Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел третий: История развития методов психологического исследования детей

Поиск

3.1. Истоки становления диагностических критериев умственной отсталости. История распознавания умственной отсталости среди других отклонений психофизического развития детей (прежде всего, глубокие степени умственной отсталости). Отношение к умственно отсталым лицам в истории становления человеческой цивилизации (краткий обзор). Первые диагностические критерии умственной отсталости, зафиксированные документально («Молот ведьм» - в период Инквизиции, «Указ о наследовании имущества» - в Англии, «Указы о дураках» Петра Первого – в России и др.). Клинические критерии диагностики умственной отсталости в трудах Пинеля, Эскироля, Сегена, Бурневиля и др.

3.2. Становление психологического направления в оценке детского развития. Зарождение экспериментального метода (Вундт). Лабораторный эксперимент. Психометрическое направление в изучении умственной отсталости (первые попытки количественного измерения умственного развития). Проблема определения лёгкой степени умственной отсталости как одна из предпосылок создания основного инструмента психодиагностики – метода тестов (Гальтон, Кеттел, Крепелин, Санте-де-Санктис, Бине, Симон и др.). История создания тестов Бине-Симона. Перевод результатов тестов Бине-Симона на показатели «интеллектуального коэффициента – IQ» (Штерн, Термен). Создание проективного метода (Г. Роршах) и становление психодиагностики как самостоятельной науки. Изучение умственного развития и отклонений интеллекта в области педологической науки в зарубежных странах. Хронология создания основного инструментария для измерения умственного развития от 20-х к 90-м годам ХХ века в зарубежной психодиагностике. Характеристика основных достижений зарубежной психодиагностики к началу ХХI века. Перспективы зарубежной психодиагностики.

«Естественный эксперимент» профессора Лазурского – один из видов целенаправленного наблюдения за ребёнком в естественных для него условиях. Экспериментальные уроки. Работы в области тестирования в России до 1917 года: Г.И. Россолимо – «Психологические профили»; Ф.Е. Рыбаков – «Фигуры Рыбакова» и др. Отношение к тестам и тестированию в отечественной психодиагностике. Сторонники и противники тестового метода. Критика тестов Бине-Симона и Санте-де-Санктиса (А.М. Шуберт, Г.Я. Трошин). Отношение Л.С. Выготского к тестовому методу. Л.С. Выготский как основатель динамического подхода к изучению детей. Значимость взаимосвязи «интеллекта и аффекта» в оценке детского развития.

Развитие методов психологического исследования детей в практике педологической науки в России. Применение методов психологического исследования педологами. Массовое тестирование учащихся школ. Количественный рост учреждений для умственно отсталых детей. Анализ Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» от 4 июля 1936 года с точки зрения осуждения психодиагностического инструментария и педологов как его разработчиков и пользователей. «Уход» психологии и психологического изучения детей из педагогической практики.

Состояние отечественной психодиагностики в предвоенный период и в два с лишним послевоенных десятилетия. Фабрично-заводские училища. Фабрично-заводские семилетки. Развитие «качественного подхода» к диагностике умственного развития в 60-е – 70-е годы ХХ века. Возрождение тестологических (психодиагностических) исследований в советской психологии в начале 70-х годов. Дискуссии о тестах и тестировании. Особенности использования зарубежных методик в отечественной психодиагностике в конце 70-х, в 80-е годы ХХ века. Характеристика основных достижений и недостатков отечественной психодиагностики в период с 1991 года (распад СССР) и до конца ХХ века. Перспективы развития науки.

Раздел четвёртый: Современная теория и практика выявления умственно отсталых и комплектования специальных учреждений для них в России

4.1. Определение и систематика умственной отсталости на современном этапе развития науки. Определение понятия «умственная отсталость»: неоднозначность подходов к определению. Значимость нейропсихологических, нейрофизиологических, психологических и др. исследований для понимания природы умственной отсталости. Систематика умственной отсталости (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалёв, В.В. Лебединский и др.). Систематика умственной отсталости в международной классификации болезней (МКБ) восьмого, девятого и десятого пересмотров: сравнительный анализ.

4.2. Предпосылки и создание психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). История создания «отборочных» комиссий. Организация и содержание их деятельности. Медико-педагогическая комиссия (МПК): задачи, цель, организация работы. Методы и методики, применяемые в работе МПК. Анализ недостатков деятельности МПК (В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная и др.). В.И. Лубовский о проблемах диагностики умственного развития детей (1989). Поиск путей объективизации изучения детского развития. Создание психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) как постоянно действующей структуры по оказанию помощи детям, родителям, педагогам. Типовое положение о психолого-медико-педагогической консультации (проект 1995 года) – документ, раскрывающий организацию и содержание работы ПМПК. Структура документа.

4.3. Организация и содержание работы ПМПК. Структура ПМПК. Отделы ПМПК. График работы ПМПК. Состав ПМПК. Должностные обязанности членов ПМПК. Должностные обязанности олигофренопедагога в зависимости от работы в том или ином отделе ПМПК. Документация ПМПК: порядок её ведения. Приём детей на консультацию. Консультирование родителей, педагогов, заинтересованных лиц. Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии в составе психолого-медико-педагогической консультации. Комплектование специальных (коррекционных) учреждений – основной вид деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Содержание работы ПМПК: комплектование специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии (медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое обследование); консультирование родителей, педагогов, детей (от 0 до 18 лет); коррекционная работа с детьми по преодолению у них отклонений в развитии или ослаблению воздействия нарушений на ход развития ребёнка.

Сравнительный анализ деятельности медико-педагогической комиссии (МПК) и психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) в отношении изучения особенностей развития умственно отсталых детей и комплектования специальных (коррекционных) учреждений для них (дошкольных и школьных).

4.4. Уровни психодиагностического изучения детского развития (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, 2005). Понятие о скрининг-диагностике. Цели и задачи скрининг-диагностики. Варианты скрининг-диагностики в современных условиях выявления отклонений детского развития вообще и умственной отсталости, в частности. Роль олигофренопедагога в создании скрининговых исследований, направленных на выявление умственно отсталых детей. Дифференциальная диагностика нарушений развития в детском возрасте. Цель и задачи дифференциальной диагностики. Решение задач дифференциальной диагностики в современных условиях выявления нарушений детского развития вообще и умственной отсталости, в частности. Роль психолого-медико-педагогических консультаций и комиссий в решении задач дифференциальной диагностики отклонений и нарушений детского развития. Психодиагностическое обследование. Постановка диагноза (клинического, психологического, педагогического). Теория и практика постановки диагноза «умственная отсталость». Роль олигофренопедагога в дифференциальной диагностике умственной отсталости и сходных с ней состояний. Феноменологический (углублённый) уровень диагностики нарушений развития вообще и умственной отсталости, в частности. Цель и задачи феноменологической диагностики. Реализация на практике задач феноменологической диагностики в деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) конкретных учреждений. Анализ положения о ПМПк. Состав ПМПк. Содержание работы ПМПк в дошкольных и школьных специальных (коррекционных) учреждениях для умственно отсталых детей. Функционал олигофренопедагога в деятельности ПМПк.

4.5. Психодиагностический инструментарий по выявлению умственной отсталости в детском возрасте. Неоднозначность подходов к классификации психодиагностического инструментария. Методы строго формализованной (тесты, опросники, анкеты, проективные техники, психофизиологический метод) и мало формализованной (наблюдение, беседа, интервью, изучение продуктов детской деятельности) психодиагностики: особенности их применения для выявления умственно отсталых детей и изучения их специфических особенностей на всех уровнях диагностики (скрининг, дифференциальная, феноменологическая).

4.6. Учреждения для умственно отсталых детей в системе специального образования. Учреждения для умственно отсталых детей дошкольного возраста. Учреждения для умственно отсталых детей школьного возраста. Учреждения для умственно отсталых детей в зависимости от глубины дефекта (лёгкая, умеренная, тяжёлая, глубокая умственная отсталость). Учреждения системы социального обеспечения, обслуживающие умственно отсталых детей и лиц. Сопровождение умственно отсталых детей в системе дополнительного образования. Роль Центров (психолого-медико-педагогических, социальных, реабилитационных и др.) в осуществлении психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых детей и их родителей. Проблема интегрированного обучения и воспитания умственно отсталых детей. Определение понятий «интеграция» и «инклюзия» (В.В. Коркунов и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.214 (0.007 с.)