Критерии оценки устного ответа при сдаче межкурсового 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки устного ответа при сдаче межкурсового



экзамена по дисциплине

«Психолого-педагогическая диагностика и консультирование»

(для студентов очной и заочной форм обучения)

Критерии косвенные:

- выполнение учебного плана дисциплины студентом очной и заочной форм обучения;

- активная работа на практических занятиях;

- качественное выполнение заданий по самостоятельному освоению блоков информации изучаемой дисциплины;

- своевременное предоставление преподавателю отчётности по самостоятельной работе студента.

Примечание: Косвенные критерии могут влиять на окончательную оценку ответа студента, как в положительную, так и отрицательную стороны.

 

Непосредственно-оценочные критерии:

«ОТЛИЧНО»

· логичные, структурированные, продуманные и доказательные ответы на два вопроса билета;

· излагаемая студентом информация не ограничена материалами лекций и практических занятий, содержит сведения дополнительных источников литературы;

· в ответе студента чётко прослеживается умение сопоставлять теоретические знания с практическими (в том числе, умение приводить примеры из практики, иллюстрирующие теоретические положения излагаемой информации);

· демонстрация точного понимания понятийно-терминологического аппарата изученной дисциплины и грамотное использование его в устном ответе;

· эмоциональный фон ответа адекватен ситуации экзамена (умение студента «держать себя» в стрессовой ситуации);

· ответы на дополнительные (уточняющие) вопросы чёткие, доказательные, логичные;

· речь уверенная, грамотная, научная.

«ХОРОШО»

· ответ, соответствующий критериям оценки «отлично», только на один вопрос билета, ответ на второй вопрос не в полной мере соответствует этим критериям;

· ответы на оба вопроса билета продуманы, структурированы, логичны;

· излагаемая студентом информация, в основном, ограничена материалами лекций и практических занятий, сведения дополнительных источников фрагментарны, либо отсутствуют;

· в ответах студента не всегда прослеживается умение сопоставлять теоретические знания с практическими (примеры, приведённые студентом, не иллюстрируют или слабо иллюстрируют теоретические положения излагаемой информации);

· использование понятийно-терминологического аппарата, в основном, грамотное; могут быть негрубые неточности в понимании некоторых терминов и трактовке понятий;

· эмоциональный фон ответа адекватен ситуации экзамена;

· ответы на дополнительные (уточняющие) вопросы, в основном, правильные, но недостаточно доказательные;

· речь, в основном, уверенная, грамотная, научная (фрагментарно – «бытовая»).

 

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

· ответ, соответствующий критериям оценки «отлично», только на один вопрос билета, ответ на второй вопрос соответствует критериям ответа «неудовлетворительно» или вообще отсутствует;

· ответы на оба вопроса билета слабо структурированы, слабо доказательны, имеют искажения логики;

· излагаемая студентом информация не только ограничена материалами лекций и практических занятий, но и воспроизводится в сокращённом объёме;

· в ответе студента не прослеживается умение сопоставлять теоретические и практические знания (в том числе, затруднения в приведении примеров);

· знания понятийно-терминологического аппарата в целом имеются, но использование не во всех случаях грамотное: могут быть «бытовые» трактовки, ошибки и неточности;

· эмоциональный фон ответа не всегда адекватен ситуации экзамена (повышенная тревожность, повышенная скованность, демагогичность, излишне повышенный фон настроения, плаксивость, безразличность и т.д.). Может быть адекватным, что свидетельствует о самокритичности студента;

· ответы на дополнительные (уточняющие) вопросы либо отсутствуют, либо фрагментарны, либо не верны;

· речь может быть уверенной и грамотной, когда студент знает, о чём говорит; и неуверенной, «бытовой» в остальных блоках излагаемой информации.

 

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

· ответ, соответствующий критериям оценки «хорошо» или «удовлетворительно», только на один вопрос билета, ответ на второй вопрос соответствует критериям ответа «неудовлетворительно» или вообще отсутствует;

· ответы на оба вопроса билета неструктурированны, недоказательны; логика изложения прослеживается слабо, либо не прослеживается вообще;

· излагаемая студентом информация слабо напоминает материалы лекций и практических занятий, воспроизводится неточно, неверно;

· в ответе студента нет сопоставления теоретических и практических знаний; либо студент всё старается излагать с помощью примеров, которые почти никак не соотносятся с информацией изученной дисциплины;

· знания понятийно-терминологического аппарата в целом отсутствуют, либо крайне ограничены;

· эмоциональный фон ответа не всегда адекватен ситуации экзамена (повышенная тревожность, повышенная скованность, демагогичность, излишне повышенный фон настроения, плаксивость, безразличность и т.д.). Может быть адекватным, что свидетельствует о самокритичности студента;

· ответы на дополнительные (уточняющие) вопросы либо отсутствуют, либо фрагментарны, либо не верны;

· речь, в основном, «бытовая».

 

Перечень тестов

АПИМ по дисциплине.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

· Основные проблемы, задачи, реалии и перспективы психолого-педагогической диагностики, её прикладное значение в деятельности олигофренопедагога при изучении детского развития.

· Историю становления и современное состояние разработки методов психологического исследования детского развития за рубежом и в нашей стране.

· Исторически сложившиеся представления об умственной отсталости, критериях её выявления и о современных подходах к оценке интеллектуального развития детей.

· Организацию и содержание работы по комплектованию специальных учреждений для умственно отсталых детей в историческом плане и в современной России.

· Функциональные обязанности всех членов психолого-медико-педагогической консультации и комиссии и олигофренопедагога – в особенности.

· Содержание Типового Положения о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

· Принципы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения в историческом аспекте и в современной их реализации в практике комплектования специальных (коррекционных) учреждений для умственно отсталых детей.

· Основные положения дифференциальной диагностики, позволяющие отграничивать умственную отсталость от сходных с ней состояний.

· Конкретные психодиагностические методики и принципы их подбора при обследовании умственно отсталых детей с целью комплектования специальных (коррекционных) учреждений для них, а также в ходе текущего (динамического) изучения.

· Документацию психолого-медико-педагогической комиссии и консультации: порядок её ведения.

· Технологию психолого-педагогического обследования детей в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях.

· Показатели нервно-психического развития детей младенческого и раннего возраста, а также признаки неблагополучия в развитии детей в данные возрастные периоды.

· Методы и методики осуществления ранней диагностики дефектов развития у детей.

· Методы и методики изучения состояния школьных знаний, умений и навыков, диагностики готовности к школьному обучению.

· Основные международные и государственные нормативно-правовые акты, морально-этические нормы, обеспечивающие деятельность психологов и педагогов в системе народного образования.

· Основы консультативной работы по оказанию помощи умственно отсталым детям, их родителям (лицам заменяющим), специалистам-смежникам.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

· Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями науки психолого-педагогической диагностики, уточнять их происхождение и сущность по словарям, давать им сравнительную характеристику.

· Самостоятельно подбирать литературу, готовить доклады и сообщения по темам дисциплины, публично выступать с докладами и защитой рефератов.

· Грамотно и аккуратно работать с литературными источниками: аннотировать, конспектировать, цитировать, реферировать.

· Анализировать конкретную документацию на детей (медицинскую, психологическую, педагогическую).

· Квалифицированно подбирать методы и методики для обследования умственно отсталых детей с учётом их возраста, условий воспитания, целей исследования.

· Изготавливать и подбирать стимульный материал к методикам при необходимости.

· Проводить психодиагностические процедуры обследования умственно отсталых детей с соблюдением всех морально-этических норм и грамотно интерпретировать полученные данные.

· Проводить полное педагогическое обследование ребёнка в ходе практики с подбором адекватных заданий на обследование школьных знаний, умений, навыков; диагностику готовности умственно отсталого ребёнка к обучению в школе.

· Оказывать консультативную помощь умственно отсталым детям, подросткам, их родителям (лицам заменяющим), а также коллегам: педагогам, психологам, воспитателям, специалистам-смежникам, другим лицам, нуждающимся в знаниях в области психолого-педагогической диагностики умственного развития. При этом адекватно оценивать свои профессиональные и личностные возможности.

· Составлять заключение по результатам педагогического обследования ребёнка в зависимости от условий и целей этого обследования (в ПМПК-комиссии, консультации или консилиуме и др.).

· Использовать полученные теоретико-практические знания, умения и навыки в области психолого-педагогической диагностики и консультирования при выполнении курсовых, выпускных квалификационных работ, а также в ходе получения послевузовского образования (магистратура, аспирантура).

· Адекватно ситуациям демонстрировать свою профессиональную и личностную компетентность в оказании помощи умственно отсталым детям и их родителям (лицам их заменяющим).

· Применять знания социально-правовых и морально-этических аспектов психодиагностической деятельности в практике оказания помощи умственно отсталым детям и их родителям (лицам заменяющим).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

Основная

1. Андрущенко, Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Ю. Андрущенко. – М.: Академия, 2002. – 80 с. (4 экз.).

2. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст]: учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2004. – 351 с. (1 экз.); 2005. – 351 с. (14 экз.); 2006. – 351 с. (15 экз.).

3. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии [Текст]: кн. для педагогов / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 128 с. (20 экз.).

4. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с. (32 экз.).

5. Немов, Р.С. Психологическое консультирование [Текст]: учеб. для студ. вузов / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 528 с. (2 экз.).

6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов [и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 272 с. (51 экз.).

7. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – 320 с. (9 экз.).

8. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [ и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 400 с. (192 экз.).

9. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с. (287 экз.).

Дополнительная

1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / О.В. Алмазова / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. ч. 1: Теоретические основы (217 экз.); ч. 2: Виды психолого-педагогической помощи (217 экз.); ч.3: Психологическая служба образования (210 экз.).

2. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с. (1 экз.).

3. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты [Текст]: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.: ил. (28 экз.).

4. Волков, Б.С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с. (3 экз.).

5. Волосова, Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е.Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с. (1 экз.).

6. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст]: информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с. (2 экз.).

7. Детский практический психолог: программы и методические материалы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А. Шаграева [и др.]; под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М., Академия, 2001. – 256 с. (23 экз.).

8. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни [Текст]: методич. пособие / сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 160 с. (19 экз)

9. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. пособие / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д.: Издательский центр «Март», 2002. – 304 с. (3 экз.).

10. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с. (5 экз.).

11. Никольская, О.С. Аутичный ребёнок: пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: ТЕРЕВИНФ, 2000. – 342 с. (9 экз.).

12. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. – 104 с. (2 экз.).

13. Потёмкина, О.Ф. Психологический анализ рисунка и текста [Текст]: психологический практикум / О.Ф. Потёмкина, Е.В. Потёмкина. – СПб.: Речь, 2005. – 524 с. (5 экз.).

14. Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст]: учеб. пособ. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара.: БАХРАХ-М, 2006. – 672 с. (34 экз.).

15. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст]: хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с. (10 экз.).

16. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития [Текст]: методич. пособие / сост. Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 156 с. (18 экз.).

17. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методич. рекомендации / под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Ин-т специальной педагогики и психологии, 1999 – 202 с. (12 экз); 2-е изд., дополн. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 352 с. (2 экз. – на кафедре).

18. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов Российской федерации [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т. Фак. психологии. – Екатеринбург, 1999. – 177 с. (3 экз.).

19. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с. (5 экз.); 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 896 с. (4 экз.).

20. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына. – СПб.: Дидактика Плюс; М.: Ин.-т общегуманитарн. исслед., 2002. – 496 с. (34 экз)

 

6.2. Информационное обеспечение дисциплины

Электронные информационные ресурсы, обеспечивающие

внедрение инновационных методов изучения дисциплины – сайты сети Интернет:

Ø http://psychology.net.ru/ - Мир психологии (новости психологии, психологические тесты, книги);

Ø http://www.defektolog.ru/ - Дефектолог (информация о детях, имеющих особенности развития; нормативы детского развития; тесты; авторские статьи специалистов: психологов, дефектологов, логопедов; консультации на форуме);

Ø http://children-psy.ru/ - Центр детской нейропсихологии (оказание психологической помощи детям с трудностями обучения в школе, а также имеющими проблемы школьной рассеянности, чистописания и общения; сборник тематических статей; ответы на вопросы);

Ø http://childpsy.ru/ - Детский психолог (для специалистов это научно-тематический проект, выполненный в рамках факультета «Психология образования» МГППУ по возрастной психологии и некоторым отраслям детской психологии, содержащий публикации научных результатов психологических и педагогических исследований).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:

1. Раздаточный материал в виде образцов: протоколов психолого-медико-педагогической комиссии; заключений узких специалистов; медицинской, педагогической, психологической документации; психолого-педагогических характеристик на конкретных умственно отсталых детей (с соблюдением этических норм); социальных карт, заполненных на конкретных детей.

2. Методики для обследования детей из классических альбомов методик Забрамной, Полищука и Видренко, Семаго и др., а также изготовленных фирмой «Иматон».

3. Учебные фильмы о деятельности ПМПК, о комплектовании учреждений системы специального образования, о ранней диагностике дефектов детского развития, о консультативной помощи родителям и специалистам-смежникам.

4. Методики, выполненные в компьютерном варианте.

В связи с 3 и 4 пунктами необходимо использование специализированных аудиторий, оборудованных компьютерной техникой, а также видеоаппаратурой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.04 с.)