Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
III. Базовые/трансверсальные компетенции
Похожие статьи вашей тематики
И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ДЛЯ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Система базовых/трансверсальных компетенций, установленных для образовательной системы Республики Молдова, основывается на системе ключевых компетенций, разработанных Европейской Комиссией.
Компетенции учения/научиться учиться
· Овладение методологией интегрирования базовых знаний о природе, человеке и обществе с целью удовлетворения потребностей и осуществления действий по улучшению качества личной и общественной жизни.
Компетенции общения на родном языке/государственном языке
· Аргументированное общение на родном языке/государственном языке в реальных жизненных ситуациях.
· Общение на аргументированном научном языке.
Компетенции общения на одном из иностранных языков
· Общение на одном из иностранных языков.
· Аргументированное общение на одном из иностранных языков в реальных жизненных ситуациях.
Базовые компетенции в математике, естествознании и технологиях
· Организация личной деятельности в ситуациях постоянно меняющихся технологий.
· Приобретение и овладение базовыми знаниями в области математики, естественных наук и технологий, исходя из собственных потребностей.
· Реализация самостоятельных и творческих действий по охране окружающей среды в различных жизненных ситуациях.
Действенно-стратегические компетенции
· Планирование собственной деятельности, предвидение конечного результата, выдвижение предложений относительно разрешения проблемных ситуаций в различных областях.
· Реализация самостоятельных и творческих действий по охране окружающей среды в различных жизненных ситуациях.
Компетенции в области информационных и коммуникационных технологий
· Применение электронно-цифровых командных устройств в реальных ситуациях.
· Создание документов в информационной и коммуникационной областях и использование электронных услуг, в том числе услуг сети Интернет, в реальных ситуациях.
Межличностные, гражданские компетенции и компетенции в области морали
· Сотрудничество в рамках группы/команды, предупреждение конфликтов и уважение мнения коллег.
· Проявление активной гражданской позиции, солидарности и социальной сплоченности в рамках демократического общества.
· Осуществление действий в различных повседневных ситуациях на основе морально-духовных норм и ценностей.
Компетенции самопознания и самореализации
· Критическая самооценка собственной деятельности с целью непрерывного саморазвития и самореализации.
· Выбор здорового образа жизни.
· Адаптация к новым ситуациям и условиям.
Культурные, межкультурные компетенции (восприятие и создание ценностей)
· Восприятие ценностей своей национальной культуры и культур других национальностей с целью их творческого применения и личной самореализации.
· Толерантное восприятие межкультурных ценностей.
Предпринимательские компетенции
· Овладение знаниями и способностями предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики с целью самореализации в области предпринимательства.
· Осознанный выбор области будущей профессиональной деятельности.
IV. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА».
1. Овладение знаниями о системе языка и речи (речь устная и письменная, диалог, монолог, сфера и ситуация речевого общения.
2. Распознавание особенностей разговорной и книжной речи.
3. Логическое, стилистически оправданное изложение собственных мыслей в процессе устного и письменного общения.
4. Воспроизведение и создание в письменной форме текстов различной функционально- стилистической и смысловой принадлежности.
5. Определение признаков текста как единицы связной речи и продукта речевой деятельности.
6. Понимание значимости языка как средства общения и взаимодействия людей в обществе; соблюдение норм русского литературного языка в различных ситуациях устного и письменного общения
7. Адекватное использование языковых средств для продуктивного общения.
8. Использование языка для познания истории, традиций, национальных и мировых культурных ценностей.
9. Слушание, чтение, интерпретация художественных текстов
10. Использование основных литературоведческих понятий и образных средств для анализа художественных и нехудожественных текстов.
11. Составление художественных и нехудожественных текстов в соответствии с коммуникативной задачей.
V. ОРИЕНТИРЫ-ХАРАКТЕРИСТИКИ УСПЕШНОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Специфические компетенции
| Субкомпетенции
| Цели контроля
| 1.Овладение знаниями о системе языка и речи (речь устная и письменная, диалог, монолог, сфера и ситуация речевого общения).
| -Понимать и аргументировать различие между понятиями«язык» и «речь»;
- воспринимать основную и второстепенную информацию устных и письменных текстов;
- адекватно оценивать сферу и ситуацию речевого общения;
-осуществлять устное и письменное, монологическое и диалогическое общение на различные темы в соответствии с требованиями литературных норм.
| - Определять сферу и ситуацию речевого общения;
- различать диалогическую и монологическую речь;
- трансформировать прямую речь в косвенную и обратно;
- адекватно использовать языковые средства применительно к сферам и ситуациям общения;
- аргументировать выбор тем для составления собственных текстов;
- адекватно соотносить формулы
речевого этикета с коммуникативными ситуациями.
| 2.Распознавание особенностей разговорной и книжной речи.
| -Знать языковые особенности основных жанров функциональных стилей;
- производить лингвостилистический анализ текста;
-использовать выразительные возможности стилистических ресурсов русского языка;
- оценивать и редактировать свои и чужие тексты различной функционально-стилистической принадлежности.
| - Правильно определять коммуникативно-жанровую принадлежность текста;
-читать текст и определять его функционально-смысловую и функционально- стилистическую принадлежность;
- перестраивать функционально-смысловой тип текста в соответствии с заданием;
- выявлять и анализировать языковые особенности прочитанного текста;
- выявлять в тексте стилистические ошибки и исправлять их.
| 3.Логическое, стилистически оправданное изложение собственных мыслей в процессе устного и письменного общения.
| -Создавать диалогические и монологические высказывания различных видов с целью решения коммуникативных задач;
- использовать в собственной речевой практике выразительные возможности стилистических ресурсов русского языка;
- оценивать и редактировать устные и письменные тексты с точки зрения эффективности достижения коммуникативных задач.
| - Создавать собственные высказывания, построенные по функционально-смысловому типу (описание, повествование, рассуждение);
- создавать тексты разной стилистической принадлежности с адекватным использованием образных средств;
- завершать текст заданной функционально-смысловой и функционально-стилистической принадлежности;
- совершенствовать предложенный текст (его часть) в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
| 4.Воспроизведение и создание в письменной форме текстов различной функционально- стилистической и смысловой принадлежности.
| - Подробно, сжато, выборочно излагать прослушанные и прочитанные тексты с использованием различных видов опор;
- воспроизводить в письменной форме прослушанные и прочитанные тексты с использованием различных приемов свертывания текста;
- создавать собственные высказывания в письменной форме с соблюдением норм современного русского литературного языка.
| - Определять значение слов в контексте;
- подбирать и записывать к указанным словам данного текста синонимы, антонимы, омонимы;
- письменно отвечать на вопросы по содержанию текстов различных жанров и стилей;
- сжато передавать содержание прочитанного текста в письменной форме;
- находить в тексте эмоционально-экспрессивные и художественные средства, используемые для характеристики явлений, событий и персонажей;
- конструировать монологические и диалогические высказывания в письменной форме на различные актуальные темы с выражением личностного отношения к проблеме
- оформлять текст (высказывание) в соответствии с требованиями русской орфографии и пунктуации.
| 5.Определение признаков текста как единицы связной речи и продукта речевой деятельности.
| -Распознавать основные структурные и семантические признаки текста;
- владеть основными видами анализа структуры и содержания художественных и нехудожественных текстов;
- создавать собственные тексты различных стилистических, смысловых и жанровых типов.
-оценивать и редактировать собственные и чужие тексты с позиций стиля, речевого оформления и норм правописания.
| - Правильно определять основные признаки текста;
- делить текст на смысловые части и обозначать композиционно-смысловые части текста;
- составлять различные виды планов текста (вопросный, назывной, цитатный);
- свертывать и развертывать внутритекстовую информацию;
- находить в тексте информативно-значимые слова (словосочетания, предложения);
- устанавливать содержательную связь между текстом и его заглавием;
- озаглавливать текст;
- составлять тексты различных смысловых типов, стилей и жанров на заданную и свободную темы;
- редактировать чужие и собственные тексты в соответствии с литературными нормами устной и письменной речи.
| 6. Понимание значимости языка как средства общения и взаимодействия людей в обществе; соблюдение норм русского литературного языка в различных ситуациях устного и письменного общения.
| -Понимать значимость языка для человека и общества.
- соблюдать в речевой практике нормы современного русского литературного языка;
- дифференцировать нормы русского языка соответственно сфере и ситуации устной и письменной коммуникации.
| - Правильно употреблять терминологию по русскому языку;
- находить языковые средства, относящиеся к одной тематической группе;
- правильно использовать основные лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского литературного языка.
| 7. Адекватное использование языковых средств для продуктивного общения.
| -Знать основные структурные единицы языка, их функции, различительные признаки, грамматические категории;
- определять функциональную роль различных структурных единиц языка в тексте;
- осуществлять в собственной речевой практике выбор и организацию языковых средств в соответствии с целями и ситуацией общения.
| - Определять характеристику грамматических категорий русского языка, их функционально-стилистические и эмоционально-экпрессивные особенности в тексте;
- совершенствовать предложенный текст (его часть) в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- создавать собственные тексты различной коммуникативной направленности с грамотным и мотивированным употреблением структурных единиц русского языка.
| 8. Использование языка для познания истории, традиций, национальных и мировых культурных ценностей.
| - Выявлять возможности языковых средств в понимании духовно-нравственных ценностей русского народа при чтении произведений русской литературы;
- относиться к языку как средству обеспечения диалога культур и инструменту саморазвития и самореализации в обществе.
| -Находить в тексте информативно-значимые слова (словосочетания, предложения) и соотносить их содержание с принадлежностью к русской культуре, со своей жизненной позицией;
- выявлять национальные и мировые культурные ценности в прочитанном тексте;
- рассматривать содержание прочитанного текста как источник обеспечения диалога русской культуры с культурами других народов Молдовы;
- анализировать функционально-стилистическую и эмоционально-экспрессивную функцию языковых средств в произведениях русской литературы.
| 9.Слушание, чтение, интерпретация художественных текстов.
| -Знать и понимать содержание, идейно-тематическое и жанровое своеобразие художественных произведений, рекомендованных предметным куррикулумом;
- понимать своеобразие художественной литературы как искусства слова и её роль в обществе в различные исторические эпохи;
- распознавать основные черты литературных направлений, стилей, жанров.
- знать основные этапы жизненного и творческого пути выдающихся писателей и поэтов;
- сопоставлять литературные и жизненные ситуации, оценивая действительность с нравственно-эстетических позиций, выстраивая понимание человеческого опыта во многих направлениях (философском, этическом и т.д.).
- представлять сюжетные линии, фрагменты сюжета, систему персонажей, способы и приемы художественной речи (в пределах допустимого объема);
- комментировать ценности (идеи, проблемы, отношения), выявленные при чтении художественных текстов
| -Аргументированно определять и интерпретировать проблематику художественного текста и соотносить её с исторической эпохой;
- вычленять содержательно-фактуальную, содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую информацию художественного текста;
-анализировать систему образов и образ автора в художественном тексте;
- уметь находить в художественном тексте информативно-значимые слова (словосочетания, предложения) и соотносить их с конкретно-историческим и общечеловеческим содержанием;
-выражать личностное отношение к проблематике художественного текста и соотнесить её с современностью;
- сравнивать прочитанное художественное произведение русской литературы с произведениями по данной тематике (проблематике) зарубежной литературы, с произведениями писателей Республики Молдова, с произведениями других видов искусств.
| 10. Использование основных литературоведческих понятий и образных средств для анализа художественных и нехудожественных текстов.
| - Производить литературоведческий, лингвостилистический анализ текстов различной коммуникативно-жанровой, функционально-смысловой и функционально-стилистической принадлежности;
- применять различные стратегии для самостоятельного осмысления, интерпретации художественных и нехудожественных текстов и оценки их эстетической значимости.
| -Определять функциональное назначение основных литературоведческих и лингвистических понятий, изобразительно-выразительных средств (тропов и стилистических фигур) в художественном и нехудожественном тексте;
-соотносить выбранный вид анализа и интерпретации художественного и нехудожественного текста с его стилистической, смысловой, жанровой принадлежностью и коммуникативной задачей;
-адекватно употреблять литературоведческие и лингвистические понятия для анализа художественного и нехудожественного текста.
| 11.Составление художественных и нехудожественных текстов в соответствии с коммуникативной задачей.
| -Продуцировать тексты различной коммуникативно-жанровой, функционально-смысловой и функционально-стилистической принадлежности в соответствии художественными и нехудожественными коммуникативными задачами;
- высказывать и аргументировать своё отношение к художественному произведению, к авторской позиции;
- дифференцированно использовать образно-выразительные средства для успешного достижения собственных коммуникативных целей и выражения собственной позиции.
| - Создавать собственный текст с опорой на предложенный;
- создавать собственный текст-рассуждение;
- уметь соблюдать основные коммуникативные качества речи: правильность, логичность, смысловую точность, выразительность;
- составлять характеристику литературных героев (автора текста);
- оценивать события и поступки персонажей текстов в соответствии с конкретно-историческим контекстом эпохи;
- определять собственную позицию в составленных текстах;
- создавать собственный текст с использованием разнообразных художественных средств.
|
VI. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
|