Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии оценки устного ответа при сдаче межкурсового↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
экзамена по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» (для студентов очной и заочной форм обучения) Критерии косвенные: - выполнение учебного плана дисциплины студентом очной и заочной форм обучения; - активная работа на практических занятиях; - качественное выполнение заданий по самостоятельному освоению блоков информации изучаемой дисциплины; - своевременное предоставление преподавателю отчётности по самостоятельной работе студента. Примечание: Косвенные критерии могут влиять на окончательную оценку ответа студента, как в положительную, так и отрицательную стороны.
Непосредственно-оценочные критерии: «ОТЛИЧНО» · логичные, структурированные, продуманные и доказательные ответы на два вопроса билета; · излагаемая студентом информация не ограничена материалами лекций и практических занятий, содержит сведения дополнительных источников литературы; · в ответе студента чётко прослеживается умение сопоставлять теоретические знания с практическими (в том числе, умение приводить примеры из практики, иллюстрирующие теоретические положения излагаемой информации); · демонстрация точного понимания понятийно-терминологического аппарата изученной дисциплины и грамотное использование его в устном ответе; · эмоциональный фон ответа адекватен ситуации экзамена (умение студента «держать себя» в стрессовой ситуации); · ответы на дополнительные (уточняющие) вопросы чёткие, доказательные, логичные; · речь уверенная, грамотная, научная. «ХОРОШО» · ответ, соответствующий критериям оценки «отлично», только на один вопрос билета, ответ на второй вопрос не в полной мере соответствует этим критериям; · ответы на оба вопроса билета продуманы, структурированы, логичны; · излагаемая студентом информация, в основном, ограничена материалами лекций и практических занятий, сведения дополнительных источников фрагментарны, либо отсутствуют; · в ответах студента не всегда прослеживается умение сопоставлять теоретические знания с практическими (примеры, приведённые студентом, не иллюстрируют или слабо иллюстрируют теоретические положения излагаемой информации); · использование понятийно-терминологического аппарата, в основном, грамотное; могут быть негрубые неточности в понимании некоторых терминов и трактовке понятий; · эмоциональный фон ответа адекватен ситуации экзамена; · ответы на дополнительные (уточняющие) вопросы, в основном, правильные, но недостаточно доказательные; · речь, в основном, уверенная, грамотная, научная (фрагментарно – «бытовая»).
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» · ответ, соответствующий критериям оценки «отлично», только на один вопрос билета, ответ на второй вопрос соответствует критериям ответа «неудовлетворительно» или вообще отсутствует; · ответы на оба вопроса билета слабо структурированы, слабо доказательны, имеют искажения логики; · излагаемая студентом информация не только ограничена материалами лекций и практических занятий, но и воспроизводится в сокращённом объёме; · в ответе студента не прослеживается умение сопоставлять теоретические и практические знания (в том числе, затруднения в приведении примеров); · знания понятийно-терминологического аппарата в целом имеются, но использование не во всех случаях грамотное: могут быть «бытовые» трактовки, ошибки и неточности; · эмоциональный фон ответа не всегда адекватен ситуации экзамена (повышенная тревожность, повышенная скованность, демагогичность, излишне повышенный фон настроения, плаксивость, безразличность и т.д.). Может быть адекватным, что свидетельствует о самокритичности студента; · ответы на дополнительные (уточняющие) вопросы либо отсутствуют, либо фрагментарны, либо не верны; · речь может быть уверенной и грамотной, когда студент знает, о чём говорит; и неуверенной, «бытовой» в остальных блоках излагаемой информации.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» · ответ, соответствующий критериям оценки «хорошо» или «удовлетворительно», только на один вопрос билета, ответ на второй вопрос соответствует критериям ответа «неудовлетворительно» или вообще отсутствует; · ответы на оба вопроса билета неструктурированны, недоказательны; логика изложения прослеживается слабо, либо не прослеживается вообще; · излагаемая студентом информация слабо напоминает материалы лекций и практических занятий, воспроизводится неточно, неверно; · в ответе студента нет сопоставления теоретических и практических знаний; либо студент всё старается излагать с помощью примеров, которые почти никак не соотносятся с информацией изученной дисциплины; · знания понятийно-терминологического аппарата в целом отсутствуют, либо крайне ограничены; · эмоциональный фон ответа не всегда адекватен ситуации экзамена (повышенная тревожность, повышенная скованность, демагогичность, излишне повышенный фон настроения, плаксивость, безразличность и т.д.). Может быть адекватным, что свидетельствует о самокритичности студента; · ответы на дополнительные (уточняющие) вопросы либо отсутствуют, либо фрагментарны, либо не верны; · речь, в основном, «бытовая».
Перечень тестов АПИМ по дисциплине.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студент, изучивший дисциплину, должен знать: · Основные проблемы, задачи, реалии и перспективы психолого-педагогической диагностики, её прикладное значение в деятельности олигофренопедагога при изучении детского развития. · Историю становления и современное состояние разработки методов психологического исследования детского развития за рубежом и в нашей стране. · Исторически сложившиеся представления об умственной отсталости, критериях её выявления и о современных подходах к оценке интеллектуального развития детей. · Организацию и содержание работы по комплектованию специальных учреждений для умственно отсталых детей в историческом плане и в современной России. · Функциональные обязанности всех членов психолого-медико-педагогической консультации и комиссии и олигофренопедагога – в особенности. · Содержание Типового Положения о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). · Принципы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения в историческом аспекте и в современной их реализации в практике комплектования специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей. · Основные положения дифференциальной диагностики, позволяющие отграничивать умственную отсталость от сходных с ней состояний. · Конкретные психодиагностические методики и принципы их подбора при обследовании умственно отсталых детей с целью комплектования специальных (коррекционных) учреждений для них, а также в ходе текущего (динамического) изучения. · Документацию психолого-медико-педагогической комиссии и консультации: порядок её ведения. · Технологию психолого-педагогического обследования детей в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях. · Показатели нервно-психического развития детей младенческого и раннего возраста, а также признаки неблагополучия в развитии детей в данные возрастные периоды. · Методы и методики осуществления ранней диагностики дефектов развития у детей. · Методы и методики изучения состояния школьных знаний, умений и навыков, диагностики готовности к школьному обучению. · Основные международные и государственные нормативно-правовые акты, морально-этические нормы, обеспечивающие деятельность психологов и педагогов в системе народного образования. · Основы консультативной работы по оказанию помощи умственно отсталым детям, их родителям (лицам заменяющим), специалистам-смежникам. Студент, изучивший дисциплину, должен уметь: · Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями науки психолого-педагогической диагностики, уточнять их происхождение и сущность по словарям, давать им сравнительную характеристику. · Самостоятельно подбирать литературу, готовить доклады и сообщения по темам дисциплины, публично выступать с докладами и защитой рефератов. · Грамотно и аккуратно работать с литературными источниками: аннотировать, конспектировать, цитировать, реферировать. · Анализировать конкретную документацию на детей (медицинскую, психологическую, педагогическую). · Квалифицированно подбирать методы и методики для обследования умственно отсталых детей с учётом их возраста, условий воспитания, целей исследования. · Изготавливать и подбирать стимульный материал к методикам при необходимости. · Проводить психодиагностические процедуры обследования умственно отсталых детей с соблюдением всех морально-этических норм и грамотно интерпретировать полученные данные. · Проводить полное педагогическое обследование ребёнка в ходе практики с подбором адекватных заданий на обследование школьных знаний, умений, навыков; диагностику готовности умственно отсталого ребёнка к обучению в школе. · Оказывать консультативную помощь умственно отсталым детям, подросткам, их родителям (лицам заменяющим), а также коллегам: педагогам, психологам, воспитателям, специалистам-смежникам, другим лицам, нуждающимся в знаниях в области психолого-педагогической диагностики умственного развития. При этом адекватно оценивать свои профессиональные и личностные возможности. · Составлять заключение по результатам педагогического обследования ребёнка в зависимости от условий и целей этого обследования (в ПМПК-комиссии, консультации или консилиуме и др.). · Использовать полученные теоретико-практические знания, умения и навыки в области психолого-педагогической диагностики и консультирования при выполнении курсовых, выпускных квалификационных работ, а также в ходе получения послевузовского образования (магистратура, аспирантура). · Адекватно ситуациям демонстрировать свою профессиональную и личностную компетентность в оказании помощи умственно отсталым детям и их родителям (лицам их заменяющим). · Применять знания социально-правовых и морально-этических аспектов психодиагностической деятельности в практике оказания помощи умственно отсталым детям и их родителям (лицам заменяющим).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. Рекомендуемая литература Основная 1. Андрущенко, Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Ю. Андрущенко. – М.: Академия, 2002. – 80 с. (4 экз.). 2. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст]: учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2004. – 351 с. (1 экз.); 2005. – 351 с. (14 экз.); 2006. – 351 с. (15 экз.). 3. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии [Текст]: кн. для педагогов / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 128 с. (20 экз.). 4. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с. (32 экз.). 5. Немов, Р.С. Психологическое консультирование [Текст]: учеб. для студ. вузов / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 528 с. (2 экз.). 6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов [и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 272 с. (51 экз.). 7. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – 320 с. (9 экз.). 8. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [ и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 400 с. (192 экз.). 9. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с. (287 экз.). Дополнительная 1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / О.В. Алмазова / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. ч. 1: Теоретические основы (217 экз.); ч. 2: Виды психолого-педагогической помощи (217 экз.); ч.3: Психологическая служба образования (210 экз.). 2. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с. (1 экз.). 3. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты [Текст]: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.: ил. (28 экз.). 4. Волков, Б.С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с. (3 экз.). 5. Волосова, Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е.Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с. (1 экз.). 6. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст]: информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с. (2 экз.). 7. Детский практический психолог: программы и методические материалы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А. Шаграева [и др.]; под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М., Академия, 2001. – 256 с. (23 экз.). 8. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни [Текст]: методич. пособие / сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 160 с. (19 экз) 9. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. пособие / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д.: Издательский центр «Март», 2002. – 304 с. (3 экз.). 10. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с. (5 экз.). 11. Никольская, О.С. Аутичный ребёнок: пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: ТЕРЕВИНФ, 2000. – 342 с. (9 экз.). 12. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. – 104 с. (2 экз.). 13. Потёмкина, О.Ф. Психологический анализ рисунка и текста [Текст]: психологический практикум / О.Ф. Потёмкина, Е.В. Потёмкина. – СПб.: Речь, 2005. – 524 с. (5 экз.). 14. Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст]: учеб. пособ. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара.: БАХРАХ-М, 2006. – 672 с. (34 экз.). 15. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст]: хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с. (10 экз.). 16. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития [Текст]: методич. пособие / сост. Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 156 с. (18 экз.). 17. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методич. рекомендации / под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Ин-т специальной педагогики и психологии, 1999 – 202 с. (12 экз); 2-е изд., дополн. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 352 с. (2 экз. – на кафедре). 18. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов Российской федерации [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т. Фак. психологии. – Екатеринбург, 1999. – 177 с. (3 экз.). 19. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с. (5 экз.); 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 896 с. (4 экз.). 20. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына. – СПб.: Дидактика Плюс; М.: Ин.-т общегуманитарн. исслед., 2002. – 496 с. (34 экз)
6.2. Информационное обеспечение дисциплины Электронные информационные ресурсы, обеспечивающие внедрение инновационных методов изучения дисциплины – сайты сети Интернет: Ø http://psychology.net.ru/ - Мир психологии (новости психологии, психологические тесты, книги); Ø http://www.defektolog.ru/ - Дефектолог (информация о детях, имеющих особенности развития; нормативы детского развития; тесты; авторские статьи специалистов: психологов, дефектологов, логопедов; консультации на форуме); Ø http://children-psy.ru/ - Центр детской нейропсихологии (оказание психологической помощи детям с трудностями обучения в школе, а также имеющими проблемы школьной рассеянности, чистописания и общения; сборник тематических статей; ответы на вопросы); Ø http://childpsy.ru/ - Детский психолог (для специалистов это научно-тематический проект, выполненный в рамках факультета «Психология образования» МГППУ по возрастной психологии и некоторым отраслям детской психологии, содержащий публикации научных результатов психологических и педагогических исследований). МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать: 1. Раздаточный материал в виде образцов: протоколов психолого-медико-педагогической комиссии; заключений узких специалистов; медицинской, педагогической, психологической документации; психолого-педагогических характеристик на конкретных умственно отсталых детей (с соблюдением этических норм); социальных карт, заполненных на конкретных детей. 2. Методики для обследования детей из классических альбомов методик Забрамной, Полищука и Видренко, Семаго и др., а также изготовленных фирмой «Иматон». 3. Учебные фильмы о деятельности ПМПК, о комплектовании учреждений системы специального образования, о ранней диагностике дефектов детского развития, о консультативной помощи родителям и специалистам-смежникам. 4. Методики, выполненные в компьютерном варианте. В связи с 3 и 4 пунктами необходимо использование специализированных аудиторий, оборудованных компьютерной техникой, а также видеоаппаратурой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.139.245 (0.013 с.) |