Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение риторики и ее место в истории античной культуры

Поиск

Возникновение риторики и ее место в истории античной культуры

Риторика как искусство речи и сам «термин» риторика, родился в греческой античности. В античности были поставлены вопросы, определяющие лицо предмета риторики. Это отношение аудитории и оратора. Проблематика в риторики была выявлена в трудах Аристотеля и Платона «Риторика».

Развитие риторики связывают софистами, с деятельностью Аристотеля, Платона, Сократа.

Риторика в Древней Греции. Роль софистики в становлении риторики.

Софисты не представляли собою единой идеологической или политической группы. Это странствующие философы, обучающее за плату искусству спора, доказательство, красноречию, мудрости. Призывали изучать человека приемами логики. Однако, софисты заслужили репутацию лжемудрецов.

1. Софисты допускали использование эристики, т.е использование любых средств для достижение цели. Однако эристика подверглась запрету даже со стороны греческих софистов (запрещена ложная молва, слухи, ересь)

2. Допускалось охаивание одних лиц и восхищение других, необыкновенный подбор фактов, использовать неспособность следить за речью высококвалифицированного противника.

3. Наиболее известные приемы софистов- это уловки (софизмы). Софисты содержали какую то малозаметную логическую ошибку, приводящую к ложному выводу, иногда к абсурду.

Первый трактат по риторике принадлежал сицилийскому политическому оратору и адвокату Кораксу. Он первым дал определение: «красноречие есть работница убеждения», а также утверждал, что главная цель оратора – не раскрытие истины, а убеждение при помощи вероятного.

Протагор (ок. 481—411 до н. э.) – один из первых, кто начал изучать выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору принадлежат не дошедшие до нас сочинения «Искусство спора», «О науках» и др. Это он ввел в обиход формулу «Мера всех вещей – человек» (начало его сочинения «Истина»).

Горгий (ок. 480—380 до н. э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается основателем фигур как одного из основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи (параллелизмом, гомеотелевтоном, т. е. единооформленными окончаниями), тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других софистов он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах. Сохранились его сочинения «О несущем или о природе» и речи «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда».

Исократ (ок. 436—388 до н. э.) считается основателем литературной риторики – первым ритором, уделявшим преимущественное внимание письменной речи. Он одним из первых ввел понятие композиции ораторского произведения. Особенностями его стиля являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легко доступные для понимания, ритмическое членение речи и обилие декоративных элементов (Дюрант В. Жизнь Греции / Пер. с англ. М., 1997).

Софисты создали в Греции культ слова и тем самым подняли риторику на небывалую высоту. Практическими потребностями греческого общества рождена теория риторики. Красноречие было языком правящих групп, элиты. Обучение риторике стало высшей ступенью античного образования, воспитательным идеалом, названным пайдейа. Не случайно считается, что «сама греческая софистика, несомненно, есть греческое Просвещение».

Вопрос 13

Неориторика – это современная, обновленная риторика, прямое продолжение риторики классической. Появление новой риторики придало самому термину "риторика" два смысла:1) узкий - как обозначение комплексной дисциплины, изучающей ораторское искусство, 2) широкий - при котором объектом риторики становятся любые разновидности речевой коммуникации. В этом случае риторика - это наука об убеждающей коммуникации. Развивается прикладная теория переговоров. Анализ дебатирования и речевой педагогики проводится в неориторике. Обсуждается подготовка программы коммуникативных кампаний – определение аудитории; убеждение; отношение, мнения и мотивации целевой аудитории; уязвимость точки зрения; пропаганда и комментирование., риторика ставит своей задачей убеждение. Риторика социальна. Речи гражданственные, судительные, этические влияют на социальную жизнь общества. Риторика обсуждает проблемы конфликта. Риторика методична. Речь идет об убеждении, передаче знаний о предмете или отношения с целью приобретения сторонников. В риторике важным является знание о мире – философия, закон, политика, история, литература.. В речевом аспекте риторики – важно не только умение публично выступать и умение держаться, но и порядок расположения частей речи, порядок доказательств, расположение посылки, тезиса и аргумента. Риторика подчеркивает анализ и вовлечение аудитории и ситуации, раскрытие темы, Красноречие и риторика академические сегодня сближаются с саморефлексией науки в методологии; богословско-церковное красноречие находит свое выражение в новой гомилетике; судебное красноречие востребовано возрождающейся в России практикой суда присяжных; общественно-политическое красноречие выражается в системе дискурсивных практик, связанных с политической жизнью общества. Торговое красноречие востребовано сферой экономической жизни. Военное красноречие востребовано военно-педагогической и военно-дипломатической сферами. Недостатки в подготовке риторов в области дискуссионной, полемической риторики демонстрирует, например, сфера телевидения (“совещательные речи”). Сегодня довольно остро стоит задача массового обучения наиболее эффективным речевым действиям. С риторикой связано и понятие связей с общественностью. Связи с общественностью – это не только имиджмейкерство. Это умение правильно вести информационную политику. Наиболее значимый компонент понимания речи – аксиологический (оценочный) – предполагает знание формата дискурса, типичного и нетипичного в выступлении, задач оратора, ожиданий аудитории (нации) т.д. Для читателя важно, что с углублением функциональной дифференциации языковых средств представления говорящих о “правильном” и “ненормативном” в речи усложняются: складываются “частные” нормы отдельных стилей – представления о должном и недолжном в научном, в официально-деловом, в публицистическом стиле, в разговорной речи, в том числе профессиональной разговорной речи. Это позволит приблизиться к пониманию языкового идеала и языковой нормы.

Вопрос 15. Видовая специфика красноречия.

Разнообразие риторики осознавалось еще в Древней Греции, где она различалась по видам. Основными из них считались:

• политическая или совещательная речь

• судебная речь

• торжественная или эпидектическая речь.

Ораторское искусство уже в античности не было однородным. Красноречие стало еще более многообразным в XX столетии и продолжает дифференцироваться в наше время.

I. Социально- политическое красноречие II. Академическое красноречие III. Судебное красноречие Прокурорская, или обвинительная, речь.IV. Социально-бытовое красноречие V. Богословско-церковное красноречие

Социально-политическое красноречие.

Доклад является публичным выступлением на экономические, социально-политические, культурно-просветительные, этико-нравственные, бытовые темы и на темы научно-технического прогресса. В таком выступлении ставятся и решаются назревшие задачи в той или иной области жизни и нередко преследуются практические цели и задачи. Поэтому доклад содержит рекомендации, подсказывает решение более или менее определенно сформулированных задач, а иногда становится и руководством к действию.

Академическое красноречие.

Термин «академическое» красноречие является условным и обозначает научное красноречие. Строго научное красноречие отличается глубокой аргументированностью, высокой логической культурой, строгим стилем речи и специфической терминологией.

Судебное красноречие.

Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями выступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболее полная характеристика обвиняемого и его мотивов. Суд – орган должен быть не только карающий, но и воспитывающий. Естественно, что природа правосудия определяет характер судебного красноречия. Отметим прежде всего, что в нем состязательный момент между прокурором и адвокатом является совершенно необходимым хотя бы потому, что прокурор как обвиняющий выступает от имени общества и адвокат как защищающий выступает от имени обвиняемого, но цель которых на суде – установление конкретной истины и достижение вполне юридически обоснованного и поэтому справедливого приговора.

Военно-патриотическая речь обычно произносится командиром перед решающим сражением. Предельно краткая речь носит призывный патриотический характер, сурова по сути и всегда одухотворена идеей героизма, требует совершения личного подвига, проявления массового мужества. Одна из особенностей такой речи определяется тем, что она не подлежит обсуждению и тем более критике. Пафосная по характеру, мужественная по призывному интонационному строю, лаконичная по форме, четкая и ясная в установках, военно-патриотическая речь — это не только призыв к подвигу и геройству, но и приказ. Такая речь особенно впечатляет и воодушевляет ее слушателей, если произносится человеком, известным своей смелостью, отвагой и пользующимся популярностью.

Дипломатическая речь – сугубо официальное выступление лица, представляющего то или иное государство.

Виды общения

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель - продавец, учитель - ученик, начальник - подчиненный).

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность - существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Деловое общение - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Личное общение - это обмен неофициальной информацией. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

Среди видов общения можно выделить также инструментальное и целевое. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие.

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. [3]

В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает – «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль – это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.

4. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий – основа данного вида общения.

Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.[4]

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

17. Общение и коммуникация. Коммуникативная ситуация, ее составляющие. Коммуникативные намерения (интенции). Речевое воздействие.

Коммуникативные ситуации - это «конкретные ситуации вербального общения, отличающиеся друг от друга характером ролевых взаимоотношений между коммуникантами, тематикой, внешними обстоятельствами общения и пр.».

Отправитель сообщение получатель

говорящий коммуникант получатель

адресант → → адресат

Коммуникант 1 коммуникант 2

Информация информация

Кодирование декодирование

Коммуникативное намерение (интенция) обозначает конкретную цель высказывания говорящего, т.е. спрашивает ли он, или утверждает, или призывает, осуждает или одобряет, советует или требует и т.д. Коммуникативное намерение является регулятором речевого поведения партнеров. Кроме того, отражая потребности, мотивы и мысли, коммуникативное намерение делают эксплицитными причины, обусловливающие общение. Наряду с понятием коммуникативное намерение существует понятие интенция (от лат. Стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувств на какой-либо предмет. Эти понятия синонимичны. Любое отдельно взятое речевое действие в диалоге, монологе используется для выполнения конкретного коммуникативного намерения. Интенция всегда присутствует в сознании говорящего, но не всегда эксплицитно выражена языковыми средствами.

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, в широком смысле – воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке.

Прежде всего, следует назвать две обширных сферы, всегда привлекавшие и привлекающие к себе повышенное общественное внимание и лучше всего изученные с интересующей нас точки зрения. Это, с одной стороны, политическая, а с другой – рекламная коммуникация. Они, кстати, весьма близки, а в некоторых своих формах почти совпадают (в случае политической рекламы, которая во многом строится по образу и подобию коммерческой; существует также и такая специфическая сфера, как социальная реклама). Другая сфера интенсивного речевого воздействия с использованием особенностей языковых форм – это психотерапия, а также такой ее вид, как нейролингвистическое программирование.

Очевидно также, что повышенное по эффективности воздействие на сознание путем выбора языковых форм осуществляют и все виды словесных искусств, литература прежде всего. Все они пользуются самыми разнообразными методами речевого воздействия, но обладают и собственными специфическими возможностями.

Наконец – и это очень важно – элементы манипулирования присущи и нашему повседневному общению.

С одной стороны, для целей речевого воздействия могут быть утилизованы почти любые стороны языковой структуры. С другой – инструмент речевого воздействия в некотором смысле существует только один – это использование значимого варьирования языковых структур, при котором различия между ними, иногда очень тонкие, а иногда и весьма значительные, игнорируются адресатом сообщения в рамках «коммуникативного компромисса», и в результате ему навязывается одна из нескольких возможных интерпретаций окружающей действительности. В идеале – с точки зрения целей речевого воздействия – угодная говорящему.

Наиболее распространенным и лучше всего освоенным языковым инструментом, который используется для целей речевого воздействия, конечно, является выбор слов и эквивалентных им сочетаний, в частности фразеологизмов. В силу разнообразия лексической семантики выбор слов оказывается универсальным инструментом, с помощью которого осуществляются самые разные виды воздействия.

В значении многих слов имеется эмоциональная составляющая, и посредством выбора таких слов можно оказывать сильное эмоциональное воздействие (особенно если оно дополняется другими средствами). Например, обрушивая на читателя непрерывный поток упоминаний о предательстве, мародерстве, идеологическом навозе, разрушительной волне, неудержимом падении, подлых идеях, кошмарной интервенции, страшном нашествии, лженаучных теориях, человеконенавистнических учениях, варварском нашествии, вонючем омуте и т.д.

Из практики поэзии хорошо известен воздействующий потенциал отдельных звуков человеческой речи – так называемая фоносемантика, образуемая ассоциативной составляющей звуков и передающих их букв. Эти непосредственные связи между звуком и смыслом весьма смутны, с трудом поддаются прояснению и могут опровергаться множеством примеров, но они ощущаются, передаются и по крайней мере отчасти обладают общезначимостью – таковы звукоизобразительные ассоциации («рокот Р», «плавность и тягучесть Л», «нудность Н», «пронзительность И», «мрачность У» и т.д.).

18. Специфика видов речевой деятельности. Говорение, слушание, чтение, письмо. Специфика, механизмы.

Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.

виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.

Слушание (или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении – графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.

Типы бесед

Выделяют следующие основные типы бесед: стандартизованная беседа – стойкие программа, стратегия и тактика; частично стандартизированная – стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная; свободная – программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная. Стандартизированные беседы позволяют сравнивать разных людей; для их проведения необходимо достаточно много времени, они могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Однако стандартизованные беседы обладают большим недостатком - «они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы». В основном, этот тип беседы используют в тех случаях, когда психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, а так же если исследуемая проблема несложна и носит частичный характер. Свободная беседа всегда ориентирована на конкретного данного собеседника. С её помощью можно получить множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником. Свободный тип беседы отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Этот тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, потому что недостаток стандартизации может привести к низкой надежности и селективному сбору данных.

Модель беседы я не нашла

Вопрос 21 Основы деловой риторики

Деловая риторика является прикладным направлением общей риторики. Она ориентирована на «обеспечение» руководителей и специалистов правилами обращения со словом. Деловая риторика прежде всего учитывает факторы, влияющие на коммуникативность, и является инструментом коммуникационного общения.Владение ею не на должном уровне — одна из существенных причин многих неудач руководителей и специалистов, их низкого личного рейтинга в трудовых коллективах. В этом несложно убедиться, если присмотреться, как они неэффективно используют такие риторические методы коммуникационного воздействия, как убеждение, внушение и подражание. Красноречие — важнейший признак профессиональной пригодности современного руководителя. Искусству говорить надо учиться, и прежде всего следует освоить основные принципы речевого воздействия.В деловой риторике используются следующие принципы речевого воздействия: доступность; ассоциативность; сенсорность; экспрессивность; интенсивность.

Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать. Поэтому следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.). Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для этого используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т.п. Сенсорностъ предусматривает широкое.использование в коммуникационном общении цвета, света, звука, рисунков, моделей. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и тем активнее идет процесс ее освоения. Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего. Такая изнутри идущая раскрытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание — все это конкретные формы экспрессивности. Интенсивность характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного. Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, личную заинтересованность в ней.Например, темп выступления на совете организации и на уличном митинге, естественно, разный. Поэтому выступающий должен умело ориентироваться в настроении аудитории, вовремя предложить ей приемлемый скоростной режим усвоения информации. Эти принципы коммуникационного общения обретают наибольшую выразительность при разумном использовании риторического инструментария.

Специфика делового общения

Общением называют процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности, и включающий в себя обмен информацией, выработкой единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение, в широком смысле слова, не обязательно означает совместную деятельность. Взаимосвязь, контакт между людьми может реализоваться в понимании, сочувствии, сопереживании, как, например, в дружеских отношениях. Общением можно считать и красноречивое молчание влюбленных, и сцену безмолвного примирения супругов.

Деловое общение всегда имеет целевую направленность. В отличие от дружеского, деловое общение – вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договорённости, при этом не исключаются отношения дружеские.

В повседневной жизни мы окружаем себя теми людьми, которые нам приятны; в деловой – теми, кто нам нужен.

Важнейшая особенность делового общения состоит в том, что нужно уметь строить отношения с разными людьми, добиваясь максимальной эффективности деловых контактов.

Понимание специфики делового общения приводит к мысли о том, что ему (деловому общению), нужно учиться.

Что значит владеть культурой делового общения.

Под культурой делового общения следует понимать высокий уровень умения общаться в деловом мире:

1. Высокую коммуникативную культуру, т.е. искусно говорить (в том числе публично), и слушать.

2. Умение объективно воспринимать и понимать партнёра по общению.

3. Умение строить отношения с любым партнёром, добиваясь эффективного взаимодействия.

Всё это необходимо для успешного делового контакта, в ходе которого проявляется умение взаимодействовать с партнёром: преодолевать барьеры в общении, занять нужную психологическую позицию, выйти на соответствующий уровень общения и т.д.

Зависимость результата общения от социальной роли участников, конечно же, учитывается в деловом общении. Деловой этикет определяет ранг руководителя. Не соответствие фактического ранга предписанному, может привести к печальным последствиям.

Подлинная культура делового общения предполагает и высокую этическую культуру, умение видеть в деловом партнёре не только нужную тебе, но и интересную, полноценную личность.

Виды делового общения

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

· Приветственная речь;

· Торговая речь (реклама);

· Информационная речь;

· Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

· Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

· Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

· Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

· Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

Дискуссия;

· Совещание (собрание);

· Пресс-конференция.

· Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

· Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может быть разделено на:

· Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

· Когнитивное - обмен знаниями;

· Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

· Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

· Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

· Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

· Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

· Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди

21. Основы деловой риторики. Специфика делового общения. Виды делового общения.

Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организацией производства с жизнью трудового коллектива выполнением должностных и служебных обязанностей, с предпринимательской деятельностью, заключением различного рода сделок. Умелое деловое общение во многом определяет успех деятельности. Деловое общение должно строится на партнерских началах учитывать взаимные запросы и потребности его участников исходить из интересов дела. Специфической особенность делового общения является его регламентированность т.е подчинение установленным правилам ограничениям. Все большее распространение в деловых кругах получает деловой этикет, отражающий накапливающийся опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. Умение пользования языком включает в себя также знание и соблюдение речевого этикета. Речевой этикет – это разработанные обществом правила речевого поведения, систему устойчивых речевых формул общения. Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояния общества, его моральные устои. Виды делового общения. Деловая беседа – это форма межличностного общения, предполагающая обмен взглядами, точка зрения, мнениями, информацией, направленная на решение той или иной проблемы. Деловые переговоры – это обсуждение с целью заключения соглашения между кем – либо по какому – либо вопросу. Переговоры являются важным видом делового общения с их помощью устанавливаются деловые связи заключаются договоры. Переговоры это эффективное средство разрешения конфликтов. Структурные элементы модели процесса переговора:

1. Приветствие участников, представление сторон друг другу.

2. Изложение проблем и цели переговоров.

3. Диалог участников, включающий в себя уточнение, обсуждение и согласование позиций, выяснение взаимных интересов.

4. Подведение итогов и принятие решений.

5. Завершение переговоров.

Телефонные разговоры – один из видов делового общения. Основные требования предъявляемые к разговору по телефону:

1. Лаконичность.

2. Логичность

3. Информативность

4. Отсутствие повторов

5. Дружелюбный тон

6. Четкое произношение слов

7. Средний темп речи

8. Обычная громкость голоса

Структура телефонного разговора:

1. Взаимное представление (15-25 сек)

2. Введение собеседника в курс дела (35-45сек.)

3. Обсуждение ситуаций (85-115 сек.)

4. Заключительное слово (15-25 сек.)

 

22. Устные речевые жанры в профессиональной деятельности преподавателя. Текст как процесс речевой деятельности. Понятие речевого жанра.

Речевой жанр представляет собой совокупность речевых произведений (текстов или высказываний), обладающую, с одной стороны, специфическими чертами, отличающими данный жанр от остальных, а с другой – определенной общностью, которая обусловлена принадлежностью некоторой группы жанров одному функциональному стилю.

23. Беседа как диалог с одним или несколькими лицами на педагогические темы. Обсуждение, диспут, дискуссия, полемика, дебаты. Общая характеристика понятий.

Диспут – публичный заранее подготовленный спор на какую-то общественно-значимую проблему

Дискуссия – публичный, научный или политический спор преследующий цель путём сопоставления разных точек зрения найти правильное решения проблемы; это публичный спор «на установление истины».

Полемика – это публичны спор в котором участники преследуют цель доказать свою правоту и о<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.014 с.)