Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное учение об анатомо-физиологических основах речевой деятельности.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение. Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей, имеющих нарушения звукопроизносительной стороны речи, осложненные нетяжелыми, но достаточно выраженными деформациями строения органов артикуляции. 1.1.Характеристика детей, имеющих нарушения звукопроизносительной стороны речи и анатомические дефекты органов артикуляции. 1.2.Этиологические факторы, обуславливающие появление деформаций строения органов артикуляции и речевых расстройств. 1.3.Научно-теоретические положения, лежащие в основе методики диагностического обследования детей со звукопроизносительными расстройствами, сочетающимися с анатомическими деформациями органов артикуляции. 1.4. Основные этапы диагностического обследования. 1.5.Оценка физического и неврологического состояния детей. 1.6.Изучение строения органов артикуляции (с учетом клинической оценки характера выявленных патологий и сопутствующих им функциональных нарушений). 1.7.Исследование мимической, артикуляционной и тонкой ручной моторики. 1.8.Изучение состояния звукопроизношения, просодической стороны речи и фонематических процессов при логопедическом обследовании речевой деятельности детей. 1.9.Структура речевого дефекта у детей, страдающих расстройствами звукопроизносительной стороны речи, сочетающимися с деформациями строения органов артикуляции. Глава 2. Приемы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики у детей со звукопроизносительными расстройствами и анатомическими дефектами органов артикуляционного аппарата. 2.1.Массаж артикуляционной и мимической мускулатуры в системе коррекции звукопроизносительных нарушений. 2.2.Миогимнастика Приложение. · Анкета для родителей. · ТАБЛИЦА «Аномалии зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки, предрасполагающие к нарушению звукопроизношения (или наиболее часто осложняющие определенные виды дефектов звукопроизносительной стороны речи». · Схема клинико-педагогического обследования детей с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, осложненными анатомическими деформациями органов артикуляции. · ТАБЛИЦА «Речевой материал для обследования фонетического строя».
ВВЕДЕНИЕ
Успех, социальная реализация и адаптация человека в современном обществе напрямую связаны с его умением общаться. Социокультурные условия нашей жизни предъявляют высокие требования к качеству устной речи, в частности к её звукопроизносительной стороне. Не маловажен и психологический аспект внешнего благополучия и привлекательности человека (т.е. отсутствие каких-либо внешних деформаций, в частности, лицевых патологий). При дефектах ротовой полости, особенно зубочелюстных аномалиях, человек часто сталкивается с комплексом проблем. Достаточно выраженные нарушения прикуса, изменение формы и расположения зубов, укорочение уздечки верхней губы, а так же некоторые другие патологии периферических органов речи не только влияют на изменение пропорциональности и предрасполагают к проявлению деформации лица человека, но и осложняют артикуляцию звуков, что ухудшает внятность речи. Эти факторы особенно тяжело сказываются на неокрепшей психике маленького ребёнка, т.к. формирование психологических комплексов и развитие депрессивных состояний, связанные с переживанием своих дефектов, может препятствовать нормальному процессу становления его личности. Помимо этого необходимо отметить ряд аспектов медицинского и педагогического характера, которые свидетельствуют об актуальности затронутой нами проблемы в работе с детьми с речевыми нарушениямидля современной логопедии. Во-первых, по данным, исходящим из медицинских источников, и по мнению практикующих стоматологов-ортодонтов, существует тенденция к значительному увеличению количества детей с зубочелюстными аномалиями и дефектами ротовой полости. Во-вторых, соответственно, увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, имеющих анатомические дефекты периферических органов речи. (По нашим наблюдениям, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с выявленными нарушениями звукопроизношения такие проблемы наблюдаются примерно в 15-20% случаев). Эффективная коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей с органической патологией органов артикуляции требует совместной комплексной работы логопеда и стоматолога-ортодонта, а иногда и отоларинголога (в случаях аденоидных разращений, полипов в носовой полости). О «непременном контакте с врачами – отоларингологом и стоматологом» даже в тех случаях, «где нет выраженных пороков развития (типа расщелины неба и верхней губы)» С.С. Ляпидевский говорил еще в 1967 году[1]. Но на практике мы сталкиваемся с тем, что большинство логопедов предпочитают проводить логопедическую работу после устранения анатомических деформаций артикуляционных органов при помощи ортодонтического лечения. Таким образом, наблюдается некоторое разграничение стоматологического и логопедического воздействия, что увеличивает сроки коррекции речевых нарушений. Но даже если педагогическая работа проводится параллельно с медицинским вмешательством, нередко наблюдается снижение результативности логопедического воздействия. Такая тенденция проявляется по ряду причин. Практикующие логопеды не имеют четкого представления о нетяжелых, но достаточно выраженных анатомических деформациях зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки2, а также об особенностях развития функции жевания, глотания и речи при наличии таких аномалий. Логопеды, в большинстве случаев, не ориентируются даже в наиболее простой терминологии, использующейся в ортодонтии на современном этапе, а также малознакомы с методами диагностики и коррекции звукопроизносительного расстройства у детей с органической патологией периферического аппарата речи. Касаясь вопроса обследования детей данной категории, необходимо отметить, что, во-первых, при наличии анатомических дефектов зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки[2] (особенно при легких патологиях) не всегда наблюдаются нарушения звукопроизношения; во-вторых, при недостатках произносительной стороны анатомические деформации периферических органов речи не всегда являются первопричиной появления звукопроизносительных дефектов, но всегда – фактором, осложняющим процесс артикуляции. Поэтому специалист, проводящий логопедическое обследование ребенка с анатомическими патологиями артикуляционных органов, должен быть очень внимателен при формулировании заключения о структуре речевого дефекта в целом и о механизме нарушения звукопроизношения в частности. Без подробного анализа анамнестических данных, состояния артикуляционной моторики, иннервации периферических органов речи, фонематических процессов и ряда других факторов невозможно составить адекватное представление об этиологии и характере речевого нарушения, а также правильно построить логопедическую работу и прогнозировать возможный результат речевой коррекции. Мы считаем, что работа по выявлению и устранению нарушений произносительной стороны речи, осложненных наличием анатомических дефектов артикуляционных органов, должна вестись на основе взаимосвязи педагогических и клинических (логопедических и ортодонтических) методик, адаптированных к логопедической практике. В данном пособии освещаются теоретические и практические стороны нескольких (чрезвычайно важных, на наш взгляд) аспектов дифференциальной диагностики детей со звукопроизносительными расстройствами, сочетающимися с анатомическими аномалиями периферических органов речи, – подробное обследование состояния органов артикуляции, дыхательной функции, мимической и артикуляционной моторики и звукопроизносительной стороны речи. А также даются методические рекомендации к работе по коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих анатомические дефекты зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки. Ряд методических приемов был заимствован из медицинской практики и адаптирован к педагогической (логопедической работе) работе. Пособие подготовлено Н.Ю. Григоренко, старшим преподавателем кафедры логопедии МГПУ (введение, главы 1, 2, приложение) и С.А. Цыбульским, врачом-ортодонтом детской стоматологической поликлиники № 63 Западного округа г. Москвы (глава 1. п. 1.6.)
Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей, имеющих нарушения звукопроизносительной стороны речи, осложненные нетяжелыми, но достаточно выраженными деформациями строения органов артикуляции. 1.1. Характеристика детей, имеющих нарушения звукопроизношения и анатомические дефекты органов артикуляции.
Каков же основной контингент детей, нуждающийся в специальной системе диагностических мероприятий, которую мы предлагаем вашему вниманию? В основном это дети дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающиеся и обучающиеся в обычных массовых дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждениях. Они имеют соответствующий своей возрастной норме уровень психического и общего речевого развития. Основная проблема таких детей, которая беспокоит их родителей и с которой они обращаются к логопеду, - это нечеткое, «смазанное» звукопроизношение, наблюдающееся на фоне различных нетяжелых[3], но достаточно выраженных анатомических деформаций органов артикуляции. При этом, в большинстве случаев, речевой диагноз, который можно встретить в обменных картах таких детей (если таковой и был поставлен) – это органическая (или механическая) дислалия[4]. В таких ситуациях родители часто получают совет сначала исправит имеющиеся у ребенка аномалии строения периферического аппарата речи для того, чтобы последующая логопедическая работа была эффективной. В некоторых случаях коррекция недостатков звукопроизношения проводится по традиционным методикам до или в течение клинического (ортодонтического) лечения, но, зачастую, не приводит к должному результату. В связи с этим встает ряд вопросов. Во-первых, в каждом ли случае правомерно заключение об органической дислалии? Во-вторых, какие аспекты необходимо учитывать в первую очередь при проведении клинико-педагогической диагностики таких детей для определения механизмов и структуры речевого дефекта, формирования правильного логопедического заключения и разработки путей коррекции? В-третьих, какие методы следует использовать при логопедическом воздействии для достижения необходимых результатов? На практике мы наблюдали случаи, когда у детей на фоне дефектов строения органов артикуляции отмечался нормальный акустический эффект при произношении звуков в речевом потоке. При этом артикуляционные уклады не всегда соответствовали общепринятым нормам. У таких детей выявлялось хорошее развитие фонематических процессов (в частности, фонематического восприятия) и достаточная активность и пластичность подвижных органов артикуляции (нижней челюсти, языка, губ, мягкого неба), свидетельствующие о сохранной иннервации периферического аппарата речи и достаточной сформированности артикуляторного праксиса (произвольных артикуляционных движений). Четкое произношение было результатом приспособления подвижных органов артикуляции к имеющимся деформациям зубочелюстной системы и/или ротовой полости под контролем речевого слуха и выработки адаптационных артикуляционных позиций, не всегда соответствующих общепринятым артикуляционным нормам, но дающих необходимый акустический эффект при произношении звуков изолировано и в речевом потоке. Способность детей с анатомическими деформациями органов артикуляции к развитию приспособительного (или адаптационного) произношения в своих работах отмечали такие авторы как М.А. Пискунов, 1962г., Л.Н. Чучалина, 1978г., Б.М. Гриншпун, 1992г., и др. М.А. Пискунов считал, что своеобразие конфигурации органов артикуляции и главным образом их соотношения при определенных условиях затрудняет (но не исключает!) правильное формирование того или иного артикуляционного уклада, т.е. является важным фактором, предрасполагающим к формированию укладов косноязычного произношения. Вместе с тем, отмечал автор, следует иметь в виду, что исключительная гибкость и приспособляемость языка ведут к большему или меньшему преодолению малоблагоприятных конфигураций и соотношений органов полости рта и значительно снижают этиологическую их значимость.[5] По мнению Б.М. Гриншпуна, факты нормального звукопроизношения при аномалиях языка и зубов свидетельствуют о высоких компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение даже при нарушенных условиях.[6]
М.Ф. Фомичева отмечала, что врожденные дефекты периферического речевого аппарата чаще всего являются лишь предрасполагающими к появлению нарушений звукопроизношения, поскольку у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные возможности компенсации такого дефекта.[7] Следовательно, дети, имеющие относительно нормальное звукопроизноешение при выраженных деформациях органов артикуляции в силу своих достаточно высоких компенсаторных возможностей, в процессе ортодонтического исправления анатомических дефектов могут легко адаптироваться к новой, соответствующей норме, конфигурации органов зубочелюстной системы и ротовой полости и выработать правильные артикуляционные уклады самостоятельно или с небольшой помощью специалиста. Речевой прогноз таких детей при ортодонтическом лечении благоприятен. Они достаточно редко нуждаются в логопедической помощи в процессе или после ортодонтической коррекции. Что же касается детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, сочетающиеся с деформациями строения органов артикуляции, то здесь следует рассмотреть несколько вариантов проявления таких сочетанных дефектов. По нашему мнению, о так называемой «чистой» органической /механической/ дислалии можно говорить в том случае, когда нарушения звукового оформления речи являются результатом неправильно сформировавшихся артикуляционных позиций, которые обусловлены выраженными аномалиями строения зубочелюстной системы и ротовой полости, жестко ограничивающими подвижность органов артикуляции (при этом у ребенка нормально развиты фонематические процессы и сохранна иннервация периферического аппарата речи). Если при сохранной иннервации артикуляционного аппарата у ребенка дефекты звукопроизношения, наблюдающиеся на фоне деформации строения органов артикуляции, сочетаются с нарушением фонематического восприятия, то в этом случае уместно говорить о комбинации органической дислалии с функциональной фонематической (Б.М. Гриншпун, 1995). И, наконец, рассмотрим наиболее сложный и, как показывает практика, достаточно часто встречающийся у детей вариант проявления сочетания звукопроизносительных расстройств с анатомическими дефектами органов артикуляции.
Исследуя различные формы дислалии, Л.В. Мелихова отмечала, что в логопедической работе при механической дислалии неблагоприятными оказываются смешенные случаи, когда кроме дефекта в строении периферического аппарата речи имеется еще стертая форма дизартрии. В таких случаях исправление речи сильно замедляется, и иногда не удается сформировать правильное произношение всех звуков речи.[8] Как показывают исследования многих специалистов (в том числе Г. Гуцмана, М.Б. Эйдиновой, Е.Н. Правдиной-Винарской, Л.В. Мелиховой, М.А. Поваляевой и др.), на практике и в обычных условиях проявления дислалии очень часто смешиваются с проявлениями дизартрии легкой степени выраженности[9], что же говорить о случаях, когда звукопроизносительные нарушения осложнены наличием выраженных анатомических деформаций органов артикуляции. Следовательно, наиболее тяжелым вариантом проявления сочетания звукопроизносительных расстройств с анатомическими дефектами органов артикуляции являются случаи дизартрии[10] легкой и средней степени выраженности, осложненные аномалиями органов периферического аппарата речи. Таким образом, для формирования правильного представления о механизмах и структуре речевого дефекта у ребенка, имеющего нарушения звукопроизносительной стороны речи и деформации строения органов артикуляции, и проведения эффективной дифференцированной логопедической работы необходима подробная клинико-педагогическая диагностика. В 1999-2000г. на базе массовых учебно-воспитательных учреждений г. Москвы было проведено диагностическое изучение дошкольников (80 детей в возрасте от 3 до 7 лет) и младших школьников (80 детей в возрасте от 7 до 9 лет), включавшее речевое и ортодонтическое обследование[11], с целью выявления зубочелюстных аномалий молочного и начинающего формироваться сменного прикусов, деформаций строения органов ротовой полости и дефектов звукопроизношения, их взаимосвязи и частоты появления у детей разного возраста. В результате этого исследования были сделаны следующие выводы (которые, по нашему мнению, необходимо учитывать при построении логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизносительной стороны речи, осложненные анатомическими деформациями артикуляционных органов): · Среди аномалий органов артикуляции, предрасполагающих к нарушениям произношения звуков речи или сочетающихся с ними, наиболее распространены анатомические деформации зубочелюстной системы, реже встречаются дефекты строения органов ротовой полости (уздечек языка и верхней губы). · Чем раньше проявилась анатомическая деформация органов артикуляции, тем больше риск появления устойчивых дефектов фонетического строя речи. · Патологии молочного прикуса провоцируют более грубые и стойкие нарушения звукового оформления речи, нежели зубочелюстные аномалии, проявившиеся только в постоянном прикусе. · У детей школьного возраста, имеющих патологии постоянного прикуса, нарушения фонетического строя речи встречаются в два-три раза реже, чем у дошкольников с выраженными аномалиями молочного прикуса. · Чем раньше была выявлена патология языка, губ или зубочелюстной системы и начата комплексная работа по устранению анатомических дефектов артикуляционных органов, исправлению нарушений звукопроизносительной стороны речи и развитию фонематических процессов, тем быстрее и эффективнее можно добиться положительных результатов в коррекции звукопроизносительного расстройства.
1.2. Этиологические факторы, обуславливающие появление деформаций строения органов артикуляции и речевых расстройств. В специальной педагогической литературе термин «анатомические дефекты органов артикуляции» объединяет органические нарушения костного и мышечного строения подвижных и неподвижных органов артикуляционного отдела периферического аппарата речи: верхней и нижней челюстей с расположенными на них зубами и альвеолярными отростками, твердого и мягкого неба, языка и губ (образующих ротовую полость), а также носовой полости и носоглотки. В нашей работе мы рассматриваем нетяжелые[12], но достаточно выраженные деформации строения зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки. Данные анатомические аномалии могут осложнять не только процесс артикулирования звуков речи, но и функцию жевания и глотания (следовательно, в некоторой степени и функцию пищеварения), а также в ряде случаев – дыхательную функцию. В тоже время при нарушениях функции некоторых подвижных органов артикуляции (языка, губ), обусловленных, например, недостаточной иннервацией периферического аппарата речи, могут наблюдаться привычные патологические позы этих артикуляционных органов (прокладывание языка между зубами в состоянии покоя, а также во время процессов жевания, глотания и речи; нарушение тонуса губной мускулатуры, вследствие чего не оказывается достаточного давления на зубы со стороны губ, необходимого для нормального формирования зубных рядов и т.д.). Эти патологические позы могут отрицательно влиять на развивающуюся зубочелюстную систему ребенка. Формирование целостного представления о механизмах и структуре комбинированного дефекта, при котором звукопроизносительные нарушения сочетаются с анатомическими деформациями органов артикуляционного аппарата, может осуществляться только с учетом этиологии аномалий зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки, а также речевых расстройств. Доля наследственных аномалий зубочелюстной системы, по наблюдениям М.П. Водолацкого и Б.Г. Бабаниной (1986), невелика (14% от общего числа). Значительно чаще отмечаются дефекты зубов и челюстей, обусловленные нарушением обмена веществ формирующегося организма ребёнка под действием неблагоприятных факторов внешней среды в пренатальный и постнатальный периоды. В патологический процесс вовлекаются железы внутренней секреции, регулирующие фосфорно-кальциевый обмен (Ю.А. Беляков, 1983). Наиболее тяжелые нарушения наблюдаются при рахите. Это может быть спровоцировано различными факторами: токсикозом матери во время беременности, эндокринными расстройствами, болезнями сердечно-сосудистой системы, дисфункциями коры надпочечников, щитовидной и паращитовидной желёз, передней доли гипофиза, гипоплазией кожных потовых желёз, инфекционными заболеваниями матери и ребёнка, алкоголизмом и курением родителей, сильными стрессами и профессиональными экологическими нарушениями (работа с лаками, красками, химическими реактивами) матери в период беременности и т.п. (Л.И. Камышева, Л.Т. Теблоева, Т.П. Сашенкова, 1993). Такие же патологические факторы могут обуславливать прогрессирование речевых расстройств. Следовательно, можно предположить, что деформации строения органов артикуляции (в частности, зубочелюстные аномалии) являться лишь механическими факторами, осложняющими формирование звукопроизносительной стороны речи, и действующими на общем фоне нарушения минерального обмена в тканях организма (костной, мышечной, нервной), свидетельствующем о неблагополучии организма. Кроме того, пороки развития зубочелюстной системы и ротовой полости, при которых затрудняется откусывание, пережёвывание, глотание пищи, могут ухудшить пищеварительную функцию, что приводит к ослаблению формирующегося организма ребёнка и затрудняет его адаптацию к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды (Ф.Я. Хорошилкина, Ю.М. Малыгин, 1999). В работах Н.И. Красногорского (1958), М.Е. Хватцева (1959) отмечалось, что «даже относительно легкие нарушения питания задерживают нормальное развитие речи» у маленьких детей, так как «при этом резко падает образование условных рефлексов»[13]. Появление деформаций строения органов артикуляции и речевых расстройств может быть обусловлено патологией в родах. В некоторых случаях при неправильном проведении родовспомогательных мероприятий, применении специальных приспособлений (щипцов, вакуума и т.п.), приводящих к родовой травме, могут наблюдаться повреждения как нервной системы, так и костно-мышечного аппарата челюстно-лицевой области младенца. Помимо ранее перечисленных этиологических факторов такие авторы, как В.Я. Дымшиц (1974), А.А. Погодина (1958), А.А. Ахмедов (1986) и др., считают одной из причин развития деформаций зубочелюстной системы искусственное вскармливание, при котором нарушается процесс сосания, обеспечивающий на ранних этапах жизни малыша нормальное формирование костно-мышечной системы челюстно-лицевой области и ее двигательных функций. Л.И. Камышева, Л.Т. Теблоева, Т.П. Сашенкова (1993) отмечают, что часто патологии развития зубочелюстной системы могут возникать вследствие нарушений носового дыхания, обусловленных заболеваний органов дыхания и проявляющихся в недостаточной или полной непроходимости носовых ходов. Нарушения носового дыхания часто могут возникать из-за аденоидных разрастаний, увеличения миндалин, хронических ринитов, тонзиллитов и т.д., в связи с чем ребенок вынужден дышать ртом. В нормальных условиях носового дыхания при вдохе в полости рта образуется отрицательное давление, а при выдохе – равномерное положительное. В результате этого уравновешенного давления челюсть может развиваться в нормальной форме. При ротовом дыхании эти условия нарушаются, и верхняя челюсть формируется при постоянном сдавливании, что приводит к образованию различных патологий ее строения. Эти же авторы указывают на то, что дети с нарушением носового дыхания вследствие аденоидов или увеличения миндалин имеют характерные внешние черты: узкое лицо, уплощенное в среднем отделе, при этом носогубные складки плохо выражены, рот постоянно приоткрыт. Но необходимо отметить, что роль ротового дыхания в генезе зубочелюстных аномалий полностью не выявлена. Например, А.А. Погодина (1958) считает, что нет полной закономерной связи между патологическим прикусом и нарушением физиологического (носового) дыхания. Однако нельзя не учитывать, что нарушения функции носового резонатора, наблюдающиеся при этом, отрицательно сказываются на речевой деятельности, в частности обуславливают расстройства тембра голоса и затрудняют дифференциацию носовых и ротовых звуков в речи. В исследованиях Л.М. Грековой (1970), В.Я. Дымшиц (1974), Л.Н. Чучалиной (1976), С.А. Зуфарова, Б.Б. Байжанова (1981) и др. значительная роль в появлении зубочелюстных аномалий отводится вредным привычкам, отмечающимся у детей и подростков. В.П. Окушко (1975) выделяет три группы вредных привычек: 1) сосание и прикусывание пальцев, губ, щек, посторонних предметов; 2) аномалии функций: неправильное глотание и привычка давления языком на зубы, нарушение функции жевания, ротовое дыхание, неправильная речевая артикуляция; 3) фиксированные позы, определяющие неправильное положение нижней челюсти и языка. В работах Г.И. Масловой, Г.Г. Чупина (1972), Л.А. Разумовского (1988), В.Д. Куроедовой и др. (1991) указывается на появление вредных привычек (в частности сосания пальцев, губ) у здоровых детей во время соматических и инфекционных заболеваний, стрессовых ситуаций (например, при поступлении в детский сад, школу), в результате тяжелых семейных ситуаций (алкоголизма родителей, развода, смерти близких). Вредные привычки часто сочетаются с невротическими состояниями, нарушениями сна, слабовыраженными фобиями, вегетативными расстройствами, астеническими состояниями, инфантилизмом. Ф.Я. Хорошилкина, Ю.М. Малыгин (1999) обращали внимание на то, что от функционального состояния опорно-двигательной системы зависит осанка человека. Зафиксированные позотонические рефлексы, обусловленные вредными привычками, приводят к неправильной позе тела, предрасполагающих в свою очередь к развитию зубочелюстных аномалий. В исследованиях В.П. Окушко (1975), А.И. Бетельмана, А.И. Позднякова и др. (1965) отмечалось, что привычное неправильное положение тела и особенно головы во время сна (сон на одном боку, с подложенной под щеку рукой или кистью руки, сжатой в кулак) способствуют несимметричному развитию челюстей, чаще одностороннему сужению зубных дуг, смещению нижней челюсти. В.Ю. Курляндский (1957) обращал внимание на то, что привычка спать на спине, запрокидывая голову назад, или со склоненной на грудь головой приводит к нарушению роста челюстей (при запрокинутой голове нижняя челюсть ребенка смещается назад, при этом мышцы ее находятся в патологически натянутом состоянии и препятствуют росту нижней челюсти, в результате чего образуется дистальный прикус; при высоком изголовье спального места голова ребенка нагибается вперед, мягкие ткани шеи расслабляются и нижняя челюсть смещается вперед, что обуславливает формирование мезиального прикус). К развитию аномалий прикуса предрасполагает также неправильная посадка за столом, партой, привычка поддерживать голову ладонями или опираться одновременно на локоть и подбородком на руку. В.Л. Страковская (1987) уделяла особое внимание детям с зубочелюстными аномалиями и нарушением осанки, считая эти дефекты наиболее часто сочетаемыми друг с другом, а в ряде случаев – взаимообусловленными и взаимно отягощающими. В.Л. Страковская указывала, что вредные привычки, возникающие в период активного роста челюстных костей, отрицательно влияют на их развитие. Они отражаются не только на целенаправленных функциях жевания и артикуляции, но и на эстетике лица, обуславливают нарушение мимики, связанное с нецеленаправленной функцией, именуемой «парафункцией». Л.И. Камышева, Л.Т. Теблоева, Т.П. Сашенкова (1993) отмечают, что причиной, обуславливающей как нарушения осанки, так и патологии зубочелюстной системы, могут быть мышечные дистонии, приводящие к недостаточности функции мышц тела и челюстно-лицевой области. В своих исследованиях Р.И. Бикмуллина (1980) выявила, что у детей со сколиозом аномалии зубочелюстной системы встречались в 74% случаев. Еще одной причиной, которая может спровоцировать как патологии зубочелюстной системы, так и речевые расстройства (при органическом поражении нервной системы), являются ушибы и травмы головы (в частности, челюстно-лицевой области). Ушибы и травмы головы в любом возрасте могут привести к потере зубов, травмированию их зачатков, нарушению целостности костно-мышечного аппарата лицевой области, а также, в достаточно тяжелых случаях (например, при черепно-мозговой травме), к повреждению отдельных участков головного мозга, что может вызвать серьезные нервные, психические, двигательные и речевые расстройства. Мы перечислили основные, наиболее распространенные, но далеко не все этиологические факторы, предрасполагающие к появлению нетяжелых, но достаточно выраженных деформаций строения зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки и в ряде случаев – к речевым расстройствам, в частности, к дефектам звукопроизносительного оформления речи. Но даже эти, весьма ограниченные, данные свидетельствуют о необходимости тщательной комплексной клинико-педагогической диагностики речевого дефекта у детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, сочетающиеся с деформациями органов артикуляции, при проведении которой следует уделять особое внимание подробному анализу анамнестических данных.
1.3. Научно-теоретические положения, лежащие в основе методики диагностического обследования детей со звукопроизносительными расстройствами, сочетающимися с анатомическими деформациями органов артикуляции. При разработке методики диагностического обследования мы опирались на следующие теоретические положения. II. Аномалии зубной системы Нарушения прикуса в большинстве случаев сочетаются с аномалиями зубной системы, включающими следующие патологии: 1. Зубные аномалии: § аномалии формы зубов (например, конусовидные, шиповидные коронки зубов); § аномалии величины зубов (макродентия – чрезмерно большие зубы; микродентия – чрезмерно маленькие зубы); § аномалии числа зубов (частичная или полная адентия – отсутствие отдельных или практически всех зубов; сверхкомплектные зубы); 2. Аномалии положения зубов в зубном ряду В результате неправильного положения зубов могут наблюдаться следующие патологии. § В трансверсальном направлении: смещение передних зубов к средней линии /центру/ - медиальное положение зубов, или от средней линии – латеральное положение зубов; при латеральном смещении резцов образуется диастема (Фото 7) – щель между центральными резцами, или тремы – промежутки между зубами; вестибулярное /щечное/ или оральное /небно-язычное/ отклонение боковых зубов. § В сагиттальном положении: отклонение передних зубов в сторону губ / протрузия / (Фото 7) или в сторону неба или языка / ретрузия / (Фото 7); мезиальное /смещение назад/ или дистальное /смещение вперед/ положение боковых зубов. § В вертикальном направлении: положение, при котором зубы не достигают окклюзионной плоскости /плоскости смыкания зубов/ – супрапозиция верхних зубов и инфрапозиция нижних зубов; положение, при котором зубы пересекают окклюзионную плоскость – инфрапозиция верхних зубов и супрапозиция нижних зубов. § Дополнительно выделяют: поворот зуба вокруг его продольной оси; транспозиция – обмен местами рядом расположенных зубов. 3. Аномалии зубных дуг (в трансверсальном направлении – расширение или сужение зубных дуг; в сагиттальном направлении – удлинение или укорочение зубных дуг; в вертикальном направлении – зубоальвеолярное укорочение или удлиннение). Примечание. Дефекты зубной системы, выявленные отдельно и не сочетающиеся с аномалиями прикуса, практически не влияют на звукопроизношение. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Он чередуется с другими приемами и заканчивает каждый массажный комплекс. Благодаря этому приему усиливается кровообращение кожных покровов обрабатываемого участка, изменяется эластичность и температура кожных покровов; прием несет психотерапевтический эффект: способствует успокоению и общей релаксации. В зависимости от прилагаемого усилия поглаживание может быть поверхностным /легким/ и глубоким /сильным/. При проведении этого приема, не зависимо от приложенного усилия, кожа не должна смещаться. Поверхностное поглаживание используется в области переднего отдела шеи (со стороны горла), лица, органов ротовой полости. Глубокое /интенсивное/ поглаживание может применяться при массаже плечевого пояса и заднего отдела шеи (со стороны позвоночника). Поглаживание может осуществляться как пальцами, так и всей ладонью. При широкой сфере воздействия используются следующие разновидности приема: во всех зонах, кроме волосистой части головы, – плоскостное поглаживание; в шейно-плечевом отделе добавляется обхватывающее поглаживание (осуществляется кистью руки, установленной в форме желоба, при этом 2-й – 5-й пальцы сомкнуты, а 1-й им противопоставлен); при массаже волосистой части головы применяется «граблеобразное» поглаживание (при выполнении этого приема пальцы широко разведены, воздействие осуществляется подушечками пальцев, которые совершают продольные, поперечные, зигзагообразные и круговые движения). Растирание. Этот прием осуществляется с большим усилием и интенсивностью, чем предыдущий. Применение значительной силы давления на массируемую область должно вызывать смещение и растяжение затрагиваемых тканей. При растирании значительно усиливается кровообращение, обменные и трофические процессы в кожных тканях и верхних слоях мышц, нормализуется тонус и повышается сократительная способность мышечных волокон. Растирание может проводиться пальцами, всей ладонной поверхностью, ребром ладони, гипотенаром (ладонным бугром со стороны мизинца), а также тыльной поверхностью пальце, сжатых в кулак. Движение осуществляется по прямой или по спирали. Разновидностью приема является так называемое «поршневое трение», наиболее часто используемое при массаже конечностей. При этом удерживаемая часть тела, требующая массажа, растирается двумя руками одновременно (ладонями или гипотенаром), двигающимися в противоположные стороны (вперед-назад, вверх-вниз). Разминание. Наиболее интенсивный прием, максимально активизирующий процессы в кожных и мышечных тканях, воздействующий на более глубоко расположенные слои мышечных волокон, нормализующий их тонус и сократительную способность. При разминании происходит смещение, сжатие, растяжение, оттягивание тканей. Воздействие осуществляется одной или двумя руками одновременно в продольном, поперечном и спиральном направлении. Разновидностью приема является защипывание (которое може
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.013 с.) |