Состояние предикативного словаря 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние предикативного словаря



а) подбор глаголов к существительным

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция: «Что делают карандашом?» и т.д.; «Что делает (Как передвигается) рыба?» и т.д.

Возраст Предъявление Воспроизведение балл
5 лет Что делают ножом?    
  Что делают иголкой?    
  Что делает лягушка?    
  Что делает черепаха?    

б) подбор антонимов к словам-действиям.

Инструкция: «Скажи наоборот»:

Возраст Предъявление Воспроизведение балл
5 лет Встаёт    
  улетает    
  поднимается    

в) называние слов, отличающихся семантической близостью. Инструкция: «Скажи, что делают?» (используется картинный материал):

Возраст Предъявление картинного материала Воспроизведение балл
5 лет печет    
  варит    
  жарит    

Состояние номинативного словаря

а) Называние предметов по картинкам.

Инструкция: «Назови картинки»

Возраст Предъявление картинного материала Воспроизведение балл
5 лет кастрюля    
  лестница    
  поезд    
  ПОВАР    

б) Подбор обобщающих слов

Инструкция: «Назови предметы одним словом»

Возраст Предъявление картинного материала Воспроизведение балл
5 лет Корова, овца, лошадь;    
  Аист, ласточка, журавль;    
  Стол, диван, шкаф.    
  Трамвай, мотоцикл, троллейбус;    

в) Называние частей предметов

Оборудование: предметные картинки с изображением стула, ботинка, часов.

Инструкция: «Назови части предмета»:

Возраст Предъявление картинного материала Воспроизведение балл
5 лет части чайника:    
  - донышко    
  - ручка    
  - носик    
  - крышка    

 

3. Состояние атрибутивного словаря

а) называние основных и оттеночных цветов

Инструкция: «Назови, какой цвет»

Возраст Предъявление картинного материала Воспроизведение балл
5 лет зеленый    
  голубой    
  синий    
  оранжевый    

 

б) Подбор прилагательных к существительным

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция: «Какой (-ое, -ие) на вкус?» (с предъявлением картинного материала)

Возраст Предъявление картинного материала Воспроизведение балл
  1. Какой на вкус?    
5 лет 1. Какой на вкус?    
  - лимон    
  - сахар    
  - лук    
  2. Подбери признак к предмету:    
  - лимон    
  - кукла    
  - море    

в) Подбор антонимов к прилагательным.

Инструкция: «Скажи наоборот»

Возраст Предъявление картинного материала Воспроизведение балл
5 лет быстрый    
  молодой    
  сухой    

 

СЕРИЯ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ навыков словообразования

НАЗЫВАНИЕ ДЕТЕНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ

Инструкция: назови детенышей животных.

Возраст Предъявление Воспроизведение балл
5 лет У ЛИСЫ    
  У ЗАЙЦА    
  У КУРИЦЫ    
  У МЕДВЕДЯ    
  У СОБАКИ    

ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ

Инструкция: назови ласково (предъявляются картинки с изображением большого и маленького предметов)

Возраст Предъявление Воспроизведение балл
5 лет ОКНО    
  книга    
  стол    
  КОВЕР    
  СУМКА    

6. ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

а) ОТНОСИТЕЛЬНЫХ

Инструкция: пирог с яблоками – яблочный

Возраст Предъявление Воспроизведение балл
5 лет СОК ИЗ ЯБЛОК –    
  ШУБА ИЗ МЕХА –    
  КОЛЕСО ИЗ РЕЗИНЫ    
  ЛИСТ ДУБА –    
  ОДЕЯЛО ИЗ ШЕРСТИ -    

 

б) КАЧЕСТВЕННЫХ

Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если…

Возраст Предъявление Воспроизведение балл
4-6 лет ХОЛОДНО –    
ТЕПЛО –    
СОЛНЦЕ –    
МОРОЗ –    
ДОЖДЬ    

в) ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ

Инструкция: хвост льва – львиный, а хвост…

Возраст Предъявление Воспроизведение балл
4-5 лет ХВОСТ ЛИСЫ –    
  ХВОСТ КОШКИ –    
  ХВОСТ СОБАКИ –    
  ХВОСТ ВОЛКА –    
  ХВОСТ ПАВЛИНА –    
       
5-6лет ХВОСТ ЛИСЫ –    
  ХВОСТ КОШКИ –    
  ХВОСТ ЗАЙЦА –    
  ХВОСТ МЕДВЕДЯ –    
  ХВОСТ ВОЛКА –    

СЕРИЯ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

ПОВТОРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Инструкция: послушай предложение и попробуй повторить как можно точнее.

Предложение читается до первого воспроизведения (1 – 2 раза).

Возраст Предъявление Воспроизведение балл
5 лет ПТИЧКА СВИЛА ГНЕЗДО.    
  МАЛИНА СЛАДКАЯ.    
  ЛИСА БЕЖИТ ПО ЛЕСУ.    
  МАЛЬЧИК РИСУЕТ КРАСКАМИ.    
  КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ ПО МОРЮ.    

ВЕРИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

Возраст Предъявление Воспроизведение балл
4-5 лет ПО РЕКЕ ПЛЫВУТЛОДКА.      
  ВРАЧ ЛЕЧИТ БОЛЬНОЙ.    
  МАШИНА СТОИТ В ГАРАЖ.    
  ВОЛК БЕЖИТ ЗА ЗАЯЦ.    
  ДЕТИ ВЫШЛИ В ДОМ.    
       
5-6 лет МАЛЬЧИКИ СЛЕПИЛИ СНЕГОВИК.    
  КОШКА БЕЖИТ ЗА МЫШКА.    
  ЛИСА БЕГУТ ПО ЛЕСУ.      
  ПЧЕЛКА КРУЖИТСЯ НАД ЦВЕТОК.    
  СОБАКА ВЫШЛА В БУДКУ.    

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ, ПРЕДЪЯВЛЕННЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ

Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.

Слова предъявляются до первого ответа.

Возраст Предъявление Воспроизведение балл
5 лет ИГРУШКА, МАМА, КУПИТЬ    
  ЗАЯЦ, БЕЖАТЬ, ПО, ЛЕС    
  РЫБА, ПЛАВАТЬ, В, РЕКА    
  ВРАЧ, ЛЕЧИТЬ, БОЛЬНОЙ    
  МАШИНА, СТОЯТЬ, В, ГАРАЖ    

ДОБАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Инструкция: сейчас я прочитаю предложения, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

Возраст Предъявление Воспроизведение балл
5 лет КРОТ ЖИВЕТ …НОРЕ.    
  ДИМА ГУЛЯЕТ … СОБАКОЙ.    
  ГРИБЫ ВЫРОСЛИ … БЕРЕЗОЙ.    
  МАШИНА ВЫЕХАЛА … ГАРАЖА.    
  ВАЗА СТОИТ … СТОЛЕ.    

ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

Инструкция: один – ДОМ, а если их много, Инструкция: один – ДОМ,

то это – ДОМА. а много чего? – ДОМОВ.

Возраст Предъявление Воспроизведение
Им. Падеж мн. ч. балл Род. Падеж мн. ч. балл
5 лет СТОЛ        
  СТУЛ        
  ВЕДРО        
  ГЛАЗ        
  ДЕРЕВО        

 

СЕРИЯ 5. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК ИЗ 2 – 3 КАРТИНОК

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и расскажи, что было сначала, а что потом и чем все закончилось. Не забудь придумать название рассказа.

 

 

ПЕРЕСКАЗ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Рекомендуемые для пересказа тексты

4-5л. МУРАВЕЙ

МУРАВЕЙ НАШЕЛ ЗЕРНО. ОНО БЫЛО ТАКОЕ ТЯЖЕЛОЕ, ЧТО МУРАВЕЙ НЕ МОГ ЕГО ПОДНЯТЬ. ТОГДА МУРАВЕЙ ПОЗВАЛ НА ПОМОЩЬ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ, ДРУГИХ МУРАВЬЕВ. ВСЕ ВМЕСТЕ МУРАВЬИ ЛЕГКО ДОТАЩИЛИ ЗЕРНО ДО МУРАВЕЙНИКА.

 

5л. ЛОДОЧКА

ПРИШЛА ВЕСНА, ПОТЕКЛА ВОДА- ДЕТИ ВЗЯЛИ ДОЩЕЧКИ, СДЕЛАЛИ ЛОДОЧКУ, ПУСТИЛИ ЛОДОЧКУ ПО ВОДЕ. ЛОДОЧКА ПЛЫЛА, А ДЕТИ БЕЖАЛИ ЗА НЕЮ, КРИЧАЛИ. И НИЧЕГО ВПЕРЕДИ СЕБЯ НЕ ВИДЕЛИ. И В ЛУЖУ УПАЛИ.

 

5л.СОБАКА

СОБАКА ШЛА ПО ДОЩЕЧКЕ ЧЕРЕЗ РЕЧКУ, А В ЗУБАХ НЕСЛА МЯСО. УВИДАЛА ОНА СЕБЯ В ВОДЕ И ПОДУМАЛА, ЧТО ТАМ ДРУГАЯ СОБАКА МЯСО НЕСЁТ. ОНА БРОСИЛА СВОЁ МЯСО И КИНУЛАСЬ ОТНИМАТЬ У ТОЙ СОБАКИ: ТОГО МЯСА ВОВСЕ НЕ БЫЛО, А СВОЁ ВОЛНОЮ УНЕСЛО. ОСТАЛАСЬ СОБАКА НИ ПРИ ЧЁМ.

 

5л. УМНАЯ ГАЛКА

ХОТЕЛА ГАЛКА ПИТЬ. УВИДЕЛА КУВШИН С ВОДОЙ. А ВОДА В НЕМ НА САМОМ ДНЕ. ГАЛКА СКАКАЛА, СКАКАЛА - ВСЕ БЕЗ ТОЛКУ. НИКАК НЕ СМОГЛА ГАЛКА ДОСТАТЬ ВОДУ. СТАЛА ГАЛКА КИДАТЬ КАМЕШКИ В КУВШИН. КИДАЛА, КИДАЛА, И НАКИДАЛА СТОЛЬКО, ЧТО ВОДА ПОДНЯЛАСЬ, И ГАЛКА СМОГЛА НАПИТЬСЯ. ВОТ КАКАЯ УМНАЯ ГАЛКА!

 

Протокол обследования речи ребенка в возрасте 6 лет

Фамилия ребенка ____________________________________ Группа _________________

Дата обследования ______________ Дата рождения ____________________

СЕРИЯ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

Воз-раст Предъявление Воспроизведение Предъявление Воспроизведение балл
6 лет СА – ША -   Ша – СА    
  БА – ПА - БА   Па – ба – па    
  ТА – ДА – ТА -   Да – та – да    
  ША – ЖА – ША -   Жа – ша – жа    
  КОТ – ГОД - КОТ   Год–кот– год    

ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения (для всех возрастов).

  1. губы в улыбке;
  2. язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
  3. язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
  4. «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
  5. чередование движений «улыбка» - «трубочка».

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Инструкция: повторяй за мной слова:

ЗВУК Предъявление Воспроизведение балл
С САД, КОЛЯСКА, ГЛОБУС    
С' ВАСИЛЕК, ТАКСИ, ЛОСЬ    
З ЗАМОК, НЕЗНАЙКА    
З' ЗЕМЛЯНИКА, ОБЕЗЬЯНА    
Ц ЦАПЛЯ, КОЛЬЦО, ИНДЕЕЦ    
Ш ШАШКИ, ОШЕЙНИК, КАРАНДАШ    
Ж ЖАБА, ЖУК, ЛЫЖИ    
Щ ЩУКА, ЩЕНОК, ПЛАЩ    
Ч ЧАЙНИК, ПЕЧЕНЬЕ, МЯЧ    
Л ЛАМПА, ВОЛК, СТОЛ    
Л' ЛИМОН, ПЛИТА, СОЛЬ    
Р РАК, МАРКИ, МУХОМОР    
Р' РЕКА, ПРЯНИКИ, ФОНАРЬ    
Й ЛЕЙКА, ЯБЛОКО, ЁЖ, КРЫЛЬЯ    
К КУРТКА, СКРИПКА, ШКАФ    
Г ГРАБЛИ, ГРЕЛКА, ВИНОГРАД    
Х ХЛЕБ, СУХАРЬ, ПЕТУХ    

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.032 с.)