Раздел третий: История развития методов психологического исследования детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел третий: История развития методов психологического исследования детей



3.1. Истоки становления диагностических критериев умственной отсталости. История распознавания умственной отсталости среди других отклонений психофизического развития детей (прежде всего, глубокие степени умственной отсталости). Отношение к умственно отсталым лицам в истории становления человеческой цивилизации (краткий обзор). Первые диагностические критерии умственной отсталости, зафиксированные документально («Молот ведьм» - в период Инквизиции, «Указ о наследовании имущества» - в Англии, «Указы о дураках» Петра Первого – в России и др.). Клинические критерии диагностики умственной отсталости в трудах Пинеля, Эскироля, Сегена, Бурневиля и др.

3.2. Становление психологического направления в оценке детского развития. Зарождение экспериментального метода (Вундт). Лабораторный эксперимент. Психометрическое направление в изучении умственной отсталости (первые попытки количественного измерения умственного развития). Проблема определения лёгкой степени умственной отсталости как одна из предпосылок создания основного инструмента психодиагностики – метода тестов (Гальтон, Кеттел, Крепелин, Санте-де-Санктис, Бине, Симон и др.). История создания тестов Бине-Симона. Перевод результатов тестов Бине-Симона на показатели «интеллектуального коэффициента – IQ» (Штерн, Термен). Создание проективного метода (Г. Роршах) и становление психодиагностики как самостоятельной науки. Изучение умственного развития и отклонений интеллекта в области педологической науки в зарубежных странах. Хронология создания основного инструментария для измерения умственного развития от 20-х к 90-м годам ХХ века в зарубежной психодиагностике. Характеристика основных достижений зарубежной психодиагностики к началу ХХI века. Перспективы зарубежной психодиагностики.

«Естественный эксперимент» профессора Лазурского – один из видов целенаправленного наблюдения за ребёнком в естественных для него условиях. Экспериментальные уроки. Работы в области тестирования в России до 1917 года: Г.И. Россолимо – «Психологические профили»; Ф.Е. Рыбаков – «Фигуры Рыбакова» и др. Отношение к тестам и тестированию в отечественной психодиагностике. Сторонники и противники тестового метода. Критика тестов Бине-Симона и Санте-де-Санктиса (А.М. Шуберт, Г.Я. Трошин). Отношение Л.С. Выготского к тестовому методу. Л.С. Выготский как основатель динамического подхода к изучению детей. Значимость взаимосвязи «интеллекта и аффекта» в оценке детского развития.

Развитие методов психологического исследования детей в практике педологической науки в России. Применение методов психологического исследования педологами. Массовое тестирование учащихся школ. Количественный рост учреждений для умственно отсталых детей. Анализ Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» от 4 июля 1936 года с точки зрения осуждения психодиагностического инструментария и педологов как его разработчиков и пользователей. «Уход» психологии и психологического изучения детей из педагогической практики.

Состояние отечественной психодиагностики в предвоенный период и в два с лишним послевоенных десятилетия. Фабрично-заводские училища. Фабрично-заводские семилетки. Развитие «качественного подхода» к диагностике умственного развития в 60-е – 70-е годы ХХ века. Возрождение тестологических (психодиагностических) исследований в советской психологии в начале 70-х годов. Дискуссии о тестах и тестировании. Особенности использования зарубежных методик в отечественной психодиагностике в конце 70-х, в 80-е годы ХХ века. Характеристика основных достижений и недостатков отечественной психодиагностики в период с 1991 года (распад СССР) и до конца ХХ века. Перспективы развития науки.

Раздел четвёртый: Современная теория и практика выявления умственно отсталых и комплектования специальных учреждений для них в России

4.1. Определение и систематика умственной отсталости на современном этапе развития науки. Определение понятия «умственная отсталость»: неоднозначность подходов к определению. Значимость нейропсихологических, нейрофизиологических, психологических и др. исследований для понимания природы умственной отсталости. Систематика умственной отсталости (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалёв, В.В. Лебединский и др.). Систематика умственной отсталости в международной классификации болезней (МКБ) восьмого, девятого и десятого пересмотров: сравнительный анализ.

4.2. Предпосылки и создание психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). История создания «отборочных» комиссий. Организация и содержание их деятельности. Медико-педагогическая комиссия (МПК): задачи, цель, организация работы. Методы и методики, применяемые в работе МПК. Анализ недостатков деятельности МПК (В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная и др.). В.И. Лубовский о проблемах диагностики умственного развития детей (1989). Поиск путей объективизации изучения детского развития. Создание психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) как постоянно действующей структуры по оказанию помощи детям, родителям, педагогам. Типовое положение о психолого-медико-педагогической консультации (проект 1995 года) – документ, раскрывающий организацию и содержание работы ПМПК. Структура документа.

4.3. Организация и содержание работы ПМПК. Структура ПМПК. Отделы ПМПК. График работы ПМПК. Состав ПМПК. Должностные обязанности членов ПМПК. Должностные обязанности олигофренопедагога в зависимости от работы в том или ином отделе ПМПК. Документация ПМПК: порядок её ведения. Приём детей на консультацию. Консультирование родителей, педагогов, заинтересованных лиц. Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии в составе психолого-медико-педагогической консультации. Комплектование специальных (коррекционных) учреждений – основной вид деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Содержание работы ПМПК: комплектование специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии (медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое обследование); консультирование родителей, педагогов, детей (от 0 до 18 лет); коррекционная работа с детьми по преодолению у них отклонений в развитии или ослаблению воздействия нарушений на ход развития ребёнка.

Сравнительный анализ деятельности медико-педагогической комиссии (МПК) и психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) в отношении изучения особенностей развития умственно отсталых детей и комплектования специальных (коррекционных) учреждений для них (дошкольных и школьных).

4.4. Уровни психодиагностического изучения детского развития (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, 2005). Понятие о скрининг-диагностике. Цели и задачи скрининг-диагностики. Варианты скрининг-диагностики в современных условиях выявления отклонений детского развития вообще и умственной отсталости, в частности. Роль олигофренопедагога в создании скрининговых исследований, направленных на выявление умственно отсталых детей. Дифференциальная диагностика нарушений развития в детском возрасте. Цель и задачи дифференциальной диагностики. Решение задач дифференциальной диагностики в современных условиях выявления нарушений детского развития вообще и умственной отсталости, в частности. Роль психолого-медико-педагогических консультаций и комиссий в решении задач дифференциальной диагностики отклонений и нарушений детского развития. Психодиагностическое обследование. Постановка диагноза (клинического, психологического, педагогического). Теория и практика постановки диагноза «умственная отсталость». Роль олигофренопедагога в дифференциальной диагностике умственной отсталости и сходных с ней состояний. Феноменологический (углублённый) уровень диагностики нарушений развития вообще и умственной отсталости, в частности. Цель и задачи феноменологической диагностики. Реализация на практике задач феноменологической диагностики в деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) конкретных учреждений. Анализ положения о ПМПк. Состав ПМПк. Содержание работы ПМПк в дошкольных и школьных специальных (коррекционных) учреждениях для умственно отсталых детей. Функционал олигофренопедагога в деятельности ПМПк.

4.5. Психодиагностический инструментарий по выявлению умственной отсталости в детском возрасте. Неоднозначность подходов к классификации психодиагностического инструментария. Методы строго формализованной (тесты, опросники, анкеты, проективные техники, психофизиологический метод) и мало формализованной (наблюдение, беседа, интервью, изучение продуктов детской деятельности) психодиагностики: особенности их применения для выявления умственно отсталых детей и изучения их специфических особенностей на всех уровнях диагностики (скрининг, дифференциальная, феноменологическая).

4.6. Учреждения для умственно отсталых детей в системе специального образования. Учреждения для умственно отсталых детей дошкольного возраста. Учреждения для умственно отсталых детей школьного возраста. Учреждения для умственно отсталых детей в зависимости от глубины дефекта (лёгкая, умеренная, тяжёлая, глубокая умственная отсталость). Учреждения системы социального обеспечения, обслуживающие умственно отсталых детей и лиц. Сопровождение умственно отсталых детей в системе дополнительного образования. Роль Центров (психолого-медико-педагогических, социальных, реабилитационных и др.) в осуществлении психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых детей и их родителей. Проблема интегрированного обучения и воспитания умственно отсталых детей. Определение понятий «интеграция» и «инклюзия» (В.В. Коркунов и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.007 с.)