Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «психолого-педагогическая диагностика как наука »Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения: 1. Психолого-педагогическая наука в системе других наук. 2. Цель, задачи, предмет науки. 3. Современные проблемы науки и перспективы её развития. 4. Актуальность изучения психодиагностики будущими олигофренопедагогами. 5. Отношение общества к умственно отсталым лицам. Исторический обзор. 6. История распознавания умственной отсталости среди других отклонений психофизического развития детей. 7. История становления диагностических критериев умственной отсталости. 8. Клинические критерии умственной отсталости. Учёные, внесшие вклад в разработку указанных критериев. 9. Психологические критерии умственной отсталости. Учёные, внесшие вклад в разработку указанных критериев. 10. Педагогические критерии умственной отсталости. Учёные, внесшие вклад в разработку указанных критериев. 11. Основные вехи развития зарубежной психодиагностики. 12. Основные вехи развития отечественной психодиагностики. 13. Современное определение понятия «умственная отсталость». Неоднозначность определения понятия и термина. 14. Роль метода тестов в выявлении умственной отсталости. История тестового метода. 15. Сравнительный анализ деятельности медико-педагогической комиссии (МПК) и психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). 16. Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК): структура, цель, задачи, содержание работы. 17. Функционал олигофренопедагога в зависимости от работы в том или ином отделе ПМПК, а также в составе психолого-медико-педагогической комиссии. 18. Современные подходы к классификации психодиагностического инструментария. 19. Возможности методов и методик строго формализованной психодиагностики в выявлении умственной отсталости в детском возрасте. 20. Возможности методов и методик мало формализованной психодиагностики в выявлении умственной отсталости в детском возрасте. 21. Уровни психодиагностического изучения детского развития: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, феноменологическая (углублённая). 22. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний (на выбор студента). 23. Проблема раннего выявления нарушений интеллектуального развития у детей на современном этапе развития психодиагностической науки и смежных с ней наук. 24. Основные показатели нервно-психического развития детей от периода новорожденности до 3-х летнего возраста. 25. Иерархия выявления дефектов детского развития. Место умственной отсталости в данной иерархии в зависимости от глубины интеллектуального дефекта.
Задания для самостоятельной работы студентов: Подготовить выше приведённые вопросы для устного собеседования в форме коллоквиума. С этой целью повторить все блоки информации, изученные на протяжении семестра (проанализировать материалы лекционных и практических занятий, самостоятельной работы по заданиям преподавателя).
Критерии оценивания ответов студентов в ходе зачётного занятия по дисциплине: «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» (для студентов очной и заочной форм обучения)
К зачётному занятию допускаются студенты, которые: 1. посетили не менее 2/3 объёма лекционных занятий (от 40 часов = 26 часов – при очной форме обучения; от 12 часов = 8 часов – при заочной форме обучения); 2. посетили все практические занятия – 16 часов (очная форма обучения); 3.при наличии пропусков лекционных и практических занятий, договорились с преподавателем о видах и формах отчётности и отчитались к моменту зачётного занятия, либо готовы отчитаться по его ходу; 4.проявляли активность в обсуждении вопросов, вынесенных на каждое практическое занятие; 5. выполнили задания по самостоятельной работе, предусмотренные рабочей программой и планами семинарских занятий; 6.успешно выполнили контрольные мероприятия (терминологический диктант, контрольные работы, творческое задание после просмотра учебных видеоматериалов).
Зачётное занятие проводится в форме коллоквиума по вопросам, включающим в себя в обобщённом виде основные блоки информации, изученной в первом семестре по дисциплине. Зачёт получают студенты, показавшие усвоение основных блоков информации (хорошо ориентирующиеся в содержательной стороне вопросов). Студенты, не показавшие усвоения необходимой информации, получают/не получают зачёт по дисциплине после индивидуального собеседования с преподавателем по указанному кругу вопросов.
Вопросы к межкурсовому экзамену по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» (для студентов очной и заочной форм обучения) 1. Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук. Цель, задачи, предмет науки. Современные проблемы науки и перспективы её развития. Актуальность изучения психолого-педагогической диагностики будущими олигофренопедагогами. 2. Понятие «психодиагностическая процедура». Нормативные требования и условия проведения психолого-педагогического обследования детей. 3. История распознавания умственной отсталости среди других отклонений психофизического развития детей. Обзор. 4. История становления диагностических критериев умственной отсталости. 5. Отношение общества к умственно отсталым людям в зависимости от социального устройства, культурного уровня, вероисповедания и т.д. Обзор. 6. Анализ первых классификаций умственной отсталости с точки зрения диагностических критериев её распознавания (Айрленд, Бурневиль, Гризингер, Маньян, Морель, Платтер, Тюлье и др.). 7. История зарождения экспериментального метода. Лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент. Технология проведения. Психолого-педагогический эксперимент: его этапы. 8. Вклад Ж. Филиппа и П. Бонкура в определение психолого-педагогических критериев умственной отсталости у детей. 9. История тестового метода. Вклад Бине и Симона в разработку метода. Критика первых тестов зарубежными и отечественными специалистами. 10. Отечественная история тестов. Л.С. Выготский о тестах и тестовом методе. 11. Развитие методов психолого-педагогического изучения детей и подростков в практике педологической науки в России. 12. Медико-педагогическая комиссия (МПК): цель, задачи, организация и содержание работы. Анализ недостатков деятельности МПК (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский). 13. Предпосылки создания психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Сравнительный анализ деятельности медико-педагогической комиссии (МПК) и психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). 14. Анализ содержания «Типового положения о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК)» (проект 1995 года). 15. Принципы отбора умственно-отсталых детей в специальные учреждения. 16. Принципы психодиагностического обследования детей и подростков. 17. Тесты как один из инструментов определения индивидуально-психологических особенностей личности человека. Современные подходы к классификации тестов. 18. Диагностические возможности метода опросников и анкет в распознавании интеллектуальных отклонений в развитии детей и подростков. 19. Диагностическая значимость применения метода проективных техник в современной теории и практике выявления умственной отсталости и комплектования специальных (коррекционных) учреждений. 20. Характеристика метода наблюдения как одного из основных в работе олигофренопедагога с детьми дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. 21. Виды наблюдения. Цель и задачи наблюдения. Технология проведения наблюдения в зависимости от возраста детей и условий наблюдения. 22. Беседа и интервью как методы распознавания интеллектуальных нарушений у детей и подростков. 23. Технология проведения диагностической беседы в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). 24. Метод изучения продуктов детской деятельности как один из основных в работе олигофренопедагога. Требования к методу, технология применения на практике. 25. Рисунки детей как важнейший продукт их деятельности. Особенности выполнения рисунков умственно отсталыми детьми (в условиях ПМПК-комиссии, в свободной или урочной деятельности; а также в зависмости от глубины дефекта и др. факторов). 26. Письменные работы детей как важнейший продукт их деятельности. Особенности навыка письма умственно отсталых детей в зависимости от глубины и тяжести дефекта. 27. Обзор психодиагностического и психолого-педагогического инструментария, применяемого в современной практике выявления умственной отсталости и комплектования специальных (коррекционных) учреждений. 28. Структура психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Функциональные обязанности олигофренопедагога в зависимости от работы в том или ином отделе ПМПК. 29. Педагогическое обследование ребёнка дошкольного возраста в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обзор основных методов обследования. Характеристика обязательных методических материалов. 30. Схема педагогического обследования ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обязательные методические материалы для проведения педагогического обследования. 31. Педагогическое обследование ребёнка младшего школьного возраста в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обзор основных методов обследования. Характеристика обязательных методических материалов. 32. Заключение по результатам педагогического обследования ребёнка в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Требования к написанию и презентации. 33. Заключение олигофренопедагога по результатам обследования ребёнка в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Требования к содержанию, оформлению, презентации. 34. Психологическое обследование ребёнка в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Обзор основных методов обследования. 35. Схема психологического обследования ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обязательные методические материалы для проведения психологического обследования. 36. Заключение по результатам психологического обследования ребёнка. Требования к написанию, оформлению, презентации в зависимости от процедуры обследования в психолого-медико-педагогической комиссии или консультации. 37. Метод изучения документации на ребёнка в практике работы олигофренопедагога. 38. Понятие «обучаемость». Обучающий эксперимент. Применение обучающего эксперимента в практической деятельности олигофренопедагога. 39. Обследование уровня сформированности навыка чтения. Технология проведения. Особенности становления навыка чтения у умственно отсталых детей. 40. Обследование уровня сформированности навыков счёта и решения арифметических задач. Технология проведения. Особенности становления навыков у умственно отсталых детей. 41. Анализ теорий и гипотез об интеллектуальном развитии детей с ранним детским аутизмом (РДА). 42. Характеристика основных симптомов раннего детского аутизма (РДА) с точки зрения дифференциации их от проявлений умственной отсталости у детей. 43. Этиологические факторы раннего детского аутизма (РДА) и умственной отсталости: сходство и отличия. 44. Зависимость интеллектуального развития детей от отнесённости их к той или иной клинико-психологической группе раннего детского аутизма (РДА). 45. Особенности речевого развития детей с ранним детским аутизмом (РДА) и умственной отсталостью: сходство и отличия. 46. Состояние моторного развития детей с ранним детским аутизмом (РДА) и умственной отсталостью: сходство и отличия. 47. Перспективы развития детей с ранним детским аутизмом (РДА) и умственной отсталостью в зависимости от клинико-психологической группы РДА и степени умственной отсталости. 48. Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития (ЗПР). Общий обзор. 49. Дифференциальная диагностика лёгкой умственной отсталости и задержки психического развития церебрально-органического генеза. 50. Отграничение умственной отсталости от социально-педагогической запущенности. Основные критерии дифференциальной диагностики. 51. Отграничение умственной отсталости от астенических состояний у детей. Основные критерии дифференциальной диагностики. 52. Отграничение умственной отсталости от нарушений слуха у детей. Основные критерии дифференциальной диагностики. 53. Отграничение умственной отсталости от нарушений зрения у детей. Основные критерии дифференциальной диагностики. 54. Отграничение умственной отсталости от первичных нарушений речи у детей. Основные критерии дифференциальной диагностики. 55. Определение понятия «ранняя диагностика». Значимость ранней диагностики для начала коррекционной работы и дальнейшего хода развития ребёнка. 56. Иерархия выявления дефектов детского развития. Сложность определения не резко выраженных интеллектуальных нарушений в младенческом и раннем возрасте. 57. Основные показатели развития детей периода новорожденности: признаки доношенности/недоношенности. Оценка состояния ребёнка по шкале Апгар. 58. Ранняя диагностика в теоретических аспектах. Периодизация детского возраста. 59. Основные показатели нервно-психического развития ребёнка младенческого возраста. Методы и методики определения этих показателей. 60. Основные показатели нервно-психического развития ребёнка раннего возраста. Методы и методики определения этих показателей. 61. Контроль за динамикой нервно-психического развития детей. Наблюдение за ребёнком – основной метод контроля. 62. Понятие об эпикризных сроках развития детей младенческого и раннего возраста. 63. Вклад отечественных и зарубежных учёных в решение проблемы ранней диагностики дефектов развития детей. 64. Организация работы по комплектованию дошкольных специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей. Роль олигофренопедагога в этой работе. 65. Организация работы по комплектованию специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей. Роль олигофренопедагога в этой работе. 66. Организация работы по комплектованию специальных учреждений для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Роль олигофренопедагога в этой работе. 67. Организация работы по комплектованию домов-интернатов для детей с глубокими нарушениями интеллектуального развития. Роль олигофренопедагога в этой работе. 68. Организация и содержание текущего (динамического) изучения детей после обследования их в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и определения в то или иное учреждение для умственно отсталых детей. Роль олигофренопедагога в этой работе. 69. Психолого-педагогической сопровождение умственно отсталых детей в дошкольных и школьных специальных (коррекционных) учреждениях. Функционал олигофренопедагога в организации и проведении этой работы. 70. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой умственной отсталостью. Диагностические критерии определения лёгкой умственной отсталости. 71. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной умственной отсталостью. Диагностические критерии определения умеренной умственной отсталости. 72. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с тяжёлой умственной отсталостью. Диагностические критерии определения тяжёлой умственной отсталости. 73. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с глубокой умственной отсталостью. Диагностические критерии определения глубокой умственной отсталости. 74. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с дементными состояниями. Диагностические критерии определения данных состояний. 75. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с болезнью Дауна. Психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение детей с болезнью Дауна в современной практике оказания помощи этим детям и их родителям. 76. Понятие о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей: цель, задачи, содержание работы. Роль олигофренопедагога в работе ПМПк. 77. Современные формы оказания помощи семьям, воспитывающим умственно отсталых детей. Роль олигофренопедагога в организации и проведении работы с семьёй. 78. Морально-нравственные аспекты оказания психодиагностической, консультативной, педагогической помощи умственно отсталым детям и их родителям. 79. Протокол психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК): структура, содержание, правила оформления и хранения. 80. Представленность умственной отсталости в международных классификациях болезней (МКБ) 8-го, 9-го и 10-го пересмотров: сравнительный аспект.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.177 (0.01 с.) |