Тема: «Становление психодиагностики умственного развития в зарубежных странах» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Становление психодиагностики умственного развития в зарубежных странах»



Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки психодиагностики как науки (античная эпоха, древние цивилизации).

2. Индивидуально-психологические различия – предмет психологической науки.

3. Френология, физиогномика, графология – «науки», определяющие умственные способности человека.

4. Вклад Пинеля, Эскироля, Сегена и др. в изучение умственной отсталости.

5. Первые попытки измерения интеллектуальных возможностей человека – зарождение психометрии как науки.

6. Предыстория возникновения тестового метода (исследования Гальтона, Кеттела, Боне, Крепелина, Орна, Эббингауза и др.).

7. Теоретическая концепция Бине и Симона в изучении умственного развития испытуемых. «Скала умственного развития» - варианты тестов Бине-Симона.

8. Определение понятий «умственный возраст», «абсолютная мера интеллекта».

9. Работы Штерна в области определения коэффициента интеллекта. Формула «ай-кью».

10. Создание проективного метода (Г. Роршах) и становление психодиагностики как самостоятельной науки.

11. Изучение умственного развития и отклонений интеллекта в области педологической науки в зарубежных странах.

12. Хронология создания основного инструментария для измерения умственного развития от 20-х к 90-м годам ХХ века в зарубежной психодиагностике.

13. Характеристика основных достижений зарубежной психодиагностики к началу ХХI века. Перспективы зарубежной психодиагностики.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Прочитать и проанализировать материалы лекционных занятий.

2. Подготовить развёрнутые ответы на вопросы для обсуждения.

3. При подготовке ответа на вопрос № 7 проанализировать материалы приложений № 1 и № 2 источника первого в списке литературы. Свой ответ проиллюстрировать конкретными примерами.

4. Дополнительно ознакомиться с материалами следующих источников:

· Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: в 3 частях / О.В. Алмазова / ч. 1: Теоретические основы / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. – с. 119-133.

· Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: учеб. для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2004, 2005, 2006 – 351 с.

· Введение в психодиагностику [Текст]: учеб. пособие / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., Академия, 1997. – 192 с.

· Замский, Х.С. История олигофренопедагогики [Текст] / Х.С. Замский. – М.: Просвещение, 1976.

· Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён и до наших дней [Текст] / Х.С. Замский. – М.: Просвещение, 1995.

· Основы психодиагностики [Текст] / под ред. А.Г. Шмелёва. – Ростов-на/Д.: Феникс, 1996. – с. 37-57.

 

Примечание: Любой из вопросов для обсуждения может быть дан в письменном виде непосредственно по ходу проведения практического занятия.

Практическое занятие №3

для студентов очной формы обучения

Тема: «Становление психодиагностики умственного развития в России»

Вопросы для обсуждения

1. Работы в области тестирования в России до 1917 года: Г.И. Россолимо – «Психологические профили»; Ф.Е. Рыбаков – «Фигуры Рыбакова» и др.

2. Отношение к тестам и тестированию в отечественной психодиагностике (в практике педологии и психотехники). Сторонники и противники тестового метода.

3. Анализ Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» от 4 июля 1936 года с точки зрения осуждения психодиагностического инструментария и педологов как его разработчиков и пользователей.

4. Состояние отечественной психодиагностики в предвоенный период и в два с лишним послевоенных десятилетия. Фабрично-заводские училища. Фабрично-заводские семилетки.

5. Развитие «качественного подхода» к диагностике умственного развития в 60-е – 70-е годы ХХ века.

6. Возрождение тестологических (психодиагностических) исследований в советской психологии в начале 70-х годов. Дискуссии о тестах и тестировании.

7. Особенности использования зарубежных методик в отечественной психодиагностике в конце 70-х, в 80-е годы ХХ века.

8. Характеристика основных достижений и недостатков отечественной психодиагностики в период с 1991 года (распад СССР) и до конца ХХ века. Перспективы развития науки.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Прочитать и проанализировать материалы лекционных занятий.

2. Изучить дополнительно к ним материалы источников:

· Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2004, 2005, 2006. – 351 с.

· Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995. Гл. 2. параграф 3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России. – с. 36-44.

· Основы психодиагностики [Текст] / под ред. А.Г. Шмелёва. – Ростов-на/Д.: Феникс, 1996. – с. 57- 66..

3. Сопоставить этапы развития зарубежной и отечественной психодиагностики и установить черты сходства и различия этого развития (своё мнение обосновать в письменном виде в тетрадях для самостоятельной работы – можно в табличной форме).

 

Практическое занятие № 4

для студентов очной формы обучения

Тема: «Неоднозначность определения понятия и термина «умственная отсталость». Анализ подходов к систематике умственной отсталости на современном этапе развития науки».

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятия «умственная отсталость»: неоднозначность подходов к определению.

2. Значимость нейропсихологических, нейрофизиологических, психологических и др. исследований для понимания природы умственной отсталости.

3. Систематика умственной отсталости (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалёв, В.В. Лебединский и др.).

4. Систематика умственной отсталости в международной классификации болезней (МКБ) восьмого, девятого и десятого пересмотров: сравнительный анализ.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составить понятийно-терминологический словарь, посвященный одному понятию «умственная отсталость», опираясь на точки зрения специалистов разных областей науки (психологические, педагогические, клинические, социальные, философские). Использовать различные источники литературы, в том числе словари.

2. Подготовить развернутый устный ответ на вопрос № 2., используя информацию межпредметных связей, а также опираясь на источники литературы по нейропсихологическим и нейрофизиологическим исследованиям.

3. Повторить информацию о систематике умственной отсталости в трудах отечественных «классиков». Выписать (или скопировать) известные классификации умственной отсталости и поместить их в тетрадь для самостоятельной работы (не менее 3-х классификаций). Подготовиться к аудиторной мини-контрольной работе по одной из классификаций умственной отсталости.

4. Составить сравнительную таблицу систематики умственной отсталости в международной классификации болезней 8-го, 9-го, и 10-го пересмотров по следующей схеме:

Сравнение систематики умственной отсталости в МКБ 8-го, 9-го, 10-го пересмотра

Международная классификация болезней (МКБ) Выводы студента
8-го пересмотра 9-го пересмотра 10-го пересмотра
       

Литература

1. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогич. Академия, 1994. – с. 164- 190 (методика адаптированного нейропсихологического исследования).

2. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2005. – 672 с.

3. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. пособие / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д.: Издательский центр «Март», 2002. – с 133-143.

4. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – с 53-66.

5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов [и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2000. – с 35-48.

6. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. – с 46-60.

7. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методич. рекомендации / под ред. Л.М. Шипицыной. – 2-е изд., дополн. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – с 134-142.

8. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – 320 с.

9. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [ и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – с 211-227.

10. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – с 34-48.

11. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

12. Схема нейропсихологического обследования детей [Текст] / А.В. Семенович [и др.]; под ред. А.В. Семенович. – М., 1998.

13. Усанова, О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – с 154-171.

14. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст] / Л.С. Цветкова. – М., 1998.

 

Примечание: Каждый студент использует то количество источников, которое позволит ему качественно подготовиться к практическому занятию. При подготовке к вопросам занятий приветствуется самостоятельный подбор литературных источников (с обязательной ссылкой на них).

Практическое занятие № 5

для студентов очной формы обучения

Тема: «Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК): цели, задачи, содержание работы. Роль в выявлении умственно отсталых детей и комплектовании для них специальных учреждений в России».

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки появления нового типа учреждения - психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

2. В.И Лубовский о проблемах диагностики умственного развития детей.

3. Структура ПМПК (консультации).

4. Функциональные обязанности олигофренопедагога в зависимости от работы в том или ином отделе ПМПК (консультации).

5. Анализ содержания «Типового положения о ПМПК» (проект 1995 года).

6. Содержание работы ПМПК.

7. Медико-педагогическая комиссия (МПК) и ПМПК (консультация): сравнительный анализ. Цели, задачи, организация и содержание работы.

8. Психолого-медико-педагогическая комиссия в составе консультации. Цели и задачи её работы. Функционал олигофренопедагога в работе комиссии.

9. Понятие о ПМПк (консилиуме) специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей: цель, задачи, содержание работы. Положение о ПМПк. Роль олигофренопедагога в работе ПМПк.

10. Взаимодействие ПМПК (консультации и комиссии) с ПМПк (консилиумом).

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Повторить всю необходимую информацию по теме по лекционным и практическим занятиям при изучении дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» (2 курс).

2. В тетради для самостоятельной работы зафиксировать структуру ПМПК (консультации) в виде схемы или краткого конспекта (на выбор студента).

3. Сделать копии документов Типового положения о ПМПК, ПМПк, о взаимодействии ПМПК и ПМПк, о функциональных обязанностях олигофренопедагога в работе названных структур и вклеить их в тетрадь для самостоятельной работы.

4. Вопрос о роли олигофренопедагога в работе различных структурных подразделений подготовить для письменного ответа по ходу проведения практического занятия.

5. Составить сравнительную таблицу работы МПК и ПМПК (см. задание в источнике: Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / ч. 3-я: Психологическая служба образования / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. – с. 36-37.). Студенты, качественно выполнившие данное задание в 3-м семестре обучения, вкладывают его в тетради для самостоятельной работы.

Литература

1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / О.В. Алмазова / ч. 3-я: Психологическая служба образования / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. - Екатеринбург, 2004. – с. 67-78 (Типовое положение о психолого-медико-педагогической консультации); с. 79-82 (О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения).

2. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак-ов пед. вузов и ун-ов / С.Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с.49-59 (сравнительный аспект).

3. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.

4. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методич. рекомендации / под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – с. 9-17 (структура ПМПК); с. 23-24; с. 33; с.37-38. (функциональные обязанности олигофренопедагога); с.238-249 (Типовое положение о ПМПК); с. 262-268 (О ПМПк – консилиуме); с. 269-270 (взаимодействие ПМПК и ПМПк).

5. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – с.230-243 (ПМПК и ПМПк).

6. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – с. 407-409; с. 438-457.

 

Практическое занятие № 6

для студентов очной формы обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.031 с.)