Раздел пятый: Проблема ранней диагностики дефектов развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел пятый: Проблема ранней диагностики дефектов развития



Определение понятия «ранняя диагностика» нарушений развития. Ранняя диагностика как приоритетное направление современной психодиагностической науки, коррекционной педагогики и специальной психологии. Значимость ранней диагностики для начала коррекционной работы и дальнейшего хода развития ребёнка.

Иерархия выявления дефектов детского развития. Место умственной отсталости в общей иерархии выявления дефектов детского развития. Зависимость иерархии от глубины интеллектуального нарушения. Сложности определения не резко выраженных интеллектуальных нарушений в младенческом и раннем возрасте.

Анализ анамнестических данных (полученных в ходе беседы или изучения документации) как метод раннего выявления отклонений в развитии ребёнка.

Наблюдение за детьми в период новорожденности, младенчества и раннего возраста как основной метод выявления отклонений в развитии детей. Технология проведения наблюдения за детьми в указанные возрастные периоды. Объективный метод (тесты умений) как метод выявления отклонений в развитии ребёнка в периоды новорожденности, младенчества и раннего возраста. Технология проведения психодиагностических процедур. Характеристика стимульного материала, применяемого при обследовании детей.

Понятие об эпикризных сроках развития детей. Понятие о темпе психофизического развития детей (ускоренный, замедленный, задержанный, нарушенный и др.). Использование олигофренопедагогами данных специалистов-смежников (медиков, психологов) для определения проблем в развитии ребёнка раннего возраста. Роль взрослого в нервно-психическом и физическом развитии детей в период новорожденности, младенчества, раннего возраста. Работа олигофренопедагога с родителями детей первых месяцев и лет жизни (консультирование, просвещение, профилактика).

Подходы к периодизации детского возраста в зарубежной науке. Отечественные периодизации детского возраста. Понятие об основных линиях развития в детском возрасте.

Успехи зарубежной и отечественной науки в раннем выявлении отклонений в развитии детей.

Признаки доношенности/недоношенности. Шкала Апгар. Диагностические маркеры нормального нервно-психического развития детей в период от новорожденности до 3-х летнего возраста.

Раздел шестой: Принципы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения

Исторические аспекты разработки принципов психолого-педагогической диагностики умственного развития детей. Появление принципов обследования детей в «отборочных» комиссиях (1926 г.). Формулировка и содержание принципов в трудах отечественных исследователей: Л.С. Выготского; Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия; С.Д. Забрамной; И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной; Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Организация отбора умственно отсталых детей в специальные (коррекционные) учреждения с опорой на принципы психолого-педагогической диагностики умственного развития.

Раздел седьмой: Организация работы по комплектованию специальных учреждений для умственно отсталых детей

7.1. Организация работы по комплектованию дошкольных учреждений для умственно отсталых детей.

Метод изучения документации на ребёнка дошкольного возраста (свидетельство о рождении, выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей, социальная карта и др.). Метод беседы с родителями (или лицами их заменяющими). Значимость качественного сбора анамнестических данных для определения уровня развития ребёнка. Анализ анамнестических данных олигофренопедагогом. Психодиагностическая процедура обследования ребёнка дошкольного возраста на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Схема обследования. Применение метода наблюдения за ребёнком во время обследования его в ПМПК. Наблюдение за игровой деятельностью ребёнка: оценка сформированности/ несформированности игровой деятельности в соответствии с возрастом и условиями воспитания ребёнка как показатель интеллектуального развития. Тестовые методы в обследовании ребёнка дошкольного возраста. Требования к диагностическому инструментарию, его качеству, количеству, последовательности предъявления в зависимости от целей обследования ребёнка дошкольного возраста (в ПМПК-консультации, в ПМПК- комиссии, в ПМПк – консилиуме). Метод эксперимента в диагностике детей дошкольного возраста. Экспериментально-психологические методики изучения развития детей дошкольного возраста.

Специфика выполнения конкретных методик умственно отсталыми детьми дошкольного возраста (от 3-х до 5-ти лет; от 5-ти до 7-ми лет). Диагностика готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей. Обобщённая психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.

Показания и противопоказания комплектования дошкольных учреждений для умственно отсталых детей.

Роль олигофренопедагога в осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.

7.2. Организация работы по комплектованию общеобразовательных специальных (коррекционных) школ для умственно отсталых детей.

Анализ инструктивных документов по комплектованию общеобразовательных специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей (VIII вид). Показания и противопоказания к приёму детей в указанные учреждения.

Метод изучения документации на ребёнка школьного возраста (свидетельство о рождении; медицинская документация; психолого-педагогическая характеристика; социальная карта и др.). Метод диагностической беседы с ребёнком: технология проведения. Психодиагностическая процедура обследования ребёнка младшего школьного возраста в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Схема обследования. Педагогическое обследование: схема; содержание работы олигофренопедагога. Методики обследования уровня сформированности базовых школьных навыков: чтения, счёта, письма. Требования к диагностическому инструментарию, его качеству и количеству, последовательности предъявления в зависимости от целей обследования ребёнка младшего школьного возраста (в ПМПК- консультации, в ПМПК- комиссии, в ПМПк – консилиуме). Экспериментально-психологические методики изучения особенностей развития детей младшего школьного возраста. Методики для обследования восприятия, внимания, памяти, мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического), эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста. Специфика выполнения конкретных методик умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста. Обобщённая психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью.

Роль олигофренопедагога в осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью.

7.3. Организация работы по комплектованию специальных учреждений для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.

Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью. Современные формы оказания помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными степенями умственной отсталости (умеренной, тяжёлой, глубокой). Организация, содержание и значение консультационной работы олигофренопедагогов и других специалистов психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) в оказании помощи детям с выраженными степенями умственной отсталости, их родителям (или лицам заменяющим), педагогам и воспитателям.

Учреждения системы социального обеспечения, оказывающие помощь детям с выраженными степенями умственной отсталости, их родителям (лицам заменяющим). Работа по комплектованию учреждений системы социального обеспечения. Показания и противопоказания к приёму детей в дома-интернаты системы социального обеспечения. Психодиагностическая процедура обследования детей с выраженными степенями умственной отсталости в психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК). Методы и методики изучения особенностей развития детей с выраженными степенями умственной отсталости. Специфика выполнения конкретных методик детьми с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.

Современные формы интеграции детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью – комплектование специальных классов и отделений при общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждениях для детей с лёгкой умственной отсталостью. Организация и содержание текущего (динамического) изучения ребёнка в конкретных учреждениях, сопровождающих его развитие (работа психолого-медико-педагогических консилиумов конкретных учреждений). Роль олигофренопедагога в осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.9.186 (0.008 с.)