Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы психолого-педагогической коррекции.



Теоретические основы психолого-педагогической коррекции.

Психол-я культура - это забота о своем психич здоровье, умение выходить из психол-х кризисов самому и помогать близким людям. В психол культуре выделяют 3 основных компонента:1. Самопознание и самооценка.2. Познание других людей.3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением. Психол помощь включ в себя: психодиагн, психокорр, психот, психол консульт-е, профориентацию и др. психот- это система медико-психол средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокорр - совокупность психол приемов, использ психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового чел. "коррекция" - "исправление".

Психокорр - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения чел с помощью специальных средств психол воздействия. Психокор ориентирована на клинически здоровую Л людей. Корр ориентируется на здоровые стороны Л независимо от степени нарушения.В психокорр чаще ориентир на настоящее и будущее клиентов.Психокорр обычно ориентируется на среднесрочную помощь.В психокор акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту. Психокорр воздействия направлены на измен поведения и развитие Л клиента.Основное отличие психокорр от воздействий, направ на психол развитие чел, заключ в том, что психокор им. дело с уже сформир-ми качествами Л./видами поведения и направлена на их переделку,а осн задача развития -при отсутст /недостаточ развитии сформ-ть у чел нужные психол качества. Клиент - это норм, физич и психич здоровый чел, у кот в жизни возникли проблемы психол/поведенч хар-ра. Он не способен самостоят разрешить их и поэтому нужд в посторон помощи. По хар-ру направл-ти корр:симптоматическую; каузальную.По содержанию: познавательной сферы;Л; аффективно-волевой сферы;поведен аспектов; межличн отношений: внутригруп взаимоотнош (сем, супруж, кол);ДРО.По форме работы с клиентом:индивид;груп:в закрытой естеств гр(семья, класс);в открытой гр для клиентов со сходными проблемами;смешанную форму (индивид-гр).По наличию программ:программ-ю; импровизированную. По хар-ру управ корригирующими воздействиями:директивную;недирективную.По продолжит-ти: сверхкороткую (сверхбыструю); короткую (быструю); длительную; сверхдлительную. По масштабу решаемых задач: общую;частную; специальную. Корр ситуация вкл в себя 5 основных элементов:1.Чел, кот страдает и ищет облегчения своей проблемы. 2. Чел, кот помогает.3. Теория кот. испол для объяснения проблем клиента. 4. Набор процедур.5. Спец соц отношения.

 

 

Сущность психолого-педагогической коррекции.

Психолог. коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Термин «психоло.я кор.» получил распространение в начале 70-х гг. прошлого века. В это время психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего, групповой. психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог — психологической коррекцией. психологическая коррекция как целенаправленное психологическое воздействие реализуется в разных сферах человеческой практики, например, в педагогике, организации труда., в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе.. задачи психю кор. могут существенно варьировать от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возникающих в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии, до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах.

Психолог. кор. понимается как целенаправленное психологическое воздействие. реализуется в различных областях человеческой практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения и реабилитации. используется с целью лечения, выполняя психотерапевтическую функцию.

 

 

Основные теоретические и практические цели и задачи психолого-педагогической коррекции.

Цели и задачи психол-пед корр в образ учреждении.В практике коррработы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии. Биолог - этиологию отклонений в развитии снижением темпа органич созревания.Медиц- выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития. Интеракционистская - подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимод между Л и средой для возникн. проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и соц. депривации ребенка.Пед - причины отклонений в явл-х соц и пед запущенности реб.

Деятельностная - во главу угла несформир-ть ведущего типа деят-ти и др, типичных для данной возрастной стадии видов деят-ти.Постановка целей корр работы прямо связана с теор моделью психич развития и определяется ею. 1.Оптимизация соц ситуации развития.2. Развитие видов деят-ти реб.3. Формир возрастно-психолог новообразований. правила:

1. Цели корр должны формулир в позитивной, а не в негативной форме. Позитив форма включает описание тех форм поведения, деят-ти, структур Л и познават способностей, кот должны быть сформированы у клиента. 2. Цели корр должны быть реалистичны и соотнесены с продолжит-ю корр работы и возмож-ми переноса клиентом нового позитив опыта и усвоенных на корр занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. 3. При постановке общих целей корр необходимо учит дальнюю и ближайшую перспективу развития Л 4.Нужно помнить, что эффекты корр работы проявляются на протяжении достаточно длит врем интервала: в процессе корр работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя м окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов корр работы.Задачей психол корр в образ учрежд явл разраб и реализ психокорр мероприятий с целью активного воздействия на формир Л реб с целью ее полноценного развития и фукц-я в соотв с возраст нормами, а также оказ помощи пед кол-ву в индивидуализ-и воспитания и обуч детей, развития их способ и склонностей.Задачи:-разраб и реализ корр-развив программ, направл на преодоление отклон в психич развитии детей и подростков (совмест с др специалистами).-проведение индивид и гр корр-развив занятий с детьми,в том числе с участием членов семьи реб.-осущ гр занятий с детьми,напр-х на развитие навыков эффективного соц поведения, общения,спосрбности к самопознанию и самореализации.-психол сопровождение учащихся и воспитанников классов(гр) компенсир/корр-развив обучения.-разраб и осущ совместно с педагогами программ по развитию индивид способностей детей и подростков.

 

 

Виды психолого-педагогической коррекции: - по характеру направленности, - по содержанию; - по форме работы с клиентом; - по наличию программы; - по характеру управления коррекгирующими действиями; - по продолжительности; - по масштабу решаемых задач.

.1. По характеру направленности выделяют коррекцию:- симптоматическую;- каузальную. Симптом. кор., предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.Каузальная кор. направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, более эффективен по сравнению с сим. к., т. к. одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.2. По содержанию:- познавательной сферы;- личности;- аффективно-волевой сферы;- поведенческих аспектов;- межличностных отношений:- внутригрупповых взаимоотношений;- детско-родительских отношений.3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;- индивидуальную;- групповую:- в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);- в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;- смешанную форму (индивидуально-групповую).4. По наличию программ:- программированную;- импровизированную.5. По характеру управления корригирующими воздействиями:- директивную;-недирективную.6. По продолжительности:- сверхкороткую (сверхбыструю);- короткую (быструю);- длительную;- сверхдлительную.Сверхкорот.психокор. длится минуты или часы. направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Короткая психокор. длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.Длительная психокор. продолжается месяцы, в центре внимания – личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.Сверхдлительная психокор.может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:- общую;- частную;- специальную.Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности.Под частной психокор. понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокор. приемы и методики, используемые в работе со взрослыми.Каждый прием имеет, несколько направлений психокор. воздействия. Частная психокор.вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.Спец. психок.я – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

 

 

Основные направления в психолого-педагогической коррекции: - коррекция негативных эмоциональных состояний, - коррекция отклоняющегося поведения, - коррекция социальной ситуации развития, - коррекция познавательной сферы, - коррекция школьной неуспеваемости и др.

Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний - уменьшение их силы и выработка альтернативных реакций.

Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия. Перечислим основные подсистемы отклоняющегося поведения.Девиантная мотивация — это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы — все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Человеческие потребности — нормальные, например, в комфорте или безопасности — становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Наконец, мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.
Другую группу причин составляют эмоциональные проблемы и тесно с ними связанные трудности саморегуляции. Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации {расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий — целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция, в свою очередь, может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.
Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это также элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит), составляющих основу дезадаптивности личности.

1) учителя предоставляют индивидуальную помощь учащимся, которые отстают по той или иной дисциплины;2) когда класс уже не представляет для подростка референтной группы, воспитание в условиях этого класса крайне затруднено, а нередко и практически невозможно;3) система взаимооценок позволяет привлекать к воспитательному процессу важнейший фактор - самооценку подростком своей деятельности и оценку последствий этой же деятельности его одноклассниками; необходимость выс ступить в роли оценивающего побуждает ученика к активному поиску эталонов этой оценки, к объективному анализу деятельности одноклассников и своей собственной.Применение системы разностороннего оценивания (при условии достаточной референтности коллектива одноклассников) способствует формированию у подростка адекватной оценки своего поведения, так и снижению проявлений социальной ьнои дезадаптаци.Так в основе коррекции наглядно-образного мышления в школьном возрасте лежат выявление и отражение объек­тивных связей и отношений действительности в виде на­глядно-пространственных моделей. Основной задачей кор­рекции в этом случае становится формирование у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач. При этом ориентировка детей должна быть направлена на общие спо­собы действий, а не только на получение конкретного ре­зультата. Целесообразно применение таких видов конст­руктивной деятельности, как конструирование по образцу (модельное, по элементам, путем отбрасывания элементов из фоновой фигуры), по условиям и по замыслу.

Коррекция логических форм мышления неразрывно связана с развитием обобщающей и символической функ­ций речи. Коррекционные занятия должны быть на­правлены на формирование предпосылок овладения ребенком системой научных понятий, ставя своей целью разви­тие у ребенка логических операций анализа, сравнения, обобщения, развитие действий классификации.Цели коррекции речевого развития определяются форми­рованием Основных новообразований этого возраста: станов­лением планирующей и регулирующей функций речи и соот­ветствующих им форм — формированием контекстной речи и совершенствованием диалогической ситуативной речи. Задачи коррекции включают: формирование связной контекстной речи, формирование, планирующей и регулирующей функций речи, обучение звуковому анализу слов и словесному анализу пред­ложений в плане подготовки к обучению детей грамоте.Коррекция развития памяти может быть направлена на становление общей структуры мнемической деятельно­сти ребенка — выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта, а также формирование внешнего опосредствования.

Коррекция развития внимания определяется задачами ста­новления умения ребенка контролировать свою деятельность.Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой де­ятельности.Таким образом, одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной познавательонй активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития.

Психологическая коррекция при неуспеваемости предполагает воздействие на индивидуальный механизм приобретения знаний у данного ребенка, то есть на развитие его познавательнвх способностей вообще, а не усвоение отдельной дисциплины.

Игротерапия: значение игры в воспитании детей. Игровая комната и ее оснащение. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту.

 

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игры, способствуют укреплению и развитию телесной силы и образованию ума. самая большая группа игр служит для ребенка наглядным пособием обучения мышлению. Вторая группа игр служит «для развития и укрепления чувства самосознания». Третья категория игр служит ребенку «для упражнения в процессе воспроизведения впечатлений или репродукции впечатлений». Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процесс воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искру мысли. Степень интеллигентности ребенка проявляется в его играх. Интеллигентные дети, которые не раздражительны, мало плачут, не капризничают, эти дети проявляют большее разнообразие в играх и необходимое увлечение забавой; их занятия отличаются тщательностью операций, постоянным прогрессом и новизной. Игры оказывают огромную услугу по отношению к воспитанию, особенно при общении детей с другими в так называемых общественных играх. Подобное общение составляет большую необходимость и потребность для ребенка, которому еще много чему нужно поучиться от окружающих, и особенно товарищей.

Игровая комната Все вещи, находящиеся в комнате, должны быть целыми, аккуратными и функционирующими. Необходимо устроить игровую комнату таким образом, чтобы какой-то объект (шкаф или плита) отступал от стены. Тогда дети могут играть по другую сторону плиты, укрывшись от взгляда игротерапевта, когда почувствуют в этом необходимость. Игровая комната не должна использоваться как детская. Отношения в игровой терапии - это специфические эмоциональные отношения, которые возникают именно в игровой комнате. После каждого сеанса в игровой комнате надо навести порядок и расставить игрушки по местам. Поскольку игрушки - это слова ребенка, ребенок не должен тратить время на поиски игрушек, необходимых для выражения чувств. Игровая комната должна являть собой образец порядка и надежности. Игровой специалист - это уникальный взрослый в жизни ребенка. Обращаясь к личности ребенка, он реагирует таким образом, чтобы освободить естественное стремление ребенка к управлению собственной деятельностью. он должен:• быть достаточно объективным, чтобы позволить ребенку быть самостоятельной личностью;• быть достаточно гибким, чтобы принять любые неожиданности и адаптироваться к ним;• ориентироваться на то, чтобы охотно воспринимать все новое;• признавать лицо ребенка, его опыт безусловной ценностью;• не оценивать ребенка, быть открытым, а не замкнутым;• уметь отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в реальность ребенка;• никогда• не упоминать о прошлых сеансах, поскольку ребенок находится уже в другой временной точке

Личность игротерапевта более важна, чем любые его знания и умения. Игротерапевт должен быть таким человеком, с которым ребенок будет чувствовать себя в безопасности, он должен быть человеком, который покажется детям небезразличным и заслуживающим доверия.Игротерапевт должен делать все возможное, чтобы обеспечить детей квалифицированной помощью.Дети не могут постоять за себя сами. Поэтому специалисты, использующие игровую терапию в своей практическойработе, должны обладать необходимыми знаниями и навыками, позволяющими достичь эффекта в этой области и наилучшим образом служить интересам детей.

 

 

32. Общее представление об арттерапии: характеристика методов, основные положения и рекомендации по проведению.

Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Термин "арттерапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл. Это специализированная форма психот, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Основная цель артт состоит в гармонизации развития Л через развитие способ-ти самовыражения и самопоз. Важнейшей техникой артт-техника активного воображения, направлен на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Корр механизм может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Выделяют 2 основ механизма психол корр воздействия, хар-х для метода арттерапии.1й-искусство позволяет в особой символической форме реконстр-ть конфликтную травм-ю ситуацию и найти ее разрешение через переструктурир-е этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.2й-связан с природой эстетической реакции, позвол изм. действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение.Цели артт:1.Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным 2.Облегчить процесс лечения. 3.Получить материал для интерпретации и диагностич заключений. 4. Проработать мысли и чувства, кот клиент привык подавлять. 5. Наладить отношения между психологом и клиентом.

6. Развить чувство внутр контроля.7. Сконцентр-ть внимание на ощущениях и чувствах. 8.Развить худож-е способности и повысить самооценку. Сущ 2 формы арттерапии:При пассивной форме клиент "потребляет" худож-е произведения, созданные другими людьми: рассм картины, читает книги, прослушивает муз произведения.При активной форме -клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.Занятия по артт могут быть структурир-ми и неструктурир-ми.При структурир-х занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.При неструктур-х занятиях клиенты самостоят выбирают тему для освещения, материал, инструменты.Сущ различные варианты использ метода артт:• использование уже сущ-х произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;

• побуждение клиентов к самостоят творчеству;• использ им-ся произведения искусства и самостоят творчество клиентов;• творчество самого психолога,направленное на установление взаимодействия с клиентом.Основ направления в артт. Динамически ориентированная артт-начало в психоанализе и основывается на распозн-и глубинных мыслей и чувствований чел, извлеченных из бессознат-ого в виде образов. Гештальториентир-ая артт:• излечивание или восстан. адекватной "Я-функции";• помощь клиенту в осознании и интерпр-ции собств переживаний с помощью образов-символов;• пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способ-ти раскрываться, душевной гибкости.

 

 

33. Музыкотерапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы.

Музыкот. представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства корр. Определились 2 независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.Американская имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются "лечебные" каталоги музыки. Шведская шк - в корр работе музыкот должна отводиться центральная роль, тк музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои Л. Физиолог воздействие музыки на чел основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. В целом наиболее сильную эмоц реакцию на муз произведение проявляют люди со средней муз культурой. Выделяют 4 осн направления корр действия:

1. Эмоц активирование в ходе вербальной психотерапии.2.Развитие навыков межличн общения, коммуник функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.В качестве психол механизмов корр воздействия музыкот указывают:• катарсис - эмоц разрядку, регулирование эмоц состояния;• облегчение осознания собственных переживаний;• конфронтацию с жизненными проблемами;• повышение соц активности;• приобретение новых средств эмоц экспрессии;

• облегчение формирования новых отношений и установок. В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкот процессе и поставленных задач музыкот может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают только прослушать музыку. Различают три формы рецептивной психокорр:

1. Коммуникативная - совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкот, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.3. Регулятивная, способствующая снижению нервно-психич напряжения.

 

 

34. Библиотерапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы.

.Библиотерапия- спец корр воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Корр воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Методика:1. Самоподготовка психокорректора.

Она включает в себя составление собственной списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. 2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров.3. Составление списка.

4. Выработка системы чтения.учет трех принципов:• степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги);

• герой книги должен быть клиенту "по плечу";• максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в кот находится клиент.В ходе библиот клиент ведет читательский дневник. Неспецифические процессы хар-ся широтой универсальностью своего воздействия на всю Л и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение; удовольствие, радость; чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой; достаточно общая психическая активность. Специфические корр процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на Л или на какой-то психический процесс: конкретные чувства, деятельность,мышление. Они более просты, конкретны и легче регулируются. Это- контроль, эмоциональная проработка, тренировка, разрешение конфликта. Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности в библиотерапии:Специальная литература,Научно-популярная литература,Философская литература. Биографическая и автобиографическая литература.

Классическая литература

Юмористическая и сатирическая литература. Афористическая литература. Фольклор, сказочная литература. Научно-фантастическая литература. Детективы и приключенческая литература.

Драматургия. Педагогическая литература. Юридическая литература. Узкопрофессиональная литература. Случайная литература.

35. Танцевальная и двигательная терапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы.

 

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоц расстройства, нарушения общения, межличностн взаимодействия. Цель - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение груп опыта. Основной задачей является осуществление спонтанного движения. Гл установка: движения отражают черты Л. Танц терапия направлена на решение следующих задач:1.Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования.

2.Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела.3.Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта.4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями.5. Создание "магического кольца". Наряду с названными решаются также задачи:

повышения двигательной активности; коммуникат тренинга и организации социотерапевтического общения;получения диагностич материала для анализа поведенч стереотипов пациента и его самопознания;раскрепощения пациента, поиска аутентичных путей развития. На первом этапе обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе.

На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного гр пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет.

 

36. Рисуночная терапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы.

Рисование - творч акт, позвол. клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство-требует согласованного участия многих психич функций, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивид, так и общегр проблем.1. Собственное прошлое и настоящее.2.Будущее или абстрактные.3. Отношения в гр.Используются следующие методики (классификация С. Кратохвила):1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет).2.Коммуникативное рисование. 3. Совместное рисование: 4. Дополнительное рисование. Существует два способа работы с готовыми рисунками:1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психолог содержании). Организуя рисуночные занятия, психолог реализует следующие функции:• эмпатическое принятие реб;• создание психол атмосферы и психол безопасности;• эмоц поддержка реб;• постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком;• тематическое структурирование задачи;• помощь в поиске формы выражения темы;• отражение и вербализация чувств и переживаний реб, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.Функции психолога могут быть реализованы в директивной и недирективной форме. Специалисты выделяют 5 типов заданий, используемых в рисуночной практике:1. Предметно-тематические.2.Образно-символические.3.Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.4. Игры и упражнения с изобразит-м материалом.5. Задания на совместную деят-ть. Е. Крамер выделяет 4 типа изображений, значимых:1.Каракули.2.Схемы и полусхемы, представляющие собой конвенциональные стереотипные изображения.3.Пиктограммы, т.е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позицией по отношению к миру. 4. Художественные образы. Е. Крамер выделяет 5 способов использ реб худож материала:1.Манипуляции с целью исследования физических свойств материала.2.Деструктивное поведение.3. Стереотипное воспроизвед одних и тех же рисунков и действий.4. Рис графических пиктограмм.5.Создание худож образов. Основные этапы корр процесса:1.Предварительный ориентировочный этап.Исслед реб обстановки, изобразит-х материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.2. Выбор темы рис, эмоц включение в процесс рисования.3. Поиск адекватной формы выражения.4.Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.5.Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

Теоретические основы психолого-педагогической коррекции.

Психол-я культура - это забота о своем психич здоровье, умение выходить из психол-х кризисов самому и помогать близким людям. В психол культуре выделяют 3 основных компонента:1. Самопознание и самооценка.2. Познание других людей.3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением. Психол помощь включ в себя: психодиагн, психокорр, психот, психол консульт-е, профориентацию и др. психот- это система медико-психол средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокорр - совокупность психол приемов, использ психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового чел. "коррекция" - "исправление".

Психокорр - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения чел с помощью специальных средств психол воздействия. Психокор ориентирована на клинически здоровую Л людей. Корр ориентируется на здоровые стороны Л независимо от степени нарушения.В психокорр чаще ориентир на настоящее и будущее клиентов.Психокорр обычно ориентируется на среднесрочную помощь.В психокор акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту. Психокорр воздействия направлены на измен поведения и развитие Л клиента.Основное отличие психокорр от воздействий, направ на психол развитие чел, заключ в том, что психокор им. дело с уже сформир-ми качествами Л./видами поведения и направлена на их переделку,а осн задача развития -при отсутст /недостаточ развитии сформ-ть у чел нужные психол качества. Клиент - это норм, физич и психич здоровый чел, у кот в жизни возникли проблемы психол/поведенч хар-ра. Он не способен самостоят разрешить их и поэтому нужд в посторон помощи. По хар-ру направл-ти корр:симптоматическую; каузальную.По содержанию: познавательной сферы;Л; аффективно-волевой сферы;поведен аспектов; межличн отношений: внутригруп взаимоотнош (сем, супруж, кол);ДРО.По форме работы с клиентом:индивид;груп:в закрытой естеств гр(семья, класс);в открытой гр для клиентов со сходными проблемами;смешанную форму (индивид-гр).По наличию программ:программ-ю; импровизированную. По хар-ру управ корригирующими воздействиями:директивную;недирективную.По продолжит-ти: сверхкороткую (сверхбыструю); короткую (быструю); длительную; сверхдлительную. По масштабу решаемых задач: общую;частную; специальную. Корр ситуация вкл в себя 5 основных элементов:1.Чел, кот страдает и ищет облегчения своей проблемы. 2. Чел, кот помогает.3. Теория кот. испол для объяснения проблем клиента. 4. Набор процедур.5. Спец соц отношения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.041 с.)