Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Получение речевых профилей

Поиск

По результатам обработки протоколов обследования можно вычертить или получить на компьютере ин­дивидуальный речевой профиль для каждого ребенка. На нем наглядно видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны. Сопоставление речевых профилей, полу­ченных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы. В этом случае целесообразно совмещать речевые профили, соответствующие началу и концу (середине) учебного года, на одной координатной сетке, выделяя их разным цветом и обозначая на графике зону «нормы» (от 80 до 100% успешности).

Для того чтобы получить индивидуальный речевой профиль, не­обходимо высчитать успешность выполнения каждой серии мето­дики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный резуль­тат на максимально возможный. В первой серии целесообразно тем же способом посчитать процент успеш­ности для каждого задания в отдельности. Затем, используя по­лученные значения, следует построить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в про­центах, а по оси абсцисс — названия заданий или измеряемых сторон речи. Всего их получится 8:

 

Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты ре­чевой системы ребенка. Основываясь на этом, в дальнейшем не составит труда разработать коррекционную программу. Причем построение индивидуального речевого профиля дает учителю-логопеду материал для планирования индивидуальной работы с ребенком, а получение профиля группы лежит в основе формулировки направлений фронтальной работы с группой детей, объединяемых по принципу общности структуры дефекта.

В ходе обработки результатов диагностики целесообразно использовать компьютер для производства количественных вычислений, а также вывода на печать получаемых результатов. Применение электронных таблиц Excel не только значительно облегчает процесс построения графиков речевых профилей, но и позволяет оценить изменения в состоянии компонентов речевой системы ребенка в процессе коррекционной работы. Для получения речевого профиля достаточно внести в разработанную нами форму таблицы Excel «сырые» баллы за каждую серию тестовых заданий методики. После этого в нижней части страницы-протокола обследования автоматически появится график, отображающий уровень успешности выполнения всех групп заданий.

Рекомендации по использованию автоматизированной формы обработки результатов тестирования с целью получения речевого профиля в программе Microsoft Excel представлены в разделе «Методические рекомендации». Пошаговая детализация действий, описанная в предложенных нами рекомендациях, позволит педагогам самостоятельного освоить мощнейший инструмент анализа и визуализации количественных данных.

Методы, используемые при реализации программы:

В представленной программе используются следующие практические методы:

С точки зрения способа предъявления материала, в программе используются следующие виды методов:

- словесные

- наглядные

- практические

С точки зрения осуществляемых видов деятельности можно выделить следующие методы:

- Метод психолого-педагогического эксперимента

- Тестирование

- Беседа

- Наблюдение

- Качественный и количественный анализ результатов

- Статистическая обработка данных

- Визуализация данных

- Планирование

Методики, позволяющие получать количественные данные, отражающие степень развитости изучаемого свойства, дают возможность использовать меры и методы количественной обработки результатов психодиагностики.

Таким образом, при реализации программы используется сочетание методов диагностики, позволяющих оценить не только диапазон количественных различий, но и осуществить качественный анализ данных в целях достижения максимального эффекта. Такой подход к оценке действий ребенка позволяет определить не только актуальный уровень развития компонентов языковой системы, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения каждого ребенка.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:

Программа рекомендована к использованию учителями-логопедами, работающими с детьми дошкольного возраста в диапазоне 4-6 лет, владеющими вербальными средствами общения. Критериями ограничения в использовании предложенной системы диагностики могут быть тяжелые интеллектуальные расстройства и нарушения слуха у детей. В целях обследования дошкольников, имеющих нарушения зрения, следует применять наглядный материал, соответствующих зрительным возможностям детей.

Способы, обеспечивающие гарантию прав участников программы:

Реализация программы в ДОУ осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательных учреждений № 27/901-6 от 27.03.2000 г., законом РФ «Об образовании».

Ресурсы, необходимые для реализации данной программы:

1. Требования к специалистам, реализующим программу:

Образование: учитель-логопед, учитель-дефектолог (или специально подготовленный педагог)

Профессионально необходимые качества: общительность; тактичность; доброжелательность; уверенность в успешном результате своей профессиональной деятельности; инициативность; гибкость поведения; стремление к саморазвитию, повышению профессионального мастерства; профессиональная честность и порядочность; уважение и любовь к своим воспитанникам; компьютерная грамотность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.30 (0.01 с.)