Документы, определяющие правовые основы учебного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документы, определяющие правовые основы учебного



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ

Учебное пособие

 

 

Кемерово 2009

 

УДК 378:795 (075)

ББК 75

Ш 95

 

Утверждено на заседании кафедры физического воспитания Протокол № 4 от 10.12. 2008 г. Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией факультета ВЭД Протокол № 4 от 26.12. 2008 г.

 

Рецензенты:

доцент кафедры

физического воспитания КемИ (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ»

Г.А. Унжаков;

доцент, зав. кафедрой физвоспитания Кем ТИППа

Н.Д. Прасалов

 

Шульгин, А.И.

Ш 95 Физическая культура в вузе [Текст]: учебное пособие / А.И. Шульгин. –

Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2009.-60 с.

 

Текст дается в авторской редакции

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с примерной учебной программой Минвуза РФ по дисциплине «Физическая культура» 2000 г. Предназначено для оказания методической помощи студентам 1-го курса обучения очной формы обучения всех специальностей при изучении данной дисциплины.

 

 

Подписано к печати 18.02.09. Формат 60х84 1/16. Гарнитура «Таймс».

Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,75. Тираж 100 экз. Заказ №

__________________________________________________________________

Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ».

650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39. Тел. 25-75-00.

 

 

УДК 378:795 (075)

ББК 75

 

© Кемеровский институт (филиал)

ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2009

© Шульгин А.И., 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….  
Тема 1. Физическая культура как учебная дисциплина в вузе…….  
1.1 Основные понятия физической культуры ……………….  
1.2 Документы, определяющие направленность учебного процесса по физической культуре в вузе……………………  
1.3 Цели и задачи физического воспитания………………….  
1.4 Ценности физической культуры…………………………  
1.5 Распределение студентов по учебным отделениям……...  
1.6 Формы занятий по физической культуре………………...  
1.7 Основные положения программы по физическому воспитанию……………………………………….....................  
Тема 2. Биологические основы физической культуры……………  
2.1 Организм человека как единая биологическая система.........  
2.2 Сердечно-сосудистая система…………………………….  
2.3 Дыхательная система……………………………………...  
2.4 Органы пищеварения…………………………………......  
2.5 Опорно-двигательный аппарат……………………………  
2.6 Нервная система…………………………………………..  
2.7 Гипокинезия и гиподинамия……………………………...  
Контрольные вопросы………………………………………………..  
Тема 3. Психофизиологические особенности учебного труда студентов.....................................................................................  
3.1 Объективные и субъективные факторы обучения…….  
3.2 Изменение состояния организма студента под влиянием умственной работы…………………………………………….  
3.3 Работоспособность и усталость в процессе обучения…..  
3.4 Изменение работоспособности в течении рабочего дня, недели и за учебный год………………………………………  
3.5 Изменение психофизического состояния у студентов в период экзаменационной сессии……………………………..  
3.6 Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов………………………….  
3.7 Виды отдыха, которые предоставляют студентам для восстановления здоровья и работоспособности………...  
Тема 4. Основы здорового образа жизни студента………………...  
4.1 Понятие «здоровье»……………………………………….  
4.2 Здоровый образ жизни и его составляющие……………..  
4.3 Оптимальный режим труда и отдыха…………………….  
4.4 Рациональный режим питания……………………………  
4.5 Организация сна…………………………………………...  
4.6 Оптимальная двигательная активность………………….  
4.7 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека......  
4.8 Личная гигиена и закаливание…………………………...  
4.9 Необходимая активность личности в самовоспитании приобщении к здоровому образу жизни……………………..  
Контрольные вопросы ……………………………………………....  
Список литература…………...………………………………………  
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с требования государственного образовательного стандарта в 2000 г. утверждена примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре. Теоретический раздел этой программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адекватно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.

Материал учебного пособия позволяет систематизировать и углубить знания по основам теории и методики физического воспитания, необходимые при изучении теоретического раздела программы.

В первой теме раскрывается основные понятия физической культуры и правовые основы учебного процесса по физическому воспитанию в вузе.

Во второй теме излагаются вопросы связанные биологическими основными физической культуры.

В третьей теме основное внимание уделяется психофизиологическим особенностям учебного труда студентов.

Четвертая тема посвящена основам здорового образа жизни студентов.

 

ТЕМА 1. Физическая культура как учебная дисциплина в вузе

Основные понятия физической культуры

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека, и улучшение его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств: гигиенических мероприятий, естественных сил, природы, различных систем физических упражнений, спорта.

Спорт – составная часть физической культуры, включающая занятия разнообразными физическими упражнениями и игры, выполняемые в условиях соревновательной деятельности со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного, высоконравственного подрастающего поколения. Физическое воспитание решает задачи реализации потребности человеческого организма в двигательной активности, совершенствовании физических и психофизических качеств, способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, продлению творческого долголетия и жизни людей.

Физическое развитие – комплекс морфологических и функциональных показателей развития организма человека, его физических качеств и двигательных способностей, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств, с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной, выделительной и др.

Психофизическая подготовленность – осуществляется в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такие психические качества, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, способность адаптироваться к резко меняющимся условиям окружающей природной и социальной среды. В прямой зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности проявляются также устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и анализу и т.п.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - специально направленное, избирательное использование средств физической культуры и спорта для поддержания высокого уровня работоспособности и подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Например, специальная физическая подготовка, обеспечивающая устойчивость организма к воздействию неблагоприятных метеорологических и производственных факторов, устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода при работе в замкнутом пространстве), устойчивость вестибулярного аппарата при работе на высоте, устойчивость внимания и оперативного мышления, эмоциональную устойчивость и т.п.

Двигательная активность является одним из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующем полу, возрасту, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.

 

Документы, определяющие правовые основы учебного

ТЕМА 2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Сердечно-сосудистая система

Сердце главный орган сердечно-сосудистой системы представляет собой полный мышечный орган, совершающий ритмические сокращения, благодаря которым происходит процесс кровообращения в организме. Сердце - автономное, автоматическое устройство. Однако его работа корректируется многочисленными прямыми и обратными связями, поступающими от различных органов и систем организма. Сердце связано с центральной нервной системой, которая оказывает на его работу регулирующее воздействие.

Деятельность сердца заключается в ритмичной смене сердечных циклов, состоящих из трех фаз: сокращения предсердий, сокращения желудочков и общего расслабления сердца.

Важным показателем работы сердца является количество крови, выталкиваемое одним желудочком сердца в сосудистое русло при одном сокращении. Этот показатель называется систолическим объемом крови (систола – сокращение). Систолический объем (мл) в покое равен: у нетренированных – 60, у тренированных – 80; при интенсивной мышечной работе: у нетренированных 100…130, у тренированных – 180…200 мл.

Вторым важным показателем является минутный объем крови, т.е. количество крови, выбрасываемое одним желудочком сердца в течение одной минуты. В состоянии покоя минутный объем крови составляет в среднем 4…6 л. При интенсивной мышечной деятельности он повышается до 18…20, у тренированных людей до 30…40 л.

Пульс – волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам артерий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасываемой в аорту под большим давлением при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. Частота пульса в покое (утром, лежа, натощак) оказывается ниже из-за увеличения мощности каждого сокращения. Урежение частоты пульса увеличивает абсолютное время паузы для отдыха сердца и для протекания процессов восстановления в сердечной мышце. В покое пульс здорового человека равен 60-70 удар/мин.

Кровяное давление создается силой сокращения желудочков сердца и упругостью стенок сосудов. Оно измеряется в плечевой артерии (или систолическое) давление, которое создается во время сокращения левого желудочка (систолы), и минимальное (или диастолическое) давление, которое отмечается во время расслабления левого желудочка (диастолы). Давление поддерживается за счет упругости стенок растянутой аорты и других крупных артерий. В норме у здорового человека в возрасте 18-40 лет в покое кровяное давление равно 120/70 мм рт. ст. (120 мм систолическое давление, 70 мм – диастолическое). Наибольшая величина кровяного давления наблюдается в аорте. По мере удаления от сердца кровяное давление оказывается все ниже. Самое низкое давление наблюдается в венах при впадении их в правое предсердие. Постоянная разность давления обеспечивает непрерывный ток крови по кровеносным сосудам (в сторону пониженного давления).

Артерии - кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, имеют плотные упругие мышечные стенки. Самые мелкие артерии разветвляются на микроскопические сосуды - капилляры, пронизывающие весь организм. Их толщина в 10-15 раз тоньше человеческого волоса, и они охватывают все ткани тела.

Капилляры имеют тонкие полупроницаемые стенки, через которые во всех тканях организма осуществляется обмен веществ. В состоянии покоя или малой двигательной активности значительная часть капилляров не участвует в кровообращении. Из капилляров кровь переходит в вены - сосуды, по которым она движется к сердцу. Вены имеют тонкие и мягкие стенки и клапаны (в магистральных ве­нах конечностей туловища), которые пропускают кровь только в сторону сердца.

Движению крови по сосудам способствует деятельность окружающих их мышц. Сокращаясь и расслабляясь, мышцы то сосуды, то дают им расправиться и тем самым проталкивают кровь по направлению от сердца (в артериях) и к сердцу (в венах), так как движению крови в противоположную от сердца сторону препятствуют клапаны, имеющиеся в ве­нозных сосудах. Чем чаще и полнее со­кращаются и расслабляются мышцы, тем большую помощь сердцу оказывает «мышечный насос». Особенно эффективно он работает при ходьбе, беге, беге на лыжах, на коньках, при плавании и т.п. «Мышечный насос» способствует более бы­строму отдыху сердца после интенсивной физической нагрузки.

Напряженная умственная работа, несбалансированная физической деятельностью, малоподвижный образ жизни, особенно при высоких нервно-эмоциональных напряжениях, вредные привычки (курение, потребление алкоголя) вызывают ухудшение питания стенок артерий, потерю их эластичности, что может привесим к стойкому повышению в них кровяного давления и, в конечном итоге, к заболеванию, называемому гипертонией.

Поэтому для сохранения здоровья и работоспособности необходимо активизировать кровообращение с помощью физических упражнений, в том числе и в режиме учебного дня студента (физкультминутки, физкультпаузы). А если говорить в целом о пользе физической культуры, то занятия физическими упражнениями оказывают следующие положительные воздействия на сердечно-сосудистую систему во время выполнения физической нагрузки:

- происходит учащение сердечных сокращений;

- происходит увеличение силы сокращения сердечной мышцы;

- увеличивается сердечный кровоток;

- увеличивается артериальное давление крови;

- увеличивается скорость тока крови по сосудам и снижается время полного кругооборота крови;

- увеличивается диаметр (просвет) сосудов работающих мышц и органов, обеспечивающих мышечную работу, сужаются сосуды неработающих мышц и органов, не участвующих в мышечной деятельности;

- в работающих мышцах и органах, обеспечивающих мышечное сокращение, раскрываются дополнительные (резервные) кровеносные сосуды, которые находились в закрытом состоянии в покое;

- улучшается функциональное состояние кровеносных сосудов;

- кровеносные сосуды в процессе физической тренировки становятся более эластичными, артериальное давление держится в пределах нормы. Кроме того, физические упражнения развивают двигательную мускулатуру и тем самым улучшают обмен газов между вдыхаемым воздухом и кислородом.

В спокойном состоянии:

- частота сердечных сокращений в покое уменьшается на 10-20 ударов в минуту, за счет этого увеличивается пауза отдыха;

- возрастает производительность сердца, как при одиночном сокращении, так и при работе за одну минуту;

- нормализуется кровяное давление (высокое понижается, низкое – повышается);

- в крови повышается содержание гемоглобина;

- снижается пагубное влияние застойных явлений крови в брюшной полости и в мышцах;

- повышается эластичность кровеносных сосудов и снижается их тонус.

Дыхательная система

 

Дыхательную систему человеческого организма составляют:

- воздухоносные пути: носовая полость, трахея, бронхи, которые ветвятся на более мелкие бронхиолы, заканчивающиеся альвеолами (легочными пузырьками). Стенки альвеол густо переплетены сетью капиллярных кровеносных сосудов, через стенки которых происходит насыщение крови кислородом и удаление из нее углекислого газа;

- легкие: пассивная эластичная ткань, в которой насчитывается от 200 до 600 млн. альвеол, в зависимости от роста тела;

- грудная клетка: герметично закрытая полость;

- плевра: пленка из специфической ткани, которая покрывает легкие снаружи и грудную клетку изнутри. Между этими листами плевры образуется герметично закрытая плевральная полость;

- дыхательные мышцы: межреберные, диафрагма и ряд других мышц, принимающих участие в дыхательных движениях.

Показателями работоспособности органов дыхания являются: дыхательный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, кислородный запрос, потребление кислорода, кислородный долг и др.

Дыхательный объем – количество воздуха, проходящее через легкие при одном дыхательном цикле (вдох, выдох, дыхательная пауза). Величина дыхательного объема находится в прямой зависимости от степени тренированности к физическим нагрузкам и колеблется в состоянии покоя от 350 до 800 мл. У нетренированных людей дыхательный объем находится на уровне 350…500, у тренированных – 800 мл и более.

При интенсивной физической работе дыхательный объем может увеличиваться до 2500 мл.

Частота дыхания – количество дыхательных циклов в 1 мин. Средняя частота дыхания у нетренированных людей в покое 16…20 циклов в 1 мин, у тренированных, за счет увеличения дыхательного объема, частота дыхания снижается до 8…12 циклов в 1 мин. У женщин частота дыхания на 1…2 цикла больше.

При спортивной деятельности частота дыхания у лыжников и бегунов увеличивается до 20…28 циклов в 1 мин, у пловцов – 36…45; наблюдались случаи увеличения частоты дыхания до 75 циклов в 1 мин.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть человек после полного вдоха (измеряется методом спирометрии).

Средние величины ЖЕЛ: у нетренированных мужчин - 3500, женщин - 3000 мл; у тренированных мужчин – 4700, женщин - 3500 мл. При занятии циклическими видами спорта на выносливость (гребля, плавание, лыжные гонки и т.п.) ЖЕЛ может достигать у мужчин 7000 и боле, у женщин 5000 мл и более.

Легочная вентиляция объем воздуха, который проходит через легкие за 1 мин. Легочная вентиляция определяется путем умножения величины дыхательного объема на частоту дыхания. Легочная вентиляция в покое находится на уровне 5000…9000 мл (5…9 л). При физической работе этот объем достигает 50 л. и более.

Наиболее эффективно функцию дыхания развивают физические циклические упражнения с включением в работу большого количества мышечных групп в условиях чистого воздуха (плавание, гребля, лыжный спорт, бег и др.).

Систематические занятия физическими упражнениями не только развивают функциональные способности органов внешнего дыхания, но улучшают функцию всех участков пути, по которому следует кислород. Занятия физическими упражнениями и спортом укрепляют дыхательную мускулатуру и способствуют увеличению объема и подвижности грудной клетки. Частота дыхания снижается до 10-12 циклов в минуту за счет увеличения глубины дыхания. Таким образом, положительный эффект занятий физическими упражнениями связан с увеличением возможностей внешнего дыхания и повышением аэробных возможностей организма.

Основные изменения в деятельности дыхательной системы при мышечной работе:

- увеличивается частота дыхания;

- увеличивается глубина дыхания;

- расширяются кровеносные сосуды легких и дыхательных путей;

- увеличивается скорость тока крови по сосудам этих органов;

- увеличивается сила дыхательных мышц;

- увеличивается объем максимального вдоха или выдоха;

- увеличивается число кровеносных сосудов в легких.

 

Органы пищеварения

Процесс пищеварения начинается в ротовой полости, где в течение 15-18 с осуществляется физическая и химическая обработка пищи: перемешивание, измельчение, смачивание слюной, воздействие слюнных ферментов. Затем через пищевод пища поступает в желудок и в течение 6-10 ч подвергается дальнейшей физической и химической обработке. За счет работы гладкой мускулатуры желудка пища перетирается, перемешивается, на нее воздействует желудочный сок. Дальнейшая химическая обработка отдельных порций пищевой массы продолжается в двенадцатиперстной кишке, куда поступает сок поджелудочной железы и желчь, вырабатываемая печенью. Пищеварительные соки двенадцатиперстной кишки продолжают расщеплять питательные вещества в тонком кишечнике, где в основном заканчивается переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь. Дополнительное частичное расщепление не всосавшихся продуктов переваривания белка происходит в толстом кишечнике. Эффективность процесса переваривания пищи зависит от того, насколько оптимально количество выделяемых пищеварительных соков и какова активность перистальтических, продвигающих движений мышц желудка и кишечника.

Систематически выполняемые физические нагрузки повышают обмен веществ и энергии, увеличивают потребность организма в питательных веществах, стимулируют выделение пищеварительных соков, активизируют перистальтику кишечника, повышают эффективность процессов пищеварения. Однако при напряженной мышечной деятельности могут развиваться тормозные процессы в пищеварительных центрах, уменьшающие кровоснабжение различных отделов желудочно-кишечного тракта и пищеварительных желез в связи с тем, что необходимо обеспечить кровью усиленно работающие мышцы. В то же время сам процесс переваривания обильной пищи в течение 2-3 ч после ее приема снижает эффективность мышечной деятельности, так как органы пищеварения в этой ситуации оказываются как бы более нуждающимися в усиленном кровоснабжении. Кроме того, наполненный желудок приподнимает диафрагму, тем самым, затрудняя деятельность органов дыхания и кровообращения. Вот почему физиологическая закономерность требует принимать пищу за 2,5-3,5 ч до начала тренировки и через 30-60 мин после нее.

Основные изменения в органах пищеварения при физической работе:

- уменьшается выделение слюны, особенно жидкой;

- существенно снижается кровоснабжение желудка и кишечника, что нарушает выполнение ими пищеварительных функций;

- уменьшается выделение желудочного сока, ослабляется сокращение стенок желудка, угнетаются процессы перемешивания пищи с пищеварительными соками, расщепления и всасывания веществ в желудке;

- уменьшается выделение кишечного сока, существенно ослабляются сократительные движения кишечника. Тормозятся процессы перемешивания пищи с пищеварительными соками, ее продвижения по кишечнику, угнетается расщепление и всасывание веществ в кишечнике;

- уменьшается выделения сока поджелудочной железы;

- уменьшается выделение желчи печенью.

Регулярные занятия физическими упражнениями положительно сказываются на функциональном состоянии органов пищеварения. В начале любого вида мышечной деятельности происходит активизация обменных процессов в организме, что улучшает кровоснабжение органов пищеварения. Разбитие мышц брюшного пресса не только улучшает механическую защиту органов брюшной полости, но и способствует повышению внутрибрюшного давления. Повышение внутрибрюшного давления, в свою очередь, стимулирует мускулатуру органов пищеварения, предупреждая разбитие застойных явлений в них и ускоряя процессы пищеварения, всасывания и удаления непереваренных остатков пищи.

 

Опорно-двигательный аппарат

 

Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий. Большинство сочленяющихся костей, соединяющихся между собой связками и мышечными сухожилиями, образуют суставы (конечности, позвоночник и др.), которые обеспечивают движения. Потеря двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани, к ослаблению их прочности, нарушается осанка, становятся узкими плечи, впалой грудь и т.д., что вредно отражается и на внутренних органах.

У людей с ограниченной двигательной активностью, сочетающейся при некоторых формах труда с необходимостью длительно поддерживать определенную позу, возникают значительные изменения костной и хрящевой ткани, что особенно неблагоприятно отражается на состоянии позвоночного столба и межпозвоночных дисков.

Главная функция суставов – осуществление движения. Вместе с этим, они играют роль, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения и прыжков. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость. Отсутствие достаточной ежедневной двигательной активности приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению суставных поверхностей сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, созданию условий для образования в них воспалительных процессов и к другим нежелательным изменениям.

Мышечная система обеспечивает движения человека, вертикальное положение тела, фиксацию внутренних органов в определенном положении, дыхательные движения, усиление кровообращения и лимфообращения (мышечный насос), теплорегуляцию организма. Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. У человека насчитывается более 600 мышц. Они составляют у мужчин 35...40% массы тела, у женщин - несколько меньше, у спортсменов–50 % и более. Механическая деятельность мышц происходит в результате способности мышечных волокон переходить в состояние возбуждения, т.е. в деятельное состояние, под влиянием биотоков, идущих к мышцам по нервным волокнам.

Занятия физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более крепкому присоединению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нем нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.

Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц за счет увеличения количества мышечных волокон и их поперечного сечения, эластичности, а также совершенствования их координации в работе отдельных мышечных волокон.

Основные физиологические изменения в двигательной системе во время мышечной деятельности:

- в мышечных клетках увеличивается скорость и интенсивность обмена веществ, повышается потребление мышцей кислорода, возрастает скорость распада веществ, дающих энергию для мышечного сокращения;

- распад веществ сопровождается образованием большого количества продуктов распада;

- увеличивается кровоснабжение работающих мышц;

- повышается температура работающих мышц.

Основные физиологические изменения в костях и их соединениях во время мышечной деятельности:

- повышенное кровоснабжение мышц улучшает питание рядом расположенных костей и их соединений;

- повышается температура костей и их соединений, расположенных рядом с работающими мышцами;

- увеличиваются эластические свойства суставных элементов тех суставов, которые участвуют в обеспечении движения.

- увеличивается плотность костей, а соответственно, их масса;

- увеличивается прочность костей - они становятся способными выдерживать большие нагрузки;

- кости становятся толще;

- увеличивается подвижность суставов и одновременно прочность связочного аппарата суставов;

- количество мышечных клеток остается неизменным, но они увеличиваются в размерах (гипертрофируются);

- увеличивается количество сократительных элементов мышечной клетки, что приводит к повышению ее сократительной способности (мышцы становятся способны сокращаться с большей скоростью и силой);

- повышается физиологический тонус мышц.

Нервная система

Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма. Установлено, что активная мышечная деятельность вызывает уси­ление деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. При любой деятельности человека все органы и системы организма действуют согласованно, в тесном единстве. Эта взаимосвязь осуществляется с помощью нервной системы и гуморальной (жидкостной) регуляции.

Нервная система осуществляет регуляцию деятельности организма посредством биоэлектрических импульсов. Основными нервными процессами являются возбуждение и торможение, возникающие в нервных клетках.

Возбуждение - деятельное состояние нервных клеток, когда они передают или направляют сами нервные импульсы другим клеткам: нервным, мышечным, железистым и другим.

Торможение - состояние нервных клеток, когда их активность направлена на восстановление. Сон, например, является состоянием нервной системы, когда подавляющее число нервных клеток ЦНС заторможено.

Гуморальная регуляция производится через кровь посредством особых химических веществ (гормонов), выделяемых железами внутренней секреции, соотношением концентрации СО2 и О2 с помощью других механизмов. Например, в предстартовом состоянии, когда ожидается интенсивная физическая нагрузка, железы внутренней секреции (надпочечники) выделяют в кровь специальный гормон-адреналин, который способствует усилению деятельности сердечно-сосудистой системы.

Гуморальная и нервная регуляция осуществляются в единстве. Главенствующая роль отводится ЦНС, головному мозгу, являющемуся как бы центральным штабом управления жизнедеятельностью организма.

Механизм образования двигательного навыка. Двигательный навык- форма двигательных действий, выработанная по механизму условного рефлекса в результате соответствующих систематических упражнений.

Процесс формирования двигательного навыка последовательно проходит три фазы: генерализации, концентрации, автоматизации.

Фаза генерализации характеризуется расширением и усилением возбудительного процесса, в результате чего в работу вовлекаются лишние группы мышц, а напряжение работающих мышц оказывается неоправданно большим. В той фазе движения скованы, неэкономичны, плохо координированы и неточны.

Фаза генерализации сменятся фазой концентрации, когда излишнее возбуждение, благодаря дифференцированному торможению, концентрируется в нужных зонах головного мозга. Исчезает излишняя напряженность движений, они становятся точными, экономичными, выполняются свободно, без напряжения, стабильно.

В фазе автоматизации навык уточняется и закрепляется, выполнение отдельных движений становится как бы автоматическим и не требуется деятельный контроль сознания, которое может быть переключено на окружающую обстановку, поиск решения и т.п. Автоматизированный навык отличается высокой точностью и стабильностью выполнения всех составляющих его движений.

Автоматизация навыка делает возможным выполнение одновременно нескольких двигательных действий.

В образовании двигательного навыка участвуют различные анализаторы: двигательный, вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный.

Гипокинезия и гиподинамия

Гипокинезия – особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии. Гиподинамия – совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие двигательной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д. В конечном счете, снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам; уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц, падает выносливость и силовые показатели. Наиболее устойчивы к развитию гиподинамических признаков мышцы антигравитационного характера (шеи, спины). Мышцы живота атрофируются сравнительно быстро, что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания, пищеварения. В условиях гиподинамии снижается сила сердечных сокращений в связи с уменьшением венозного возврата в предсердия, сокращаются минутный объем, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови в связи с застаиванием ее в депо и капиллярах. Тонус артериальных и венозных сосудов ослабляется, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды, солей). Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена. Все это сопровождается ослаблением взаимосвязи двигательных и вегетативных функций, неадекватностью нервно-мышечных напряжений. Таким образом, при гиподинамии в организме создается ситуация, чреватая «аварийными» последствиями для его жизнедеятельности. Если добавить, что отсутствие необходимых систематических занятий физическими упражнениями связано с негативными изменениями в деятельности высших отделов головного мозга, его подкорковых структурах и образованиях, то становится понятно, почему снижаются общие защитные силы организма и возникает повышенная утомляемость, нарушается сон, снижается способность поддерживать высокую умственную или физическую работоспособность [3, с. 107-109].

Контрольные вопросы

1. Основные понятия физической культуры.

2. Краткая характеристика документов, которые определяют направленность физической культуры в вузе.

3. Задачи физического воспитания в вузе и их характеристика.

4. Ценности физической культуры.

5. Содержание практического материала в учебных отделениях.

6. Обязанности студентов в процессе занятий по физическому воспитанию.

7. Краткое содержание федеральной программы по физической культуре.

8. Что должен знать и уметь студент после окончания обучения по дисциплине физическая культура?

9. Зачетные требования и обязательные тесты по физической культуре.

10. Краткая характеристика основных систем организма человека.

11. Краткая характеристика сердечно-сосудистой системы и воздействие на не



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.189.51 (0.096 с.)