Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №26. Современная культурно-речевая ситуация.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Речевая ситуация — одна из основных единиц речевого общения. Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функциональной разновидности языка для общения, функционального стиля. При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью, в сфере научной деятельности — научным стилем, в сфере общественных отношений — публицистическим стилем, в сфере официально-деловых отношений — официально-деловым стилем, преимущественно в письменной форме. Официальное общение может быть личным, непосредственным (деловая беседа, например) и публичным (выступление по радио, телевидению, лекция, доклад). На выбор языковых средств накладывают отпечаток социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения: учитель и ученик (на уроке, на перемене, в личной, доверительной беседе), директор школы и ученик, отец и сын, мать и дочь, ученик и ученик (знающие друг друга и незнакомые), ребенок и взрослый (родственник, знакомый, незнакомый). Во всех названных и во многих других случаях создаются ситуации, в которых необходим быстрый и правильный выбор функциональной разновидности языковых средств, соответствующих данной речевой, социальной ситуации речевого общения. Свой отпечаток на выбор языковых средств накладывает и количество участвующих в речевом общении: говорим ли мы один на один, или нас много и мы все участвуем в разговоре, или же кто-то из нас отчитывается перед группой, классом, выступает с сообщением перед аудиторией — от этого будет зависеть и подбор слов, и построение предложений, и общий план, композиция речевого произведения, аргументы, направление мысли, используемый фактический материал, темп речи. Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи речевого общения. В зависимости от целей и задач общения используются средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля. Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т. п.), выявить причинно-следственные связи данного высказывания с другими событиями. Речевая ситуация требует от коммуникантов6 соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (представьте ситуации диалога с врачом, беседы в гостях; вербальное общение в транспорте). Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой. Смысл высказывания становится понятным только в конце речевой ситуации. Например, нейтральное, казалось бы, высказывание У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения: В моей жизни ничего (нового) не происходит; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др. (Н. Штрекер.) ...Понимание Р.с. в отечественной прагматике6: при описании Р.с. отбираются те элементы ситуации речи, которые важны для членов данного речевого коллектива и могут определять выбор тех или иных лингвистических форм и значение последних. Среди этих элементов различают несколько групп: А — те, что в совокупности образуют «сцену действия»: 1) тип и жанр события (например, урок); 2) тема его (предмет речи); 3) функция (проверка знаний, сообщение информации и пр.); 4) обстановка (место, время и пр. — то, что важно); Б — признаки Р.е., относящиеся к участникам ее: 1) их социальные позиции (иерархия6 или равный статус и пр.); 2) социальные роли (учитель — ученик); 3) правила и нормы, регулирующие отношения участников в данном социуме6, социальной группе; 4) индивидуальные отношения между участниками (любимый учитель или нет и пр. — то, что важно, и если это важно для речевого поведения). К основным единицам речевого общения относят: 1) речевое событие, 2) речевую ситуацию, 3) речевое взаимодействие. Речевое событие – связный текст, протекающий в контексте речевой ситуации. Оно включает два основных компонента: словесную речь и условия, обстановку, в которой происходит речевое общение. Речевая ситуация – это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Различают канонические речевые ситуации (когда произнесение (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего); когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой; когда адресат – конкретное лицо) и неканонические речевые ситуации (когда время говорящего (время произнесения высказывания) может не совпадать со временем адресата (временем восприятия); высказывание может не иметь конкретного адресата)
27. Нормативный аспект культуры речи. Литературный язык и норма. Динамическая теория нормы. Норма и кодификация. Культура речи это совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшие воздействия на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: — богатство (разнообразие) речи, — ее чистота, — выразительность, — ясность и понятность, — точность и правильность. Основой культуры речи является литературный язык. Он составляет высшую форму национального языка. В научно-лингвистической литературе выделены основные признаки литературного язык: 1. Обработанность 2. Устойчивость 3. Обязательность для всех носителей языка 4. Нормированность 5. Наличие функциональных стилей Норма – это правило использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. Норма это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка. Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка. Нормы бывают орфоэпические (произношение), орфографические (написание). Языковые нормы явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка.
28. Этический аспект культуры речи. Речевой этикет. Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания. Особенности обращения как формулы речевого этикета. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение для человека — его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо оттого, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Уметь общаться особенно важно для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления. Речевой этикет – это разработанные обществом правила речевого поведения, систему устойчивых речевых формул общения. Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояния общества, его моральные устои. Различные ситуации требуют использование определенных речевых оборотов. Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии социальными ролями его участников. Следует учесть что речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Разговаривать умеет каждый, но правильно выбрать тему и интонацию, четко сформулировать и ясно выразить свои мысли, убедить собеседника в своей правоте – это целое искусство. Во всех сферах речевого общения, монологической и диалогической, мы должны руководствоваться правилами речевого этикета. Слово этикет родственно не только слову этикетка, но и более серьезному слову этика, одно из значений которого – совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе (например, врачебная этика). Владение речевым этикетом – одно из важнейших, профессиональных качеств современного человека. Именно об этом «простом» искусстве, говорит американский психолог Алан Пиз в своих «бестселлерах», добившийся больших успехов в своем любимом деле. Научные разработки Алана Пиза успешно используются многими преуспевающими компаниями для обучения менеджеров искусству управления людьми. А его курсы по психологии пользуются огромной популярностью во многих европейских странах в настоящее время. Алан Пиз считает, что обязательный и кратчайший путь к успеху – это умение правильно говорить. Ведь успех в социальной и деловой сфере, по его мнению, связан с умением задавать нужные вопросы и добиваться необходимых ответов. В жизни это умение может помочь заключить сделку или, наоборот, разрушить ее, спасти или погубить переговоры, определить будущую карьеру. Н. И. Формановская, признанный специалист в этом вопросе, определяет речевой этикет как систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта и поддержания общения в избранной тональности соответственно социальным ролям и ролевым позициям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.22 (0.012 с.) |