Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Теоретические основы диагностики личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аналогично понятию «интеллект», личность является метанаучной категорией. Следствие лабораторной редукции – понятие «личностная черта», широко используемое в диагностике. Черта – описательная переменная, фиксирующая интегральную, диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социального и личностного уровня регуляции. А.А.Бодалев и В.В.Столин выделяют три компонента черт: конституциональные, индивидные, личностные. Согласно классификации А.Г.Шмелева (А.Г.Шмелев, 2002), можно выделить три уровня черт: 1) Базовый макроуровень – глобальные, кросс-ситуационные формально-дианамические черты-свойства. 2) Мезоуровень – относительно обобщенные черты-навыки, относящиеся к широким классам ситуаций. 3) Микроуровень – локальные ситуационные черты-стратегии, задающие определенные сценарии поведения для конкретных ситуаций. Существуют различные классификации методик диагностики личности. I. По предмету диагностики И.Н.Носс выделяет: 1.Личностные и специальные опросники 1.1. Характерологические и клинические опросники. MMPI, 16PF, опросник Шмишека, ПДО (Е.А.Личко), опросник самоотношения (В.В.Столин). 1.2. Мотивационные опросники. Опросник потребности в достижении (Ю.М.Орлов), Методика диагностики ценностных ориентаций (М.Рокич), Мотивационный личностный опросник (В.Кулагин). 1.3. Эмоционально-волевые опросники. Шкала проявления тревожности (MAS) (Ж.Тейлор). Опросник УСК Шкала реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л.Ханин) САН 1.4. Коммуникативные опросники. КОС (В.В.Синявский, В.А.Федорошин) Методика социально-психологической аттестации коллектива (Р.С.Немов). Методика диагностики межличностных отношений (Лири). 2. Анкеты. 3. Актуальные и ретроспективные интервью. 4. Биографические методики. 5.Описание собственного поведения в определенных ситуациях. 6.Герменевтические методики (клиническая беседа, физиогномическое наблюдение).
II. По способу конструирования. 1.По релевантности содержания (содержательные методики). К данной группе относится первый личностный опросник – «Бланк личностных сведений» Вудвордса. Представляющий собой скорее стандартизованное психиатрическое интервью, в котором вопросы сформулированы в соответствии с симптомами. Современный вариант содержательных методик – Контрольный перечень симптомов – 90. 2. Эмпирические методики (привязка к эмпирическому критерию). Метод заключается в отборе пунктов опросника, соответствующих некоторому эмпирическому критерию (критерию, наблюдаемому в поведении). Связь с критерием устанавливается на основе корреляционного анализа или методом контрастных групп. Так, в MMPI утверждения, предложенные экспертами, предъявлялись как здоровым, так и больным людям. В итоговом варианте опросника оставлены только те пункты теста, которые достоверно дифференцировали эти две группы между собой. Утверждения объединялись в шкалы в соответствии с клинической группой, по которой шкалы валидизировались. То есть, в качестве критерия был использован соответствующий психиатрический диагноз. 3. Факторные методики (факторный анализ). Факторный анализ используется для сокращения числа категорий, необходимых для объяснения поведенческих феноменов. Существуют два варианта проведения факторного анализа при разработке опросников. Возможен расчет корреляций между пунктами разных опросников (тест темперамента Гилфорда-Циммермана). Но более распространена «лексическая» традиция, начатая Р.Кеттеллом. В данном случае процедуре факторного анализа подвергается тезаурус личностных черт, в результате чего возможно выделить базовые, «подлинно первичные» черты личности. В настоящее время общепринятой в факторном подходе к разработке опросников является Пятифакторная модель диагностики личности («Большая пятерка»). Авторы модели – П.Коста и Р.МакКрей. «Большая пятерка» представляет собой теоретическую рамку для изучения черт личности. Выявленные 5 факторов устойчиво выделяются в различных группах при исследовании лексики личностных черт и структуре опросников: Нейротизм (эмоциональная устойчивость) Экстраверсия (Активность) Открытость опыту (Интеллектуальная свобода) Уживчивость (Согласие, дружелюбие) Сознательность (Самоконтроль). 4. Теории личности. Разработка опросника на основании теорий личности комплексно включает в себя следующие этапы: 1. теоретический (формулировка пунктов в соответствии с теорией личности); 2. внутренняя согласованность (корреляция «пункт-шкала»); 3. внешний критериальный. В качестве примера можно рассматривать Список личных предпочтений Эдвардса (основан на системе явных потребностей Мюррея), а также Форму для исследования личности Д.Н.Джексона (теория Г.Мюррея).
III. По числу измеряемых качеств. 1. Одномерные. 2. Многомерные.
IV. По диагностической направленности. 1. Опросники личностных черт (например, 16 PF) – группа личностных опросников, разработанных на основе выделения черт личности. Непосредственно наблюдаемые особенности поведения выступают в качестве исходного материала для их построения. Теории черт – черты не связаны между собой. Поиск обобщенных черт (факторы 2-го порядка) приводит к пониманию детерминации психической жизни со стороны материального субстрата. Результат представлен в виде профиля личности или дискограммы. 2. Типологические опросники (например, ПДО, Майерс-Бриггс) – группа личностных опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт. Диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усредненным типом личности). Теории типов – черты рассматриваются во взаимосвязи. Прогноз по одной черте зависит от значения по другой черте. Носитель «усредненного профиля черт» рассматривается как представитель «типа». На каждый тип существуют готовые рекомендации. 3. Опросники интересов (например, Бланк профессиональных интересов Э.Стронга; обозрение профессиональных интересов Г.Кюдера) – диагностика интересов индивидуума, как правило, в разных областях труда, а также к образовательным программам, что также связано с выбором профессии. Интересы – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. Опросники интересов предполагают подробное знакомство с результатами теста, что способствует расширению сферы возможных профессиональных интересов. 4. Опросники мотивов (например, Список личностных предпочтений А.Эдвардса) – группа опросников, направленных на диагностику мотивационно-потребностной сферы личности. В отечественной психологии – мотив – осознанная потребность, предмет потребности, собственно потребность. 5. Опросники ценностей (например, методика Ценностных ориентаций Рокича, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) – группа опросников, предназначенная для измерения ценностей и ценностных ориентаций личности. «Ценности» рассматриваются как качества или свойства предметов, которые делают их полезными, желательными. Ценностные ориентации указывают на значимость для индивида предметов и явлений социальной действительности и составляет внутреннюю основу отношения человека к ценностям различного порядка (уровня). 6. Опросники установок (например, шкала Терстоуна) – группа опросников, предназначенных для измерения относительной ориентировки индивида в одномерном континууме установок. Под установкой понимают направленность индивида реагировать определенным образом на определенный класс стимулов.
V.По структуре тестовых данных (Технологическая классификация А.Г.Шмелева). 1. Объектная структура данных, заимствованная у естественных наук. Предполагается двумерная матрица данных. Человек рассматривается как объект – носитель набора одномерных свойств. Основная задача – поиск базового набора свойств, который мог бы предсказать поведение индивида. Индивидуальные оценки сравниваются со средними значениями в популяции. К данной группе относятся все традиционные психометрические методики. 2. Субъектная структура данных. Предполагается трехмерная матрица тестовых данных. Каждый человек понимается как субъект, обладающий внутренним субъективным (двумерным) пространством. Система субъективных значений индивида – семантическое пространство – представляет собой модель индивидуального сознания. К данной группе относятся психосемантические методы исследования личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.01 с.) |