В цикле экзаменационных предметов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В цикле экзаменационных предметов.



РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Экзаменационная программа по русскому языку и литературе

для соискателей диплома бакалавра

(классы гуманитарного и реального профиля)

2012-2013 учебный год

Авторы программы:

- ГОРБАЧЕВА Нина Анатольевна, доктор педагогики, консультант Министерства просвещения Республики Молдова, координатор.

- БРИЖАТЮК Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей дидактической степени, теоретический лицей им.Н.В.Гоголя.

 

Рецензенты:

- Волковская Мария Александровна, доктор педагогики, конференциар, Институт педагогических наук, Кишинэу.

- Герлован Ольга Константиновна, доктор филологии, конференциар университар, ТГУ.

- Каламанова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей дидактической степени, теоретический лицей им. А.С.Пушкина, Кишинэу.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение.

II. Статус предмета «Русский язык и литература» в цикле экзаменационных предметов лицейского звена.

III. Базовые/трансверсальные компетенции и межпредметные компетенции для лицейского образования.

IV. Специфические компетенции предмета «Русский язык и литература».

V. Ориентиры-характеристики успешности подготовки к экзамену.

VI. Примеры тестовых заданий.

VII. Содержание контроля.

VIII. Матрица спецификаций (гуманитарный и реальный профиль).

IX. Модель теста (гуманитарный и реальный профиль).

X. Барем к тесту (гуманитарный и реальный профиль).

XI. Библиография.

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Экзаменационная программа по русскому языку и литературе для лицейского звена разработана в соответствии с установками и рекомендациями Национального куррикулума по проверке и оцениванию школьных результатов. Содержание данной программы соотносится с содержанием действующего куррикулума по русскому языку и литературе для лицеев. Программа является регламентирующим и нормативным документом, обязательным для исполнения.

Документ адресован как учителям, так и учащимся лицеев. Он содержит информацию о характере, структуре и содержании экзамена по русскому языку и литературе. Ориентация на систему базовых, межпредметных и специфических компетенций, цели итогового контроля, образцы-варианты примерных тестовых заданий и модели тестов для классов гуманитарного и реального профиля помогут учителям выбрать правильное направление для качественной подготовки учащихся к успешной сдаче итогового экзамена по предмету.

Цели программы:

1. Качественно подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку и литературе за курс лицейского обучения;

2. Содействовать объективной оценке знаний и способностей учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.

 

II. СТАТУС ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

В ЦИКЛЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ПРЕДМЕТОВ.

 

В системе итогового контроля и оценивания экзамен по русскому языку и литературе является одним из обязательных экзаменов для соискателей диплома бакалавра в классах реального и гуманитарного профиля.

Он проводится в письменной форме в течение трех астрономических часов (180 минут).

Экзаменационная работа представляет собой тест, составленный на основе художественного текста и заданий к нему. Задания теста направлены на объективную проверку сформированности компетенций учащихся по русскому языку и литературе за курс лицейского обучения.

Структура тестов для гуманитарного и реального профиля составлена по единой модели, но количество заданий, а также их содержание будут различными в каждом профиле (в соответствии с программным содержанием предметного куррикулума по каждому профилю и целями контроля результатов обучения, обозначенными в программе). Каждое задание теста оценивается определенным количеством баллов (они расположены с правой стороны страницы), которые может получить кандидат в случае успешного его выполнения.

Тестовые задания направлены на выявление уровня речевой и художественной культуры выпускников посредством осознания ими ценностей литературы как вида искусства, интерпретации литературных феноменов, адекватного использования языковых ресурсов.

Ориентация на компетенции предполагает, что учащиеся в течение лицейского периода изучения предмета активно включаются в процесс интерпретации литературных и нелитературных текстов, анализ разнообразных коммуникативных ситуаций, проникают в смысл и художественное своеобразие конкретных произведений. Сформированность данных компетенций они должны продемонстрировать при выполнении тестовых заданий. Поскольку экзаменационное испытание проводится в письменной форме, выпускники обязаны представить его в соответствии с требованиями культуры оформления письменных высказываний.

Тест для классов гуманитарного профиля (5 часов в неделю; всего за период лицейского обучения – 480 часов) состоит из большего количества заданий, предполагает расширенное использование теоретико-литературных и лингвистических понятий, больший объем работы.

Часть А состоит из 10-12 заданий разного уровня сложности, направленных на восприятие, понимание, анализ, интерпретацию знакомого или незнакомого художественного текста/фрагмента (прозаического или поэтического), характеристику и оценку языковых фактов и явлений, использованных в нем.

Часть Б включает в себя составление структурированного эссе (1-1,5страницы), основная цель которого – проверить умения и навыки учащихся создавать собственный текст на основе предлагаемых ориентиров. Содержание эссе направлено на раскрытие проблемы, сопоставительный анализ произведений и их героев, определение места и роли произведения в истории развития русской литературы, оценка произведений в контексте современности, выявление взаимосвязи литературы 19-21-го вв.

Тест для классов реального профиля (4 часа в неделю; всего за период лицейского обучения – 384 часа) состоит из меньшего количества заданий, ориентирован на реализацию целей контроля применительно к специфике профиля, направлен на проверку общего понимания и интерпретацию художественного текста на уровне идейно-тематического содержания и выявления роли художественно-изобразительных средств.

Часть А состоит из 8-10 заданий разного уровня сложности, направленных на понимание и интерпретацию знакомого художественного текста/фрагмента (прозаического или поэтического).

Часть Б включает в себя составление структурированного эссе (1-1,5 страницы), основная цель которого – проверить умения и навыки учащихся создавать собственный текст на основе предложенных ориентиров. Основой для эссе могут быть высказывания критиков, литературоведов, ученых и т.д. по какой-либо проблеме произведения, требующие аргументации, выражения собственной точки зрения; фрагменты из незнакомых произведений, ассоциативно связанные с текстом из части А, требующие проведения тех или иных аналогий (герой, проблема, авторская позиция и т.д.).

III. БАЗОВЫЕ/ТРАНСВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ДЛЯ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

Система базовых/трансверсальных компетенций, установленных для образовательной системы Республики Молдова, основывается на системе ключевых компетенций, разработанных Европейской Комиссией.

Компетенции учения/научиться учиться

· Овладение методологией интегрирования базовых знаний о природе, человеке и обществе с целью удовлетворения потребностей и осуществления действий по улучшению качества личной и общественной жизни.

Компетенции общения на родном языке/государственном языке

· Аргументированное общение на родном языке/государственном языке в реальных жизненных ситуациях.

· Общение на аргументированном научном языке.

Компетенции общения на одном из иностранных языков

· Общение на одном из иностранных языков.

· Аргументированное общение на одном из иностранных языков в реальных жизненных ситуациях.

IV. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА».

1. Овладение знаниями о системе языка и речи (речь устная и письменная, диалог, монолог, сфера и ситуация речевого общения.

2. Распознавание особенностей разговорной и книжной речи.

3. Логическое, стилистически оправданное изложение собственных мыслей в процессе устного и письменного общения.

4. Воспроизведение и создание в письменной форме текстов различной функционально- стилистической и смысловой принадлежности.

5. Определение признаков текста как единицы связной речи и продукта речевой деятельности.

6. Понимание значимости языка как средства общения и взаимодействия людей в обществе; соблюдение норм русского литературного языка в различных ситуациях устного и письменного общения

7. Адекватное использование языковых средств для продуктивного общения.

8. Использование языка для познания истории, традиций, национальных и мировых культурных ценностей.

9. Слушание, чтение, интерпретация художественных текстов

10. Использование основных литературоведческих понятий и образных средств для анализа художественных и нехудожественных текстов.

11. Составление художественных и нехудожественных текстов в соответствии с коммуникативной задачей.


V. ОРИЕНТИРЫ-ХАРАКТЕРИСТИКИ УСПЕШНОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

Специфические компетенции Субкомпетенции Цели контроля
1.Овладение знаниями о системе языка и речи (речь устная и письменная, диалог, монолог, сфера и ситуация речевого общения). -Понимать и аргументировать различие между понятиями«язык» и «речь»; - воспринимать основную и второстепенную информацию устных и письменных текстов; - адекватно оценивать сферу и ситуацию речевого общения; -осуществлять устное и письменное, монологическое и диалогическое общение на различные темы в соответствии с требованиями литературных норм. - Определять сферу и ситуацию речевого общения; - различать диалогическую и монологическую речь; - трансформировать прямую речь в косвенную и обратно; - адекватно использовать языковые средства применительно к сферам и ситуациям общения; - аргументировать выбор тем для составления собственных текстов; - адекватно соотносить формулы речевого этикета с коммуникативными ситуациями.
2.Распознавание особенностей разговорной и книжной речи. -Знать языковые особенности основных жанров функциональных стилей; - производить лингвостилистический анализ текста; -использовать выразительные возможности стилистических ресурсов русского языка; - оценивать и редактировать свои и чужие тексты различной функционально-стилистической принадлежности. - Правильно определять коммуникативно-жанровую принадлежность текста; -читать текст и определять его функционально-смысловую и функционально- стилистическую принадлежность; - перестраивать функционально-смысловой тип текста в соответствии с заданием; - выявлять и анализировать языковые особенности прочитанного текста; - выявлять в тексте стилистические ошибки и исправлять их.
3.Логическое, стилистически оправданное изложение собственных мыслей в процессе устного и письменного общения. -Создавать диалогические и монологические высказывания различных видов с целью решения коммуникативных задач; - использовать в собственной речевой практике выразительные возможности стилистических ресурсов русского языка; - оценивать и редактировать устные и письменные тексты с точки зрения эффективности достижения коммуникативных задач.   - Создавать собственные высказывания, построенные по функционально-смысловому типу (описание, повествование, рассуждение); - создавать тексты разной стилистической принадлежности с адекватным использованием образных средств; - завершать текст заданной функционально-смысловой и функционально-стилистической принадлежности; - совершенствовать предложенный текст (его часть) в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
4.Воспроизведение и создание в письменной форме текстов различной функционально- стилистической и смысловой принадлежности. - Подробно, сжато, выборочно излагать прослушанные и прочитанные тексты с использованием различных видов опор; - воспроизводить в письменной форме прослушанные и прочитанные тексты с использованием различных приемов свертывания текста; - создавать собственные высказывания в письменной форме с соблюдением норм современного русского литературного языка. - Определять значение слов в контексте; - подбирать и записывать к указанным словам данного текста синонимы, антонимы, омонимы; - письменно отвечать на вопросы по содержанию текстов различных жанров и стилей; - сжато передавать содержание прочитанного текста в письменной форме; - находить в тексте эмоционально-экспрессивные и художественные средства, используемые для характеристики явлений, событий и персонажей; - конструировать монологические и диалогические высказывания в письменной форме на различные актуальные темы с выражением личностного отношения к проблеме - оформлять текст (высказывание) в соответствии с требованиями русской орфографии и пунктуации.
5.Определение признаков текста как единицы связной речи и продукта речевой деятельности. -Распознавать основные структурные и семантические признаки текста; - владеть основными видами анализа структуры и содержания художественных и нехудожественных текстов; - создавать собственные тексты различных стилистических, смысловых и жанровых типов. -оценивать и редактировать собственные и чужие тексты с позиций стиля, речевого оформления и норм правописания. - Правильно определять основные признаки текста; - делить текст на смысловые части и обозначать композиционно-смысловые части текста; - составлять различные виды планов текста (вопросный, назывной, цитатный); - свертывать и развертывать внутритекстовую информацию; - находить в тексте информативно-значимые слова (словосочетания, предложения); - устанавливать содержательную связь между текстом и его заглавием; - озаглавливать текст; - составлять тексты различных смысловых типов, стилей и жанров на заданную и свободную темы; - редактировать чужие и собственные тексты в соответствии с литературными нормами устной и письменной речи.
6. Понимание значимости языка как средства общения и взаимодействия людей в обществе; соблюдение норм русского литературного языка в различных ситуациях устного и письменного общения. -Понимать значимость языка для человека и общества. - соблюдать в речевой практике нормы современного русского литературного языка; - дифференцировать нормы русского языка соответственно сфере и ситуации устной и письменной коммуникации. - Правильно употреблять терминологию по русскому языку; - находить языковые средства, относящиеся к одной тематической группе; - правильно использовать основные лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского литературного языка.
7. Адекватное использование языковых средств для продуктивного общения. -Знать основные структурные единицы языка, их функции, различительные признаки, грамматические категории; - определять функциональную роль различных структурных единиц языка в тексте; - осуществлять в собственной речевой практике выбор и организацию языковых средств в соответствии с целями и ситуацией общения. - Определять характеристику грамматических категорий русского языка, их функционально-стилистические и эмоционально-экпрессивные особенности в тексте; - совершенствовать предложенный текст (его часть) в соответствии с нормами современного русского литературного языка; - создавать собственные тексты различной коммуникативной направленности с грамотным и мотивированным употреблением структурных единиц русского языка.
8. Использование языка для познания истории, традиций, национальных и мировых культурных ценностей. - Выявлять возможности языковых средств в понимании духовно-нравственных ценностей русского народа при чтении произведений русской литературы; - относиться к языку как средству обеспечения диалога культур и инструменту саморазвития и самореализации в обществе. -Находить в тексте информативно-значимые слова (словосочетания, предложения) и соотносить их содержание с принадлежностью к русской культуре, со своей жизненной позицией; - выявлять национальные и мировые культурные ценности в прочитанном тексте; - рассматривать содержание прочитанного текста как источник обеспечения диалога русской культуры с культурами других народов Молдовы; - анализировать функционально-стилистическую и эмоционально-экспрессивную функцию языковых средств в произведениях русской литературы.
9.Слушание, чтение, интерпретация художественных текстов. -Знать и понимать содержание, идейно-тематическое и жанровое своеобразие художественных произведений, рекомендованных предметным куррикулумом; - понимать своеобразие художественной литературы как искусства слова и её роль в обществе в различные исторические эпохи; - распознавать основные черты литературных направлений, стилей, жанров. - знать основные этапы жизненного и творческого пути выдающихся писателей и поэтов; - сопоставлять литературные и жизненные ситуации, оценивая действительность с нравственно-эстетических позиций, выстраивая понимание человеческого опыта во многих направлениях (философском, этическом и т.д.). - представлять сюжетные линии, фрагменты сюжета, систему персонажей, способы и приемы художественной речи (в пределах допустимого объема); - комментировать ценности (идеи, проблемы, отношения), выявленные при чтении художественных текстов -Аргументированно определять и интерпретировать проблематику художественного текста и соотносить её с исторической эпохой; - вычленять содержательно-фактуальную, содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую информацию художественного текста; -анализировать систему образов и образ автора в художественном тексте; - уметь находить в художественном тексте информативно-значимые слова (словосочетания, предложения) и соотносить их с конкретно-историческим и общечеловеческим содержанием; -выражать личностное отношение к проблематике художественного текста и соотнесить её с современностью; - сравнивать прочитанное художественное произведение русской литературы с произведениями по данной тематике (проблематике) зарубежной литературы, с произведениями писателей Республики Молдова, с произведениями других видов искусств.
10. Использование основных литературоведческих понятий и образных средств для анализа художественных и нехудожественных текстов. - Производить литературоведческий, лингвостилистический анализ текстов различной коммуникативно-жанровой, функционально-смысловой и функционально-стилистической принадлежности; - применять различные стратегии для самостоятельного осмысления, интерпретации художественных и нехудожественных текстов и оценки их эстетической значимости.   -Определять функциональное назначение основных литературоведческих и лингвистических понятий, изобразительно-выразительных средств (тропов и стилистических фигур) в художественном и нехудожественном тексте; -соотносить выбранный вид анализа и интерпретации художественного и нехудожественного текста с его стилистической, смысловой, жанровой принадлежностью и коммуникативной задачей; -адекватно употреблять литературоведческие и лингвистические понятия для анализа художественного и нехудожественного текста.
11.Составление художественных и нехудожественных текстов в соответствии с коммуникативной задачей. -Продуцировать тексты различной коммуникативно-жанровой, функционально-смысловой и функционально-стилистической принадлежности в соответствии художественными и нехудожественными коммуникативными задачами; - высказывать и аргументировать своё отношение к художественному произведению, к авторской позиции; - дифференцированно использовать образно-выразительные средства для успешного достижения собственных коммуникативных целей и выражения собственной позиции. - Создавать собственный текст с опорой на предложенный; - создавать собственный текст-рассуждение; - уметь соблюдать основные коммуникативные качества речи: правильность, логичность, смысловую точность, выразительность; - составлять характеристику литературных героев (автора текста); - оценивать события и поступки персонажей текстов в соответствии с конкретно-историческим контекстом эпохи; - определять собственную позицию в составленных текстах; - создавать собственный текст с использованием разнообразных художественных средств.

 

VI. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

VII. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ

IX-A. МОДЕЛЬ ТЕСТА

ЗАДАНИЕ A. (43 б.)

 

1. Выпишите из текста 6 слов или словосочетаний, семантически связанных с понятием «война» 4 б.

2. Выпишите из текста слово «солнце» (оно встречается в тексте 6 раз). В 2-3-х предложениях прокомментируйте его использование в тексте. 4 б.

3. Объясните постановку запятых в предложении, выделенном курсивом. 4 б.

4. Выпишите из текста 3 словосочетания, которые свидетельствуют о растерянности Николая Ростова в первом сражении. 3 б.

5. Выпишите из текста художественные средства (одно сравнение, одна метафора, один эпитет). Прокомментируйте каждое с помощью одного предложения (всего три предложения). 9 б.

6. Прокомментируйте в 2-3-х предложениях внутренний монолог главного героя (2-ой абзац). 6 б.

7. В 2-3-х предложениях выразите собственное отношение к выделенной в тексте фразе. 6 б.

8. В 1-2-х предложениях определите художественную роль восклицательных знаков во 2-ом абзаце. 2 б.

9. Подберите заглавие к данному тексту и в 2-3-х предложениях объясните свой выбор. 5 б.

 

 

ЗАДАНИЕ Б. (25 б.)

 

В романе «Война и мир» Лев Толстой называет войну событием, противным «человеческому разуму и всей человеческой природе». Опираясь на данное высказывание, выразите свое отношение к проблеме «Человек и война» в форме эссе (1-1,5 страницы). При написании эссе вы должны учесть следующие требования:

· Раскройте взгляды Л.Н.Толстого на войну;

· Приведите примеры произведений русской литературы 20-го века (не менее двух), в которых раскрывается тема отношения человека к войне, и аргументируйте выбор произведений;

· Опираясь на жизненный опыт и наблюдения, выразите собственное отношение к данной проблеме; аргументируйте свои выводы;

· Используйте в тексте не менее трех художественных средств(эпитет, метафора, сравнение).


Задание А

Тестовые задания Критерии оценивания Всего баллов
1. Выпишите из текста 6 слов или словосочетаний, семантически связанных с понятием «война»   Всего 4 балла. 4 балла – если выписано правильно 6 слов или словосочетаний. 3 балла - если выписано правильно 5 слов или словосочетаний. 2 балла - если выписано правильно 4 слова или словосочетания. 1 балл - если выписано правильно 2 слова или словосочетания. 0 баллов - если выписано правильно менее 2 слов или словосочетаний.  
2. Выпишите из текста слово «солнце» (оно встречается в тексте 6 раз). В 2-3-х предложениях прокомментируйте его использование в тексте. Всего 4 балла. 4 балла – если слово «солнце» прокомментировано правильно. 2 балла – если есть неточности в комментировании слова «солнце». 0 баллов - если слово «солнце» прокомментировано неправильно.  
3. Объясните постановку запятых в предложении, выделенном курсивом. Всего 4 балла. 4 балла – если если правильно объяснена постановка каждой запятой. 2 балла – если допущена 1 ошибка в объяснении постановки запятых. 1 балл - если допущено 2 ошибки в объяснении постановки запятых.  
4. Выпишите из текста 3 словосочетания,которые свидетельствуют о растерянности Николая Ростова в первом сражении.   Всего 3 балла. По 1 баллу за каждое правильно выписанное словосочетание.  
5. Выпишите из текста художественные средства (одно сравнение, одна метафора, один эпитет). Прокомментируйте каждое с помощью одного предложения (всего три предложения).   Всего 9 баллов. 3 балла – по 1 баллу за каждое правильно выписанное художественное средство. 6 баллов – по 2 балла за каждый адекватный комментарий художественого средства. (в случае правильно выполненн за правильное построение всех предложений; ого требования тестового задания)    
6. Прокомментируйте в 2-3-х предложениях внутренний монолог главного героя (2-ой абзац). Всего 6 баллов. 4 балла – за адекватно выполненный комментарий. 2 балла – если есть неточности в составлении комментария. 0 баллов – если комментарий неадекватен. 2 балла – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи; 1 балл – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи; 0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи.  
7. В 2-3-х предложениях выразите собственное отношение к выделенной в тексте фразе.   Всего 6 баллов. 4 балла- самостоятельность полная, личностная позиция выражена; 2 балла- самостоятельность неполная, личностная позиция выражена недостаточно четко; 0 баллов самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена. 2 балла – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи; 1 балл – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи; 0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи.  
8. В 1-2-х предложениях определите художественную роль восклицательных знаков во 2-ом абзаце. Всего 2 балла 2 балла –за адекватный комментарий художественной роли восклицательных знаков; 0 баллов - за неадекватный комментарий художественной роли восклицательных знаков  
9. Подберите заглавие к данному тексту и в 2-3-х предложениях объясните свой выбор.   Всего 5 баллов 2 балла –за правильно подобранное заглавие к тексту 0 баллов –за неправильно подобранное заглавие к тексту 3 балла –за логическиправильное построение высказывания; 1 балл –если есть незначительное нарушение в логчском построении высказывания 0 баллов – если нарушена логика в построении высказывания. (в случае правильно выполненного требования тестового задания)  

Задание Б

 

Задание Структурированное эссе Всего баллов
В романе «Война и мир» Лев Толстой называет войну событием, противным «человеческому разуму и всей человеческой природе». Опираясь на данное высказывание, выразите свое отношение к проблеме «Человек и война» в форме эссе (1-1,5 страницы). При написании эссе вы должны учесть следующие требования: *Раскройте взгляды Л.Н.Толстого на войну; *Приведите примеры произведений русской литературы 20-го века (не менее двух), в которых раскрывается тема отношения человека к войне, и аргументируйте выбор произведений; *Опираясь на жизненный опыт и наблюдения, выразите собственное отношение к данной проблеме; аргументируйте свои выводы; *Используйте в эссе не менее трех художественных средств (эпитет, метафора, сравнение). а) Соответствие содержания ответа предложенному вопросу: 6 баллов – за полное соответствие содержания ответа предложенному вопросу; 4 балла - за незначительное отклонение в содержании ответа; 2 балла - за отклонения в содержании ответа; 0 баллов - за несоответствие содержания ответа предложенному вопросу. б) Аргументированность, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи (правильности, логичности, смысловой точности, выразительности): 9 баллов – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи; 6 баллов – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи; 4 балла – за нарушения аргументации и отклонения от основных коммуникативных качеств речи; 2 балла – за частичную аргументацию и значительные отклонения от коммуникативных качеств речи; 0 баллов - за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи. в) Правильность и полнота использования фактического материала: 5 баллов - материал использован правильно и полно; 3 балла- материал использован неполно; 0 баллов - фактический материал отсутствует. г)Самостоятельность и отражение личностной позиции ученика: 5 баллов - самостоятельность полная, личностная позиция выражена и аргументирована; 3 балла- самостоятельность полная, личностная позиция выражена, но не полностью аргументирована; 1 балл - самостоятельность неполная, личностная позиция выражена, но не полностью аргументирована; 0 баллов самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена. 25 б.

Грамотность и оформление

 

Грамотность и оформление экзаменационной работы: Всего 20 баллов: а) Орфографические ошибки: 7 баллов – если нет ни одной ошибки; 6-5 баллов -если допущено 1 – 2 ошибки; 4-3 балла – если допущено 3 – 4 ошибки; 2-1 балл –если допущено 5-6 ошибок; 0 баллов – если допущено более 6 ошибок. б) Пунктуационные ошибки: 7 баллов – если нет ни одной ошибки; 6-5 баллов -если допущено 1 – 2 ошибки; 4-3 балла – если допущено 3 – 4 ошибки; 1 балл –если допущено 5-6 ошибок; 0 баллов – если допущено более 6 ошибок. в) Грамматические и речевые ошибки: 4 балла – если нет ни одной ошибки; 3-2 балла – если допущено 1-2 ошибки; 1 балл – если допущено 3 – 4 ошибки; 0 баллов – если допущено более 4-х ошибок. г) Каллиграфическое оформление работы: 1 балл –если работа выполнена в соответствии с требованиями каллиграфии; 0 баллов -если работа не соответствует требованиям каллиграфии. д) Культура письменного оформления работы: 1балл - если работа выполнена в соответствии с требованиями культуры письма; 0 баллов - если работа не соответствует требованиям культуры письма. 20 б.

 

 


РЕАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

IX- Б. МОДЕЛЬ ТЕСТА

ЗАДАНИЕ A. (38 б.)

1. Подберите по одному синониму к выделенным в словосочетании словам: 4 б.

Чувство бесило

Циническая брань

Вдруг ему представится

Равнодушное презрение

2. Выпишите из текста 3 словосочетания с эпитетами, которые использует главный герой для описания внешности Анны Сергеевны Одинцовой. 4 б.

3. Составьте по одному предложению с каждым из данных слов и словосочетаний: 4 б.

Романтический, рыцарские чувства, женская красота.

4. Опираясь на текст, в 3-х предложениях объясните противоречивость душевного состояния Евгения Базарова. 6 б.

5. Найдите в тексте опровержение фразе, сказанной главным героем: «Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась». Приведите 3 аргумента (фразы из текста). 3 б.

6. В 3-4-х предложениях выскажите свое отношение к содержанию данной фразы: Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни... 6 б.

7. Выпишите из текста 5 глаголов, которые передают высокую степень эмоционального состояния Евгения Базарова. 6 б.

8. Раскройте в 2-3-х предложениях основную мысль данного текста, опираясь на следующее высказывание: «... разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования?» (А.И.Куприн) 5 б.

 

ЗАДАНИЕ Б. (25 б.)

Взяв за основу высказывание А.И.Куприна, напишите эссе (1-1,5 страницы) на тему: «Любовь – величайшая тайна в мире». В своем эссе вы должны учесть следующие требования:

· Выразите собственное отношение к проблеме и аргументируйте его (не менее 3-х аргументов);

· Продемонстрируйте на примере 2-3-х произведений русской литературы 20-го века сложность и многогранность этого чувства;

· Аргументируйте выбор этих произведений;

· Сформулируйте 3 вывода об общечеловеческой ценности такого чувства, как любовь.


Задание А



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.112.61 (0.077 с.)