Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы физической культуры в ВУЗе. Сетевой учебный курс

Поиск

Основы физической культуры в ВУЗе. Сетевой учебный курс

Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Основы физической культуры в ВУЗе. Сетевой учебный курс. - Самара: СГАУ.

СОДЕРЖАНИЕ

Краткое описание учебника

I. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов

1. Основные понятия и определения в области физической культуры

1.1 Физическая культура

1.1.1. Основные функции физической культуры

1.2. Физическое совершенство

1.3. Физическое воспитание

1.4. Функциональная подготовленность

1.5. Физическое развитие

2. Организационные и методические основы физического воспитания студентов в вузе

2.1. Основные положения

2.1.1. Теоретический раздел

2.1.2. Практический раздел

2.1.3. Контрольный раздел

2.2. Структура управления физической культурой и спортом

2.2.1. Положение о ФОЦ

Контрольные вопросы к главе 1

II. Медико-биологические основы физической культуры

1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система

2. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма

3. Функциональные системы организма

3.1. Костная система и ее функции

3.2. Мышечная система и ее функции

3.2.1. Скелетная мускулатура

3.2.2. Краткий обзор скелетных мышц

3.2.3. Энергетика мышечного сокращения

3.2.4. Кислородный запрос и кислородный долг

3.3. Кровь как физиологическая система, жидкая ткань и орган

3.4. Сердечно сосудистая система

3.5. Дыхательная система

3.6. Система пищеварения и выделения

3.7. Нервная система

3.8. Рецепторы и анализаторы

3.9. Эндокринная система

4. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека

4.1. Природные социально экологические факторы и их воздействие на организм

5. Функциональная активность человека

5.1. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека

6. Утомление и восстановление при физической и умственной работе

7. Биологические ритмы и работоспособность

8. Гипокенизия и гиподинамия

9. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

Контрольные вопросы

10. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки

10.1. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма

10.1.1. Экономизация функции

10.1.2. Замедленная работа органов дыхания и кровообращения

10.1.3. Проявление тренированности при предельной мышечной работе

10.2. Обмен веществ и энергии

III. Основы здорового образа жизни студента

1. Здоровье и его компоненты

2. Критерии здоровья

3. Влияние образа жизни на здоровье

3.1. Плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха

3.2. Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики)

3.3. Оптимальный двигательный, режим

3.4. Личная гигиена

3.5. Закаливание

3.5.1. Закаливание воздухом

3.5.2. Закаливание водой

3.5.3. Местное закаливание холодом

3.5.4. Закаливание солнцем

3.3.6. Рациональное питание

4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни

Контрольные вопросы к главе 3

10.2.1. Обмен белков

10.2.2. Обмен углеводов

10.2.2.1. Значение углеводов при мышечной деятельности

10.2.2.2. Регуляция углеводного обмена

10.2.3. Обмен жиров

10.2.3.1. Регуляция жирового обмена

10.2.4. Обмен воды и минеральных веществ

10.2.5. Витамины и их роль в обмене веществ

10.2.6. Обмен энергии

10.2.7. Регуляция обмена веществ

10.2.7.1. Расход энергии при различных формах деятельности

10.2.8. Изменения в системах крови, кровообращения и дыхания при интенсивной мышечной деятельности

10.2.9. Гравитационный шок

10.2.10. Особенности дыхания

10.2.11. Гипоксия

11. Регуляция деятельности организма в различных условиях

11.1. Особенности функционирования центральной нервной системы

11.2. Формирование двигательного навыка

11.3. Адаптация и устойчивость организма к различным условиям внешней среды

11.4. Физиологическое состояние организма при занятиях физическими упражнениями и спортом

11.4.1. "Мертвая точка

11.5. Адаптация к нарушению биологических ритмов

11.6. Внимание и физические упражнения

11.7. Работа в замкнутом пространстве

11.8. Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату

11.9. Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости

11.10. Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации

Контрольные вопросы

IV. Психофизиологические основы учебного труда

1. Объективные и субъективные факторы обучения

1.1. Реакция организма студентов на факторы обучения

2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

2.1. Состояние утомления и усталости

3. Работоспособность и влияние на нее других различных факторов

4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме

5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

5.1. Учебный день

5.2. Учебная неделя

5.3. Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год

6. Состояние и работоспособность студентов экзаменационный период

7. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния

7.1. Физические упражнения и умственная работоспособность

7.2. Способы уменьшения психической напряженности

8. Особенности проведения занятий по физическому воспитанию

8.1. Особенности проведения занятий со студентами - спортсменами

8.2. Особенности проведения занятий со студентами специального учебного отделения

Контрольные вопросы к главе 4

V. Методические и практические основы физического воспитания

1. Методические принципы физического воспитания

1.1.Принцип сознательности и активности

1.2.Принцип наглядности

1.3.Принцип доступности

1.4.Принцип систематичности

1.5.Принцип динамичности

2. Методы физического воспитания

2.1. Методы строго регламентированного упражнения

2.2. Методы частично регламентированного упражнения

2.2.1. Игровой метод

2.2.2. Соревновательный метод

Контрольные вопросы к разделам 1_2

3. Средства физического воспитания

Контрольные вопросы к разделу 3

4. Техническая подготовка

Контрольные вопросы к разделу 4

5. Физическая подготовка

5.1. Специальная физическая подготовка

5.2. Общая физическая подготовка

Контрольные вопросы

5.3. Мышечная сила человека

5.3.1. Режимы работы мышц

5.3.2. Методы и средства развития силы

5.3.3. Методика применения силовых упражнений

5.3.4. Оценка уровня силового развития

5.3.5. Подтягивание на перекладине

5.3.5.1. Техника выполнения

5.3.5.2. Тренировочные упражнения

5.3.5.3. Методы выполнения упражнений

5.3.6. Поднимание туловища из положения лежа

5.3.6.1. Техника выполнения упражнения

5.3.6.2. Тренировочные упражнения

5.3.7. Применение стимуляторов

Контрольные вопросы

5.4. Быстрота и её развитие

5.4.1. Методы развития быстроты

5.4.2. Средства развития быстроты

5.4.2.1. Основные фазы бега на 100м.

5.4.2.2. Тренировочные упражнения

Контрольные вопросы

5.5. Гибкость и её развитие

5.5.1. Гибкость и её разновидности

5.5.2. Проявление гибкости в зависимости от возраста

5.5.3. Влияние разминки на гибкость

5.5.4. Измерение гибкости

5.5.4.1. Тесты для количественной оценки подвижности в суставах

5.5.4.2. Тесты для качественной оценки подвижности в суставах

5.5.5. Методические основы развития гибкости

5.5.6. Упражнения для развития гибкости

5.5.6.1. Активные динамические упражнения

5.5.6.2. Пассивные динамические упражнения

5.5.6.3. Статические упражнения

5.5.6.4. Упражнения растяжки

5.5.7. Биомеханическая (БМ) стимуляция и электостимуляция в развитии гибкости

5.5.8. Упражнения на растягивание как средство восстановления

Контрольные вопросы

5.6. Выносливость и её развитие

5.6.1. Методы и средства развития выносливости

5.6.1.1. Техника выполнения

5.6.1.2. Тренировочные упражнения

5.6.1.3. Планирование и содержание занятий

Контрольные вопросы

6. Коррекция физического развития

6.1. Коррекция осанки

6.2. Коррекция роста

6.3. Коррекция мышечной массы

6.3.1. Физические упражнения для коррекции массы тела

6.3.2. Методические рекомендации по подбору упражнений

6.4. Физические упражнения для увеличения ЖЕЛ

7. Формы занятий физическими упражнениями

7.1. Урочная форма

7.1.1. Подготовительная часть урока

7.1.2. Основная часть урока

7.1.3. Заключительная часть урока

7.1.4. Показатели эффективности урока

7.2. Неурочные формы

7.2.1. Гигиеническая гимнастика

7.2.2. Производственная гимнастика

8. Формирование психических качеств и свойств личности в процессе физического воспитания

Контрольные вопросы к разделам 7_8

Рекомендации для учащихся

Учебный комплекс

Литература

Краткое описание учебника

Физическое воспитание в вузах на практике ограничивается в основном развитием физических качеств и обучением двигательным действиям. Существенно отстают те направления, которые связаны с овладением специальными систематизированными знаниями и методами, обеспечивающими достижение практических результатов - теоретическая и методическая подготовка. Недостаток соответствующих знаний, методических умений и сформированных потребностей приводит к тому, что за пределами учебных занятий (по расписанию) студенты, а после окончания вуза - подготовленные специалисты, не могут правильно распорядиться своими психофизическими возможностями, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье.

Поэтому не случайно рекомендуемые программы дисциплины "Физическая культура", наряду с учебно-тренировочным разделом, предусматривают теоретический раздел, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре, и методико-практический раздел, обеспечивающий овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности.

Однако расходовать время учебных занятий не на физическую нагрузку не рационально. Информационные технологии обучения позволяют студентам эффективно самостоятельно осваивать теоретический и методический разделы учебных дисциплин по физической культуре.

Содержание учебника соответствует примерной программе дисциплины "Физическая культура" для высших учебных заведений.

Учебник быть полезен учащимся старших классов средних школ, учащимся средних специальных учебных заведений, преподавателям физического воспитания, широкому кругу лиц, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Данный электронный учебник является частью более обширного комплекса "ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ" в состав которого входят различные компоненты.

Комплекс разработан на основе технологии КАДИС (Комплексы Автоматизированных ДИдактических Средств) на кафедре физического воспитания Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) при поддержке Центра новых информационных технологий (ЦНИТ) СГАУ.

В создании электронного учебника принимали участие:

Соловов А.В. (научный руководитель ЦНИТ СГАУ, доцент, к.т.н.) - общее руководство работой (постановка задачи, ресурсное обеспечение и организация работы), проектирование структуры ком·плекса и типовых сценарных схем электронного учебника, общее и методическое редактирование печатных и электронных компонентов комплекса;

Богданов В.М. (зав. кафедрой физического воспитания СГАУ, доцент, к.п.н.) - подготовка содержания учебного материала (учебных текстов и контрольных вопросов в печатных пособиях и электронном учебнике), руководство (организация и ресурсное обеспечение) опытной эксплуатацией и внедрением комплекса в учебный процесс СГАУ;·

Пономарев В.С. (доцент кафедры физического воспитания СГАУ.) - разработка содержания учебного материала (учебных текстов, контрольных вопросов, эскизов графических анимаций, сценариев анимаций), компьютерная подготовка всех электронных компонентов и компоновка электронного учебника, опытная эксплуатация и внедрение комплекса в учебный процесс кафедры физического воспитания СГАУ;·

Чегодаева О.П. (инженер-программист ЦНИТ СГАУ) - размещение и поддержка веб-сайта учебника в Интернет;·

Мищук В.Т. (зав. лабораторией ЦНИТ СГАУ) - организационная поддержка работы;·

Соколова Т. (студентка СГАУ) - подготовка он-лайновой версии в Интернет;·

Информацию о полной версии комплекса можно получить в ЦНИТ СГАУ.

 

Часть 1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Предмет изучения и преподавания любой дисциплины раскрывается в ее понятиях. Поэтому мы остановимся на некоторых (основных) понятиях, касающихся физической культуры. В области физической культуры к таковым можно отнести следующие:

физическая культура;

физическое совершенство;

физическое воспитание;

физическое развитие.

 

1.1. Физическая культура

Физическая культура (в широком смысле слова) - часть общей культуры общества. Она отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

Под культурой (от лат. - cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Физическая культура, таким образом, является органической частью всей человеческой культуры, воспитания и образования.

В процессе человеческой деятельности в области физической культуры создаются и совершенствуются материальные ценности такие, например, как спортивные сооружения (стадионы, бассейны, дворцы спорта, спортивные залы), спортивные снаряды, инвентарь и тренажеры (например, гимнастические снаряды, инвентарь для лыжного, конькобежного спорта и легкой атлетики и т.п.), спортивная одежда и т.д.

Деятельность человека в области физической культуры находит свое отражение в литературе, живописи, скульптуре, музыке, кино- и видеофильмах. Результатом деятельности человека в области физической культуры являются также новые научные данные, касающиеся строения, развития и функционирования организма человека, его взаимоотношений с природой. С учетом научных данных специалисты разрабатывают адекватные методы применения физических упражнений для спортивной подготовки, развития физических качеств, улучшения физического состояния и укрепления здоровья. Все это - проявления духовной жизни людей (общества), и как результат - духовные ценности.

 

Физическая культура выступает как одно из важных средств решения наиболее общих задач человечества - сохранение себя, как природы, сбережение и поддержание жизни людей. Общество не располагает другими адекватными средствами для физической подготовки людей к труду и жизни в целом.

 

1.1.1. Основные функции физической культуры

Важнейшей специфической функцией физической культуры является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности (Матвеев Л. П., 1984).

Функции частного характера:

- образовательные, выражающиеся в использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования;

- прикладные - имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки, к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;

- спортивные, проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;

- рекреативные и оздоровительно-реабилитационные, связанные с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

 

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и другие. (Оплавин С.М., Чихачев Ю.Т., 1986).

 

1.2. Физическое совершенство

Физическое совершенство - процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрения.

К показателям физического совершенства относятся:

уровень здоровья;

физическая подготовленность;

творческое долголетие.

Физическое совершенство, взятое само по себе, не может стать самоцелью. Смысл и социальную значимость оно приобретет лишь в органической связи с другими сторонами гармонически развитой личности. Нарушение таких связей в педагогическом процессе может привести к однобокому развитию личности, к преобладанию физических начал в ущерб духовным и моральным качествам.

 

1.3. Физическое воспитание

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

В процессе физического воспитания педагогические воздействия, а также усилия занимающихся самостоятельно, должны предусматривать развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний.

В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности);

образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);

воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию).

Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания, являются:

принцип всестороннего гармоничного развития личности;

принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;

принцип оздоровительной направленности.

В русском государстве в начале XVIII века физическое воспитание вводится в систему дворянского образования. Получают развитие верховая езда, фехтование, стрельба, борьба и многие игры. (В.Столбов, введение к книге Куна, с.13). Русский просветитель Н.И.Новиков в последней четверти XVIII века в своих педагогических сочинениях рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он впервые в нашей стране вводит водит понятие "физическое воспитание". В 1765 году академик А.П.Протасов в ученом собрании Академии выступил с двумя докладами - "О физическом воспитании детей" и "О необходимости движения для сохранения здоровья" (там же с.13).

 

1.4. Функциональная подготовленность

Функциональная подготовленность отражает состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т.е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем).

Некоторые общие рекомендации для занятий физическими упражнениями с целью улучшения функциональной подготовленности

1. Необходимо, чтобы при выполнении физических упражнений в работе участвовали большие группы мышц. Только тогда нагрузка на легкие, сердце и кровообращение дает тренировочный эффект. Наибольшего эффекта в улучшении функциональной подготовленности можно добиться с помощью бега, длительной ходьбы, ходьбы на лыжах, велосипедных прогулок и плавания.

2. Многие люди в занятиях физическими упражнениями предпочитают спортивные игры, отличающиеся большей эмоциональностью. Среди спортивных игр особое место занимает бадминтон. При игре в бадминтон даже новичок очень быстро достигает темпа, необходимого для улучшения "кондиции". Темп имеет большое значение в улучшении функционального состояния. Чем выше темп, тем лучше тренировочный эффект (Хедман, с.79). Однако, нетренированный человек должен в течение первых недель тренировки выполнять упражнения в спокойном темпе, увеличивая его постепенно.

3. Для улучшения функциональной подготовленности темп выполнения упражнений должен быть примерно на 20 % ниже, чем максимальный (Хедман, с.80).

 

1.5. Физическое развитие

Физическое развитие - закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

 

2. Организационные и методические основы физического воспитания студентов в вузе

Физическая культура в вузе является обязательной учебной дисциплиной.

Организованное физическое воспитание студентов, как следует из работы В.Н. Смирнова (В.Н. Смирнов. Так победим! Кафедре физической культуре и спорта - 100 лет // Санкт-Петербургский университет, №28 (3551), 21 ноября 2000 года) берет свое начало с курсов шведской гимнастики и атлетики, которые были организованы студентом юридического факультета в Санкт-Петербургском университете И.В.Лебедевым. Он обратился к ректору университета с докладной запиской "Об устройстве кабинета физического развития" и 1 ноября 1901 года в университете были открыты курсы шведской гимнастики и атлетики. Начались ежедневные занятия физическими упражнениями. Заведующим курсов был назначен И.В.Лебедев, который привлек к преподаванию на курсах В.П.Крестьянсона (Чемпиона России по гимнастике) и Ф.С.Никитенко (преподавателя фехтования). В составленную И.В. Лебедевым учебную программу вошли гимнастика, атлетика, бокс, фехтование на рапирах и эспадронах, городки, теннис, футбол, метание диска, толкание ядра, а также предполагалось включить в программу лыжи. Таким образом, курсы шведской гимнастики и атлетики стали аналогом кафедры физического воспитания, а занятия на них - первыми в России организованными занятиями физическими упражнениями в вузах. Как отмечает в своей работе В.Н. Смирнов (2000), до открытия "Курсов" организованные занятия в высшей школе не только отсутствовали, но и почитались даже как бы несовместимыми с понятием университетского ли вообще академического образования. Многие студенты Санкт-Петербургского университета, увлекавшиеся спортом в 90-х годах XIX века, вынуждены были заниматься в различных спортивных кружках вне стен университета, часто скрывая свое имя за инициалами и псевдонимами. Так, например, появился псевдоним "Панин" у студента университета Н.А.Коломенкина - будущего первого русского олимпийского чемпиона по фигурному катанию на коньках. Поэтому первые открытые соревнования на "Курсах", где все студенты выступали под своими именами, необходимо рассматривать как прорыв, как конец эпохи запретов, как признание за спортивными занятиями права на существование в высшей школе. Ученики и сподвижники "Курсов" позже направлялись для налаживания работы в другие вузы Санкт- Петербурга: политехнический, лесной, военно-медицинскую академию и др.

Развитие физической культуры и спорта в вузах дореволюционной России получило новый импульс после 25 августа 1905 года, когда правительство пошло на уступки и ввело в университетах так называемые "фирменные правила", устанавливающие автономию университетов. Данное решение способствовало введению в 1907 году в Уставы институтов и университетов России "Правила о студентах", которые регламентировали создание студенческих организаций, в том числе - спортивной направленности.

 

2.1. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении

Физическая культура как учебная дисциплина входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования и является важной составной частью профессиональной подготовки студентов.

Образовательные и развивающие функции физической культуры наиболее полно осуществляются в целенаправленном процессе физического воспитания.

Содержание программы курса физического воспитания определяется требованиями государственного образовательного стандарта и Примерной учебной программой для вузов по физической культуре (Министерство образования РФ, 2000).

Занятия по физическому воспитанию в вузе направлены не только на овладение разнообразными двигательными действиями и развитие основных физических качеств, но и формирование специальных систематизированных знаний, интересов, мотиваций, что способствует выработке у студентов потребности в постоянном физическом самосовершенствовании и самовоспитании.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

В процессе физического воспитания студентов решаются следующие задачи:

оздоровительные (укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма, формирование правильной осанки);

образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);

воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие умственному, трудовому и эстетическому воспитанию).

Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания студентов, являются:

принцип всестороннего развития личности;

принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;

принцип оздоровительной направленности.

Учебный материал программы распределен на следующие разделы:

теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно- практических знаний и отношение к физической культуре;

практический, состоящий из методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности, и учебно-тренировочного, направленного на достижение физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей;

контрольный, обеспечивающий учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

 

2.1.1. Теоретический раздел

Содержание раздела включает в себя специальные знания, необходимые для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры в обществе, а также для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности.

2.1.2. Практический раздел

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (по 12-15 чел).

Методико-практические занятия. Предусматривается, что на методико-практических занятиях студенты должны освоить, а затем самостоятельно применить методы и способы формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры. Например, студенты должны овладеть:

методиками самооценки работоспособности, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;

методиками формирования экономических и эффективных жизненно-важных умений и навыков (ходьбы, передвижения на лыжах, плавания);

методиками оценки и коррекции осанки и телосложения;

основами методики самомассажа;

средствами и методами мышечной релаксации;

методикой проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда и т.п.;

Учебно-тренировочные занятия. Учебно-тренировочные занятия проводятся по следующим учебным отделениям, в которые распределяются студенты: основное; специальное и спортивное.

В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. Численный состав учебных групп - 12-15 человек.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы формируются по полу и с учетом уровня функционального состояния студентов. Группы по 8-10 человек.

В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам спорта) зачисляются студенты, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе. Численный состав учебных групп формируется с учетом спортивной квалификации, но не более 15 человек.

 

2.1.3. Контрольный раздел

В процессе занятий осуществляется оперативный и текущий контроль за ходом овладения учебным материалом.

Итоговый контроль (зачет) проводится в конце семестра, учебного года.

Итоговая аттестация - в конце последнего семестра.

Примерные общие зачетные требования

Зачетные требования включают:

знание соответствующего теоретического и методико-практического разделов;

владение жизненно необходимыми умениями и навыками (передвижение на лыжах, плавание);

выполнение тестов для оценки общей физической и спортивно-технической подготовленности;

посещение не менее 90% занятий;

участие в основных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях, проводимых кафедрой физического воспитания.

В каждом семестре рекомендуется планировать выполнение не более 5 тестов. Обязательные тесты для оценки общей физической подготовленности приведены в таблице 1.

Тесты по спортивно-технической подготовленности студентов, занимающихся в спортивном учебном отделении тем или иным видом спорта, разрабатываются кафедрой физического воспитания.

Оценка освоения учебного материала

Оцениваются: теоретические знания, методические умения и навыки, общая физическая и спортивно- техническая подготовленность. По каждому из этих видов подготовки выставляется отдельная оценка.

Теоретические знания, методические умения и навыки оцениваются экспертно (или с помощью компьютерных программ) по 5 бальной шкале. Результаты тестов по общей физической и спортивно-технической подготовленности оцениваются в очках, а затем их средняя арифметическая оценка в очках в соответствии с таблицей 2 переводится в баллы.

Общая оценка (по 5-бальной шкале) за семестр определяется как средняя арифметическая положительных оценок за теоретические знания, методические умения и навыки, за общую физическую и спортивно-техническую подготовленность.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация по теоретическому и методическому разделам учебной программы может проводиться по одной из следующих форм:

устный опрос;

написание реферата и собеседование по его теме;

компьютерная оценка знаний.

Вопросы и темы рефератов для проведения итоговой аттестации разрабатывает кафедра физического воспитания.

Студенты могут быть аттестованы только при условии выполнения обязательных тестов по общей физической и спортивно-технической подготовке (не ниже "удовлетворительно"), предусмотренных в последнем семестре.

Окончательная аттестационная оценка определяется как средняя арифметическая оценка за практический, теоретический и методический разделы программы.

Требования к студентам при аттестации

Студент, завершивший обучение по дисциплине "Физическая культура", должен:

освоить жизненно важные умения и навыки;

достичь необходимого уровня общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной физической подготовленности;

понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

иметь мотивацию и установку на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, на регулярные занятия физическими упражнениями и спортом.

Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам написания реферата и устного опроса или с помощью компьютерной оценки знаний.

 

2.2. Структура управления физической культурой и спортом в вузе в современных условиях

Проблемы высшей школы, связанные с переходом нашего общества к рыночной экономике, затрагивают также физическую культуру, физическое воспитание и спорт студентов: сокращается количество студенческой молодежи в спортивных секциях; не хватает спортивного инвентаря и оборудования; ухудшается состояние спортивных сооружений.

А между тем, сегодня, когда наблюдается значительное ослабление воспитательной функции высшей школы, физическое воспитание и спорт остаются одними из немногих направлений в жизнедеятельности вузов, по которым может реально осуществляться воспитательная работа со студентами.

Заинтересованное отношение к физической культуре и спорту в вузе необходимо в связи ухудшением физической подготовленности и здоровья студентов. Более того, улучшение физического воспитания молодежи является важным фактором развития физической культуры и спорта в России.

Следует также учитывать и то, что в развитии современного спорта четко проявляется тенденция, в соответствии с которой любительский спорт в основном будет студенческим. Поэтому очень важно, что формирование вузовских структур управления физической культурой и спортом рассматривается в настоящее время как одно из приоритетных направлений в совершенствовании работы со студентами.

Учебный процесс в вузе регламентирован и обеспечен основополагающими документами федерального уровня (приказ по Госкомвузу РФ №777 от 26.07.94, Примерная учебная программа, ГОС). Этим созданы хорошие предпосылки для улучшения качества учебного процесса. По-другому обстоит дело с внеучебной работой.

Финансирование внеучебной работы осуществлялось из двух источников. Первый - это бюджетные средства, которые выделялись вузу на секционную работу по видам спорта. Управлением и организацией этой деятельности занималась кафедра физического воспитания. Второй - средства профсоюзов. На эти средства проводилась физкультурно-массовая работа, которую организовывали спортивные клубы СК вузов, являвшиеся первичным звеном ДСО "Буревестник". Бюджетное финансирование секционной работы в настоящее время из-за нехватки средств очень затруднено.

После ликвидации в 1987 году ДСО " Буревестник" организацией внеучебной работы по физической культуре и спорту через соответствующие советы занималось Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество профсоюзов (ВДФСОП). С 1989 года финансирование по линии ВДФСОП было прекращено, а организованное в 1991 году Физкультурно-спортивное общество профсоюзов "Россия" (ФСОП "Россия") в своем бюджете уже не предусматривало выделение средств на студентов.

Практическое отсутствие бюджетных средств и прекращение финансирования через профсоюзы стали существенными факторами ослабления внеучебной работы по физической культуре и спорту среди студентов. Необходим был поиск новых форм ее организации и механизмов финансирования.

С 1990 года, когда был принят закон СССР "Об общественных об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.177 (0.012 с.)