Кафедра специальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра специальной психологии



Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной психологии

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

для специальности 050 714 – «Олигофренопедагогика»

по циклу ДПП. Ф.05.

 

Очная форма обучения   Курс – 4 Семестр – 7, 8 Объём в часах всего – 200 в т.ч.: лекции – 50 практич. зан. – 44 лаб. зан. – 6 самост. раб. – 100 Экзамен - 9, 10 семестр Зачёт - 8 семестр   Заочная форма обучения   Курс – 4, 5 Семестр – 7, 8, 9 Объём в часах всего – 200 в т.ч.: лекции – 20 практич. зан. – 2 лаб. зан. – 2 самост. раб. – 176 Экзамен - 9 семестр Зачёт - 8 семестр  

 

Екатеринбург 2007

Рабочая учебная программа по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование»

 

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2007. – 93 с.

 

 

Составители:

Алмазова О.В., доцент кафедры специальной психологии ИСО УрГПУ

Мазалова С.Л., старший преподаватель кафедры специальной психологии ИСО УрГПУ

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИСО УрГПУ

 

Протокол от 05.04.2007 г. № 8. Зав. кафедрой О.Г. Нугаева

 

Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. № от 2007 г.

Начальник отдела Р.Ю. Шебалов

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2005 года предусматривает изучение дисциплины «Психолого- педагогическая диагностика и консультирование (ППД и К)» студентами специальности 050 714 – «олигофренопедагогика» в достаточно большом объёме.

Дисциплина «ППД и К» является продолжением дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика (ППД)», которую студенты изучали в 3-ем семестре. Таким образом, они уже имеют определённые знания о науке психодиагностике, её основном инструментарии, об организации и основных направлениях деятельности психологической службы в системе образования, о психодиагностических процедурах и морально-этических нормах их проведения, об основах консультирования семей, воспитывающих как нормально развивающихся, так и детей с отклонениями психофизического развития.

Цель дисциплины. Получение студентами новых, углубление и расширение прежних знаний, формирование умений и навыков, необходимых профессиональному олигофренопедагогу в современных условиях организации и реализации помощи детям с нарушениями интеллектуального развития.

В совокупности с другими дисциплинами психолого-педагогического блока, дисциплина «ППД и К» способствует овладению студентами в конце обучения такими видами профессиональной деятельности, как психодиагностическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, консультативная, просветительская, организационно-управленческая.

Кроме того, студенты, завершившие обучение и получившие специальность «олигофренопедагогика», могут квалифицированно выполнять должностные обязанности олигофренопедагога в специальных (коррекционных) учреждениях, обучающих и воспитывающих умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста; в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, занимающихся сопровождением детей с нарушениями интеллектуального развития, а также в числе сотрудников психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций (ПМПК), реабилитационных, психолого-медико-педагогических и иных Центров. Олигофренопедагог является одним из ведущих специалистов такого рода учреждений.

Следовательно, дисциплина «ППД и К» играет основополагающую роль в становлении профессиональных качеств будущих специалистов-олигофренопедагогов.

Задачи дисциплины:

· Расширение и углубление знаний об основном терминологическом и понятийном аппарате науки.

· Конкретизация основных дифференциальных признаков умственной отсталости у детей с целью отграничения её от сходных состояний.

· Анализ предпосылок и исторических условий появления и становления методов психологического и психодиагностического изучения детского развития.

· Анализ практики комплектования учреждений для умственно отсталых детей с целью осознания необходимости появления в 1995 году новой структуры – психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) вместо медико-педагогической комиссии (МПК).

· Показ значимости деятельности олигофренопедагога в организации и содержании работы психолого-медико-педагогической консультации и комиссии при комплектовании учреждений для умственно отсталых детей, а также в ходе консультативной работы с ребёнком, его родителями и педагогами.

· Ознакомление с историей разработки и реализацией на практике принципов отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения.

· Формирование представления о проблеме ранней диагностики нарушений детского развития и определение иерархии выявления нарушений интеллектуального развития детей в рамках указанной проблемы.

· Формирование у студентов умений самостоятельной работы с источниками специальной психолого-педагогической литературы (аннотирование, конспектирование, реферирование).

· Формирование у студентов умений: самостоятельного подбора психодиагностического инструментария, проведения психодиагностических процедур и педагогического обследования, интерпретации результатов.

· Формирование у студентов навыков работы с конкретной документацией на детей (анализ данных медицинской, педагогической, психологической документации); составления заключения по результатам педагогического изучения состояния ребёнка в зависимости от его целей (в ходе динамического наблюдения в конкретном учреждении, по результатам обследования в ПМПК-консультации, комиссии или консилиуме и др.).

· Воспитание у студентов внутренней мотивации к познанию теоретико-практических основ профессионального становления в качестве олигофренопедагога, стремления к самопознанию и самосовершенствованию в профессиональных и личностных качествах.

Для реализации задач дисциплины предусмотрены: лекционные и практические занятия, а также самостоятельная работа студентов.

Лекционные занятия реализуют задачи теоретического познания студентами основных блоков учебной информации. Практические занятия реализуют задачи анализа, конкретизации, расширения и углубления знаний, полученных в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы по темам дисциплины, а также реализуют задачи формирования навыков и умений у студентов. Самостоятельная работа составляет большую часть времени, отведённого на изучение дисциплины, даже для студентов дневного отделения и остаётся приоритетной для студентов заочной формы обучения.

Общая трудоёмкость дисциплины для студентов очного и заочного отделений составляет 200 часов (согласно стандарту ВПО 2005 года). Лекционные занятия занимают 60 часов на очном отделении и 20 часов на заочном; практические – 30 часов на очном отделении и 2 часа – на заочном; на заочном отделении также предусмотрено 2 часа лабораторных занятий. Доля времени, отведённого на самостоятельную работу студентов, составляет 110 часов на очном отделении и 176 часов – на заочном.

Дисциплина изучается студентами очного отделения в 7-ом и 8-ом семестрах. Отчётность 7-го семестра – зачёт, 8-го – экзамен. Студенты заочного отделения изучают дисциплину в 8-ом и 9-ом семестрах. Отчётность 8-го семестра – зачёт, 9-го – экзамен.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
1. Предмет и задачи курса            
2. Отграничение умственной отсталости от сходных состояний            
3. История развития методов психологического исследования детей            
4. Современная теория и практика выявления умственно отсталых и комплектования специальных учреждений для них в России                      
5. Проблема ранней диагностики дефектов развития            
6. Принципы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения            
7. Организация работы по комплектованию специальных учреждений для умственно отсталых детей                      
8. Составление заключения по результатам психолого-педагогического исследования ребёнка              
Итого            

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
1. Предмет и задачи курса            
2. Отграничение умственной отсталости от сходных состояний            
3. История развития методов психологического исследования детей              
4. Современная теория и практика выявления умственно отсталых и комплектования специальных учреждений для них в России                    
5. Проблема ранней диагностики дефектов развития            
6. Принципы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения            
7. Организация работы по комплектованию специальных учреждений для умственно отсталых детей              
8. Составление заключения по результатам психолого-педагогического исследования ребёнка            
Итого            

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

(для студентов очной формы обучения).

По всем разделам дисциплины запланированы практические занятия, в ходе подготовки к которым студенты очной формы обучения повторяют вопросы, изученные в ходе лекционных занятий, а также выполняют самостоятельно ряд заданий, не включённых в лекционный курс.

По первому разделу не запланировано практическое занятие, студенты готовят вопросы самостоятельно с опорой на лекционный материал и самостоятельно изученные блоки информации и отчитываются в ходе зачётного занятия, которое планируется проводить в форме коллоквиума. Имеется ряд тем, которые студенты готовят самостоятельно с опорой на те блоки информации, которые они уже знают из смежных с психолого-педагогической диагностикой дисциплин.

1. Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук: цель, задачи, предмет науки.

2. Современные проблемы науки психолого-педагогической диагностики и перспективы её развития.

3. Клинические критерии диагностики умственной отсталости в трудах зарубежных и отечественных исследователей.

4. История создания тестов Бине и Симона.

5. Судьба педологической науки в России.

6. Систематика умственной отсталости в международной классификации болезней восьмого, девятого и десятого пересмотров.

7. Современные классификации психодиагностических средств.

8. Анализ документов (Типовых положений, инструкций, проектов и др.), обслуживающих психологическую службу образования и практику комплектования специальных учреждений для умственно отсталых детей.

9. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей дошкольного возраста.

10. Психолого-педагогические характеристики детей с лёгкой, умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.

11. Психодиагностическая процедура. Морально-этические нормы проведения психодиагностических процедур.

 

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

(для студентов заочной формы обучения).

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения является основной. Только две темы из всей дисциплины они повторяют в ходе практического и лабораторного занятий под контролем преподавателя, все остальные – готовят самостоятельно. По всем разделам дисциплины планируются лекционные занятия, цель которых - сориентировать студентов заочной формы обучения на самостоятельное изучение блоков информации. Поэтому лекции носят обзорный характер и составляют «канву» самостоятельного изучения дисциплины. Имеется ряд тем, которые студенты готовят самостоятельно с опорой на те блоки информации, которые они уже знают из смежных с психолого-педагогической диагностикой дисциплин.

1. Понятийно-терминологический аппарат науки.

2. Связь психолого-педагогической науки с другими науками.

3. Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.

4. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний (другие состояния - на выбор студента).

5. Отношение к умственно отсталым лицам в истории становления человеческой цивилизации.

6. Становление психодиагностики умственного развития в зарубежных странах.

7. Становление психодиагностики умственного развития в России.

8. Неоднозначность определения понятия и термина «умственная отсталость». Анализ подходов к систематике умственной отсталости на современном этапе развития науки.

9. Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК): цели, задачи, содержание работы. Роль в выявлении умственно отсталых детей и комплектовании для них специальных учреждений в России.

10. Психолого-медико-педагогическая комиссия в составе ПМПК (консультации): цель, задачи, содержание работы. Функционал олигофренопедагога в работе комиссии.

11. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк): цель, задачи, содержание работы. Функционал олигофренопедагога в работе консилиума.

12. Психодиагностический инструментарий по выявлению умственной отсталости в детском возрасте.

13. Учреждения для умственно отсталых детей в системе специального образования.

14. Проблема ранней диагностики отклонений в развитии детей. Возможности раннего выявления умственной отсталости в детском возрасте.

15. Основные показатели нервно-психического развития детей в периоды: новорожденности, младенчества, раннего детства. Первые признаки неблагополучия в развитии детей.

16. Обзор методов и методик ранней диагностики отклонений в развитии детей. Работа олигофренопедагога с родителями детей младенческого и раннего возраста.

17. Содержание принципов отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения.

18. Организация работы по комплектованию дошкольных учреждений для умственно отсталых детей.

19. Диагностика готовности к школьному обучению умственно отсталых детей.

20. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого ребёнка дошкольного возраста.

21. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника с лёгкой умственной отсталостью.

22. Организация работы по комплектованию специальных учреждений для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.

23. Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной умственной отсталостью.

24. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжёлой умственной отсталостью.

25. Психолого-педагогическая характеристика детей с глубокой умственной отсталостью.

26. Психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых детей. Функционал олигофренопедагога в оказании помощи умственно отсталым детям и их родителям.

27. Анализ документов (Типовых положений, инструкций, проектов и др.), обслуживающих психологическую службу образования и практику комплектования специальных учреждений для умственно отсталых детей.

28. Психодиагностическая процедура. Морально-этические нормы проведения психодиагностических процедур.

 

Примерные темы контрольных работ

(для студентов очной и заочной форм обучения):

1. Терминологические диктанты (после изучения каждого раздела курса), проводимые как по ходу лекционных, так и практических занятий.

2. Мини-контрольные работы по отдельным вопросам практических занятий (для студентов очной формы обучения).

3. Творческий отчёт (в письменном виде) после просмотра учебных видеоматериалов (для студентов очной формы обучения) по теме: «Проблема ранней диагностики отклонений в развитии детей. Роль взрослого в нервно-психическом развитии ребёнка младенческого и раннего возраста».

4. Составление таблиц по темам: «Становление психодиагностики в зарубежных странах», «Становление психодиагностики в России» (для студентов заочной формы обучения).

5. Составление сравнительной таблицы «Систематика умственной отсталости в международной классификации болезней – МКБ-8, 9, 10-го пересмотров.

6. Составление таблиц «Основные показатели нервно-психического развития ребёнка младенческого возраста», «Основные показатели нервно-психического развития ребёнка раннего возраста».

7. Функционал олигофренопедагога в работе ПМПК (консультации) в зависимости от того или иного отдела.

8. Функционал олигофренопедагога в работе ПМПК (комиссии).

9. Функционал олигофренопедагога в работе ПМПК (консилиума) конкретного учреждения.

10. Роль олигофренопедагога в оказании консультативной работы умственно отсталым детям, их родителям (лицам заменяющим), специалистам-смежникам.

Примечание: темы, в которых нет конкретных указаний на форму обучения, предназначены для студентов очной и заочной форм обучения.

 

Примерные темы рефератов

1. Проблемы дифференциальной диагностики умственной отсталости.

2. Проблема неуспеваемости детей глазами олигофренопедагога.

3. Влияние факта неуспеваемости ребёнка на оценку уровня его интеллектуального развития.

4. Психометрическое направление в изучении умственной отсталости.

5. История создания первых «отборочных» комиссий.

6. Судьба педологической науки в России.

7. Истоки становления диагностических критериев умственной отсталости.

8. История распознавания умственной отсталости среди других отклонений психофизического развития детей.

9. Становление психологического направления в оценке детского развития.

10. Становление психометрического направления в оценке интеллектуального развития человека.

11. История тестового метода.

12. Современные подходы к классификации психодиагностического инструментария.

13. История педологических исследований детского развития.

14. Современная практика выявления умственно отсталых в детской популяции.

15. Психодиагностика детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития.

16. Психодиагностика детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.

17. Проблема ранней диагностики отклонений в развитии детей.

 

Примерные темы курсовых работ

1. Применение метода эксперимента в практике комплектования специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей.

2. Применение метода тестов в практике комплектования специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей.

3. Применение метода наблюдения в практике комплектования специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей.

4. Применение метода беседы в практике комплектования специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей.

5. Применение метода изучения продуктов детской деятельности в практике комплектования специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей.

6. Применение метода изучения документации в практике комплектования специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей.

7. Применение метода проективных техник в практике комплектования специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей.

8. Применение метода сбора и анализа анамнестических данных в практике комплектования специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей.

9. Дифференциальная диагностика лёгкой умственной отсталости и задержки психического развития церебрально-органического генеза.

10. Дифференциальная диагностика лёгкой умственной отсталости и нарушений слуха (зрения, речи, эмоционально-волевой сферы и т.д. – на выбор студента) у детей.

11. Проблемы феноменологической (углублённой) психодиагностики умственно отсталых детей в практике работы конкретных учреждений (дошкольных, школьных).

12. Проблемы скрининг-диагностики, направленной на выявление отклонений интеллектуального развития детей.

13. Морально-этические проблемы современной психолого-педагогической диагностики.

14. История разработки принципов отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения и современная практика их реализации.

15. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого ребёнка: история разработки требований к составлению, её содержание и практика презентации в разнообразных структурах системы образования и социального обеспечения.

Примерные темы выпускных квалификационных работ:

1. Проблема интегрированного обучения умственно отсталых детей в зависимости от глубины интеллектуального дефекта и её решение в современных условиях комплектования специальных учреждений.

2. Понятийно-терминологический аппарат, обслуживающий теорию и практику современного комплектования учреждений для умственно отсталых детей.

3. Морально-этические нормы современной психолого-педагогической диагностики и их реализация на современном этапе развития науки.

4. Проблема классификации современных средств психолого-педагогической диагностики и её отражение в практике оказания помощи умственно отсталым детям и их родителям.

5. Диагностика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталых детей (лёгкая, умеренная, тяжёлая умственная отсталость – на выбор студента).

6. Профессиональная компетентность олигофренопедагога в области психолого-педагогической диагностики.

7. Профессиональная компетентность олигофренопедагога в оказании помощи умственно отсталым детям и их родителям.

8. Проблема оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим умственно отсталых детей.

9. Теория и практика работы современных психолого-медико-педагогических консультаций с умственно отсталыми детьми и их родителями.

10. Теория и практика работы современных психолого-медико-педагогических комиссий с умственно отсталыми детьми и их родителями.

11. Значимость деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов в оказании помощи умственно отсталым детям и их родителям.

 

Практическое занятие № 1

для студентов очной формы обучения

Тема: «Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний (на примере раннего детского аутизма – РДА)»

Вопросы для обсуждения

1. Анализ теорий и гипотез об интеллектуальном развитии детей с РДА.

2. Зависимость интеллектуального развития детей от отнесённости их к той или иной клинико-психологической группе РДА.

3. Характеристика основных симптомов РДА с точки зрения дифференциации их от проявлений умственной отсталости у детей:

· Этиологические факторы РДА и умственной отсталости: сходство и отличия.

· Особенности речевого развития детей с РДА и умственно отсталых: сходство и отличия.

· Состояние моторного развития детей с РДА и умственно отсталых: сходство и отличия.

· Перспективы развития детей с РДА и умственной отсталостью в зависимости от клинико-психологической группы РДА и степени умственной отсталости.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Студентам, изучавшим в прошлом учебном году спец. курс «Организация и содержание помощи аутичным детям», подготовить короткие логичные доклады по выше названным вопросам в отношении детей с РДА.

2. Всем остальным студентам повторить отдельные аспекты 3-го вопроса в отношении умственно отсталых детей.

3. Всем подготовиться к сопоставлению и дифференциации признаков и симптомов умственной отсталости и РДА в ходе занятия при составлении сравнительной таблицы.

4. Необходимую информацию повторить из смежных дисциплин (межпредметные связи), а также с опорой на следующие источники специальной литературы.

Литература

1. Детский аутизм [Текст]: хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына – СПб., 1997.

2. Лебединская, К.С. Диагностика раннего аутизма [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. – М., Просвещение, 1991.

3. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – с. 159-174.

4. Никольская О.С. Аутичный ребёнок: пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: ТЕРЕВИНФ, 1997.

5. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития [Текст]: методич. пособие / сост. Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 156 с.

6. Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – с. 211-226 (умственно отсталые дети); с. 300-315 (аутичные дети).

7. Специальная психология [Текст] / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – с.34-81 (умственно отсталые дети).

Практическое занятие № 2

для студентов очной формы обучения

Практическое занятие №3

для студентов очной формы обучения

Практическое занятие № 4

для студентов очной формы обучения

Тема: «Неоднозначность определения понятия и термина «умственная отсталость». Анализ подходов к систематике умственной отсталости на современном этапе развития науки».

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятия «умственная отсталость»: неоднозначность подходов к определению.

2. Значимость нейропсихологических, нейрофизиологических, психологических и др. исследований для понимания природы умственной отсталости.

3. Систематика умственной отсталости (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалёв, В.В. Лебединский и др.).

4. Систематика умственной отсталости в международной классификации болезней (МКБ) восьмого, девятого и десятого пересмотров: сравнительный анализ.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составить понятийно-терминологический словарь, посвященный одному понятию «умственная отсталость», опираясь на точки зрения специалистов разных областей науки (психологические, педагогические, клинические, социальные, философские). Использовать различные источники литературы, в том числе словари.

2. Подготовить развернутый устный ответ на вопрос № 2., используя информацию межпредметных связей, а также опираясь на источники литературы по нейропсихологическим и нейрофизиологическим исследованиям.

3. Повторить информацию о систематике умственной отсталости в трудах отечественных «классиков». Выписать (или скопировать) известные классификации умственной отсталости и поместить их в тетрадь для самостоятельной работы (не менее 3-х классификаций). Подготовиться к аудиторной мини-контрольной работе по одной из классификаций умственной отсталости.

4. Составить сравнительную таблицу систематики умственной отсталости в международной классификации болезней 8-го, 9-го, и 10-го пересмотров по следующей схеме:

Сравнение систематики умственной отсталости в МКБ 8-го, 9-го, 10-го пересмотра

Международная классификация болезней (МКБ) Выводы студента
8-го пересмотра 9-го пересмотра 10-го пересмотра
       

Литература

1. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогич. Академия, 1994. – с. 164- 190 (методика адаптированного нейропсихологического исследования).

2. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2005. – 672 с.

3. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. пособие / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д.: Издательский центр «Март», 2002. – с 133-143.

4. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – с 53-66.

5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов [и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2000. – с 35-48.

6. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. – с 46-60.

7. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методич. рекомендации / под ред. Л.М. Шипицыной. – 2-е изд., дополн. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – с 134-142.

8. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – 320 с.

9. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [ и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – с 211-227.

10. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – с 34-48.

11. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

12. Схема нейропсихологического обследования детей [Текст] / А.В. Семенович [и др.]; под ред. А.В. Семенович. – М., 1998.

13. Усанова, О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – с 154-171.

14. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст] / Л.С. Цветкова. – М., 1998.

 

Примечание: Каждый студент использует то количество источников, которое позволит ему качественно подготовиться к практическому занятию. При подготовке к вопросам занятий приветствуется самостоятельный подбор литературных источников (с обязательной ссылкой на них).

Практическое занятие № 5

для студентов очной формы обучения

Тема: «Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК): цели, задачи, содержание работы. Роль в выявлении умственно отсталых детей и комплектовании для них специальных учреждений в России».

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки появления нового типа учреждения - психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

2. В.И Лубовский о проблемах диагностики умственного развития детей.

3. Структура ПМПК (консультации).

4. Функциональные обязанности олигофренопедагога в зависимости от работы в том или ином отделе ПМПК (консультации).

5. Анализ содержания «Типового положения о ПМПК» (проект 1995 года).

6. Содержание работы ПМПК.

7. Медико-педагогическая комиссия (МПК) и ПМПК (консультация): сравнительный анализ. Цели, задачи, организация и содержание работы.

8. Психолого-медико-педагогическая комиссия в составе консультации. Цели и задачи её работы. Функционал олигофренопедагога в работе комиссии.

9. Понятие о ПМПк (консилиуме) специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей: цель, задачи, содержание работы. Положение о ПМПк. Роль олигофренопедагога в работе ПМПк.

10. Взаимодействие ПМПК (консультации и комиссии) с ПМПк (консилиумом).

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Повторить всю необходимую информацию по теме по лекционным и практическим занятиям при изучении дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» (2 курс).

2. В тетради для самостоятельной работы зафиксировать структуру ПМПК (консультации) в виде схемы или краткого конспекта (на выбор студента).

3. Сделать копии документов Типового положения о ПМПК, ПМПк, о взаимодействии ПМПК и ПМПк, о функциональных обязанностях олигофренопедагога в работе названных структур и вклеить их в тетрадь для самостоятельной работы.

4. Вопрос о роли олигофренопедагога в работе различных структурных подразделений подготовить для письменного ответа по ходу проведения практического занятия.

5. Составить сравнительную таблицу работы МПК и ПМПК (см. задание в источнике: Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / ч. 3-я: Психологическая служба образования / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. – с. 36-37.). Студенты, качественно выполнившие данное задание в 3-м семестре обучения, вкладывают его в тетради для самостоятельной работы.

Литература

1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / О.В. Алмазова / ч. 3-я: Психологическая служба образования / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. - Екатеринбург, 2004. – с. 67-78 (Типовое положение о психолого-медико-педагогической консультации); с. 79-82 (О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения).

2. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак-ов пед. вузов и ун-ов / С.Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с.49-59 (сравнительный аспект).

3. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.

4. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методич. рекомендации / под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – с. 9-17 (структура ПМПК); с. 23-24; с. 33; с.37-38. (функциональные обязанности олигофренопедагога); с.238-249 (Типовое положение о ПМПК); с. 262-268 (О ПМПк – консилиуме); с. 269-270 (взаимодействие ПМПК и ПМПк).

5. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – с.230-243 (ПМПК и ПМПк).

6. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – с. 407-409; с. 438-457.

 

Практическое занятие № 6

для студентов очной формы обучения

Литература

1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / О.В. Алмазова / ч. 1: Теоретические основы / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. – с. 66-112.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.192 с.)