Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В период экзаменационной сессииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экзамены для студентов - это критический момент в учебной деятельности, когда проводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация - это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены - определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 минут в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим питания, сна. В период экзаменов, при средней продолжительности самоподготовки по 8-9 часов в день, интенсивность умственного труда возрастает по отношению к периоду учебных занятий на 85-100%. Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво повышается до 88-92 удар/мин., против 76-80 удар/мин в период учебных занятий. В день экзамена экзаменационный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений нарастала до 118-144 удар/мин. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору. Отмечено, что напряжение на экзаменах у студентов со слабой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У нетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму. Таким образом, уровень физической подготовленности в большей степени определяет устойчивость организма к эмоциональному напряженному учебному труду. Во время экзаменов повышается «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,5-4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена. Наблюдения за реакцией сердечно-сосудистой системы (по пульсу) студентов на дозированную физическую нагрузку - 20 приседаний, показало, что восстановление пульса затягивается до 5-6 мин. Против 1,5-2 мин. В период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при устойчивом нервно-эмоциональном напряжении энергетическая стоимость физической деятельности возрастает [4, с. 254-255].
Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов Среди разнообразных форм физической активности студентов утренняя гимнастика наименее сложна, но достаточно эффективна для ускоренного включения в учебно-трудовой день. Она помогает мобилизовать вегетативные функции, повысить работоспособность центральной нервной системы, создать определенный эмоциональный фон. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что у студентов, регулярно выполняющих утреннюю гимнастику, период врабатывания на первой паре занятий в 2,7 раза короче, чем у тех, кто гимнастику не делает. Действенным и доступным видом физической активности в вузе является физкультурная пауза. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности в течение учебного дня. С учетом особенностей динамики работоспособности студентов целесообразно вводить физкультурную паузу продолжительностью 10 мин после 4 ч занятий и продолжительностью 5 мин после каждых 2 ч самоподготовки, т.е. в периоды, когда появляются первые признаки утомления. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участия в обеспечении учебно-трудовой деятельности. Физкультурная минутка - это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, используемой главным образом для локального воздействия на утомленную группу мышц. Она используется в случаях, когда нет возможности прервать работу для выполнения физкультурной паузы, а человек испытывает усталость отдельных частей тела или группы мышц и нуждается в кратковременном отдыхе. Физкультурная минутка проводится в режиме рабочего дня от 2 до 5 раз. Продолжительность выполнения - 2-3 минуты. Физкультминутки могут быть применены в любых условиях. Они не требуют специальной организации в процессе проведения, но необходимы предварительная разъяснительная пропагандистская работа и обучение занимающихся использованию специальных средств физической культуры в соответствии с характером утомления в данный момент. 3.7 Виды отдыха, которые предоставляют студентам для Восстановления здоровья и работоспособности В вузе студентам предоставляется три вида отдыха, различных по длительности: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельные один-два дня отдыха, зимние и летние каникулы. Несмотря на количественные различия, все три вида отдыха должны быть построены по одному принципу: восстановить нарушенное предшествующей работой оптимальное соотношение основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим умственную и физическую работоспособность. В каникулярный период в ряде вузов организуют студенческие оздоровительно-спортивные лагеря, зимние и летние. В этом плане был проведен целый цикл интересных исследований. Некоторые из них показали, что комплексное использование природных и гигиенических факторов в сочетании с оптимальной физической активностью способствует ускоренному восстановлению функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности студентов после труднейшего экзаменационного периода. Например, в процессе 10-дневного зимнего каникулярного отдыха в лагере студенты ежедневно делали 15-20-минутную зарядку на воздухе, совершали пешие и лыжные прогулки общей продолжительностью 2-3 ч, проводили игры на воздухе, закаливающие процедуры. В результате все показатели внимания, тремор динамический и статический, время простой и сложной сенсомоторной реакции, время удержания статического усилия у студентов, отдыхавших в лагере, по сравнению с теми, кто отдыхал в городе, оказались выше на 9-19% и свидетельствовали о полном восстановлении. К сожалению, опыт показывает, что значительная часть студентов в каникулярный период забрасывает активные занятия физическими упражнениями. Отсюда снижение функциональных возможностей к началу учебного года по сравнению с периодом выполнения зачетных упражнений на занятиях по физической культуре в мае-июне, т.е. в конце учебного года. Результаты контрольной проверки в начале сентября в «стандартных тестах» (бег 100 м, 2000 м - девушки, 3000 м - юноши), как правило, ниже, чем весной. Это бесспорное доказательство пассивности отдыха в течение всего каникулярного периода. В то же время это говорит о необходимости регулярных обязательных занятий по физической культуре: занимаешься - результаты растут, не занимаешься - падают! ТЕМА 4. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА Понятие «здоровье» В Уставе всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, здоровье в целом - интегративная характеристика, которая не сводится лишь к физическому здоровью, но предполагает и психическое здоровье человека, его психоэмоциональную уравновешенность. Обобщенные выводы отечественных и зарубежных исследователей говорят о том, что на здоровье человека существенно влияют следующие факторы:
Таким образом, на 50% наше здоровье зависит, прежде всего, от нас! Однако приходится констатировать, что в обществе вообще и, особенно в студенческом сообществе далеко не каждый проникается тем, что здоровье зависит от образа его жизни, от культуры отношения, прежде всего к себе, к своему организму. Большая часть людей начинает думать о здоровье, о здоровом образе жизни где-то в 35-40-летнем возрасте, когда уже появляются первые признаки отклонений в состоянии здоровья даже у практически здоровых людей. Но эти отклонения возникают не одномоментно. Это следствие предыдущих лет жизни, в том числе и студенческих лет.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.008 с.) |