощь в поиске формы выражения темы;• отражение и вербализация чувств и переживаний реб, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.Функции психолога могут быть реализованы в директивной и недирективной форме. Специалисты выделяют 5 типов заданий, используемых в рисуночной практике:1. Предметно-тематические.2.Образно-символические.3.Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.4. Игры и упражнения с изобразит-м материалом.5. Задания на совместную деят-ть. Е. Крамер выделяет 4 типа изображений, значимых:1.Каракули.2.Схемы и полусхемы, представляющие собой конвенциональные стереотипные изображения.3.Пиктограммы, т.е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позицией по отношению к миру. 4. Художественные образы. Е. Крамер выделяет 5 способов использ реб худож материала:1.Манипуляции с целью исследования физических свойств материала.2.Деструктивное поведение.3. Стереотипное воспроизвед одних и тех же рисунков и действий.4. Рис графических пиктограмм.5.Создание худож образов. Основные этапы корр процесса:1.Предварительный ориентировочный этап.Исслед реб обстановки, изобразит-х материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.2. Выбор темы рис, эмоц включение в процесс рисования.3. Поиск адекватной формы выражения.4.Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.5.Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Психол-я культура - это забота о своем психич здоровье, умение выходить из психол-х кризисов самому и помогать близким людям. В психол культуре выделяют 3 основных компонента:1. Самопознание и самооценка.2. Познание других людей.3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением. Психол помощь включ в себя: психодиагн, психокорр, психот, психол консульт-е, профориентацию и др. психот- это система медико-психол средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокорр - совокупность психол приемов, использ психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового чел. "коррекция" - "исправление". Психокорр - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения чел с помощью специальных средств психол воздействия. Психокор ориентирована на клинически здоровую Л людей. Корр ориентируется на здоровые стороны Л независимо от степени нарушения.В психокорр чаще ориентир на настоящее и будущее клиентов.Психокорр обычно ориентируется на среднесрочную помощь.В психокор акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту. Психокорр воздействия направлены на измен поведения и развитие Л клиента.Основное отличие психокорр от воздействий, направ на психол развитие чел, заключ в том, что психокор им. дело с уже сформир-ми качествами Л./видами поведения и направлена на их переделку,а осн задача развития -при отсутст /недостаточ развитии сформ-ть у чел нужные психол качества. Клиент - это норм, физич и психич здоровый чел, у кот в жизни возникли проблемы психол/поведенч хар-ра. Он не способен самостоят разрешить их и поэтому нужд в посторон помощи. По хар-ру направл-ти корр:симптоматическую; каузальную.По содержанию: познавательной сферы;Л; аффективно-волевой сферы;поведен аспектов; межличн отношений: внутригруп взаимоотнош (сем, супруж, кол);ДРО.По форме работы с клиентом:индивид;груп:в закрытой естеств гр(семья, класс);в открытой гр для клиентов со сходными проблемами;смешанную форму (индивид-гр).По наличию программ:программ-ю; импровизированную. По хар-ру управ корригирующими воздействиями:директивную;недирективную.По продолжит-ти: сверхкороткую (сверхбыструю); короткую (быструю); длительную; сверхдлительную. По масштабу решаемых задач: общую;частную; специальную. Корр ситуация вкл в себя 5 основных элементов:1.Чел, кот страдает и ищет облегчения своей проблемы. 2. Чел, кот помогает.3. Теория кот. испол для объяснения проблем клиента. 4. Набор процедур.5. Спец соц отношения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.014 с.) |