Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Психодиагностика как отрасль научной и практической психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Знакомство с данной темой целесообразно начинать с рассмотрения проблемы определения психологической диагностики, ее научного и практического статуса. Как подчеркивает Л.Ф.Бурлачук, «наука есть, а определения нет». Зачастую психодиагностика понимается как синоним психологического тестирования – психологического измерения с помощью тестов. Собственно термин «психодиагностика» введен Г.Роршахом в 1921 году и был определен как «процесс обследования с помощью теста чернильных пятен». И.Н.Носс обобщает существующие подходы к пониманию психологической диагностики: 1.Как особый вид психологического экспериментирования (С.Л.Рубинштейн, К.М.Гуревич и др.). 2.Как совокупность методик и приемов формирования психологического диагноза (оценки) (Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов и др.). Предметом выступает инструмент психологического измерения и оценки. 3.Как раздел психологии, изучающий закономерности вынесения достоверного психологического диагноза, практику применения психодиагностических инструментов (А.А.Бодалев, В.В.Столин). То есть, психодиагностика, являясь частью или видом экспериментирования, представляет собой разработку и применение инструмента психологического измерения. Предметом является достоверное измерение конкретного свойства личности при помощи выявления определенной реакции человека на стандартизованный стимул. Психологический измерительный инструмент является микроэкспериментом. В качестве независимой переменной выступает стандартный стимул, реакция на который известна и статистически определена. Зависимая переменная – реакция, действие или результат действия испытуемого в процессе тестирования. Большинство авторов в качестве специфики психодиагностики рассматривает ее междисциплинарный характер. Согласно определению А.Г.Шмелева, психодиагностика – мост между наукой и практикой (наукой об индивидуальных психологических отличиях и практикой постановки психологического диагноза). Психодиагностика как наука (теоретическая дисциплина) рассматривает закономерности (теорию, принципы и инструменты) измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Иными словами, она изучает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Психодиагностика как практика (практическая деятельность) – психологическое обследование личности с целью постановки психологического диагноза. Это – основа деятельности любого практического психолога (М.К.Акимова). Постановка психологического диагноза обеспечивает решение ряда практических задач, связанных с учетом психологических различий между людьми. Общая психодиагностика как отрасль психологического знания находится на стыке следующих дисциплин: 1) Психология соответствующей предметной области, в первую очередь, дифференциальная психология. Выделяемая для диагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения научной или прикладной задачи. Психологическая диагностика есть воплощение понятий соответствующих психологических дисциплин в конкретных методиках. 2) Дифференциальная психометрика – наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы (процедуры и методики). 3) Практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают диагностические задачи и обосновывают выделение комплексных интегральных переменных, выступающих в качестве объектов психологической диагностики. Таким образом, уровень развития диагностики определяется: 1) разработанностью теории измеряемого явления; 2) уровнем технического оснащения инструментария, уровнем технологии (качества математико-статистических процедур и пр.); 3) сформированностью практического запроса. История психодиагностики I. Донаучный этап развития психодиагностики Уже на данном этапе произошло разделение научного и практического направления диагностики индивидуальных особенностей. Научное направление развивалось в рамках философии, философской антропологии параллельно с учением об индивидуальных отличиях. Примером, иллюстрирующим данное направление, выступают трактаты таких философов, как Теофраст («Характеры»), Гиппократ, Гален, Кант и др. Практика испытаний индивидуальных способностей (изначально тест – «испытание») являлась неотъемлемой частью общественной жизни. Например, различные тесты использовались для набора в школу Пифагора (умение решать задачи, манера смеяться, реакция на неудачу). В Древнем Китае существовала система проверки способностей лиц, претендовавших на должности чиновников. II. Начало психодиагностики как направления психологии В конце XIX века психология выделяется из философии в качестве экспериментальной науки. Возникает первая лаборатория экспериментальной психологии В.Вундта, создатели которой позиционировали себя как представители теоретической психологии, далекой от решения прикладных задач. В 1884 году Ф.Гальтон открывает антропометрическую лабораторию, положившую начало практико-ориентированному направлению психодиагностики. В рамках данной лаборатории создаются первые измерительные инструменты для решения практических задач. К достижениям Ф.Гальтона и его учеников можно отнести следующее: 1. В рамках лаборатории были обозначены три основных направления психодиагностики XX века. Диагностика интеллекта и способностей (основное направление лаборатории). Создан первый тест способностей, представляющий собой набор психофизиологических проб. Диагностика характерологических особенностей (с помощью опросников). Опросники определялись Ф.Гальтоном как «статистика поведения человека в ежедневных делах». Ф.Гальтону принадлежит идея проективной диагностики, а именно, идея использовать метод свободных ассоциаций для исследования личности. 2.Разработаны основы психометрики (психометрии) – науки о психологическом измерении; создан математико-статистический аппарат, используемый для конструирования тестов. Основным пунктом критики Ф.Гальтона а его последователей явилось то, что разработанные ими тесты оказались невалидны, то есть результаты тестирования не соответствовали реальным успехам испытуемых и наблюдениям экспертов. III. Психодиагностика в XX веке История психодиагностики в XX веке может быть обобщена в виде таблицы. Особое внимание необходимо уделить особенностям развития психодиагностики в России и за рубежом (см. табл.1). Как справедливо отмечают А.А.Бодалев и В.В.Столин, в истории науки нередко приходится обращаться к вопросам, которые в свое время не были решены или были решены ошибочно. В начале XXI века представляется необходимым обобщить существующий исторический опыт, извлечь из него уроки. По мнению А.Г.Шмелева, состояние современной психологической диагностики в России во многом напоминает кризисную ситуацию 30-х годов, закончившуюся печально известным постановлением 1936 года («О педологических извращениях в системе наркомпросов»). Выйти из кризиса
возможно лишь через четкое определение актуальных проблем и постановку задач развития современной психодиагностики. Данной проблеме была посвящена дискуссия, опубликованная на страницах журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики» в 2004 году. Основные задачи психодиагностики 1. Разработка методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария. 2. Разработка конкретных методик измерения различных качеств и свойств. 3. Разработка нормативов и требований к методикам, их разработчикам и пользователям. 4. Совершенствование методов дифференциальной психометрики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.245.179 (0.01 с.) |