Перечень учебных и методических материалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень учебных и методических материалов



1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 280 с.: ил.

2. Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005. – 268 с. ил.

3. Серии сюжетных картинок (Каше Г.А.)

4. Наборы предметных картинок.

Материально-техническое оснащение

Идеальным вариантом является наличие отдельного кабинета (кабинета учителя-логопеда). Предпочтительнее, чтобы размер комнаты был небольшим, желательно наличие окна. Цветовое решение должно быть мягким, в голубых, зеленых, кремовых тонах.

Оборудование: Для проведения процедуры обследования необходимо наличие стола и стульев для ребенка и педагога, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Для обработки результатов диагностики, необходим компьютер с установленной системой Windows и программой Microsoft Excel. Для распечатки протоколов и речевых профилей необходимо наличие принтера (цветного или черно-белого).

Инструментарий: комплект предметных картинок в соответствии с речевым материалом, рекомендованным в методике обследования; серии сюжетных картинок, протоколы обследования (на каждого ребенка), по возможности – диктофон (для записи рассказов детей).

Сроки и этапы реализации программы:

Программа реализуется в течение учебного года поэтапно. В соответствии с Положением о работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ в начале, середине, конце учебного года проводится соответственно первичная (сентябрь), промежуточная (январь) и итоговая (май) диагностика речи дошкольников. Далее, исходя из полученных результатов обследования, структура программы предусматривает планирование направлений индивидуальной и фронтальной коррекционной работы с детьми. Следует отметить, что методика тестовой экспресс-диагностики, предложенная в программе, может использоваться также однократно при необходимости оценки уровня речевого развития ребенка в случае, если отслеживание в динамике не требуется.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Оперативно проведена комплексная первичная, промежуточная и итоговая диагностика речи детей, получены количественные характеристики сформированности основных компонентов языковой системы в соответствии с возрастными нормами и требованиями образовательной программы.

2. Уточнена структура дефекта путем качественного и количественного анализа, построения индивидуального и группового речевого профиля.

3. Сформулированы направления индивидуальной и фронтальной коррекционной работы с детьми;

4. Скомплектованы группы детей на основе общности структуры нарушений речи;

5. Проведена оценка эффективности коррекционно-педагогической работы за полугодие (учебный год).

6. Пакет документации учителя-логопеда дополнен протоколами обследования в форме таблиц и диаграмм речевых профилей детей.

Система организации контроля за реализацией программы:

Оценка качества и эффективности проведенной диагностической работы осуществляется членами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ОУ в соответствии с поставленными целями и задачами. Председателем ПМПк отмечается систематичность, информативность, объективность, а также форма предоставления учителем-логопедом полученных в ходе диагностики результатов. В конце учебного года мероприятия программы предусматривают оценку эффективности проведенной коррекционной работы с детьми. Такой анализ итогов совместной работы педагогов и специалистов ДОУ проводится коллегиально на итоговом заседании ПМПк. Контроль за реализацией программы осуществляется администрацией ДОУ.

Критерии оценки достижения планируемых результатов (качественные, количественные):

Для определения степени надежности и валидности предложенной методики диагностики речи дошкольников на базе МДОУ № 2 «Василек» г.о. Новокуйбышевск была проведена ее апробация на дошкольниках трех возрастных групп (4, 5, 6 лет), не имеющих отклонений в речевом развитии (контрольная группа) и детях тех же возрастных групп, посещающих занятия на логопункте (экспериментальная группа). Структура дефекта детей с нарушениями речи была представлена в основном общим недоразвитием речи (ОНР) и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). По итогам диагностического эксперимента был проведен количественный и качественный анализ данных, который выявил степень успешности выполнения тестовых заданий детьми контрольной и экспериментальной групп. Количественные результаты, отслеживаемые в ходе реализации программы, отражены в протоколах обследования речи детей в виде таблиц с приложением речевых профилей. Эти виды документации могут быть представлены не только на каждого ребенка, но и на подгруппы и группы детей. Качественный анализ данных осуществляется учителем-логопедом в виде оформленных речевых карт воспитанников, индивидуальных программ развития, а также логопедических представлений и заключений, на каждого ребенка соответственно в начале и в конце учебного года.

Приведем некоторые индивидуальные и групповые данные.

Ответы Иры К. Дата обследования: 16.09.2009.

Серия I

1. БА-ПА ПА-ПА (неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками – 0,25)

ТА-ДА-ТА ТА-ДА-ТА (первый член воспроизведен правильно, второй уподобляется 1-му – 0,5)

КОТ-ДОТ ГОД-ГОД (0,25)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 3 б.

2. Все задания выполнены верно (по 1 баллу)

Итог: 5 б.

3. [р]- недостаточно автоматизирован – 1,5

Остальные ответы – верные (по 3 балла)

Итог: 13,5 б.

4. «тем пе ра тура» - (послоговое замедлен. произнес.-0,5 б.)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 4,5 б.

Серия II

1. а) лошадь бежит – 0,25. Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

б) засыпает – спит - 0,25. Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

в) поиск с нахождением правильного ответа (вышивает) - 0,5. Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 8 б.

2. а) учитель - поиск с нахождением правильного ответа - 0,5. Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

б) инструменты – невыполнение – 0, транспорт = «машины» - 0,25. Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

в) циферблат – не ответила, 0, корпус= коробочка – 0. 25. Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 9 б.

3. а) коричневый – поиск слова – 0,5

б) лук – поиск – 0,5

в) веселый – невеселый – 0,25

Итог: 11,25

Серия III

1. Все ответы – верные (по 1 баллу) Итог: 5 б..

2. ведро – ведрочко (0), гнездо - с помощью (0,5).

3. а) «соломная» - неверн. (0,25)

«ледовая» - самокоррекция (0,5)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 3,75 б.

2 б) «морозный» (вместо холодный) – 0,25

«жаркий» (теплый) – 0,25

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 3,5 б.

2 в) медвежий – «медведин» (0), заячий – с помощью (0,25). Остальные ответы – верные (по 1 баллу) Итог: 2,25 б.

Серия IV

1. Все ответы – верные (по 1 баллу) Итог: 5 б.

2. Милиционер стоит на п о сте. (неверно образ…0,25)

Мама склонилась над коляск у. (самокоррекция - 0,5)

Собака зашла в будку. (самокоррекц – 0,5)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу) Итог: 3,25 б.

3. Синичка сидит на дереве. (привнесение – 0,25)

Осень дождь часто идёт. (незначит смыслов неточность, аграмматизм – 0,25)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 3,5 б.

4. Почки распустились в деревьях. (после стимулир помощи – 0,5)

Пёс сидит в конуре. (после стимул вида пом – 0,5)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 4 б.

5. (1) зверь – (несколько) зв е рья (после стим помощи – 0,5)

(1) звезда – много чего? – звезд ов (после стим пом – 0,5)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 4 б.

Серия V

1. Мальчик проснулся, оделся, умылся, почистил зубы, покушал, собрался и сказал собаке: «Ничего не делай тут. Вот когда я приду, я посмотрю, как ты слушаешься», - и ушёл. Когда мальчик пришёл, собака сдёрнула скатерть у стола, кастрюля с половником упала и разбилась. А когда мальчик пришёл, он сделал кастрюлю, заклеил, убрался в квартире. А собачка заснула.

5+2,5+5=12,5 б. (2,5 б – стереотипность оформления, повторы конструкций).

2. Белый козлёнок побежал через речку, а черный козлик – по мостику. Они не могли вдвоём перелезть. По одному они перелезли по мостику. Первый (чёрный) козлик утонул. Белый взял палку большую и толстую и спас его. Он побежал к своей маме, а белый козлик – к своей маме. И так и жили они.

1+5+5=11 б.

(1 б – искажение смысла, включение посторонней информации)

По результатам тестирования заполняется таблица Excel и автоматически строится речевой профиль:

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ПО ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКЕ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
Фамилия ребенка: Ира С. Возраст 6 лет Группа Дата обследования 16.09.08 24.05.09
Речевые пробы Максимально возможное количество баллов Кол-во баллов на начало года Кол-во баллов на конец года Уровень успешности на начало года Уровень успешности на конец года
Серия I. Уровень моторной организации высказывания   26,0 25,6 87% 85%
1. Фонематическое восприятие   3,0 4,1 60% 82%
2. Звукопроизношение   13,5 14,0 90% 93%
3. Артикуляционная моторика   5,0   100% 68%
4. Звуко-слоговая структура слова   4,5   90% 82%
Серия II. Состояние активного словаря   27,3 32,3 78% 92%
1. Словарь действий   8,0 8,8 80% 88%
а) подбор глаголов к существительным   3,3 3,5 81% 88%
б) подбор антонимов к словам-действиям   2,3 3,0 75% 100%
в) называние семантически близких слов-действий   2,5 2,3 83% 75%
2. Предметный словарь   8,0 11,5 67% 96%
а) называние предметов   3,5 4,0 88% 100%
б) подбор обобщающих слов   2,3 3,5 56% 88%
в) называние частей предметов   2,3 4,0 56% 100%
3. Словарь признаков   11,3 12,0 87% 92%
а) называние основных и оттеночных цветов   3,5 4,0 88% 100%
б) подбор прилагательных к существительным   5,5 5,0 92% 83%
в) подбор антонимов к прилагательным   2,3 3,0 77% 100%
Серия III. Словообразование     22,7 72% 91%
1. Названия детенышей   5,0 4,1 100% 82%
2. Сущ. с уменьшительно-ласкательными суфф.   3,5 4,1 70% 82%
3. Образование относительных прилагательных   2,8 5,0 55% 100%
4. Образование качественных прилагательных   4,5 4,5 90% 90%
5. Образование притяжательных прилагательных   2,25 5,0 45% 100%
Серия IV. Словоизменение   24,8 28,9 83% 96%
1. Повторение предложений   5,0 4,8 100% 96%
2. Верификация предложений   3,3 4,7 65% 94%
3. Составление предложений из слов в н. ф.   3,5 4,4 70% 88%
4. Дополнение предложений предлогами   4,0 5,0 80% 100%
5. Образование мн.ч. существительных   9,0 10,0 90% 100%
Серия V. Связная речь   26,0 28,0 87% 93%
1. Составление рассказа по серии картинок   12,5 15,0 83% 100%
2. Пересказ текста   11,0 13,0 73% 87%
За весь тест   119,6 137,5 83% 92%

 

Из протокола обследования в начале учебного года следует, что речевой дефект Иры С. Характеризуется недоразвитием фонематических процессов, недостаточным уровнем сформированности словаря и навыков словообразования, а также навыков пересказа. На основании количественных и качественных данных, полученных в ходе обследования, определяются направления работы с ребенком на текущий учебный год: Развитие фонематического восприятия и представлений; обогащение словарного запаса, совершенствование навыков словообразования, связной речи.

Таким образом, речевой профиль позволяет ясно представить «западающие» звенья речевой системы, нуждающиеся в коррекции.

 

Приведем пример речевого профиля группы детей, имеющих речевую патологию:

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ПО ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКЕ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
Группа № 1 Возраст Группа Дата обследования 10.09.09 16.01.10
Речевые пробы Максимально возможное количество баллов Кол-во баллов на начало года Кол-во баллов на середину года Уровень успешности на начало года Уровень успешности на середину года
Серия I. Уровень моторной организации высказывания   18,5 24,8 62% 83%
1. Фонематическое восприятие   2,6 3,9 52% 78%
2. Звукопроизношение   9,5 12,5 63% 83%
3. Артикуляционная моторика   3,1 4,4 62% 88%
4. Звуко-слоговая структура слова   3,3 4,0 66% 80%
Серия II. Состояние активного словаря   21,3 30,1 61% 86%
1. Словарь действий   6,0 8,3 60% 83%
а) подбор глаголов к существительным   2,5 3,5 63% 88%
б) подбор антонимов к словам-действиям   2,0 2,5 67% 83%
в) называние семантически близких слов-действий   1,5 2,3 50% 75%
2. Предметный словарь   7,5 10,5 63% 88%
а) называние предметов   3,0 3,5 75% 88%
б) подбор обобщающих слов   2,0 3,5 50% 88%
в) называние частей предметов   2,5 3,5 63% 88%
3. Словарь признаков   7,8 11,3 60% 87%
а) называние основных и оттеночных цветов   2,3 3,5 56% 88%
б) подбор прилагательных к существительным   4,0 5,0 67% 83%
в) подбор антонимов к прилагательным   1,5 2,8 50% 93%
Серия III. Словообразование   16,5 20,8 66% 83%
1. Названия детенышей   3,0 3,5 60% 70%
2. Сущ. с уменьшительно-ласкательными суфф.   3,0 4,0 60% 80%
3. Образование относительных прилагательных   3,5 4,5 70% 90%
4. Образование качественных прилагательных   3,5 4,5 70% 90%
5. Образование притяжательных прилагательных   3,5 4,3 70% 86%
Серия IV. Словоизменение   15,5 22,3 52% 74%
1. Повторение предложений   2,6 3,8 52% 76%
2. Верификация предложений   2,5 4,0 50% 80%
3. Составление предложений из слов в н. ф.   2,4 3,5 48% 70%
4. Дополнение предложений предлогами   2,0 3,5 40% 70%
5. Образование мн.ч. существительных   6,0 7,5 60% 75%
Серия V. Связная речь   15,5 22,5 52% 75%
1. Составление рассказа по серии картинок   8,0 10,0 53% 67%
2. Пересказ текста   7,5 12,5 50% 83%
За весь тест   87,3 120,5 58% 80%

Сравним профиль группы детей экспериментальной группы с профилем контрольной группы:

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ПО ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКЕ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
Группа № 2 (контрольная) Возраст Группа Дата обследования 10.09.09 16.01.10
Речевые пробы Максимально возможное количество баллов Кол-во баллов на начало года Кол-во баллов на середину года Уровень успешности на начало года Уровень успешности на середину года
Серия I. Уровень моторной организации высказывания   26,0 27,0 87% 90%
1. Фонематическое восприятие   4,0 4,5 80% 90%
2. Звукопроизношение   13,5 13,5 90% 90%
3. Артикуляционная моторика   4,0 4,5 80% 90%
4. Звуко-слоговая структура слова   4,5 4,5 90% 90%
Серия II. Состояние активного словаря   31,0 33,5 89% 96%
1. Словарь действий   8,5 9,5 85% 95%
а) подбор глаголов к существительным   3,5 4,0 88% 100%
б) подбор антонимов к словам-действиям   2,5 2,5 83% 83%
в) называние семантически близких слов-действий   2,5 3,0 83% 100%
2. Предметный словарь   11,0 11,5 92% 96%
а) называние предметов   4,0 4,0 100% 100%
б) подбор обобщающих слов   3,5 4,0 88% 100%
в) называние частей предметов   3,5 3,5 88% 88%
3. Словарь признаков   11,5 12,5 88% 96%
а) называние основных и оттеночных цветов   4,0 4,0 100% 100%
б) подбор прилагательных к существительным   5,0 5,5 83% 92%
в) подбор антонимов к прилагательным   2,5 3,0 83% 100%
Серия III. Словообразование   19,5 23,5 78% 94%
1. Названия детенышей   4,0 4,5 80% 90%
2. Сущ. с уменьшительно-ласкательными суфф.   4,0 5,0 80% 100%
3. Образование относительных прилагательных   4,0 4,5 80% 90%
4. Образование качественных прилагательных   4,0 5,0 80% 100%
5. Образование притяжательных прилагательных   3,5 4,5 70% 90%
Серия IV. Словоизменение   23,0 26,0 77% 87%
1. Повторение предложений   4,5 4,5 90% 90%
2. Верификация предложений   3,5 4,0 70% 80%
3. Составление предложений из слов в н. ф.   4,0 4,0 80% 80%
4. Дополнение предложений предлогами   4,0 4,5 80% 90%
5. Образование мн.ч. существительных   7,0 9,0 70% 90%
Серия V. Связная речь   25,0 27,5 83% 92%
1. Составление рассказа по серии картинок   12,0 13,5 80% 90%
2. Пересказ текста   13,0 14,0 87% 93%
За весь тест   124,5 137,5 83% 92%

Сравнительный анализ данных тестирования детей экспериментальной и контрольной групп показывают, что структура дефекта дошкольников, имеющих речевую патологию, характеризуется почти равномерным недоразвитием всех сторон речи, что находит выражение и в результатах обследования связной речи детей. В то же время, данные диагностики контрольной группы говорят относительно благополучном состоянии речевых функций, соответствующем возрастным нормам. Незначительное отставание на начало года было отмечено в развитии грамматического строя речи, однако итоговое тестирование в конце года выявило нормальный уровень сформированности навыков словообразования и словоизменения. Таким образом, программа дает возможность тщательного и глубокого исследования основных компонентов устной речи детей с целью построения адекватной педагогической стратегии.

Основное содержание программы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.029 с.)