Тема: «психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых детей. Функционал олигофренопедагога в оказании помощи умственно отсталым детям и их родителям». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых детей. Функционал олигофренопедагога в оказании помощи умственно отсталым детям и их родителям».



Вопросы для обсуждения

1. Психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых детей в дошкольных и школьных специальных (коррекционных) учреждениях. Функционал олигофренопедагога в организации и проведении этой работы.

2. Организация, содержание и значение консультационной работы олигофренопедагогов и других специалистов психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) в оказании помощи детям с выраженными степенями умственной отсталости, их родителями (лицами заменяющими), педагогам.

3. Психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение детей с болезнью Дауна в современной практике оказания помощи этим детям и их родителям.

4. Организация и содержание текущего (динамического) изучения детей после обследования их в ПМПК (комиссии) и определения в то или иное учреждение для умственно отсталых детей (работа психолого-медико-педагогических консилиумов). Роль олигофренопедагога в этой работе.

5. Современные формы оказания помощи семьям, имеющим умственно отсталых детей (работа Центров, учреждений системы дополнительного образования, средства массовой информации и т.д.). Роль олигофренопедагога в организации и проведении работы с семьёй.

6. Морально-нравственные и социально-правовые аспекты оказания психодиагностической, консультативной психолого-педагогической помощи умственно отсталым детям и их родителям на современном этапе развития науки психодиагностики.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Подготовить логичные развёрнутые устные ответы на первые половины вопросов №№ 1, 4, 5.

2. Вторые половины вопросов о роли олигофренопедагогов в организации выше указанных видов работ подготовить для письменного ответа во время занятия (мини-контрольная работа по вариантам).

3. Ответы на вопросы №№ 2 и 3 подготовить как доклады (согласовать с преподавателем) с использованием информации ниже приведённых источников.

4. Приветствуется самостоятельный подбор студентами источников литературы, в том числе из периодики (с обязательной ссылкой на источники).

5. Ответ на вопрос № 6 должен быть представлен в тетрадях для самостоятельной работы в виде конспектов (или копий) нормативных документов.

Литература

1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / О.В. Алмазова / ч. 2: Виды психолого-педагогической помощи / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. – с. 32-49 (психолого-педагогическое консультирование); ч. 3: Психологическая служба образования / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. – с. 38-50 (психолого-педагогическая поддержка семьи).

2. Андрущенко, Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Ю. Андрущенко. – М.: Академия, 2002. – 80 с.

3. Забрамная, С.Д. Отбор детей во вспомогательную школу [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1988.

4. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак-ов пед. вузов и ун-ов / С.Д. Забрамная. – 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - с.5-13.

5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов [и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

6. Малер, А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями [Текст]: кн. для родителей / А.Р. Малер. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 80 с.

7. Малер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст]: практич. пособие / А.Р. Малер. – М.: АРКТИ, 2000. – 124 с.

8. Малер, А.Р. У ребёнка болезнь Дауна [Текст] / А.Р. Малер // Здоровье, 1986.- № 8. – с. 22-23.

9. Малер, А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта [Текст] / А.Р. Малер, Г.В. Цикото. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.

10. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с.

11. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст]: хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.

12. Немов, Р.С. Психологическое консультирование [Текст]: учеб. для студ. вузов / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 528 с.

13. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов [и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

14. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – 320 с.

15. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов Российской федерации [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001. – 228 с.

16. Современные подходы к болезни Дауна [Текст] / под ред. Д.Лейна, Б. Стрэтфорда - пер. с англ. – М., 1991.

17. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [ и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

18. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

19. Усанова, О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – 329-349 с.

20. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына. – СПб.: Дидактика Плюс; М.: Ин.-т общегуманитарн. исслед., 2002. – с. 99-144 (межличностное общение); с. 182-216 (взаимоотношения в семьях); с. 217-257 (личностные особенности матерей); с. 258- 307 (социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта).

21. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии [Текст]: методич. пособие / Э.Г. Эйдемиллер / под общ. ред. Л.И. Вассермана. – М.: Фолиум, 1996. – 48 с.

 

Практическое занятие № 15

для студентов очной формы обучения

Тема: «Заключение по результатам психолого-педагогического исследования детей».

Вопросы для обсуждения

1. Протокол ПМПК (комиссии): структура, содержание, правила оформления и хранения.

2. Соотношение понятий «протокол обследования ребёнка», «заключение». Структура и содержание протокола обследования ребёнка в ходе психодиагностической процедуры (по конкретным методикам).

3. Заключение по результатам педагогического обследования ребёнка в ПМПК (консультации). Требования к написанию и презентации.

4. Заключение олигофренопедагога по результатам обследования ребёнка в условиях ПМПК (комиссии). Требования к написанию, презентации.

5. Заключение по результатам психологического обследования ребёнка. Требования к написанию, оформлению, презентации в зависимости от процедуры обследования в ПМПК (консультации и комиссии).

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Самостоятельно проанализировать образцы протоколов обследования конкретных детей в условиях ПМПК (консультации и комиссии), ПМПК (консилиума) из ниже приведённых источников, а также заключения психодиагностического обследования, педагогического и психологического обследований. В тетради для самостоятельной работы записать (или поместить копии) алгоритмы составления протоколов и заключений обследования в названных структурах.

2. Подготовиться к проведению методики А.Р. Лурия «10 слов» в ходе занятия при работе в парах (подготовить набор слов и знать алгоритм заполнения протокола по данной методике).

3. Быть готовыми к работе по анализу образцов протоколов и заключений на конкретных детей непосредственно по ходу практического занятия.

4. Подготовиться к ответу на любой вопрос, так как любой из вопросов может быть дан в качестве письменной работы в конце занятия (10-12 минут).

Литература

1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / О.В. Алмазова / ч. 1: Теоретические основы / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. – с.113-115.

2. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1988. (протокол ПМПК).

3. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., Академия, 2005. – с. 75-77 (образец заполнения протокола); с. 77-79 (методика А.Р. Лурия «10 слов»); СС. 79-83 (образцы заполнения протоколов по конкретным методикам); с. 311-313 (образец протокола в составе комплексной документации на ребёнка).

4. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методические рекомендации / под ред. Л.М. Шипицыной – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – с. 60 – 112 (обследование детей с различными отклонениями в развитии в ПМПК с образцами заключений); с. 113-118 (документы ПМПК); с. 317-318 (форма № 2 – заключение по результатам психодиагностического исследования).

5. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплект рабочих материалов/ Под общ. ред. М.М. Семаго. – М., 1999. – с.118-119 (протокол нейропсихологического обследования ребёнка на ПМПК); с. 87- 127 (комплект рабочей документации для деятельности психолого-медико-педагогической службы образовательных учреждений).

6. Усанова, О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – с. 325-327 (рекомендации к составлению заключения).

 

 

Практическое занятие

(для студентов заочной формы обучения).

Тема: «Организация работы по комплектованию общеобразовательных специальных (коррекционных) школ для умственно отсталых детей» (см. задания к практическому занятию № 12 для студентов очной формы обучения)

 

Лабораторное занятие

(для студентов заочной формы обучения).

Тема: «Заключение по результатам психолого-педагогического исследования детей» (см. задания к практическому занятию № 15 для студентов очной формы обучения)

 

Вопросы к зачётному занятию

(для студентов очной и заочной форм обучения)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.019 с.)