Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В цикле экзаменационных предметов.
Похожие статьи вашей тематики
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Экзаменационная программа по русскому языку и литературе
для соискателей диплома бакалавра
(классы гуманитарного и реального профиля)
2012-2013 учебный год
Авторы программы:
- ГОРБАЧЕВА Нина Анатольевна, доктор педагогики, консультант Министерства просвещения Республики Молдова, координатор.
- БРИЖАТЮК Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей дидактической степени, теоретический лицей им.Н.В.Гоголя.
Рецензенты:
- Волковская Мария Александровна, доктор педагогики, конференциар, Институт педагогических наук, Кишинэу.
- Герлован Ольга Константиновна, доктор филологии, конференциар университар, ТГУ.
- Каламанова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей дидактической степени, теоретический лицей им. А.С.Пушкина, Кишинэу.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение.
II. Статус предмета «Русский язык и литература» в цикле экзаменационных предметов лицейского звена.
III. Базовые/трансверсальные компетенции и межпредметные компетенции для лицейского образования.
IV. Специфические компетенции предмета «Русский язык и литература».
V. Ориентиры-характеристики успешности подготовки к экзамену.
VI. Примеры тестовых заданий.
VII. Содержание контроля.
VIII. Матрица спецификаций (гуманитарный и реальный профиль).
IX. Модель теста (гуманитарный и реальный профиль).
X. Барем к тесту (гуманитарный и реальный профиль).
XI. Библиография.
I. ВВЕДЕНИЕ
Экзаменационная программа по русскому языку и литературе для лицейского звена разработана в соответствии с установками и рекомендациями Национального куррикулума по проверке и оцениванию школьных результатов. Содержание данной программы соотносится с содержанием действующего куррикулума по русскому языку и литературе для лицеев. Программа является регламентирующим и нормативным документом, обязательным для исполнения.
Документ адресован как учителям, так и учащимся лицеев. Он содержит информацию о характере, структуре и содержании экзамена по русскому языку и литературе. Ориентация на систему базовых, межпредметных и специфических компетенций, цели итогового контроля, образцы-варианты примерных тестовых заданий и модели тестов для классов гуманитарного и реального профиля помогут учителям выбрать правильное направление для качественной подготовки учащихся к успешной сдаче итогового экзамена по предмету.
Цели программы:
1. Качественно подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку и литературе за курс лицейского обучения;
2. Содействовать объективной оценке знаний и способностей учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.
II. СТАТУС ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
В ЦИКЛЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ПРЕДМЕТОВ.
В системе итогового контроля и оценивания экзамен по русскому языку и литературе является одним из обязательных экзаменов для соискателей диплома бакалавра в классах реального и гуманитарного профиля.
Он проводится в письменной форме в течение трех астрономических часов (180 минут).
Экзаменационная работа представляет собой тест, составленный на основе художественного текста и заданий к нему. Задания теста направлены на объективную проверку сформированности компетенций учащихся по русскому языку и литературе за курс лицейского обучения.
Структура тестов для гуманитарного и реального профиля составлена по единой модели, но количество заданий, а также их содержание будут различными в каждом профиле (в соответствии с программным содержанием предметного куррикулума по каждому профилю и целями контроля результатов обучения, обозначенными в программе). Каждое задание теста оценивается определенным количеством баллов (они расположены с правой стороны страницы), которые может получить кандидат в случае успешного его выполнения.
Тестовые задания направлены на выявление уровня речевой и художественной культуры выпускников посредством осознания ими ценностей литературы как вида искусства, интерпретации литературных феноменов, адекватного использования языковых ресурсов.
Ориентация на компетенции предполагает, что учащиеся в течение лицейского периода изучения предмета активно включаются в процесс интерпретации литературных и нелитературных текстов, анализ разнообразных коммуникативных ситуаций, проникают в смысл и художественное своеобразие конкретных произведений. Сформированность данных компетенций они должны продемонстрировать при выполнении тестовых заданий. Поскольку экзаменационное испытание проводится в письменной форме, выпускники обязаны представить его в соответствии с требованиями культуры оформления письменных высказываний.
Тест для классов гуманитарного профиля (5 часов в неделю; всего за период лицейского обучения – 480 часов) состоит из большего количества заданий, предполагает расширенное использование теоретико-литературных и лингвистических понятий, больший объем работы.
Часть А состоит из 10-12 заданий разного уровня сложности, направленных на восприятие, понимание, анализ, интерпретацию знакомого или незнакомого художественного текста/фрагмента (прозаического или поэтического), характеристику и оценку языковых фактов и явлений, использованных в нем.
Часть Б включает в себя составление структурированного эссе (1-1,5страницы), основная цель которого – проверить умения и навыки учащихся создавать собственный текст на основе предлагаемых ориентиров. Содержание эссе направлено на раскрытие проблемы, сопоставительный анализ произведений и их героев, определение места и роли произведения в истории развития русской литературы, оценка произведений в контексте современности, выявление взаимосвязи литературы 19-21-го вв.
Тест для классов реального профиля (4 часа в неделю; всего за период лицейского обучения – 384 часа) состоит из меньшего количества заданий, ориентирован на реализацию целей контроля применительно к специфике профиля, направлен на проверку общего понимания и интерпретацию художественного текста на уровне идейно-тематического содержания и выявления роли художественно-изобразительных средств.
Часть А состоит из 8-10 заданий разного уровня сложности, направленных на понимание и интерпретацию знакомого художественного текста/фрагмента (прозаического или поэтического).
Часть Б включает в себя составление структурированного эссе (1-1,5 страницы), основная цель которого – проверить умения и навыки учащихся создавать собственный текст на основе предложенных ориентиров. Основой для эссе могут быть высказывания критиков, литературоведов, ученых и т.д. по какой-либо проблеме произведения, требующие аргументации, выражения собственной точки зрения; фрагменты из незнакомых произведений, ассоциативно связанные с текстом из части А, требующие проведения тех или иных аналогий (герой, проблема, авторская позиция и т.д.).
III. БАЗОВЫЕ/ТРАНСВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ДЛЯ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Система базовых/трансверсальных компетенций, установленных для образовательной системы Республики Молдова, основывается на системе ключевых компетенций, разработанных Европейской Комиссией.
Компетенции учения/научиться учиться
· Овладение методологией интегрирования базовых знаний о природе, человеке и обществе с целью удовлетворения потребностей и осуществления действий по улучшению качества личной и общественной жизни.
Компетенции общения на родном языке/государственном языке
· Аргументированное общение на родном языке/государственном языке в реальных жизненных ситуациях.
· Общение на аргументированном научном языке.
Компетенции общения на одном из иностранных языков
· Общение на одном из иностранных языков.
· Аргументированное общение на одном из иностранных языков в реальных жизненных ситуациях.
IV. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА».
1. Овладение знаниями о системе языка и речи (речь устная и письменная, диалог, монолог, сфера и ситуация речевого общения.
2. Распознавание особенностей разговорной и книжной речи.
3. Логическое, стилистически оправданное изложение собственных мыслей в процессе устного и письменного общения.
4. Воспроизведение и создание в письменной форме текстов различной функционально- стилистической и смысловой принадлежности.
5. Определение признаков текста как единицы связной речи и продукта речевой деятельности.
6. Понимание значимости языка как средства общения и взаимодействия людей в обществе; соблюдение норм русского литературного языка в различных ситуациях устного и письменного общения
7. Адекватное использование языковых средств для продуктивного общения.
8. Использование языка для познания истории, традиций, национальных и мировых культурных ценностей.
9. Слушание, чтение, интерпретация художественных текстов
10. Использование основных литературоведческих понятий и образных средств для анализа художественных и нехудожественных текстов.
11. Составление художественных и нехудожественных текстов в соответствии с коммуникативной задачей.
V. ОРИЕНТИРЫ-ХАРАКТЕРИСТИКИ УСПЕШНОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Специфические компетенции
| Субкомпетенции
| Цели контроля
| 1.Овладение знаниями о системе языка и речи (речь устная и письменная, диалог, монолог, сфера и ситуация речевого общения).
| -Понимать и аргументировать различие между понятиями«язык» и «речь»;
- воспринимать основную и второстепенную информацию устных и письменных текстов;
- адекватно оценивать сферу и ситуацию речевого общения;
-осуществлять устное и письменное, монологическое и диалогическое общение на различные темы в соответствии с требованиями литературных норм.
| - Определять сферу и ситуацию речевого общения;
- различать диалогическую и монологическую речь;
- трансформировать прямую речь в косвенную и обратно;
- адекватно использовать языковые средства применительно к сферам и ситуациям общения;
- аргументировать выбор тем для составления собственных текстов;
- адекватно соотносить формулы
речевого этикета с коммуникативными ситуациями.
| 2.Распознавание особенностей разговорной и книжной речи.
| -Знать языковые особенности основных жанров функциональных стилей;
- производить лингвостилистический анализ текста;
-использовать выразительные возможности стилистических ресурсов русского языка;
- оценивать и редактировать свои и чужие тексты различной функционально-стилистической принадлежности.
| - Правильно определять коммуникативно-жанровую принадлежность текста;
-читать текст и определять его функционально-смысловую и функционально- стилистическую принадлежность;
- перестраивать функционально-смысловой тип текста в соответствии с заданием;
- выявлять и анализировать языковые особенности прочитанного текста;
- выявлять в тексте стилистические ошибки и исправлять их.
| 3.Логическое, стилистически оправданное изложение собственных мыслей в процессе устного и письменного общения.
| -Создавать диалогические и монологические высказывания различных видов с целью решения коммуникативных задач;
- использовать в собственной речевой практике выразительные возможности стилистических ресурсов русского языка;
- оценивать и редактировать устные и письменные тексты с точки зрения эффективности достижения коммуникативных задач.
| - Создавать собственные высказывания, построенные по функционально-смысловому типу (описание, повествование, рассуждение);
- создавать тексты разной стилистической принадлежности с адекватным использованием образных средств;
- завершать текст заданной функционально-смысловой и функционально-стилистической принадлежности;
- совершенствовать предложенный текст (его часть) в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
| 4.Воспроизведение и создание в письменной форме текстов различной функционально- стилистической и смысловой принадлежности.
| - Подробно, сжато, выборочно излагать прослушанные и прочитанные тексты с использованием различных видов опор;
- воспроизводить в письменной форме прослушанные и прочитанные тексты с использованием различных приемов свертывания текста;
- создавать собственные высказывания в письменной форме с соблюдением норм современного русского литературного языка.
| - Определять значение слов в контексте;
- подбирать и записывать к указанным словам данного текста синонимы, антонимы, омонимы;
- письменно отвечать на вопросы по содержанию текстов различных жанров и стилей;
- сжато передавать содержание прочитанного текста в письменной форме;
- находить в тексте эмоционально-экспрессивные и художественные средства, используемые для характеристики явлений, событий и персонажей;
- конструировать монологические и диалогические высказывания в письменной форме на различные актуальные темы с выражением личностного отношения к проблеме
- оформлять текст (высказывание) в соответствии с требованиями русской орфографии и пунктуации.
| 5.Определение признаков текста как единицы связной речи и продукта речевой деятельности.
| -Распознавать основные структурные и семантические признаки текста;
- владеть основными видами анализа структуры и содержания художественных и нехудожественных текстов;
- создавать собственные тексты различных стилистических, смысловых и жанровых типов.
-оценивать и редактировать собственные и чужие тексты с позиций стиля, речевого оформления и норм правописания.
| - Правильно определять основные признаки текста;
- делить текст на смысловые части и обозначать композиционно-смысловые части текста;
- составлять различные виды планов текста (вопросный, назывной, цитатный);
- свертывать и развертывать внутритекстовую информацию;
- находить в тексте информативно-значимые слова (словосочетания, предложения);
- устанавливать содержательную связь между текстом и его заглавием;
- озаглавливать текст;
- составлять тексты различных смысловых типов, стилей и жанров на заданную и свободную темы;
- редактировать чужие и собственные тексты в соответствии с литературными нормами устной и письменной речи.
| 6. Понимание значимости языка как средства общения и взаимодействия людей в обществе; соблюдение норм русского литературного языка в различных ситуациях устного и письменного общения.
| -Понимать значимость языка для человека и общества.
- соблюдать в речевой практике нормы современного русского литературного языка;
- дифференцировать нормы русского языка соответственно сфере и ситуации устной и письменной коммуникации.
| - Правильно употреблять терминологию по русскому языку;
- находить языковые средства, относящиеся к одной тематической группе;
- правильно использовать основные лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского литературного языка.
| 7. Адекватное использование языковых средств для продуктивного общения.
| -Знать основные структурные единицы языка, их функции, различительные признаки, грамматические категории;
- определять функциональную роль различных структурных единиц языка в тексте;
- осуществлять в собственной речевой практике выбор и организацию языковых средств в соответствии с целями и ситуацией общения.
| - Определять характеристику грамматических категорий русского языка, их функционально-стилистические и эмоционально-экпрессивные особенности в тексте;
- совершенствовать предложенный текст (его часть) в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- создавать собственные тексты различной коммуникативной направленности с грамотным и мотивированным употреблением структурных единиц русского языка.
| 8. Использование языка для познания истории, традиций, национальных и мировых культурных ценностей.
| - Выявлять возможности языковых средств в понимании духовно-нравственных ценностей русского народа при чтении произведений русской литературы;
- относиться к языку как средству обеспечения диалога культур и инструменту саморазвития и самореализации в обществе.
| -Находить в тексте информативно-значимые слова (словосочетания, предложения) и соотносить их содержание с принадлежностью к русской культуре, со своей жизненной позицией;
- выявлять национальные и мировые культурные ценности в прочитанном тексте;
- рассматривать содержание прочитанного текста как источник обеспечения диалога русской культуры с культурами других народов Молдовы;
- анализировать функционально-стилистическую и эмоционально-экспрессивную функцию языковых средств в произведениях русской литературы.
| 9.Слушание, чтение, интерпретация художественных текстов.
| -Знать и понимать содержание, идейно-тематическое и жанровое своеобразие художественных произведений, рекомендованных предметным куррикулумом;
- понимать своеобразие художественной литературы как искусства слова и её роль в обществе в различные исторические эпохи;
- распознавать основные черты литературных направлений, стилей, жанров.
- знать основные этапы жизненного и творческого пути выдающихся писателей и поэтов;
- сопоставлять литературные и жизненные ситуации, оценивая действительность с нравственно-эстетических позиций, выстраивая понимание человеческого опыта во многих направлениях (философском, этическом и т.д.).
- представлять сюжетные линии, фрагменты сюжета, систему персонажей, способы и приемы художественной речи (в пределах допустимого объема);
- комментировать ценности (идеи, проблемы, отношения), выявленные при чтении художественных текстов
| -Аргументированно определять и интерпретировать проблематику художественного текста и соотносить её с исторической эпохой;
- вычленять содержательно-фактуальную, содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую информацию художественного текста;
-анализировать систему образов и образ автора в художественном тексте;
- уметь находить в художественном тексте информативно-значимые слова (словосочетания, предложения) и соотносить их с конкретно-историческим и общечеловеческим содержанием;
-выражать личностное отношение к проблематике художественного текста и соотнесить её с современностью;
- сравнивать прочитанное художественное произведение русской литературы с произведениями по данной тематике (проблематике) зарубежной литературы, с произведениями писателей Республики Молдова, с произведениями других видов искусств.
| 10. Использование основных литературоведческих понятий и образных средств для анализа художественных и нехудожественных текстов.
| - Производить литературоведческий, лингвостилистический анализ текстов различной коммуникативно-жанровой, функционально-смысловой и функционально-стилистической принадлежности;
- применять различные стратегии для самостоятельного осмысления, интерпретации художественных и нехудожественных текстов и оценки их эстетической значимости.
| -Определять функциональное назначение основных литературоведческих и лингвистических понятий, изобразительно-выразительных средств (тропов и стилистических фигур) в художественном и нехудожественном тексте;
-соотносить выбранный вид анализа и интерпретации художественного и нехудожественного текста с его стилистической, смысловой, жанровой принадлежностью и коммуникативной задачей;
-адекватно употреблять литературоведческие и лингвистические понятия для анализа художественного и нехудожественного текста.
| 11.Составление художественных и нехудожественных текстов в соответствии с коммуникативной задачей.
| -Продуцировать тексты различной коммуникативно-жанровой, функционально-смысловой и функционально-стилистической принадлежности в соответствии художественными и нехудожественными коммуникативными задачами;
- высказывать и аргументировать своё отношение к художественному произведению, к авторской позиции;
- дифференцированно использовать образно-выразительные средства для успешного достижения собственных коммуникативных целей и выражения собственной позиции.
| - Создавать собственный текст с опорой на предложенный;
- создавать собственный текст-рассуждение;
- уметь соблюдать основные коммуникативные качества речи: правильность, логичность, смысловую точность, выразительность;
- составлять характеристику литературных героев (автора текста);
- оценивать события и поступки персонажей текстов в соответствии с конкретно-историческим контекстом эпохи;
- определять собственную позицию в составленных текстах;
- создавать собственный текст с использованием разнообразных художественных средств.
|
VI. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
VII. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ
IX-A. МОДЕЛЬ ТЕСТА
ЗАДАНИЕ A. (43 б.)
1. Выпишите из текста 6 слов или словосочетаний, семантически связанных с понятием «война» 4 б.
2. Выпишите из текста слово «солнце» (оно встречается в тексте 6 раз). В 2-3-х предложениях прокомментируйте его использование в тексте. 4 б.
3. Объясните постановку запятых в предложении, выделенном курсивом. 4 б.
4. Выпишите из текста 3 словосочетания, которые свидетельствуют о растерянности Николая Ростова в первом сражении. 3 б.
5. Выпишите из текста художественные средства (одно сравнение, одна метафора, один эпитет). Прокомментируйте каждое с помощью одного предложения (всего три предложения). 9 б.
6. Прокомментируйте в 2-3-х предложениях внутренний монолог главного героя (2-ой абзац). 6 б.
7. В 2-3-х предложениях выразите собственное отношение к выделенной в тексте фразе. 6 б.
8. В 1-2-х предложениях определите художественную роль восклицательных знаков во 2-ом абзаце. 2 б.
9. Подберите заглавие к данному тексту и в 2-3-х предложениях объясните свой выбор. 5 б.
ЗАДАНИЕ Б. (25 б.)
В романе «Война и мир» Лев Толстой называет войну событием, противным «человеческому разуму и всей человеческой природе». Опираясь на данное высказывание, выразите свое отношение к проблеме «Человек и война» в форме эссе (1-1,5 страницы). При написании эссе вы должны учесть следующие требования:
· Раскройте взгляды Л.Н.Толстого на войну;
· Приведите примеры произведений русской литературы 20-го века (не менее двух), в которых раскрывается тема отношения человека к войне, и аргументируйте выбор произведений;
· Опираясь на жизненный опыт и наблюдения, выразите собственное отношение к данной проблеме; аргументируйте свои выводы;
· Используйте в тексте не менее трех художественных средств(эпитет, метафора, сравнение).
Задание А
Тестовые задания
| Критерии оценивания
| Всего баллов
| 1. Выпишите из текста 6 слов или словосочетаний, семантически связанных с понятием «война»
| Всего 4 балла.
4 балла – если выписано правильно 6 слов или словосочетаний.
3 балла - если выписано правильно 5 слов или словосочетаний.
2 балла - если выписано правильно 4 слова или словосочетания.
1 балл - если выписано правильно 2 слова или словосочетания.
0 баллов - если выписано правильно менее 2 слов или словосочетаний.
|
| 2. Выпишите из текста слово «солнце» (оно встречается в тексте 6 раз). В 2-3-х предложениях прокомментируйте его использование в тексте.
| Всего 4 балла.
4 балла – если слово «солнце» прокомментировано правильно.
2 балла – если есть неточности в комментировании слова «солнце».
0 баллов - если слово «солнце» прокомментировано неправильно.
|
| 3. Объясните постановку запятых в предложении, выделенном курсивом.
| Всего 4 балла.
4 балла – если если правильно объяснена постановка каждой запятой.
2 балла – если допущена 1 ошибка в объяснении постановки запятых.
1 балл - если допущено 2 ошибки в объяснении постановки запятых.
|
| 4. Выпишите из текста 3 словосочетания,которые свидетельствуют о растерянности Николая Ростова в первом сражении.
| Всего 3 балла.
По 1 баллу за каждое правильно выписанное словосочетание.
|
| 5. Выпишите из текста художественные средства (одно сравнение, одна метафора, один эпитет). Прокомментируйте каждое с помощью одного предложения (всего три предложения).
| Всего 9 баллов.
3 балла – по 1 баллу за каждое правильно выписанное художественное средство.
6 баллов – по 2 балла за каждый адекватный комментарий художественого средства.
(в случае правильно выполненн за правильное построение всех предложений;
ого требования тестового задания)
|
| 6. Прокомментируйте в 2-3-х предложениях внутренний монолог главного героя (2-ой абзац).
| Всего 6 баллов.
4 балла – за адекватно выполненный комментарий.
2 балла – если есть неточности в составлении комментария.
0 баллов – если комментарий неадекватен.
2 балла – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи;
1 балл – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи;
0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи.
|
| 7. В 2-3-х предложениях выразите собственное отношение к выделенной в тексте фразе.
| Всего 6 баллов.
4 балла- самостоятельность полная, личностная позиция выражена;
2 балла- самостоятельность неполная, личностная позиция выражена недостаточно четко;
0 баллов – самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена.
2 балла – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи;
1 балл – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи;
0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи.
|
| 8. В 1-2-х предложениях определите художественную роль восклицательных знаков во 2-ом абзаце.
| Всего 2 балла
2 балла –за адекватный комментарий художественной роли восклицательных знаков;
0 баллов - за неадекватный комментарий художественной роли восклицательных знаков
|
| 9. Подберите заглавие к данному тексту и в 2-3-х предложениях объясните свой выбор.
| Всего 5 баллов
2 балла –за правильно подобранное заглавие к тексту
0 баллов –за неправильно подобранное заглавие к тексту
3 балла –за логическиправильное построение высказывания;
1 балл –если есть незначительное нарушение в логчском построении высказывания
0 баллов – если нарушена логика в построении высказывания.
(в случае правильно выполненного требования тестового задания)
|
|
Задание Б
Задание
| Структурированное эссе
| Всего баллов
| В романе «Война и мир» Лев Толстой называет войну событием, противным «человеческому разуму и всей человеческой природе». Опираясь на данное высказывание, выразите свое отношение к проблеме «Человек и война» в форме эссе (1-1,5 страницы). При написании эссе вы должны учесть следующие требования:
*Раскройте взгляды Л.Н.Толстого на войну;
*Приведите примеры произведений русской литературы 20-го века (не менее двух), в которых раскрывается тема отношения человека к войне, и аргументируйте выбор произведений;
*Опираясь на жизненный опыт и наблюдения, выразите собственное отношение к данной проблеме; аргументируйте свои выводы;
*Используйте в эссе не менее трех художественных средств (эпитет, метафора, сравнение).
| а) Соответствие содержания ответа предложенному вопросу:
6 баллов – за полное соответствие содержания ответа предложенному вопросу;
4 балла - за незначительное отклонение в содержании ответа;
2 балла - за отклонения в содержании ответа;
0 баллов - за несоответствие содержания ответа предложенному вопросу.
б) Аргументированность, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи (правильности, логичности, смысловой точности, выразительности):
9 баллов – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи;
6 баллов – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи;
4 балла – за нарушения аргументации и отклонения от основных коммуникативных качеств речи;
2 балла – за частичную аргументацию и значительные отклонения от коммуникативных качеств речи;
0 баллов - за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи.
в) Правильность и полнота использования фактического материала:
5 баллов - материал использован правильно и полно;
3 балла- материал использован неполно;
0 баллов - фактический материал отсутствует.
г)Самостоятельность и отражение личностной позиции ученика:
5 баллов - самостоятельность полная, личностная позиция выражена и аргументирована;
3 балла- самостоятельность полная, личностная позиция выражена, но не полностью аргументирована;
1 балл - самостоятельность неполная, личностная позиция выражена, но не полностью аргументирована;
0 баллов – самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена.
| 25 б.
| Грамотность и оформление
Грамотность и оформление экзаменационной работы:
Всего 20 баллов:
а) Орфографические ошибки:
7 баллов – если нет ни одной ошибки;
6-5 баллов -если допущено 1 – 2 ошибки;
4-3 балла – если допущено 3 – 4 ошибки;
2-1 балл –если допущено 5-6 ошибок;
0 баллов – если допущено более 6 ошибок.
б) Пунктуационные ошибки:
7 баллов – если нет ни одной ошибки;
6-5 баллов -если допущено 1 – 2 ошибки;
4-3 балла – если допущено 3 – 4 ошибки;
1 балл –если допущено 5-6 ошибок;
0 баллов – если допущено более 6 ошибок.
в) Грамматические и речевые ошибки:
4 балла – если нет ни одной ошибки;
3-2 балла – если допущено 1-2 ошибки;
1 балл – если допущено 3 – 4 ошибки;
0 баллов – если допущено более 4-х ошибок.
г) Каллиграфическое оформление работы:
1 балл –если работа выполнена в соответствии с требованиями каллиграфии;
0 баллов -если работа не соответствует требованиям каллиграфии.
д) Культура письменного оформления работы:
1балл - если работа выполнена в соответствии с требованиями культуры письма;
0 баллов - если работа не соответствует требованиям культуры письма.
| 20 б.
|
РЕАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
IX- Б. МОДЕЛЬ ТЕСТА
ЗАДАНИЕ A. (38 б.)
1. Подберите по одному синониму к выделенным в словосочетании словам: 4 б.
Чувство бесило
Циническая брань
Вдруг ему представится
Равнодушное презрение
2. Выпишите из текста 3 словосочетания с эпитетами, которые использует главный герой для описания внешности Анны Сергеевны Одинцовой. 4 б.
3. Составьте по одному предложению с каждым из данных слов и словосочетаний: 4 б.
Романтический, рыцарские чувства, женская красота.
4. Опираясь на текст, в 3-х предложениях объясните противоречивость душевного состояния Евгения Базарова. 6 б.
5. Найдите в тексте опровержение фразе, сказанной главным героем: «Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась». Приведите 3 аргумента (фразы из текста). 3 б.
6. В 3-4-х предложениях выскажите свое отношение к содержанию данной фразы: Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни... 6 б.
7. Выпишите из текста 5 глаголов, которые передают высокую степень эмоционального состояния Евгения Базарова. 6 б.
8. Раскройте в 2-3-х предложениях основную мысль данного текста, опираясь на следующее высказывание: «... разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования?» (А.И.Куприн) 5 б.
ЗАДАНИЕ Б. (25 б.)
Взяв за основу высказывание А.И.Куприна, напишите эссе (1-1,5 страницы) на тему: «Любовь – величайшая тайна в мире». В своем эссе вы должны учесть следующие требования:
· Выразите собственное отношение к проблеме и аргументируйте его (не менее 3-х аргументов);
· Продемонстрируйте на примере 2-3-х произведений русской литературы 20-го века сложность и многогранность этого чувства;
· Аргументируйте выбор этих произведений;
· Сформулируйте 3 вывода об общечеловеческой ценности такого чувства, как любовь.
Задание А
Тестовые задания
| Критерии оценивания
| Всего баллов
| 1. Подберите по одному синониму к выделенным в словосочетании словам:
Чувство бесило
Циническая брань
Вдруг ему представится
Равнодушное презрение
| Всего 4 балла.
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
|
| 2. Выпишите из текста 3 словосочетания с эпитетами, которые использует главный герой для описания внешности Анны Сергеевны Одинцовой.
| Всего 3 балла.
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
|
| 3. Составьте по одному предложению с каждым из данных слов и словосочетаний: Романтический, рыцарские чувства, женская красота.
| Всего 5 баллов.
а) 3 балла – по 1 баллуза правильное использование каждого слова или словосочетания в собственных предложениях;
б) 2 балла – за правильное построение всех предложений;
1 балл - за правильное построение 2 предложений;
(в случае правильно выполненного требования тестового задания)
|
| 4. Опираясь на текст, в 3-х предложениях объясните противоречивость душевного состояния Евгения Базарова.
| Всего 6 баллов.
4 балла – за адекватное объяснение.
2 балла – если есть неточности в объяснении.
0 баллов – если объяснение неадекватное.
2 балла – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи;
1 балл – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи;
0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи.
|
| 5. Найдите в тексте опровержение фразе, сказанной главным героем: «Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась». Приведите 3 аргумента (фразы из текста).
| Всего 3 балла.
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
|
| 6. В 3-4-х предложениях выскажите свое отношение к содержанию данной фразы: «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни...»
| Всего 6 баллов.
4 балла- самостоятельность полная, личностная позиция выражена;
2 балла- самостоятельность неполная, личностная позиция выражена недостаточно четко;
0 баллов – самостоятель |
|