Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тестовой экспресс-диагностикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Устной речи дошкольников 4-6 лет
Цикл рассчитан на учебный год
Реализуется на базе дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Василёк» городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Составители:
Юмаева Ольга Николаевна, учитель-логопед МДОУ № 2 «Василёк» г.о. Новокуйбышевск;
Болонина Василина Владимировна, методист «Ресурсного центра» г. Новокуйбышевска
г.о. Новокуйбышевск, 2010 Оглавление Стр. 1. Отзыв администрации МДОУ № 2 «Василек» г.о. Новокубыщевск..… 3 2. Аннотация ……………………………………………………………….….….7 Программа тестовой экспресс-диагностики устной речи дошкольников 4-6 лет: - Пояснительная записка …………………………………………… ………....10 -Основное содержание программы ………………………………………….…37 4. Список литературы ……………………………………………………….…..56 5. Методические рекомендации ………………………………………………..59 6. Приложение (фотоматериалы, формы протоколов обследования ………………………………………………………………….. Отзыв на программу тестовой экспресс-диагностики Устной речи дошкольников 4-6 лет
В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), одним из важных условий которого является использование новых информационных технологий в деятельности педагога. Практика показывает, что компьютерные технологии эффективно применяются в процессе диагностики особенностей познавательной и личностной сфер обучающихся, воспитанников с ОВЗ и помогают решать самые трудные в традиционной практике задачи, связанные с направлениями личностно-ориентированного обучения. Поскольку в нашем учреждении созданы и функционируют интегрированные группы для детей с речевыми нарушениями, особенную актуальность приобрел вопрос о возможности разработки эффективной системы диагностики речевой сферы воспитанников путем комбинирования традиционных, зарекомендовавших себя технологий, и инновационных. Программа тестовой экспресс-диагностики устной речи дошкольников 4-6 лет, разработанная учителем-логопедом МДОУ № 2 «Василек» Юмаевой О.Н. совместно с методистом «Ресурсного центра» Болониной В.В., направлена на оптимизацию процесса диагностики речи детей с ОВЗ, получающих коррекционную помощь в условиях логопункта. Достоинством данной разработки являетсяразнообразие речевых проб с обоснованными чёткими критериями оценки и возможностью обработки результатов с помощью компьютера. Творчески переработав тестовую методику диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой с учетом требований образовательной программы и возрастных норм речевого развития детей 4-6 лет, авторы программы дополнили ее разделом, посвященным обследованию словарного запаса дошкольников, что позволило учителю-логопеду комплексно оценивать уровень сформированности всех компонентов языковой системы ребенка. Применение информационных технологий при обработке и анализе результатов минимизирует временные и трудовые затраты специалиста, что позволяет осуществлять качественный и количественный анализ эффективности коррекционной работы по итогам полугодия и учебного года. Программа четко структурирована по этапам диагностической работы и имеет 5 основных тесно взаимосвязанных разделов. В ней предусматривается возможность оценки уровня сформированности всех сторон речи дошкольников на начало, середину и конец учебного года, получения речевого профиля каждого ребенка и группы в целом, облегчающего составление индивидуальных программ развития, а также отслеживания динамики в речевом развитии воспитанников и оценки эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы, что отвечает требованиям к работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ. Поскольку в деятельности ПМПк важна не столько квалификация состояния ребенка, сколько определение основных направлений коррекционно-педагогической работы с ним, то важное значение приобретает и форма представления результатов, полученных в процессе диагностики. Практическую значимость для учителей-логопедов ДОУ имеет представленная Ольгой Николаевной и Василиной Владимировной возможность создания автоматизированной формы протокола обследования речи ребенка в компьютерной программе Excel, что помогает наглядно увидеть как индивидуальную, так и групповую картины уровня речевого развития дошкольников с ОВЗ и продвижение каждого ребенка в овладении речевыми навыками. Апробируя программу в дошкольном учреждении с 2007 года, мы увидели, что количественный анализ результатов логопедической диагностики с применением автоматизированной системы компьютерной обработки значительно облегчает процедуру планирования индивидуальной и групповой коррекционной работы, комплектования групп детей, посещающих логопедические занятия, на основе общности структуры дефекта, а также позволяет наглядно представить результативность педагогического воздействия. В процессе реализации программы тестовой экспресс-диагностики устной речи дошкольников 4-6 лет Ольга Николаевна показала высокий уровень знаний в области психодиагностики, логопедии, возрастной и специальной психологии, математической статистики, а также владение информационными технологиями. Хочется отметить, что данная программа может быть использована специалистами для работы с детьми 4-6 лет, посещающих общеобразовательные учреждения, интегрированные группы.
Заведующий МДОУ №2 «Василек» Н.Г. Дмитриева
Аннотация Научно-практическая новизна программы состоит в том, что речевые пробы тестовой методики Т.А. Фотековой были адаптированы для детей дошкольного возраста в соответствии с нормами развития речи в каждом возрастном периоде; Разработаны и апробированы тестовые задания и критерии оценки для более глубокого исследования словарного запаса и навыков словообразования дошкольников; Разработана автоматизированная форма обработки результатов обследования на базе компьютерной программы Microsoft Excel и методические рекомендации по созданию формы таблицы Excel с приложением речевого профиля обследуемых. Научная обоснованность: В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние речи детей дошкольного возраста, которые, как правило, предусматривают качественный анализ данных обследования. Т.А. Фотековой совместно с Л.И. Переслени на основе речевых проб, предложенных Р.И. Лалаевой (1988), Е.В. Мальцевой (1991), А.Р. Лурия (2000), впервые была разработана и апробирована стандартизированная тестовая методика обследования речи младших школьников, которая в дальнейшем была переработана и дополнена некоторыми нейропсихологическими методами при участии Т.В. Ахутиной с опорой на современные положения нейропсихологии (Л.С. Цветкова, Н.М. Пылаева). В своей работе по адаптации к дошкольному возрасту и дополнению методики Т.А. Фотековой мы руководствовались такими методологическими принципами, как принцип системного анализа речевых нарушений, принцип динамического изучения ребенка, учета возраста и ведущей деятельности, принцип единства диагностики и коррекции развития, принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе диагностики. Актуальность и перспективность: Традиционный подход к логопедической диагностике предусматривает использование определенной схемы обследования речевых функций ребенка в соответствии с речевой картой. В условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения учитель-логопед сталкивается с необходимостью динамического обследования детей разного возраста (4-6 лет), имеющих различную структуру дефекта, в связи с чем актуальным является вопрос о разработке унифицированной методики экспресс-диагностики речи, имеющей балльно-уровневую систему оценки и возможность автоматизированной компьютерной обработки результатов тестирования. Предложенная нами программа актуальна с точки зрения удобства в использовании, возможности наглядного представления результатов тестирования, а также построения адекватной педагогической стратегии на основе анализа данных комплексной диагностики компонентов языковой системы и оценки эффективности коррекционного воздействия. Практическая направленность: диагностическая программа предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста, владеющих вербальными средствами общения, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени сформированности всех сторон речи (получения речевого профиля), что позволяет обоснованно формулировать направления как индивидуальной, так и фронтальной коррекционной работы, комплектовать подгруппы детей на основе общности структуры речевых нарушений, отслеживать динамику развития ребенка и результативность логопедической работы. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей. Программа может использоваться не только учителями-логопедами, но и педагогами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами ДОУ при условии точного соблюдения требований методики. Программа может быть использована в комплексе с другими методами, направленными на выявление состояния познавательных процессов детей. Очевидно наличие межпредметных связей программы с занятиями по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой и обучению грамоте, а также с психологическими занятиями в детском саду. Воспитатели и специалисты ДОУ могут использовать данные, полученные при диагностике речевых особенностей детей, с целью оказания более дифференцированного коррекционно-развивающего воздействия Цель программы: первичная, промежуточная, итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 4-6 лет, владеющих вербальными средствами общения. Задачи: 1. определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало, середину и конец учебного года; 2. уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля); 3. сформулировать направления индивидуальной и фронтальной коррекционной работы; 4. скомплектовать группы детей на основе общности структуры нарушений речи; 5. отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период. Программа адресована учителям-логопедам ДОУ для использования в процессе диагностики речи детей дошкольного возраста (4-6 лет), владеющих вербальными средствами общения. Продолжительность курса: программа рассчитана на учебный год. В соответствии с Положением о работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ поэтапно проводится первичная, промежуточная и итоговая диагностика речи дошкольников. Ожидаемые результаты программы. Точная и своевременная диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы дошкольников 4-6 лет с возможностью осуществления качественно-количественного анализа и наглядного представления результатов обследования. Сведения о практической апробации программы: реализуется на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Василек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей городского округа Новокуйбышевск Самарской области. Срок апробации программы – 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 учебные годы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.87.157 (0.013 с.) |