Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Современные направления диагностики интеллекта

Поиск

По мнению М.К. Акимовой, интеллектуальные тесты измеряют уровень сформированности интеллектуальных навыков, который зависит как от степени обученности, так и от природных возможностей. Цель тестирования – прогноз школьных достижений и распределение по разным типам классов и школ.

При интерпретации тестовых показателей личность и способности невозможно развести. Способности не могут исследоваться независимо от аффективных переменных. Существует кумулятивное воздействие черт личности на направление и степень интеллектуального развития индивидуума.

Дополнительные факторы, влияющие на результаты тестирования:

1) степень тренированности в выполнении тестов;

2) мотивация к выполнению теста;

3) эмоциональное состояние во время тестирования;

4) личность экспериментатора;

5) предшествующая тестированию деятельность;

6) изменения в семейном окружении.

Дж. Аткинсон предложена схема взаимосвязи способностей, мотивации и факторов окружающей среды. Мотивация определяет как эффективность выполнения задачи, так и «время на задачу». Выполнение задачи влияет на дальнейшее когнитивное развитие, результаты будущих тестовых испытаний, продуктивность будущей деятельности. То есть, отношения между личностью и интеллектом реципрокны: качества личности влияют на интеллект, и наоборот.

В настоящее время наряду с использованием традиционных тестов интеллекта подчеркивается необходимость диагностики практического интеллекта, компетентности. Под компетентностью понимают способность субъекта действовать адекватно, сообразно условиям ситуации, в направлении получения имеющих определенную ценность результатов (Р.Стернберг). Компетентность, это то, что отличает специалиста от новичка, а именно, больший объем предметно-специфических знаний, практический опыт, эффективность суждений в определенной предметной деятельности.

Одной из форм практического интеллекта выступает интуиция, представленная в виде неявных знаний. Подробно методики диагностики неявных знаний с целью оценки компетентности профессионалов представлены в работе Р.Стернберга «Практический интеллект».

Еще одним направлением современной диагностики интеллекта является диагностика когнитивных стилей – индивидуально-своеобразных способов познания реальности. Стилевой подход представляет собой первую попытку в психологии анализа функционирования индивидуального ума. Наиболее подробно данный подход представлен в работах М.А.Холодной.

В настоящее время выделено более 10 когнитивных стилей, характеризующих индивидуальные способы переработки информации. В качестве примера рассмотрим наиболее известные из них.

1.Стиль полезависимость/поленезависимость характеризует зависимость умственной деятельности от контекста, подверженность помехам. Наиболее известные методики диагностики: тест «Включенные фигуры» Г.Уиткина, методика «Стержень–рамка».

2.Стиль узкий/широкий диапазон эквивалентности характеризует индивидуальные различия в особенностях ориентации на черты сходства или черты различия объектов. К методикам, диагностирующим данный стиль, относятся: «Свободная сортировка объектов», «Константность размера».

3. Стиль ригидный/гибкий познавательный контроль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Данный стиль диагностируется с помощью методики словесно-цветовой интерференции Дж.Струпа, а также модифицированного варианта методики свободных ассоциаций.

4.Стиль импульсивность/рефлексивность характеризует индивидуальную склонность принимать решения быстро или медленно. Используется методика сравнения похожих рисунков Дж.Кагана. В качестве параметров оценки выступает латентное время и число допущенных ошибок.

Со временем список когнитивных стилей постепенно увеличивается, уточняется само понятие «когнитивный стиль», расширяется диапазон методик диагностики. Совокупность когнитивных стилей составляет основу персонального познавательного стиля, характеризующего уникальность склада ума отдельной личности, своевременная диагностика которого позволяет индивидуализировать программы обучения и значительно повысить эффективность интеллектуальной деятельности.

 

 

Семинарские занятия

 

Проблемы и задачи психологической диагностики интеллекта и способностей

1. Обзор теоретических представлений об интеллекте как о предмете диагностики.

2. Представления о «психометрическом интеллекте».

3. Валидность и надежность тестов интеллекта.

Рекомендуемая литература

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.

Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М., СПб., 2001.

Материалы дискуссии «Диагностика интеллекта: за и против» // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2004. – №1-2.

Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под. ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб., 2005

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб., 2001

 

Этические аспекты использования IQ-тестов

1. Проблема селекции и распределения по «уровням интеллекта».

2. Проблема постановки психологического диагноза.

3. Право каждого быть умным: миф или реальность?

Рекомендуемая литература

Материалы дискуссии «Диагностика интеллекта: за и против» // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2004. – №1-2.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб., 2001

Критерии психологической диагностики творческих способностей

 

1. Творческие способности как предмет психологической диагностики.

2. Понятие дивергентного мышления. Показатели тестов креативности.

3. Соотношение интеллекта и креативности.

4. Соотношение креативности и личностных особенностей человека.

Рекомендуемая литература

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999.

Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под. ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб., 2005

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб., 2001.

 

Тенденции развития диагностики индивидуального интеллекта в западной и отечественной психологии

 

1. Диагностика практического интеллекта.

2. Диагностика когнитивных стилей.

Рекомендуемая литература

Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М., СПб., 2001.

Стернберг Р. Практический интеллект. – СПб., 2001

Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. – М., 2002

 

 

Практические занятия

 

Знакомство с процедурой диагностики индивидуального интеллекта с помощью методики Векслера (4ч.)

Необходимое оборудование: методика диагностики индивидуального интеллекта Д.Векслера (ИМАТОН), детский и взрослый варианты, протоколы диагностик.

Этапы работы:

· Знакомство с инструментарием.

· Постановка задачи.

· Анализ возможных ошибок.

· Проведение диагностики по отдельным субтестам.

· Обработка и интерпретация.

· Отчет о проведенном исследовании.

 

Особенности диагностики интеллектуальных способностей с помощью теста Амтхауэра

Необходимое оборудование: набор диагностических материалов теста Амтхауэра (по числу участников занятия), тестовые тетради, бланки.

Этапы работы:

· Подготовка к проведению.

· Анализ заданий теста.

· Психологический смысл субтестов.

· Обработка и интерпретация результатов.

· Отчет о проведенном исследовании.

 

Диагностика креативности с помощью теста Торренса

Необходимое оборудование: набор диагностических материалов теста Торранса (по числу участников занятия), тестовые тетради, бланки, простые карандаши.

Этапы работы:

· Знакомство со стимульным материалом, инструкцией.

· Проведение диагностики.

· Обработка результатов.

· Психологический смысл субтестов, интерпретация результатов.

· Отчет о проведенном исследовании.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.006 с.)