Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исключительные полномочия населения в реализации компетенции местного самоуправленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Каковы формы реализации прав и обязанностей граждан по отношению к местному самоуправлению? Конституция Российской Федерации наделяет граждан особым видом компетенции, которая проявляется в сочетании их прав и обязанностей по отношению к местному самоуправлению. Особый вид компетенции состоит, например, в том, что граждане формируют (то есть избирают) представительные органы местного самоуправления. Такой компетенцией не обладает ни один орган системы местного самоуправления. Не кто иной, как граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладают правом отзыва депутатов представительных органов местного самоуправления на основе соблюдения действующих нормативных правовых актов. Выборы - это одна из форм реализации гражданами своей компетенции. Второй формой осуществления компетенции является местный референдум. Законы о местном самоуправлении, о местных референдумах субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований определяют круг дел, которые могут быть решены на местном референдуме гражданами муниципального образования. Состав этих дел ограничивается, как правило, предметами ведения местного самоуправления, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления. Например, Закон Ивановской области «О местном референдуме» установил, что на местный референдум могут вноситься вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения муниципального образования: · устав муниципального образования; · формы осуществления местного самоуправления; · структура органов местного самоуправления; · строительство социально-культурных и промышленных объектов; · запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде; · изменение профиля объектов и предприятий муниципальной собственности. Закон дает открытый перечень вопросов, выносимых на местный референдум. Однако в ст. 2 вводится ограничение на те вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления и к компетенции органов государственной власти. Закон Смоленской области «О местном референдуме...» дополняет этот перечень вопросов. Согласно ст. 4 названного Закона на местный референдум может быть вынесен также вопрос об изменении границ административно-территориальных единиц и муниципальных образований. На местный референдум могут быть вынесены не все вопросы местного значения, отнесенные к предметам ведения местного самоуправления. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятый Государственной Думой Российской Федерации 5 сентября 1997 г., ввел ограничение на ряд вопросов местного значения. Согласно ч. 3 ст. 13 названного Закона на местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы: 1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, а также о досрочном проведении выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке выборов; 2) о формировании состава органов местного самоуправления и персональном их составе; 3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц местного самоуправления; 4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; 5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) не относящиеся к предметам ведения местного самоуправления. Третьей формой осуществления гражданами своей компетенции являются собрания (сходы) граждан. Нормы о компетенции собраний (сходов) граждан определены в законах о местном самоуправлении ряда субъектов Российской Федерации, в законах и положениях субъектов Российской Федерации о собраниях (сходах) граждан, в уставах муниципальных образований. Так, Закон Белгородской области «О местном самоуправлении» в ст. 16 устанавливает весьма обширную компетенцию схода граждан. Часть третья названной статьи гласит: к исключительным полномочиям схода (собрания) граждан относятся: 1) принятие положения (устава) о местном самоуправлении; 2) выборы должностных лиц местного самоуправления; 3) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 4) установление местных налогов и сборов на основе принципов, определенных законодательством Российской Федерации и области; 5) утверждение планов и программ комплексного социально-экономического развития соответствующей территории и заслушивание отчетов об их исполнении; 6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления, наделенных исполнительными функциями. Такова компетенция схода граждан в местностях, где он заменяет представительный орган. Фактически здесь обозначены почти все исключительные полномочия представительного органа местного самоуправления. Кроме названных форм реализации компетенции, граждане, проживающие в границах муниципального образования, обладают правом правотворческой инициативы. При реализации этого права граждане обязаны согласовать свои действия с нормами законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, которые определяют порядок внесения нормативных правовых актов в органы местного самоуправления. Право внесения в данном случае сочетается с обязанностью соблюдать предусмотренный нормами права порядок внесения проекта документа. Местный референдум — это осуществляемое в пределах муниципального образования посредством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муниципального образования, направленное на решение (обязательный референдум) или обсуждение (консультативный референдум) вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Понятие местного референдума, равно как и понятие других форм осуществления местного самоуправления, обладает своими отличительными признаками. Признаки эти очевидны. Первый признак — это непосредственное осуществление гражданами муниципальных образований власти, источником которой в соответствии с Конституцией Российской Федерации является народ всей страны. Власть реализуется в данном случае путем прямого волеизъявления посредством голосования. При этом каждый гражданин, имеющий право решающего голоса, участвует в референдуме лично. Второй признак состоит в том, что в референдуме принимают участие только те граждане, которые проживают на территории данного муниципального образования. Третий признак указывает на локальность территории, где проводится местный референдум. Четвертый признак ограничивает сферу влияния референдума вопросами местного значения. Ибо законодательство о местных референдумах, о местном самоуправлении прямо указывает, что на местных референдумах решаются (обязательный референдум) или обсуждаются (консультативный референдум) вопросы местного значения. Какие должностные лица могут быть избраны непосредственно гражданами? Непосредственно гражданами могут быть избраны глава муниципального образования, депутат представительного органа, глава исполнительного органа, староста. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Эти нормы получили развитие в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления. Законы, регулирующие порядок проведения выборов глав местного самоуправления и глав местных администраций, на 19 сентября 1997 г. были приняты в 59 субъектах Российской Федерации. Выборные должностные лица имеют различное наименование. В городах – это мэр, глава города, глава городского самоуправления, глава администрации; в районах — глава местного самоуправления, председатель районной Думы, глава района; на других территориях — глава муниципального округа, глава сельсовета, глава муниципального образования, староста и т. д. Глава муниципального образования организует работу представительного органа местного самоуправления, осуществляет оперативно-распорядительные функции, подписывает решения представительного органа, представляет интересы муниципального образования. В том случае, если глава муниципального образования избран в одном лице еще и главой администрации, то на него возлагаются и обязанности по руководству исполнительными органами местного самоуправления. Законодательство и уставы муниципальных образований предусматривают, что глава муниципального образования подотчетен как населению, так и представительному органу. Свою деятельность глава муниципального образования осуществляет на принципах единоначалия, ответственности и законности. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Наряду с указанными выборными должностными лицами в системе местного самоуправления возрождается и такая выборная должность, как староста. Старосты избираются в основном в сельских населенных пунктах. В ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные акты о старостах в виде положений. В Кировской области принят специальный закон «О сходах граждан и старостах в Кировской области», согласно ст. 10 которого староста является выборным должностным лицом местного самоуправления. Он осуществляет свою деятельность на постоянной оплачиваемой основе. Староста избирается на сходе граждан из числа жителей, постоянно проживающих в данном поселении, достигших 18-летнего возраста; при этом на сходе должно присутствовать не менее 25% граждан муниципального образования. Староста считается избранным, если за него проголосовало более 50% граждан, присутствовавших на сходе, обладающих избирательным правом. Срок полномочий старосты составляет не менее двух лет. Депутат является выборным лицом органа местного самоуправления. Его статус в общих чертах закреплен в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 18. Срок полномочий, согласно данному Закону, составляет не менее двух лет. Законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяют этот срок от 2 до 5 лет. Полномочия депутата, члена выборного органа начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Депутаты, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе или на общественных началах. Эта норма без изменения воспроизведена во всех законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Что касается вопроса о работе на постоянной основе депутата в представительном органе, то он до конца не урегулирован. Законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении имеют в большей части отсылочные нормы к уставам муниципальных образований. А уставы ряда муниципальных образований содержат отсылочные нормы или к законам субъектов Российской Федерации, или к регламентам представительных органов. Например, Закон Карачаево-Черкесской Республики «О местном самоуправлении» от 20 декабря 1996 г. в ч. 5 ст. 19 предусматривает, что депутат в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Количество депутатов, работающих на постоянной основе в представительных органах местного самоуправления, устанавливается регламентом данного органа. Нормы такого же содержания закреплены в большинстве законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Однако в уставах муниципальных образований этот вопрос не всегда находит отражение и развитие. В результате непонятным остается вопрос о том, как работает депутат — на оплачиваемой постоянной основе или же на общественных началах. Если на общественных началах, то на хорошие результаты в управлении рассчитывать сложно. Хорошая власть требует больших затрат. Несмотря на недостаточнуюурегулированность вопроса о статусе депутата представительного органа местного самоуправления, все же общие представления о направлениях его деятельности, правах, обязанностях, социальных гарантиях в уставах муниципальных образований уже сложились. Депутат, равно как и все должностные лица местного самоуправления, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Его работа состоит из трех частей: · участие в сессии представительного органа местного самоуправления; · работа в одном или двух комитетах или комиссиях представительного органа местного самоуправления; · работа в избирательном округе, от которого он избран.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.007 с.) |