Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предрасполагающие к нарушению звукопроизношения (или наиболее часто осложняющие определенные виды недостатков фонетического строя речи)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
I. Анкетные данные ребенка 1. Фамилия, имя ребенка_______________________________________________ 2. Дата рождения, возраст на момент обследования______________________ 3. Домашний адрес:___________________________________________________ телефон:_____________ 4. Ребенок (нужные данные внести или подчеркнуть) · посещает массовый детский сад (младшую, среднюю, старшую, подготовительную группу); · посещает специализированный детский сад (указать характер специализации ____________________________________________________________________________), младшую, среднюю, старшую, подготовительную группу; · находится на домашнем воспитании; · посещает курсы подготовки к школе (на базе школы, детского сада, центра досуга, дома культуры, другого учреждения _____), подготовка к школе ведется на базе детского сада; · обучается в общеобразовательной школе (указать класс___________________________); · обучается в специализированной школе (указать характер специализации______________________________________________), (указать класс ______________________); · посещает группу продленного дня: да, нет; · находится на домашнем обучении (указать причину ______________________________); · посещает кружки, секции, студии (какие ________________________________________); · дополнительные данные, касающиеся характера воспитания и обучения ребенка: ____________________________________________________________________________
II. Данные о семье 1. Данные о родителях (Ф.И.О., возраст, профессия): · Отец: ___________________________________________________________ · Мать: ___________________________________________________________ Дополнительные сведения, которые считают нужным указать родители: ________________________________________________________________________________ 2. Данные о других членах семьи, проживающих вместе с родителями и ребенком: _____________________________________________________________________ 3. Ребенок (нужные данные внести или подчеркнуть) · единственный в семье; · есть старший(ая), младший(ая) брат / сестра (указать возраст и какие воспитательные или образовательные учреждения посещают _________________________________________) 4. Указать наличие и характер речевых расстройств, генетических, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников, выявленных до рождения ребенка: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Анамнестические данные 1. Протекание беременности · От какой по счету беременности ребенок _________________________________________, (указать исход предыдущих беременностей______________________________________). · Характер протекания беременности - без патологии; - ранние токсикозы: легкий токсикоз в первом триместре беременности; достаточно выраженный токсикоз в первой половине беременности; тяжелый токсикоз в первой половине беременности; - поздние токсикозы: водянка (отеки); нефропатия (отеки, повышение артериального давления, белок в моче); преэклампсия (отеки, повышение артериального давления, белок в моче, головные боли, расстройство зрения, боли в подложечной области); эклампсия (расстройство функций важнейших органов матери, сопровождающееся судорогами с потерей сознания); - угроза выкидыша (указать, на каком сроке ______________________________________); - угроза преждевременных родов (указать, на каком сроке __________________________); - проявившиеся у матери в период беременности соматические заболевания, обострившиеся хронические заболевания ___________________________________________________________________________; - инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности, характер их протекания и осложнений ____________________________________________________________________________; - лекарственные препараты, принимавшиеся матерью в период беременности ____________________________________________________________________________; - травмы и ушибы матери в период беременности (указать срок, степень тяжести и последствия ________________________________________________________________); - употребление в период беременности алкоголя; активное курение матери; пассивное курение матери (в семье систематически курит муж или другие родственники; постоянное нахождение будущей матери на рабочем месте в прокуренном помещении в додекретный период)_________________________________________________________; - дополнительная информация, которую считает нужным указать мать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Развитие плода (по результатам медицинских осмотров, анализов, УЗИ и т.д.): - без патологии; - патологические проявления (низкое предлежание плаценты; угроза отслойки плаценты; неправильное положение плода: тазовой предлежание, поперечное или косое расположение плода; отставание в развитие плода; гипотрофия плода; гипоксия плода; нарушения сердечного ритма плода и т.п.) _____________________________________________________________________________ - дополнительная информация, которую считает нужным указать мать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Протекание родов · Роды в срок, досрочные (преждевременные – между 28-й и 38-й неделями беременности), преношенная беременность (свыше 42 недель) · Характер родов - без патологии; - патологические проявления (роды стремительные; затяжные; со стимуляцией; с применением щипцов, вакуума; кесарево сечение); - патологии плода во время родов (тазовое предлежание плода; предлежащая плацента; отслоение плаценты полностью или частично до или во время родов /до рождения плода/; плечевая дистоция /застревание плеча плода при прохождении через родовые пути/; выпадение пуповины /зажатие пуповины между головкой ребенка и тазовыми костями, что препятствует поступлению кислорода к ребенку/; обвитие пуповиной; гипоксия плода /кислородная недостаточность/; асфиксия плода /полное перекрытие доступа кислорода/; родовая /внутречерепная/ травма). - дополнительная информация, которую считает нужным указать мать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Раннее постнатальное развитие ребенка · Вскармливание - когда принесли кормить _______________________________________________________, - грудное или искусственное вскармливание _______________________________________, - срок и характер грудного вскармливания ________________________________________. · Характер питания ____________________________________________________________. · Характер «жизненного ритма» ребенка _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. · Раннее психомоторное развитие · Когда начал - держать головку ___________________________________________________________, - сидеть ___________________________________________________________________, - стоять ___________________________________________________________________, - ходить ___________________________________________________________________. · Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перенесенные заболевания · До года ______________________________________________________________________ · После года ___________________________________________________________________ · Ушибы, травмы головы ________________________________________________________ · Судороги при высокой температуре ______________________________________________ · Наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие небной расщелины, удаление аденоидов, пластика уздечки языка, губ и т.д.) _____________________________________________________________________________ · Наблюдался ли систематически ребенок продолжительное время у кого либо из специалистов (педиатр, окулист, отоларинголог, детский невропатолог / психоневролог, стоматолог и др.)_____________________________________________________________, в связи с какими заболеваниями ________________________________________________. · Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Речевое развитие ребенка · Время появления и особенностей голосовых и речевых реакций - крика ____________________________________________________________________, - гуления __________________________________________________________________, - лепета ___________________________________________________________________, - первых слов ______________________________________________________________, - фраз_____________________________________________________________________. · Наличие и характер - дефектов слоговой структуры слова __________________________________________, - аграмматизмов ____________________________________________________________, - какие звуки долго произносились ребенком неправильно _________________________________________________________________________. · Характерные особенности понимания речи окружающих _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. · Оказывалась ли ребенку логопедическая помощь ранее ____________________________________________________________________________, в связи с какими проблемами ____________________________________________________________________________. · Какие проблемы, связанные с речью ребенка, беспокоят вас на сегодняшний момент _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. · Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Наличие у ребенка вредных привычек и их характер · Как долго ребенок сосал соску __________________________________________________. · Отмечали ли вы у ребенка следующие проявления (подчеркнуть), в каких ситуациях (указать) - прикусывание и/или сосание пальцев, губ, щек; прокладывание языка между зубами; систематическое закусывание зубами посторонних предметов (карандашей, ручек и тп.) ______________________________________________________________________; - сон на одном боку с подкладыванием под голову ладони или кисти руки, сжатой в кулак; сон на спине с открытым ртом; ротовое дыхание ребенка во время сна _________________________________________________________________________; - при сидении за столом ребенок сутулится, опирается на локти и одновременно подбородком на руки; при лепке, рисовании, письме ребенок склоняется низко за столом, при этом нарушается осанка, наблюдается асимметрия плеч _________________________________________________________________________; - при ходьбе ребенок сутулится, подгибает колени, походка шаркающая, наблюдается асимметрия плечевого пояса ________________________________________________; - частое покашливание, поперхивание без видимых причин; учащенное моргание; тики, подергивание плечами, головой и т.п. _________________________________________. · Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Схема клинико-педагогического обследования детей с нарушениями звукопроизношения, осложненными анатомическими деформациями органов артикуляци
IV. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Фамилия, имя ребенка Дата рождения, возраст на момент обследования Домашний адрес Поступил(а) из Заключение МПК
V. АНАМНЕЗ Данные о родителях Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка Протекание беременности · От какой по счету беременности ребенок · Характер протекания беременности Протекание родов · Роды в срок, досрочные, затяжные · Характер родов Раннее постнатальное развитие ребенка · Вскармливание (когда принесли кормить, грудное или искусственное вскармливание, характер грудного вскармливания) · Характер питания · Характер «жизненного ритма» ребенка · Раннее психомоторное развитие (Когда начал - держать головку, - сидеть, - стоять, - ходить) Перенесенные заболевания · До года · После года · Ушибы, травмы головы · Судороги при высокой температуре · Наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие небной расщелины, удаление аденоидов и т.д.) Речевое развитие ребенка · Время появления и особенностей голосовых и речевых реакций - крика, - гуления, - лепета, - первых слов, - фраз · Наличие дефектов слоговой структуры слова, аграмматизмов; какие звуки долго произносились ребенком неправильно · Характерные особенности понимания речи окружающих Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка, о состоянии его зрения и слуха на момент обследования (на основе выписки из медицинских карт, результатов обследования ребенка у соответствующих врачей: педиатра, детского невропатолога, психоневролога, отоларинголога, хирурга, стоматолога) Особенности внешнего облика Наличие вредных привычек и их характер
VI. СТРОЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ, РОТОВОЙ ПОЛОСТИ И НОСОГЛОТКИ И СОСТОЯНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ЭТИХ ОРГАНОВ (откусывания, жевания, глотания, физиологического дыхания) Исследование особенностей строения артикуляционных органов (на основе осмотра логопедом и стоматологом-ортодонтом): · Прикуса (или окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей) · Челюстей (особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, в бок /левостороннее или правостороннее смещение/) · Зубов (особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – микрогнатия; очень крупные зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д.) · Языка (нормальное строение и размеры языка, макроглоссия, микроглоссия; нормальная длинна и строение уздечки языка, короткая/укороченная, толстая/утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла) · Твердого неба (нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная/несквозная, односторонняя/двусторонняя, полная/неполная, субмукозная) · Мягкого неба (нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки) · Носоглотки, ротовой полости и глотки (носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д.) · Губ (нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная/полная, односторонняя/двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая/укороченная уздечка верхней/нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы) Исследование процессов жевания и глотания, а также возможностей физиологического дыхания (на основе наблюдений и функциональных проб, проводимых логопедом и стоматологом-ортодонтом): · Процесс жевания - откусывание (не нарушено – при нормальном смыкании зубов во фронтальном отделе ребенок откусывает резцами и отрывает кусок клыками, задействован фронтальный отдел; нарушено – при отсутствии нормального смыкания зубов во фронтальном отделе ребенок может либо при помощи зубов фронтального отдела не откусывать, а как бы «отрывать» кусок пищи, либо производить откусывание боковыми зубами с наиболее удобной для него стороны) Функциональная проба: ребенку предлагается откусить жесткое яблоко. - собственно процесс жевания (отмечается преимущественное разжевывание пищи на одной стороне, активность жевательных движений, скорость пережевывания пищи, возможности ее размельчения: при нормальном (ортогнатическом) прикусе ядро ореха пережевывают в среднем за 14 с; при аномалиях зубочелюстной системы, характеризующихся уменьшением площадей жевательных поверхностей коронок зубов, контактирующих во время жевания, удлиняется время пережевывания пищи и затрудняется ее измельчение) Функциональные пробы: пережевывание куска, откусанного от яблока; размельчение ядра лесного ореха или миндального ореха. · Процесс глотания (при нормальном глотании – губы и зубы сомкнуты, мышцы лица не напряжены, время нормального глотания жидкой пищи – 0,2 с, твердой – 0,5 с; при затруднении глотания – возникает компенсаторное напряжение мимических мышц в области углов рта, подбородка, могут дрожать и смыкаться веки, вытягивается шея и наклоняется голова; заметно характерное напряжение мимических мышц – точечные углубления на коже в области углов рта, подбородка (симптом наперстка), всасывание губ, щек, нередко видны толчок кончиком языка и последующее выбухание губы; при грубом нарушении глотания /часто наблюдающемся при неврологической симптоматике/ - возникает поперхивание и захлебывание при глотании) Функциональная проба: ребенку предлагается проглотить пережеванный им пищевой комок, и/или выпить воды. · Характер и возможности физиологического дыхания (носовой тип дыхания; ротовой тип – характерно несмыкание губ, отвисание нижней челюсти, «аденоидный» тип лица (широкая спинка носа, сглаженность носогубных складок, вялые крылья носа, апатичный взгляд, слегка опущенное, принужденное положений головы; причины: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины, деформация верхней челюсти и «готическое» небо, что уменьшает объем полости носа; смешенный тип дыхания) Функциональные пробы (направлены на выявление ротового дыхания): - К каждой ноздре ребенка подносят ворсинки ваты и следят за их движениями; при затрудненном носовом дыхании экскурсия ваты минимальная или отсутствует. Ребенку предлагают набрать в рот воды и удержать ее максимальное время; при резком затруднении носового дыхания ребенок вынужден проглотить воду, чтобы дышать ртом. · Определение смещения нижней челюсти Функциональные пробы: - Проводят изучение лица ребенка в фас и в профиль (в состоянии покоя; при сомкнутых зубах и губах – в состоянии привычной окклюзии; при широко открытом рте; при артикулировании во время речи).
IV. ОБСЛЕДОВАНИЕ ТОНКОЙ, АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МИМИЧЕСКОЙ МОТОРИКИ.
Выявление латеральных предпочтений 1) Определение ведущей руки · Сложить пальцы рук в «замок» (определяется верхний большой палец) · Сложить руки на груди в «позе Наполеона» 2) Определение ведущей ноги · Ударить ногой по воображаемому мячу · Сидя на стуле, положить ногу на ногу 3) Определение ведущего глаза · Сложить из пальцев воображаемый пистолет и прицелиться одним глазом · Посмотреть в воображаемую подзорную трубу (сложенную из пальцев руки)
Изучение состояния ручной (мелкой/тонкой) моторики, пальцевого гнозиса. Оценка уровня развития функции кистей и пальцев рук: · Сохранность функции (N) · Недостаточность мелкой моторики · Моторная ограниченность Отметить (если выявляются) · Гиперкинезы пальцев · Нарушения координации движений · Тремор
Выполнение заданий (В методику исследования включены 20 проб, предъявляемые: а) по образцу – «делай как я», б) по словесной инструкции)
Исследуемые компоненты тонких движений рук и пальцев: · Кинестетическая основа организации движений (статическая координация) (пробы №1-4) · Кинетическая основа организации движений (динамическая координация) (пробы №5-7) · Реципроктная координация (пробы №8,16) · Оптико-пространственная координация (пробы №9-12) · Конструктивный праксис (пробы №13,14) · Ритмичность движений (пробы №19,20) · Конфликтная двигательная деятельность (выполнение сложных двигательных программ и реакция выбора) (пробы №17,18) · Двигательная память (пробы №5,6,17) · Скорость движения рук (пробы №15,16) · Синкинезии (пробы№4-6; учитываются все пробы) · Переключаемость движений (учитываются все пробы) · Дифференциация движений (учитываются все пробы) · Двигательная ловкость (пробы №15,16; учитываются все пробы) · Точность движений (пробы №15,16; учитываются все пробы)
Приемы обследования ручной моторики Кинестетическая основа организации движений (праксис позы руки) 1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой/левой руки, обеих рук. 2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой/левой руки, обеих рук. 3. Положить кисть правой/левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот). 4. Соединить в кольцо большой палец правой/левой руки, обеих рук с указательным/средним/безымянным/мизинцем. Кинетическая основа организации движений (динамический праксис) 5. Серия движений «кулак-ребро-ладонь», «ладонь-ребро-кулак», «ребро-ладонь-кулак». (Исследуется двигательная память) 6. Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем; 2-м, а затем 5-м пальцем (1-2, 2-5) и т.д., и так меняя позы несколько раз. (Исследуется оптико-пространственная координация) 7. Графическая проба «заборчик» (Продолжай рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки): - для 5 – 6 лет – повторение 1 сложного элемента: - для 6 – 7 лет – повторение 2-х сложных элементов: - для 7-9 лет – повторение 3-х сложных элементов: - Реципроктная координация 8. Кисти рук лежат ладонями вниз. Смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти (кулак-ладонь); обязательно одновременное и плавное переключение. (Исследуется способность к одновременности и переключаемости движений) Пространственная организация движений (оптико-пространственная координация) Пробы Хэда (Делай руками так, как делаю я. Я подниму правую руку, и ты поднимай правую и т.д.) 1) Одноручные пробы 9. Кисть руки поднять к подбородку (ладонью к лицу), пальцы касаются подбородка. 10. Кисть руки поднять к подбородку (тыльной стороной к лицу), пальцы касаются подбородка 2) Двуручные пробы 11. Кисть одной руки накладывается на тыльную поверхность другой руки, затем производится смена рук. 12. К вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки, затем произвести смену рук. Конструктивный праксис 13. Копирование фигур, сделанных из палочек педагогом, в том же пространственном расположении. 14. Копирование пространственно ориентированных геометрических рисунков. Задания для проверки ручной скорости, выявления быстроты манипуляции мелкими предметами, ручной умелости (работа с секундомером). 15а. Для детей 5-6 лет. Укладывание пуговиц в коробку. Ребенку предлагается уложить в коробку 20 пуговиц одной величины, рассыпанных на столе. Пуговицы следует аккуратно класть в коробку, а не бросать. Задание выполняется сначала правой, а затем левой рукой. 15б. Для детей 6-7 лет. Укладывание спичек в коробку. В коробке 12 красных и 12 белых спичек. По команде ребенок высыпает спички на стол, затем собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой рукой. 15в. Для детей 7-9 лет. В спичечной коробке 12 белых и 12 красных спичек. По команде ребенок высыпает спички на стол, затем раскладывает 12 красных спичек по черным линиям, начерченным на белом картоне. Задание выполняется сначала правой, затем левой рукой. · При выполнении пробы учитывается скорость движения рук, активность, сосредоточенность, аккуратность в работе. 16а. Для детей 5-6 лет. Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки. 16б. Для детей 6-7 лет. Укладывание в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой – пуговиц, расположенных слева от коробки (по 10 штук). 16в. Для детей 7-9 лет. Укладывание в коробку обеими руками по 5 спичек и по 5 пуговиц, расположенных справа и слева от коробки. При этом ребенок обеими руками должен брать либо только пуговицы, либо только спички. · При выполнении пробы учитывается скорость движений рук и оценивается способность действовать одновременно обеими руками. Конфликтная произвольная деятельность рук, сложные двигательные программы, реакция выбора 17. Поднимание/неподнимание руки в ответ на стук. (На один стук – подними руку и сразу опусти. На два стука – не поднимай руку.) 18. «Кулак-палец». (Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я покажу палец, подними кулак). Ритмическая организация ручной деятельности 19. Ребенку предлагается выполнить несколько ритмических комбинаций с постоянным усложнением. Ребенок отхлопывает или отстукивает ритм, предложенный педагогом по образцу. 20. Ребенок воспроизводит ритм по написанной схеме: I-III, II-I и т.д.
Изучение состояния произвольной мимической моторики Отмечаются особенности естественной мимики (в течение всего обследования) (мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре) Оценка уровня развития функции мышц лица и выявление неврологического синдрома в мимической моторике: · Состояние тонуса лицевой мускулатуры: - спастичность - гипотония - дистония - норма (N) · Гипомимия (недостаточность мимической моторики) · Сглаженность носогубных складок · Оральные синкинезии · Ассиметрия лица · Гиперкинезы лица · Сохранность функции (N) Исследуемые компоненты произвольных мимических движений: · Способность к удержанию мимической позы · Способность к переключению (с одного движения на другое) · Равномерность работы мышц · Объем движений · Тонус мышц (во время движения и при удержании позы) · Темп движения · Точность движения · Дифференциация движения · Двигательные замены · Синкинезии Выполнение заданий (В методику исследования включены 16 проб, предъявляемые: а) по образцу – «делай как я», б) по словесной инструкции). Приемы обследования произвольной мимической моторики 1. Сморщить все лицо. 2. Вытянуть лицо (в длину) с раскрытием рта – «высшая степень удивления». 3. Поднять брови (удивиться). Глаза при этом широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины. 4. Опустить брови и свести их к переносице (нахмуриться). Глаза почти закрываются и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщины. 5. Слегка сомкнуть веки. 6. Прищурить глаза (взгляд на яркое солнце). 7. Одновременно закрыть и открыть оба глаза (плотное смыкание век). 8. Попеременно закрывать правый и левый глаз. 9. Зажмуриться. 10. Попеременно зажмуривать правый и левый глаз. 11. Сморщить нос. 12. Надуть щеки («толстячок»). 13. Попеременно, с паузами, надувать то правую, то левую щеку. 14. Попеременно быстро надувать щеки – имитировать полоскание зубов. 15. Втянуть щеки («худышка»). 16. Попеременно, с паузами, втягивать то правую, то левую щеки.
Изучение состояния артикуляционной моторики Отмечаются особенности артикуляции в процессе речи (в течение всего обследования) (артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме; артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движений, которые воспроизводятся в неполном объеме, отмечается снижение амплитуды движений артикуляционных органов, а также слабо выраженная неврологическая сиптоматика; артикуляция грубо нарушена, объем и амплитуда движений артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах) Оценка уровня развития функции мышц артикуляционных органов и выявление неврологического синдрома в артикуляционной моторике: · Сохранность функции (N) · Состояние тонуса мышц органов артикуляции: - норма (N) - дистония - гипотония - спастичность · Подвижность артикуляционных органов - норма (N) - недостаточна - строго ограничена · Неврологический синдром в артикуляционной моторике: - отсутствует (N) - спастический парез - тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности - гиперкинезы - атаксия - апраксия · Состояние глоточного и небного рефлексов - норма (N) - повышен - понижен · Наличие / отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма - Гиперсаливация (слюноотделение в норме (N); усиливается при определенных условиях; постоянная)
Исследуемые компоненты артикуляционных движений: · Способность к удержанию артикуляционной позы · Способность к переключению (с одного движения на друг
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.7 (0.013 с.) |