Методика проведения массажа.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения массажа.



Основные применяемые массажные техники: а) ручной (в том числе, пальцевой) массаж, б) массаж при помощи специальных средств (зондов, зубных щеток, чайной ложки, шпателей, леденца округлой формы, хорошо закрепленного на палочке и т.д.), в) точечное воздействие.

Виды массажа: а) сегментарный массаж (в области верхнего плечевого пояса, шеи и волосяного покрова головы); б) классический массаж мимических и артикуляционных мышц; в) точечный массаж.

Характер массажа определяется следующими аспектами:

А) Сила массажа – это сила давления, которую руки оказывают на тело во время массажа. Поверхностный массаж повышает возбудимость, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы давления способствует развитию тормозных процессов.

Б) Темп массажа. Различают быстрый, средний, медленный темп. Быстрый темп массажа повышает возбудимость нервной системы, средний и медленный – снижает возбудимость нервной системы.

В) Длительность массажа. Более длительная продолжительность массажа влияет на снижение возбудимости нервной системы.

Зоны воздействия: а) широкая сфера воздействия – верхний плечевой пояс; область шеи: со стороны позвоночника /воротниковая область/ и со стороны горла; голова в области волосяного покрова; челюстно-лицевая область; ротовая полость; б) узкая сфера воздействия – лицо, подбородочная (подчелюстная) область, ротовая полость.

При нарушениях осанки у детей с аномалиями зубочелюстной системы и ротовой полости рекомендуется обязательное применение широкой зоны воздействия.

Качественная характеристика воздействия: а) расслабляющий массаж (проводится при мышечном гипертонусе); б) тонизирующий /стимулирующий/ массаж (проводится при гипотонусе мышц).

Используемые приемы:

Поглаживание.

Это обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Он чередуется с другими приемами и заканчивает каждый массажный комплекс. Благодаря этому приему усиливается кровообращение кожных покровов обрабатываемого участка, изменяется эластичность и температура кожных покровов; прием несет психотерапевтический эффект: способствует успокоению и общей релаксации.

В зависимости от прилагаемого усилия поглаживание может быть поверхностным /легким/ и глубоким /сильным/. При проведении этого приема, не зависимо от приложенного усилия, кожа не должна смещаться. Поверхностное поглаживание используется в области переднего отдела шеи (со стороны горла), лица, органов ротовой полости. Глубокое /интенсивное/ поглаживание может применяться при массаже плечевого пояса и заднего отдела шеи (со стороны позвоночника).

Поглаживание может осуществляться как пальцами, так и всей ладонью. При широкой сфере воздействия используются следующие разновидности приема: во всех зонах, кроме волосистой части головы, – плоскостное поглаживание; в шейно-плечевом отделе добавляется обхватывающее поглаживание (осуществляется кистью руки, установленной в форме желоба, при этом 2-й – 5-й пальцы сомкнуты, а 1-й им противопоставлен); при массаже волосистой части головы применяется «граблеобразное» поглаживание (при выполнении этого приема пальцы широко разведены, воздействие осуществляется подушечками пальцев, которые совершают продольные, поперечные, зигзагообразные и круговые движения).

Растирание.

Этот прием осуществляется с большим усилием и интенсивностью, чем предыдущий. Применение значительной силы давления на массируемую область должно вызывать смещение и растяжение затрагиваемых тканей. При растирании значительно усиливается кровообращение, обменные и трофические процессы в кожных тканях и верхних слоях мышц, нормализуется тонус и повышается сократительная способность мышечных волокон. Растирание может проводиться пальцами, всей ладонной поверхностью, ребром ладони, гипотенаром (ладонным бугром со стороны мизинца), а также тыльной поверхностью пальце, сжатых в кулак. Движение осуществляется по прямой или по спирали. Разновидностью приема является так называемое «поршневое трение», наиболее часто используемое при массаже конечностей. При этом удерживаемая часть тела, требующая массажа, растирается двумя руками одновременно (ладонями или гипотенаром), двигающимися в противоположные стороны (вперед-назад, вверх-вниз).

Разминание.

Наиболее интенсивный прием, максимально активизирующий процессы в кожных и мышечных тканях, воздействующий на более глубоко расположенные слои мышечных волокон, нормализующий их тонус и сократительную способность. При разминании происходит смещение, сжатие, растяжение, оттягивание тканей. Воздействие осуществляется одной или двумя руками одновременно в продольном, поперечном и спиральном направлении. Разновидностью приема является защипывание (которое может сочетаться с одновременным оттягиванием) массируемых тканей.

Вибрация.

При проведении приема осуществляются колебательные движения, в зависимости от интенсивности которых на массируемый участок оказывается различное воздействие. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц; легкая, менее интенсивная – снижает их тонус. Прием может осуществляться одним, двумя или всеми пальцами, ладонной поверхностью, одной или обеими руками, параллельно или попеременно.

Ударные приемы.

В практике логопедического массажа используются следующие ударные приемы: похлопывание, покалачивание (в области плечевого пояса) и пунктирование (в области лица), которые повышают тонус мышц.

6. Нажатие /давление, проникающее в глубь ткани в области «биологических активных точек»/ (точечное воздействие).

Прием используется в местах выхода пучков нервных окончаний – это так называемые «биологически активные точки». Широкая зона воздействия – точки в области головы и рук; узкая зона воздействия – точки на лице. Прием осуществляется кончиком пальца (большого, указательного или среднего). Различают прерывистое нажатие (направленное перпендикулярно массируемого участка) и длительное давление, при котором палец совершает круговые движения в области точки с одинаковым количеством вращений в одну и в другую сторону.

Направления линий массажных движений:

 
 


- прямолинейное движение;

 

 

- зигзагообразное движение;

 

 
 


- спиралевидное движение;

 
 

 


- круговое движение;

 

 
 


- концентрическое движение;

 

 
 


- эксцентрическое движение.

 

 

Рекомендуемая схема проведения приемов: поглаживание – растирание – разминание (в сочетании, при необходимости, с вибрацией) – растирание – поглаживание.

 

Противопоказания к проведению массажа: любые общие соматические и инфекционные заболевания (особенно в острый период); острые и хронические заболевания кожи; травмирование кожных покровов в зоне воздействия (синяки, царапины, ссадины, ожоги); любые аллергические реакции, проявляющиеся на кожных покровах; инфекционные и любые другие воспалительные заболевания слизистой оболочки ротовой полости; зубные боли.

Массаж не рекомендуется проводить сразу после еды или на голодный желудок.

Ограничение нагрузки при проведении массажа: на начальном этапе работы, а также в случаях соматической ослабленности ребенка (после острого заболевания или при отягощении хроническим заболеванием), судорожной готовности в анамнезе, проявлений эмоциональной лабильности.

Рекомендации к проведению массажа:

1. Помещение, в котором проводится массаж, должно быть изолированное, тихое теплое, хорошо проветриваемое.

2. Необходим позитивный настрой ребенка на контакт со специалистом и проводимое в отношении него воздействие.

3. Руки специалиста должны быть чистыми, мягкими, гладкими, теплыми, с коротко остриженными и хорошо обработанными ногтями, без украшений (мешающих проведению массажа и способных повредить кожу ребенка), без ссадин, царапин, других повреждений или каких-либо очагов воспаления. Перед массажем шейно-плечевого отдела и лицевой области чисто вымытые руки рекомендуется слегка смазать «Детским кремом», что облегчает движение рук по поверхности тела и оберегает кожу от повреждений (при использовании других смазывающих веществ необходимо точно выяснить особенности их воздействия на кожные покровы и убедиться в том, что они гипоаллергенны). Перед массажем органов ротовой полости специалисту рекомендуется обработать руки спиртовым раствором.

4. Сеансы массажа проводятся ежедневно или через день. Длительность процедур варьирует в зависимости от возраста, общего соматического и психологического состояния ребенка, от неврологической симптоматики. В начале курса продолжительность процедур 5-7 минут, затем время проведения сеанса постепенно увеличивается до 15-20 минут.

5. Для правильного выбора приемов и дозировки массажа специалист должен иметь точное представление о физическом и неврологическом статусе ребенка, о состоянии его двигательной сферы (в частности, артикуляционной и мимической моторики), зубочелюстной системы и ротовой полости, развитии его речевой функции. Эти данные выявляются в ходе комплексного диагностического обследования. Для определения стратегии проведения корригирующего воздействия, прежде всего, следует определить состояние тонуса мышц плечевого пояса, шеи, мимических и артикуляционных мышц (в том числе, мышц языка). Это устанавливается на основе заключения невропатолога и наблюдений специалиста, проводящего массаж, путем осмотра, пальпации (прощупывания) и оценки выполнения динамических и статических упражнений, используемых при обследовании состояния указанных групп мышц ребенка.

 

Основные позы ребенка при проведении комплексного массажа.

Применение массажа эффективно только при расслаблении (релаксации) пациента. Это может быть любая поза, удобная для ребенка и специалиста, проводящего массаж, при которой дыхание ребенка свободно, а мышцы расслаблены.

1. При массаже плечевого пояса и шейной области:

· Ребенок лежит на кушетке на спине, руки расположены вдоль тела ладонями вниз, ноги расслаблены, под головой небольшая подушка или валик, валик может быть подложен и под коленные суставы. Такая поза удобна для массажа рук.

· Ребенок лежит на кушетке на животе без подушки, голова повернута в сторону, руки расположены вдоль тела ладонями вниз, ноги расслаблены, под согнутые лодыжки подкладывается валик. Данная поза рекомендуется для массажа плечевой области.

· Ребенок сидит на стуле лицом к его спинке, руки, согнутые в локтях и положенные одна на другую, располагаются на спинке стула, ребенок упирается лбом в предплечья. Данная поза рекомендуется для массажа шейно-плечевого отдела.

2. При массаже волосистой части головы:

· Ребенок сидит на стуле, опираясь на его спинку. Специалист правой рукой массирует выбранный участок волосистой части головы, а левой рукой поддерживает голову ребенка, осуществляя противодействие давлению со стороны правой руки. Мышцы шеи ребенка при этом расслаблены.

3. При массаже лицевой, подчелюстной области и переднего отдела шеи:

· Ребенок сидит на стуле, опираясь на его спинку, голова слегка откинута назад; специалист находится за спиной ребенка, ребенок затылком упирается в грудь специалиста.

· Ребенок сидит на кресле, голова расположена на подголовнике или на маленькой подушке, специалист находится перед ребенком или с боку от него.

Общие указания к проведению расслабляющего массажа (применяется при гипертонусе мышц).

1. Массажные приемы проводится плавно, в замедленном темпе.

2. Расслаблению пациента способствует проговаривание в слух специалистом, проводящим массаж, формулы спокойствия (элемента аутогенной тренировки).

Расслабление мышц шеи.

Часто у детей, имеющих аномалии зубочелюстной системы, отмечается повышенный тонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса (что может сочетаться с гипертонусом мышц корня языка). Расслабление мышц шеи способствует рефлекторному снижению тонуса мышц коня языка и активизации движений нижней челюсти (снятию «мышечных зажимов»).

Комплекс массажных движений для расслабления мышц шеи.

· Легкое, медленное поглаживание сверху вниз ладонями обеих рук переднего и боковых отделов шеи (избегая надавливания на область щитовидной железы).

· Плоскостное и обхватывающее поглаживание, прямолинейное и спиралевидное растирание (направление массажного движения по обе стороны вдоль позвоночника; спиралевидное движение выполняется от большого пальца к мизинцу /от периферии к центру/), продольное, поперечное и спиралевидное разминание мышц заднего отдела шеи вдоль шейных позвонков в направлении снизу вверх (от плечевого сустава к затылочным буграм).

Упражнения для расслабления мышц шеи:

Ребенок сидит на стуле; мышцы, опускающие и поднимающие нижнюю челюсть, расслаблены (нижняя челюсть слегка опущена, зубы и губы разомкнуты, рот слегка приоткрыт).

· Специалист, поддерживая голову ребенка, плавно и медленно наклоняет ее вперед (пока подбородок ребенка не коснется груди) и назад /3-5 раз в одну и другую сторону/.

· Голова ребенка наклонена вперед, мышцы нижней челюсти расслаблены. Специалист, поддерживая голову ребенка, совершает ею плавные и медленные движения от одного плеча к другому (по дуге) /3-5 раз в каждую сторону/.

· Голова ребенка запрокинута назад, мышцы нижней челюсти расслаблены. Специалист, поддерживая голову ребенка, совершает ею плавные и медленные движения от одного плеча к другому (по дуге) /3-5 раз в каждую сторону/.

Массажный комплекс для расслабления мимической мускулатуры (См. рисунок).

· Поглаживание ладонями и пальцами одновременно обеих рук

- от средней линии лба к вискам;

- от межбровной складки вокруг глаз;

- от переносицы к ушным раковинам;

- от висков по щекам к подбородку;

- от носогубных складок к ушным раковинам;

- от подчелюстной области через щеки к вискам.

· Поглаживание ладонью и пальцами попеременно правой и левой рукой, захватывая всю область лба, от бровей к границе роста волос.

· Легкое, поверхностное растирание и разминание в замедленном темпе подушечками пальцев рук поверхности лба (в точках окончания движения производится незначительное нажатие пальцами)

- зигзагообразные движения пальцами одновременно обеих рук от средней линии лба к вискам;

- спиралевидные движения пальцами одновременно обеих рук от средней линии лба к вискам;

- зигзагообразные и спиралевидные движения пальцами попеременно то правой, то левой руки в направлении от одного виска к другому.

· Поглаживание, направленное на расслабление круговой мышцы глаза, проводится указательным и средним пальцами одновременно обеих рук. Пальцы плавно продвигаются от внутреннего угла глаза по бровям и верхним векам к вискам и от висков по нижним векам к внутреннему углу глаз.

· В процессе массажа круговой мышцы глаза проводится поочередное нажатие (прерывистого характера) трех точек (1-я точка расположена по линии брови, на расстоянии 1/2 от межбровной складки и представляет небольшую впадинку на надглазничном краю лобной кости; 2-я точка расположена в конце бровей, на височной поверхности; 3-я точка находится на середине нижнего края глазницы, 4-я точка – начало брови).

· Поглаживание подушечками пальцев

- по боковым поверхностям носа через переносицу к средней линии лба;

- по носогубным складкам от крыльев носа к углам рта;

- от носогубных складок по щекам к ушным раковинам;

- от середины подбородка (средней линии подчелюстной области) к мочкам ушей.

· Легкое, поверхностное растирание и разминание в замедленном темпе подушечками пальцев одновременно обеих рук от носогубных складок по щекам к ушным раковинам.

· Легкое, поверхностное растирание и разминание в замедленном темпе подушечками пальцев рук по краю нижней челюсти.

· При массажном воздействии на щеки и нижнюю челюсть производится фиксация средними пальцами обеих рук симметричных точек, располагающихся между сосцевидным отростком височной кости и углом нижней челюсти в ямке под мочкой уха (5-я точка).

· Поглаживание, направленное на расслабление губной мускулатуры, проводится указательным или/и средним пальцами обеих рук в следующих направлениях

- от средней линии над верхней губой, через углы губ, к средней линии под нижней губой и обратно;

- по верхней и нижней губе от углов рта к середине;

- указательными пальцами в направлении от носа к верхней губе с легким прижатием и оттягиванием верхней губы вниз;

- указательными пальцами в направлении от подбородка к нижней губе с легким прижатием и подтягиванием нижней губы вверх;

- указательными пальцами по верхней губе с легким подтягиванием ее к носу; по нижней губе с легким оттягиванием ее к подбородку.

· Растягивание губ (как при улыбке). Указательные и средние пальцы массажиста помещаются около углов рта, слегка растягивают губы, затем возвращают их в исходное положение. Движения при этом легкие и плавные.

· Точечное воздействие на губную мускулатуру (две симметричные точки над верхней губой, расположенные в области ямок над верхними клыками (6-я точка); две симметричные точки под нижней губой, расположенные в области ямок под нижними клыками (7-я точка); точка, находящаяся под нижней губой на средней линии подбородка (8-я точка). При длительном нажатии совершаются круговые движения в области точки с одинаковым количеством вращений в одну и в другую сторону.

· Массажный комплекс заканчивается обязательным общим успокаивающим поглаживанием.

 

В комплекс тонизирующего (стимулирующего) массажа, направленного на устранение гипотонуса мимической мускулатуры, включаются те же приемы, что и в расслабляющий массажный комплекс, но проводятся эти приемы в ускоренном темпе, намного активнее и интенсивнее. Помимо ранее упомянутых дополнительно используются следующие приемы:

· Интенсивное растирание и разминание

- скуловой и щечной мышцы;

- мышечного участка по краю нижней челюсти.

· Перетирание щечной мышцы пальцами (с применением салфетки из жесткого материала: махровой ткани, льна). Перетирание производится большим и указательным пальцами, указательный палец вводится в ротовую полость.

· Постукивание подушечками слегка согнутых пальцев рук при ротационных движениях предплечья (ударный прием «стокатто»).

· Защипывание кожных и мышечных тканей вдоль края нижней челюсти.

· Пощипывание щек.

· Пощипывание губ.

· Интенсивное постукивание подушечками пальцев по губам и около губ по круговой мышце рта (по часовой стрелке).

 

Массаж языка

Выбор приемов и техники их проведения зависит от состояния тонуса язычной мускулатуры (при гипертонусе применяется расслабляющий массажный комплекс, при гипотонусе – комплекс тонизирующих приемов). Массаж включает воздействие на мышцы языка при помощи пальцев, чайной ложки или/и шпателя, зубных щеток (с разной длинной и жесткостью щетины, а также с различной ребристой поверхностью и формой их ручек), зондов (постановочные зонды Е.Ф. Рау или/и массажные зонды Е.В. Новиковой), леденца округлой формы, хорошо закрепленного на палочке («Чупа-Чупса»).

Используемые приемы:

1. В полости рта (рот ребенка открыт, язык располагается за зубами, на дне рта).

· Распластывание языка по дну ротовой полости при помощи постановочного зонда (для звука Ш), леденца округлой формы.

· Толкание языка (вариант приема разминания) в глубине ротовой полости при помощи тех же специальных средств.

2. Вне ротовой полости (рот ребенка достаточно широко открыт, язык высунут наружу). Большим и указательным пальцем левой руки, используя носовой платок или марлевую салфетку, специалист удерживает передний край (кончик) языка, остальные пальцы руки прижаты к подбородку ребенка, выполняют роль опоры и регулируют степень выдвижения языка из ротовой полости.

При массаже языка и твердого неба необходимо учитывать границы глоточного и небного рефлексов, чтобы не спровоцировать у ребенка рвотный спазм. Массаж артикуляционной мускулатуры рекомендуется проводить не ранее, чем через час после еды.

Расслабляющий массаж язычной мускулатуры.

· Пальцами правой руки (указательным, средним и безымянным) через платок производятся поглаживания языка от корня к кончику, затрагивая среднюю линию и периферические отделы.

· При помощи чайной ложки или шпателя производятся поглаживания с одновременным распластыванием языка.

· Растирание и разминание языка (продольные и спиралевидные движения) большими и указательными пальцами, с использованием платка, от средней линии к периферии, от кончика языка к его корню с одновременным постепенным вытягиванием языка из ротовой полости.

· Защипывание боковых краев и кончика языка большими и указательными пальцами.

· Растирание и разминание языка при помощи зубной щетки (головки со щетиной и ручки). Движения совершаются от корня к кончику языка, от центра к периферии.

· Массаж подъязычной поверхности и дна ротовой полости при помощи шарикового зонда (для постановки звука Р). Направлен на уменьшение слюноотделения и растягивание уздечки языка.

При проведении тонизирующего массажа языка к ранее перечисленным приемам могут быть добавлены следующие:

· Пощипывание языка по всей его поверхности.

· Интенсивное перетирание языка при помощи салфетки из жесткой ткани.

· Интенсивное похлопывание языка указательным и средним пальцами, шпателем, чайной ложкой.

· Покалывание языка игольчатым зондом.

· Постукивание по языку шариковым зондом.

Массаж десен, альвеолярного отростка и твердого неба проводится при недоразвитии верхней челюсти, укорочении зубной дуги, запаздывании в прорезывании зубов и других ортодонтических показаниях.

В логопедической работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизносительной стороны речи и анатомические дефекты органов артикуляции, массаж мимической и артикуляционной мускулатуры рекомендуется использовать в комплексе с артикуляционной гимнастикой и элементами миотерапии.

 

 

Миогимнастика

 

В логопедии в целях коррекции звукопроизношения применяется специальный комплекс упражнений – артикуляционная гимнастика. Но, по нашим наблюдениям, традиционный комплекс упражнений, используемых для устранения звукопроизносительных расстройств, малоэффективен для целенаправленного формирования или восстановления функции отдельных мышц, страдающих при патологиях прикуса.

Практика показывает, что необходимо включать в работу дополнительные упражнения определённой узкой направленности.

В логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции мы предлагаем использовать в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой элементы миогимнастики, разработанной в ортодонтии в целях формирования и нормализации функции мышц челюстно-лицевой области в процессе коррекции деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости.

Такой комплексный подход будет способствовать

· во-первых, более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложненные деформациями строения органов артикуляции;

· во-вторых, целенаправленной коррекции патологического развития функции жевательных и мимических мышц, наблюдающегося при аномалиях зубочелюстной системы и ротовой полости;

· в-третьих, при своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области, ускоренному продвижению ортодонтического лечения.

Предлагается использовать следующие упражнения:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.028 с.)