Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Основные показатели нервно-психического развития детей в периоды: новорожденности, младенчества, раннего детства. Первые признаки неблагополучия в развитии детей».
Вопросы для обсуждения 1. Признаки доношенности/недоношенности. 2. Шкала Апгар как первая диагностическая оценка состояния новорожденного. 3. Диагностические маркеры нормального нервно-психического развития детей в период от новорожденности 4. Понятие об эпикризных сроках и значимых линиях развития детей. Понятие о темпе психофизического развития детей (ускоренный, замедленный, задержанный и др.). 5. Эпикризные сроки в младенческом возрасте. Количественная оценка развития детей. Группы развития детей. 6. Диагностические маркеры нормального нервно-психического развития детей в период младенчества. 7. Реалии и проблемы психодиагностики нарушений развития детей первого года жизни. 8. Эпикризные сроки развития ребёнка раннего возраста. Диагностические маркеры нормального нервно-психического развития детей от одного года до трёхлетнего возраста (от 1-го года до 2-х; от 2-х до 3-х). 9. Значимые линии развития детей раннего возраста. Реалии и проблемы психодиагностики нарушений развития детей второго и третьего года жизни. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Проанализировать материалы лекций по дисциплине, а также данные смежных дисциплин, изученные ранее. 2. Подготовиться к ответам на поставленные вопросы. 3. В тетради для самостоятельной работы сделать таблицы (или поместить в неё копии таблиц) по темам «Основные показатели нервно-психического развития ребёнка младенческого возраста», «Основные показатели нервно-психического развития ребёнка раннего возраста». 4. Подготовиться к терминологическому диктанту по теме занятия. Литература 1. Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л.О. Бадалян. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – с. 180-185 (возрастные нормативы психомоторного развития детей). 2. Волков, Б.С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с. 3. Волосова, Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е.Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 72 с. 4. Детский практический психолог: программы и методические материалы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А. Шаграева [и др.]; под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М., Академия, 2001. – с 203-221 (психическое развитие ребёнка в пренатальном и раннем постнатальном периоде).
5. Мы ждём ребёнка. Современная российская энциклопедия для родителей [Текст] / авт.-сост. О.В. Еремеева, А.В. Митрошенков; под ред. Г.М. Савельевой и В.А. Таболина. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 624 с. с 133-389 (развитие ребёнка от первых дней до 3-х лет – выборочно). 6. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. / Р.С. Немов / кн. 2.: Психология образования. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1997. – с. 59-76 (младенческий возраст), с.79-94 (ранний возраст). 7. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – 320 с. 8. Психология человека от рождения до смерти [Текст]: психологическая энциклопедия / под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – с. 96-170 (младенчество – выборочно), с. 174-238 (раннее детство – выборочно). 9. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.; 2004. – 896 с. Практическое занятие № 9 для студентов очной формы обучения Тема: «Обзор методов и методик ранней диагностики отклонений в развитии детей. Работа олигофренопедагога с родителями детей младенческого и раннего возраста». Вопросы для обсуждения 1. Анализ анамнестических данных (полученных в ходе беседы или изучения документации) как метод раннего выявления отклонений в развитии ребёнка. 2. Наблюдение за детьми в период новорожденности, младенчества и раннего возраста как основной метод выявления отклонений в развитии детей. Технология проведения наблюдения за детьми в указанные возрастные периоды. 3. Объективный метод (тесты умений) как метод выявления отклонений в развитии ребёнка в периоды новорожденности, младенчества и раннего возраста. Технология проведения психодиагностических процедур. Характеристика стимульного материала, применяемого при обследовании детей. 4. Использование олигофренопедагогами данных специалистов-смежников (медиков, психологов) для определения проблем в развитии ребёнка раннего возраста.
5. Роль взрослого в нервно-психическом и физическом развитии детей в период новорожденности, младенчества, раннего возраста. 6. Работа олигофренопедагога с родителями детей первых месяцев и лет жизни (консультирование, просвещение, профилактика). Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Проанализировать материалы лекций по дисциплине, а также данные смежных дисциплин, изученные ранее. 2. Посмотреть учебный фильм о детях первого года жизни. 3. Подготовиться к ответам на поставленные вопросы, используя теоретические и практические (по фильму) данные. 4. Написать творческий отчёт после просмотра учебных видеоматериалов на тему: «Проблема ранней диагностики отклонений в развитии детей. Роль взрослого в нервно-психическом развитии ребёнка младенческого и раннего возраста». Литература 1. Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л.О. Бадалян. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – с. 119- 122 (анамнез); с. 286-293 (взаимодействие специалистов и родителей детей с отклонениями в развитии). 2. Баженова, О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни [Текст] / О.В. Баженова. – М., 1986. 3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития в раннем возрасте [Текст] / под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1999. 4. Детский практический психолог: программы и методические материалы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А. Шаграева [и др.]; под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М., Академия, 2001. – с. 195-203 (эмоциональное благополучие ребёнка и его изучение). 5. Наглядный материал для обследования детей: приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005. 6. Печора, К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ [Текст] / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М., 2003. 7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005. 8. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации по психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет [Текст] / Е.А. Стребелева // Ранняя диагностика умственного развития / под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1994. 9. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка [Текст] / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Э.Л. Фрухт, Л.Г. Голубева [и др.] / Сост. Э.Л. Фрухт. – М.: Просвещение, 1989.
Практическое занятие № 10 для студентов очной формы обучения Тема: «Принципы психолого-педагогической диагностики умственного развития детей» Вопросы для обсуждения 1. Исторические аспекты разработки принципов психолого-педагогической диагностики умственного развития детей. 2. Формулировка и содержание принципов в трудах отечественных исследователей: · Л.С. Выготского; · Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия; · С.Д. Забрамной; · И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной; · Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. 3. Организация отбора умственно отсталых детей в специальные (коррекционные) учреждения с опорой на принципы психолого-педагогической диагностики умственного развития.
Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Внимательно изучить материалы лекции по теме. 2. Подготовиться к терминологическому диктанту по предыдущему блоку изученной информации. 3. Подготовить первый вопрос для письменного ответа во время занятия (аудиторная мини-контрольная). 4. Подготовить полные развёрнутые устные ответы на 2-ой и 3-й вопросы занятия. 5. Подготовить доклад о вкладе Л.С. Выготского в разработку принципов психолого-педагогической диагностики (по материалам У.В. Ульенковой и О.В. Лебедевой). Докладчиков (2 студента) назначает преподаватель. Литература 1. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак-ов пед. вузов и ун-ов / С.Д. Забрамная. – 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с. 45-48. 2. Принципы отбора детей во вспомогательные школы [Текст] / Г.М. Дульнев [и др.]; под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. – М.: Просвещение, 1973. 3. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – с. 29-30. 4. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2001.- с. 10-13. 5. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М.: Академия, 2002. – с. 30-51.
Практическое занятие № 11 для студентов очной формы обучения Тема: «Организация работы по комплектованию дошкольных учреждений для умственно отсталых детей». Вопросы для обсуждения 1. Метод изучения документации на ребёнка дошкольного возраста (свидетельство о рождении, выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей, социальная карта и др.). 2. Метод беседы с родителями (или лицами их заменяющими). Значимость качественного сбора анамнестических данных для определения уровня развития ребёнка. Анализ анамнестических данных олигофренопедагогом. 3. Психодиагностическая процедура обследования ребёнка дошкольного возраста на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Схема обследования. 4. Применение метода наблюдения за ребёнком во время обследования его в ПМПК. Наблюдение за игровой деятельностью ребёнка: оценка сформированности/несформированности игровой деятельности в соответствии с возрастом и условиями воспитания ребёнка как показатель интеллектуального развития.
5. Тестовые методы в обследовании ребёнка дошкольного возраста. 6. Требования к диагностическому инструментарию, его качеству, количеству, последовательности предъявления в зависимости от целей обследования ребёнка дошкольного возраста (в ПМПК-консультации, в ПМПК- комиссии, в ПМПк – консилиуме). 7. Метод эксперимента в диагностике детей дошкольного возраста. Экспериментально-психологические методики изучения развития детей дошкольного возраста. 8. Специфика выполнения конкретных методик умственно отсталыми детьми дошкольного возраста (от 3-х до 5-ти лет). 9. Специфика выполнения конкретных методик умственно отсталыми детьми дошкольного возраста (от 5-ти до 7-ми лет). 10. Диагностика готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей. 11. Обобщённая психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью. 12. Показания и противопоказания комплектования дошкольных учреждений для умственно отсталых детей. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Внимательно изучить материалы лекции по теме. 2. Первые два вопроса занятия представить в тетрадях для самостоятельной работы в виде планов-тезисов. 3. Вопросы с 3-го по 10-й подготовить как доклады, которые одновременно готовят 2-3 студента (распределение студентов на доклады через преподавателя). 4. Из ниже представленного списка литературы выбрать необходимые для ответа на вопрос материалы. Доклад оформить в письменном виде, и после его презентации сдать преподавателю на кафедру. Самостоятельный подбор источников литературы приветствуется (с обязательной ссылкой на них). 5. Студенты, готовящие доклады о конкретных диагностических методиках, должны иллюстрировать свои теоретические положения стимульным материалом к данным методикам (изготавливают или подбирают). 6. Вопрос № 11 подготовить для письменного ответа в конце практического занятия (12-15 минут). 7. Вопрос № 12 представить в тетради для самостоятельной работы в виде конспекта (или копии инструкции по приему умственно отсталых детей в дошкольные учреждения). Литература 1. Бугрименко, Е.А. Готовность детей к школе: диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст] / Е.А. Бугрименко, Л.А. Венгер и др. – М., 1992. 2. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.- метод. пособие / С.В. Велиева. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с. 3. Венгер, Л.А.. Готов ли ваш ребёнок к школе? [Текст] / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М., 1994. 4. Венгер, А.Л., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения [Текст] / А.Л. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. – М., 1972. 5. Детская практическая психология [Текст] / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001. 6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] / А.Я. Коломинский [и др.]; под ред. А.Я. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997.
7. Диагностика умственного развития дошкольника [Текст] / Л.А. Венгер [и др.]; под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М., 1978. 8. Дощицина, З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации [Текст]: методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов и руководителей школьных методических объединений / З.В. Дощицина. – М.: Новая школа, 1994. – 48 с. 9. Забрамная, С.Д. Отбор детей во вспомогательную школу [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1988. 10. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию [Текст] / С.Д. Забрамная. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с. 11. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак-ов пед. вузов и ун-ов / С.Д. Забрамная. – 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с. 45-48. 12. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. 13. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005. 14. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – с.9-58. 15. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2001. 16. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М., 1999.
Практическое занятие № 12 для студентов очной формы обучения Тема: «Организация работы по комплектованию общеобразовательных специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей». Вопросы для обсуждения 1. Анализ «Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288. с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г. 2. Анализ инструктивных документов по комплектованию общеобразовательных специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей (VIII вид). Показания и противопоказания к приёму детей в указанные учреждения. 3. Метод изучения документации на ребёнка школьного возраста (свидетельство о рождении; медицинская документация; психолого-педагогическая характеристика; социальная карта и др.). 4. Метод диагностической беседы с ребёнком: технология проведения. 5. Психодиагностическая процедура обследования ребёнка младшего школьного возраста в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Схема обследования. 6. Педагогическое обследование: схема; содержание работы олигофренопедагога. 7. Методики обследования уровня сформированности базовых школьных навыков: чтения, счёта, письма. 8. Требования к диагностическому инструментарию, его качеству и количеству, последовательности предъявления в зависимости от целей обследования ребёнка младшего школьного возраста (в ПМПК- консультации, в ПМПК- комиссии, в ПМПк – консилиуме). 9. Экспериментально-психологические методики изучения особенностей развития детей младшего школьного возраста. Методики для обследования восприятия, внимания, памяти, мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического), эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста. 10. Специфика выполнения конкретных методик умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста. 11. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Диагностические критерии определения лёгкой степени умственной отсталости. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Внимательно изучить материалы лекции по теме. 2. Сделать копии: «Типового Положения…» (см. вопрос № 1) и инструктивных документов по комплектованию общеобразовательных специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей (VIII вид); показаниям и противопоказаниям к приёму детей в указанные учреждения - вклеить в тетрадь для самостоятельной работы. 3. Вопросы с 3-го по 10-й подготовить как доклады, которые одновременно готовят 2-3 студента (распределение студентов на доклады через преподавателя). 4. Из ниже представленного списка литературы выбрать необходимые для ответа на вопрос материалы. Доклад оформить в письменном виде, и после его презентации сдать преподавателю на кафедру. Самостоятельный подбор источников литературы приветствуется (с обязательной ссылкой на них). 5. Студенты, готовящие доклады о конкретных диагностических методиках, должны проиллюстрировать свои теоретические положения стимульным материалом к данным методикам (изготавливают или подбирают). 6. Вопрос № 11 подготовить для письменного ответа в конце практического занятия (12-15 минут). Литература 1. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст]: учеб. пособие / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – с. 81-85 (умственно отсталые дети); с. 136-147 (психологическое обследование); с. 148- 163 (конкретные методики); с. 197-199 (инструкция по приёму детей в специальные школы- интернаты (школы) для умственно отсталых детей); с. 200-202 (примерный перечень материалов); с. 203-209 (карта истории развития ребёнка). 2. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека [Текст] / Л.А. Булахова [и др.]; под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев, Здоровье, 1979. – 124 с. 3. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст]: информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с. 4. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию [Текст] / С.Д. Забрамная. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с. 5. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак-ов пед. вузов и ун-ов / С.Д. Забрамная. – 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с. 69-81; с. 82-89; с. 90-98; с. 99-107. 6. Коррекционные образовательные учреждения: нормативные правовые документы [Текст] – М., 2004. – с. 4-12 («Типовое положение…» с изменениями). 7. Принципы отбора детей во вспомогательные школы [Текст] / Г.М. Дульнев [и др.]; под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. – М.: Просвещение, 1973. 8. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методич. рекомендации / под ред. Л.М. Шипицыной. – 2-е изд., дополн. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – с.145-154 («Типовое положение…»); с.172-174 (изменения). 9. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – с. 144-147; с. 149-154; с. 243-253. 10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – с. 59-98. 11. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 416-457 с. 12. Усанова, О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – с. 271-324. (система психологического изучения детей с отклонениями развития).
Практическое занятие № 13. для студентов очной формы обучения Тема: «Организация работы по комплектованию специальных учреждений для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью» Вопросы для обсуждения 1. Психолого-педагогическая характеристика: её структура, схема. Применение в психолого-педагогической практике. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики олигофренопедагогом. 2. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и тяжёлой степенями умственной отсталости. Диагностические критерии определения умеренной и тяжёлой степени умственной отсталости. 3. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с глубокой степенью умственной отсталости. Диагностические критерии определения глубокой степени умственной отсталости. 4. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с болезнью Дауна. 5. Учреждения системы социального обеспечения, оказывающие помощь детям с выраженными степенями умственной отсталости, их родителям (лицам заменяющим). 6. Работа по комплектованию учреждений системы социального обеспечения. Показания и противопоказания к приёму детей в дома-интернаты системы социального обеспечения. 7. Психодиагностическая процедура обследования детей с выраженными степенями умственной отсталости в психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК). Схема обследования. 8. Методы и методики изучения особенностей развития детей с выраженными степенями умственной отсталости. Обзор. 9. Специфика выполнения конкретных методик детьми с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью. 10.Современные формы интеграции детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью – комплектование специальных классов и отделений при общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждениях для детей с лёгкой умственной отсталостью. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Повторить необходимые блоки информации из смежных дисциплин (олигофренопедагогика, клиника интеллектуальных нарушений, психопатология, патопсихология). 2. Ответ на вопрос № 1 представить в тетрадях для самостоятельной работы в виде плана-тезиса и копии образцов характеристик (см. источник № 1 в списке литературы). 3. Ответы на вопросы №№ 2,3,4 подготовить для письменного изложения по ходу занятия (аудиторная мини-контрольная работа по вариантам). 4. Подготовить развёрнутые устные ответы на вопросы №№ 5,6,10. 5. Подготовить доклады по вопросам №№ 7,8,9 (докладчиков назначает преподаватель) Литература 1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / О.В. Алмазова / ч. 1: Теоретические основы / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. – с.113-115; с. 146-152. 2. Забрамная, С.Д. Отбор детей во вспомогательную школу [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1988. 3. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак-ов пед. вузов и ун-ов / С.Д. Забрамная. – 2-е изд. перераб - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - с.5-13. 4. Коррекционные образовательные учреждения: нормативные правовые документы [Текст] – М., 2004. – с. 4-12 («Типовое положение…» с изменениями). 5. Принципы отбора детей во вспомогательные школы [Текст] / Г.М. Дульнев [и др.]; под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. – М.: Просвещение, 1973. 6. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Б.П. Пузанов [и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Просвещение, 1998. – с. 76-90. 7. Малер, А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями [Текст]: кн. для родителей / А.Р. Малер. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 80 с. 8. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова – М., 2002. 9. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. 10. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [ и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – с. 211-217. 11. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – с. 79-80. 12. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына. – СПб.: Дидактика Плюс; М.: Ин.-т общегуманитарн. исслед., 2002. – с. 38-43. (умеренная, тяжёлая, глубокая умственная отсталость); с. 57-98 (психолого-педагогическая диагностика лиц с умственной отсталостью); с. 338-394 (конкретные методики их обследования).
Практическое занятие № 14 для студентов очной формы обучения
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.094 с.) |