Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Специфическая компетенция: Логическое, стилистически оправданное изложение собственных мыслей в процессе устного и письменного общения.
Субкомпетенции
| Цели контроля
| Примеры тестовых заданий
| Создавать диалогические и монологические высказывания различных видов с целью решения коммуникативных задач;
- использовать в собственной речевой практике выразительные возможности стилистических ресурсов русского языка;
- оценивать и редактировать устные и письменные тексты с точки зрения эффективности достижения коммуникативных задач.
| - Создавать собственные высказывания, построенные по функционально-смысловому типу (описание, повествование, рассуждение);
- создавать тексты разной стилистической принадлежности с адекватным использованием образных средств;
- завершать текст заданной функционально-смысловой и функционально-стилистической принадлежности;
- совершенствовать предложенный текст (его часть) в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
| 1. На основе данного монолога составьте текст-рассуждение (5-6 предложений) о собственных взаимоотношениях с обществом.
- Свет, общество! Ты, верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот свет и общество, чтоб отбить больше охоту быть там. Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит ими в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперёд, а что толку? (И.А.Гончаров «Обломов».)
2.В 3-4-х предложениях аргументируйте выбор тем для публичных выступлений: на школьной научной конференции, на защите проекта, на собрании в классе, перед родителями, перед пожилыми людьми, на вечеринке по поводу окончания школы и т.д.
Пушкин – национальный гений; Библия в мировой литературе; ХХ век и суеверия; Астрология – откровение или лженаука?; Что может компьютер?; Европейцы мы или азиаты?; Музыка в жизни молодежи; Рынок и человек в условиях рыночной экономики; Русская культура и православие; Массовая и элитарная культура; Престижное образование сегодня; Деньги и мораль.
3.Прочитайте фрагмент из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». В 5-7 предложениях предложите свой вариант концовки, соблюдая стилистическую целостность текста. Используйте в своем тексте 2 эпитета и 1 олицетворение.
Совесть пропала вдруг...почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилось возбужденному воображению, и вдруг...ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которая приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движение, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились: пошли грабежи и разбои. Началось всеобщее разорение.
А бедняжка-совесть лежала, между тем, на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя...
4.Составьте текст-описание из 5-7 предложений, распространив следующие назывные предложения:
Ночь. Море. Звёзды. Маяк. Надежда.
5. Опираясь на следующее высказывание, напишите эссе (10-12 предложений).
Добрых людей на свете было и будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул. (По В.Астафьеву)
При написании эссе придерживайтесь следующих требований:
- назовите произведения русской литературы, в которых раскрывается данная проблема (не менее 2-х);
- прокомментируйте выбор этих произведений;
- раскройте свое отношение к данной проблеме и опыт ее решения;
- в своем тексте используйте все виды сложных предложений (не менее 4).
| 4. Специфическая компетенция: Воспроизведение и создание в письменной форме текстов различной функционально- стилистической и смысловой принадлежности.
Субкомпетенции
| Цели контроля
| Примеры тестовых заданий
| - Подробно, сжато, выборочно излагать прослушанные и прочитанные тексты с использованием различных видов опор;
- воспроизводить в письменной форме прослушанные и прочитанные тексты с использованием различных приемов свертывания текста;
- создавать собственные высказывания в письменной форме с соблюдением норм современного русского литературного языка.
| - Определять значение слов в контексте;
- подбирать и записывать к указанным словам данного текста синонимы, антонимы, омонимы;
- письменно отвечать на вопросы по содержанию текстов различных жанров и стилей;
- сжато передавать содержание прочитанного текста в письменной форме;
- находить в тексте эмоционально-экспрессивные и художественные средства, используемые для характеристики явлений, событий и персонажей;
- конструировать монологические и диалогические высказывания в письменной форме на различные актуальные темы с выражением личностного отношения к проблеме
- оформлять текст (высказывание) в соответствии с требованиями русской орфографии и пунктуации.
| 1.Прочитайте фрагмент из стихотворения А.С.Пушкина. В 1-2-х предложениях объясните контекстуальное значение выделенных слов.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
2. Подберите по одному синониму к выделенным в тексте словам.
…Из рейса, бывало, вернешься в город – понятно, первым делом в чайную: перехватить чего-нибудь. И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день – опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесанный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нему, спешу из рейса поскорее его увидеть. Около чайной он и кормился – кто что даст. (М.А.Шолохов «Судьба человека»)
3.Выпишите из текста сравнение, которое выражает отношение главного героя к его прежней жизни.
Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное из всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидел вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, - говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем-то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
4.Ответьте одним предложением на каждый из вопросов (текст к заданию 3).
А) Что заставило главного героя сравнить свою жизнь с волшебным фонарем?
Б) Каким предстает главный герой в своем внутреннем монологе?
В) Какие мысли и чувства вызывает у вас этот фрагмент?
5.Составьте тезисы (3) к данному тексту.
Несколько лет назад на вопрос корреспондента: «Что более всего вы цените в человеке?» - я, не задумываясь, ответила: «Талант». Сейчас я больше всего ценю в человеке естественность, потому что знаю, что это самое трудное в жизни и в искусстве. Это требует большой практики, постепенности, длительной привычки, образованности, вкуса, внутреннего такта, воспитания, таланта.
На актера это значение естественности можно перевести так:
Во-первых, актер естественен, если его игра соответствует жизненной роли персонажа, если он не выбивается из общего рисунка спектакля или фильма и если его игра соответствует современной актерской школе. И, наоборот, актер играет неестественно, если его исполнение соответствует скорее его жизненной роли, а не тому, кого он изображает… Если он упрямо остается самим собой.
Во-вторых, актер будет неестественен, если он не прислушивается к интуиции, если не слышит требований Природы и Красоты.
Естественность и в искусстве, и в жизни – это обостренный артистизм. Особое ощущение Красоты, Правды, восприятие их как жизненной реальности и высочайшей ценности в природе, в людях, в чувствах и мыслях. (А.Демидова)
6. Взяв за основу высказывание актрисы Аллы Демидовой (текст задания 5), напишите эссе (8-10 предложений), в котором выразите собственное понимание того, что такое естественность в человеке.
|
|