Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Становление психодиагностики умственного развития в зарубежных странах»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения 1. Предпосылки психодиагностики как науки (античная эпоха, древние цивилизации). 2. Индивидуально-психологические различия – предмет психологической науки. 3. Френология, физиогномика, графология – «науки», определяющие умственные способности человека. 4. Вклад Пинеля, Эскироля, Сегена и др. в изучение умственной отсталости. 5. Первые попытки измерения интеллектуальных возможностей человека – зарождение психометрии как науки. 6. Предыстория возникновения тестового метода (исследования Гальтона, Кеттела, Боне, Крепелина, Орна, Эббингауза и др.). 7. Теоретическая концепция Бине и Симона в изучении умственного развития испытуемых. «Скала умственного развития» - варианты тестов Бине-Симона. 8. Определение понятий «умственный возраст», «абсолютная мера интеллекта». 9. Работы Штерна в области определения коэффициента интеллекта. Формула «ай-кью». 10. Создание проективного метода (Г. Роршах) и становление психодиагностики как самостоятельной науки. 11. Изучение умственного развития и отклонений интеллекта в области педологической науки в зарубежных странах. 12. Хронология создания основного инструментария для измерения умственного развития от 20-х к 90-м годам ХХ века в зарубежной психодиагностике. 13. Характеристика основных достижений зарубежной психодиагностики к началу ХХI века. Перспективы зарубежной психодиагностики. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Прочитать и проанализировать материалы лекционных занятий. 2. Подготовить развёрнутые ответы на вопросы для обсуждения. 3. При подготовке ответа на вопрос № 7 проанализировать материалы приложений № 1 и № 2 источника первого в списке литературы. Свой ответ проиллюстрировать конкретными примерами. 4. Дополнительно ознакомиться с материалами следующих источников: · Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: в 3 частях / О.В. Алмазова / ч. 1: Теоретические основы / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. – с. 119-133. · Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: учеб. для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2004, 2005, 2006 – 351 с. · Введение в психодиагностику [Текст]: учеб. пособие / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., Академия, 1997. – 192 с. · Замский, Х.С. История олигофренопедагогики [Текст] / Х.С. Замский. – М.: Просвещение, 1976. · Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён и до наших дней [Текст] / Х.С. Замский. – М.: Просвещение, 1995. · Основы психодиагностики [Текст] / под ред. А.Г. Шмелёва. – Ростов-на/Д.: Феникс, 1996. – с. 37-57.
Примечание: Любой из вопросов для обсуждения может быть дан в письменном виде непосредственно по ходу проведения практического занятия. Практическое занятие №3 для студентов очной формы обучения Тема: «Становление психодиагностики умственного развития в России» Вопросы для обсуждения 1. Работы в области тестирования в России до 1917 года: Г.И. Россолимо – «Психологические профили»; Ф.Е. Рыбаков – «Фигуры Рыбакова» и др. 2. Отношение к тестам и тестированию в отечественной психодиагностике (в практике педологии и психотехники). Сторонники и противники тестового метода. 3. Анализ Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» от 4 июля 1936 года с точки зрения осуждения психодиагностического инструментария и педологов как его разработчиков и пользователей. 4. Состояние отечественной психодиагностики в предвоенный период и в два с лишним послевоенных десятилетия. Фабрично-заводские училища. Фабрично-заводские семилетки. 5. Развитие «качественного подхода» к диагностике умственного развития в 60-е – 70-е годы ХХ века. 6. Возрождение тестологических (психодиагностических) исследований в советской психологии в начале 70-х годов. Дискуссии о тестах и тестировании. 7. Особенности использования зарубежных методик в отечественной психодиагностике в конце 70-х, в 80-е годы ХХ века. 8. Характеристика основных достижений и недостатков отечественной психодиагностики в период с 1991 года (распад СССР) и до конца ХХ века. Перспективы развития науки. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Прочитать и проанализировать материалы лекционных занятий. 2. Изучить дополнительно к ним материалы источников: · Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2004, 2005, 2006. – 351 с. · Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995. Гл. 2. параграф 3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России. – с. 36-44. · Основы психодиагностики [Текст] / под ред. А.Г. Шмелёва. – Ростов-на/Д.: Феникс, 1996. – с. 57- 66.. 3. Сопоставить этапы развития зарубежной и отечественной психодиагностики и установить черты сходства и различия этого развития (своё мнение обосновать в письменном виде в тетрадях для самостоятельной работы – можно в табличной форме).
Практическое занятие № 4 для студентов очной формы обучения Тема: «Неоднозначность определения понятия и термина «умственная отсталость». Анализ подходов к систематике умственной отсталости на современном этапе развития науки». Вопросы для обсуждения 1. Определение понятия «умственная отсталость»: неоднозначность подходов к определению. 2. Значимость нейропсихологических, нейрофизиологических, психологических и др. исследований для понимания природы умственной отсталости. 3. Систематика умственной отсталости (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалёв, В.В. Лебединский и др.). 4. Систематика умственной отсталости в международной классификации болезней (МКБ) восьмого, девятого и десятого пересмотров: сравнительный анализ. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Составить понятийно-терминологический словарь, посвященный одному понятию «умственная отсталость», опираясь на точки зрения специалистов разных областей науки (психологические, педагогические, клинические, социальные, философские). Использовать различные источники литературы, в том числе словари. 2. Подготовить развернутый устный ответ на вопрос № 2., используя информацию межпредметных связей, а также опираясь на источники литературы по нейропсихологическим и нейрофизиологическим исследованиям. 3. Повторить информацию о систематике умственной отсталости в трудах отечественных «классиков». Выписать (или скопировать) известные классификации умственной отсталости и поместить их в тетрадь для самостоятельной работы (не менее 3-х классификаций). Подготовиться к аудиторной мини-контрольной работе по одной из классификаций умственной отсталости. 4. Составить сравнительную таблицу систематики умственной отсталости в международной классификации болезней 8-го, 9-го, и 10-го пересмотров по следующей схеме: Сравнение систематики умственной отсталости в МКБ 8-го, 9-го, 10-го пересмотра
Литература 1. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогич. Академия, 1994. – с. 164- 190 (методика адаптированного нейропсихологического исследования). 2. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2005. – 672 с. 3. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. пособие / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д.: Издательский центр «Март», 2002. – с 133-143. 4. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – с 53-66. 5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов [и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2000. – с 35-48. 6. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. – с 46-60. 7. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методич. рекомендации / под ред. Л.М. Шипицыной. – 2-е изд., дополн. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – с 134-142. 8. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – 320 с. 9. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [ и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – с 211-227. 10. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – с 34-48. 11. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с. 12. Схема нейропсихологического обследования детей [Текст] / А.В. Семенович [и др.]; под ред. А.В. Семенович. – М., 1998. 13. Усанова, О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – с 154-171. 14. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст] / Л.С. Цветкова. – М., 1998.
Примечание: Каждый студент использует то количество источников, которое позволит ему качественно подготовиться к практическому занятию. При подготовке к вопросам занятий приветствуется самостоятельный подбор литературных источников (с обязательной ссылкой на них). Практическое занятие № 5 для студентов очной формы обучения Тема: «Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК): цели, задачи, содержание работы. Роль в выявлении умственно отсталых детей и комплектовании для них специальных учреждений в России». Вопросы для обсуждения 1. Предпосылки появления нового типа учреждения - психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). 2. В.И Лубовский о проблемах диагностики умственного развития детей. 3. Структура ПМПК (консультации). 4. Функциональные обязанности олигофренопедагога в зависимости от работы в том или ином отделе ПМПК (консультации). 5. Анализ содержания «Типового положения о ПМПК» (проект 1995 года). 6. Содержание работы ПМПК. 7. Медико-педагогическая комиссия (МПК) и ПМПК (консультация): сравнительный анализ. Цели, задачи, организация и содержание работы. 8. Психолого-медико-педагогическая комиссия в составе консультации. Цели и задачи её работы. Функционал олигофренопедагога в работе комиссии. 9. Понятие о ПМПк (консилиуме) специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей: цель, задачи, содержание работы. Положение о ПМПк. Роль олигофренопедагога в работе ПМПк. 10. Взаимодействие ПМПК (консультации и комиссии) с ПМПк (консилиумом). Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Повторить всю необходимую информацию по теме по лекционным и практическим занятиям при изучении дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» (2 курс). 2. В тетради для самостоятельной работы зафиксировать структуру ПМПК (консультации) в виде схемы или краткого конспекта (на выбор студента). 3. Сделать копии документов Типового положения о ПМПК, ПМПк, о взаимодействии ПМПК и ПМПк, о функциональных обязанностях олигофренопедагога в работе названных структур и вклеить их в тетрадь для самостоятельной работы. 4. Вопрос о роли олигофренопедагога в работе различных структурных подразделений подготовить для письменного ответа по ходу проведения практического занятия. 5. Составить сравнительную таблицу работы МПК и ПМПК (см. задание в источнике: Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / ч. 3-я: Психологическая служба образования / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. – с. 36-37.). Студенты, качественно выполнившие данное задание в 3-м семестре обучения, вкладывают его в тетради для самостоятельной работы. Литература 1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / О.В. Алмазова / ч. 3-я: Психологическая служба образования / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. - Екатеринбург, 2004. – с. 67-78 (Типовое положение о психолого-медико-педагогической консультации); с. 79-82 (О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения). 2. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак-ов пед. вузов и ун-ов / С.Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с.49-59 (сравнительный аспект). 3. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с. 4. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методич. рекомендации / под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – с. 9-17 (структура ПМПК); с. 23-24; с. 33; с.37-38. (функциональные обязанности олигофренопедагога); с.238-249 (Типовое положение о ПМПК); с. 262-268 (О ПМПк – консилиуме); с. 269-270 (взаимодействие ПМПК и ПМПк). 5. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – с.230-243 (ПМПК и ПМПк). 6. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – с. 407-409; с. 438-457.
Практическое занятие № 6 для студентов очной формы обучения
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.53 (0.01 с.) |