Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объекты муниципальной собственности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важное место в составе экономической основы местного самоуправления занимает муниципальная собственность. Конституция Российской Федерации закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью. В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. С одной стороны, продажа (приватизация) имущества (объектов) способствует упрочению финансовых ресурсов, с другой стороны, органы местного самоуправления могут избавиться от убыточных предприягий или объектов и тем самым сократить расходы на финансирование деятельности и содержание этих объектов, предприятий. Закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти. Согласно ст. 215 ГК Российской Федерации под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы, касающиеся муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления. Например, Закон Рязанской области (ст. 36) установил, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Далее определяется состав муниципальной собственности, порядок ее формирования и распоряжения. В законах некоторых субъектов Российской Федерации состав муниципальной собственности дополняется такими объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги. Какими способами формируется муниципальная собственность? Формирование муниципальной собственности осуществляется путем разграничения собственности, приватизации, создания новых объектов, передачи, приобретения в результате купли-продажи, дарения, наследства и т. д. Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Такая попытка была предпринята в начале 90-х годов. В частности, порядок формирования муниципальной собственности был предусмотрен в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с приложением № 3 к названному Постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов. Это жилищный и нежилой фонд, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т. д. В состав муниципальной собственности передавались объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности. Очень важным является урегулирование процесса передачи государственной собственности в состав муниципальной собственности. Фактически все законы о местном самоуправлении предусматривают возможность пополнения муниципальной собственности за счет государственной, передаваемой муниципальным образованиям. Это может быть и федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Порядок передачи государственной собственности в состав муниципальной предусмотрен в ряде нормативных актов федерального уровня и субъектов Российской Федерации. Ранее названное Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. установило, что передача объектов в муниципальную собственность осуществляется решением представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании предложений представительных органов местного самоуправления, направляемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Представительный орган государственной власти рассматривая эти предложения и принимал соответствующее решение. В свою очередь, представительный орган местного самоуправления принимал решение о включении данных объектов в муниципальную собственность. В 1992 г. Распоряжением Президента Российской Федерации было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. Положение определило порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, и порядок оформления прав собственности. Эти вопросы отнесены Положением к ведению комитетов по управлению имуществом городов и районов. В дальнейшем порядок передачи государственной собственности субъектов Российской Федерации в состав муниципальной собственности стал определяться законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении или специальными законами о муниципальной собственности. Одним из важнейших способов формирования муниципальной собственности является создание этой собственности путем строительства производственных объектов, приносящих прибыль. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Данная норма нашла развитие в законах о местном самоуправлении большинства субъектов Российской Федерации. Законы предусматривают создание предприятий различных форм собственности на территориях муниципальных образований. Это очень важно для становления экономической основы местного самоуправления. Органы местного самоуправления призваны способствовать этому процессу. В противном случае местное самоуправление может оказаться невостребованным. Законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении по-разному подходят к проблеме создания предприятий на территории муниципальных образований. В законах Республики Адыгея, Иркутской и Московской областей предусмотрено создание муниципальных предприятий. В большинстве субъектов Российской Федерации законы о местном самоуправлении закрепили статьи о создании предприятий без указания форм собственности. Приумножение муниципальной собственности путем создания муниципальных предприятий, пожалуй, одно их главных средств создания надлежащей экономической основы местного самоуправления. Более детально вопросы создания муниципальных предприятий, учреждений, организаций регламентированы в уставах муниципальных образований. Укреплению экономической основы способствуют не только муниципальные предприятия. Большинство предприятий, расположенных на территории муниципального образования, в той или иной степени способствуют росту экономической базы муниципального образования. В настоящее время это особенно актуально. В России наблюдается неравномерное развитие производственных мощностей. В одних регионах они были созданы еще в советский период, в других их нет в достаточном количестве в большинстве муниципальных образований. А поскольку это так, то налогооблагаемая база сравнительно недостаточна. Ее недостаточность не позволяет создать жизнеспособный институт местных финансов, являющихся составной частью муниципальной собственности. В том случае, если на территории самоуправляющейся единицы будет достаточное число малых и средних предприятий производственного назначения, то часть выпускаемой ими продукции может вполне удовлетворить запросы граждан этой территории. Оставшуюся продукцию можно реализовать за пределами территории или обменять на необходимые для своих граждан товары повседневного спроса. При таких условиях органам местного самоуправления значительно легче управлять процессами. Но чтобы сформировать производство, нужно создать нормальные условия для вновь образующихся предприятий. Приватизация муниципальной собственности является одним из важнейших элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Это экономический способ приумножения финансовых ресурсов местного самоуправления, сочетающийся с мерами административно-правового характера. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 29 устанавливает нормы о праве населения и органов местного самоуправления определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. С одной стороны, продажа (приватизация) имущества (объектов) способствует упрочению финансовых ресурсов, с другой стороны, органы местного самоуправления могут избавиться от убыточных предприягий или объектов и тем самым сократить расходы на финансирование деятельности и содержание этих объектов, предприятий. Порядок и условия приватизации в настоящее время регулируются как федеральными нормативными правовыми актами, так и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также уставами ряда муниципальных образований. К основным нормативным правовым актам, регулирующим порядок и условия приватизации, можно отнести Федеральный Закон *0 приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ, в редакции от 23 июня 1999 года.. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, которым утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. «О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов». Положение о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной и муниципальной собственности от 18 октября 1995 г., утвержденное Госкомимуществом РФ, Госналог-службой РФ, Минфином РФ, Фондом имущества РФ, Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1995 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г.. Указ Президента РФ от 21 мая 1999 г. № 632, Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации». Эти и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы субъектов Российской Федерации содержат общие и конкретные положения о порядке и условиях приватизации. Сущность приватизации в системе местного самоуправления состоит в том, чтобы обеспечить достаточность средств местных бюджетов для решения задач местного значения. Каким образом это осуществляется? У каждого продавца имущества или объектов имеются свои специальные счета, куда зачисляются средства от: 1) продажи предприятий (за исключением акционерных обществ, созданных путем преобразования муниципальных предприятий) на аукционах, по коммерческому и инвестиционному конкурсам; 2) выкупа арендованного имущества; 3) продажи долей (паев, акций), находящихся в муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством; 4) продажи имущества (активов) действующих муниципальных предприятий, а также незавершенных строительством объектов на аукционах и по конкурсу; 5) продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда; 6) продажи земельных участков, на которых расположены приватизируемые предприятия; 7) продажи недвижимого имущества; 8) реализации на коммерческих и инвестиционных конкурсах предприятий-должников с сохранением статуса юридического лица; 9) реализации на аукционах, коммерческих или инвестиционных конкурсах имущества (активов) ликвидируемых предприятий-должников; 10) не возвращенного в установленном порядке залога при проведении конкурсов или аукционов; 11) продажи акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации, в том числе по инвестиционному конкурсу. Очевидно, что возможности для создания и укрепления собственной экономической основы у местного самоуправления имеются. Естественно, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления должны организовать процесс приватизации имущества. Они обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечивать учет поступающих средств по каждому проданному объекту, представлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет. Законодательство о приватизации фактически обозначило два этапа приватизации муниципального имущества. Первый этап был завершен к середине 1994 г. Второй этап связан с принятием Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденных, как уже отмечалось, Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535. На первом этапе в основном была решена задача по осуществлению так называемой «малой приватизации». Это означает, что основное внимание было сконцентрировано на приватизации объектов и предприятий муниципальной собственности. Так, по состоянию на 1 мая 1994 г. приватизация объектов и предприятий муниципальной собственности в общем объеме приватизируемых предприятий и объектов по Российской Федерации составила 63%. Государственная собственность была приватизирована в объеме 37%. На этом процесс приватизации, конечно же, не приостанавливается. В настоящее время приватизация осуществляется в большинстве своем путем выкупа арендованного имущества. В 1995 г. таким способом приватизировано 64% предприятий. А каковы экономические результаты от данного мероприятия? Во-первых, имущество, которое подчас бездействовало, обрело своих хозяев и предоставило гражданам возможность создать свое дело. Кроме того, многие люди получили рабочие места. Во-вторых, в казну органов местного самоуправления поступили ощутимые финансовые ресурсы. Например, в результате приватизации муниципальной собственности местные бюджеты Московской области получили на начало 1995 г. 41,1 млрд руб. Муниципальная служба. Муниципальная служба является одним из инструментов осуществления местного самоуправления. Понятие муниципальной службы определено в Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», принятом Государственной Думой Российской Федерации 17 декабря 1997 г. В соответствии со ст. 2 названного Закона под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Законы о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации дают примерно такое же понятие муниципальной службы. Однако в них содержатся и свои элементы, детализирующие это понятие. Закон «О местном самоуправлении в Московской области» (ст. 24) определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий местного самоуправления и его органов.
Муниципальная должность определяется как должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ» определил основные принципы муниципальной службы. К ним отнесены следующие принципы: 1) верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих; 2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; 3) самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий; 4) профессионализма и компетенции муниципальных служащих; 5) ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; 6) равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; 7) единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций; 8) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих; 9) внепартийное™ муниципальной службы. В главе об общих положениях Закона предусмотрено, что финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.
Что такое статус муниципального служащего? Согласно ст. 7 Закона «Об основах муниципальной службы в РФ» муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном уставом муниципального образования, в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Важнейшим институтом муниципальной службы является институт прав и обязанностей муниципального служащего. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» относит установление его прав и обязанностей к компетенции самих муниципальных образований. Права и обязанности муниципальных служащих могут быть определены в уставах муниципальных образований, которые принимаются на референдумах либо представительным органом, а также сходом (собранием) граждан. Многие представительные, исполнительные органы принимают специальные решения о распределении прав и обязанностей между различными категориями муниципальных служащих, в которых определены права и обязанности каждой категории. В этих решениях определяются предметы ведения, то есть направления работы и Полномочия муниципальных служащих в данной сфере. Изучение уставов муниципальных образований свидетельствует, что в них прописаны детально полномочия руководящих должностных лиц местного самоуправления. При этом полномочия должностных лиц представительных органов и исполнительных органов имеют сравнительно четкое разграничение. Такой подход обусловлен необходимостью введения научной организации управленческого труда, недопущением дублирования, а также противоречий в работе должностных лиц. Каждый служащий должен осуществлять установленные для него нормативным актом права и обязанности и нести за это ответственность. Смешение прав и обязанностей муниципальных служащих приводит еще и к тому, что каждый предполагает, что его работа будет выполнена другим должностным лицом в силу совпадения функций и полномочий. Статья 11 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» устанавливает целый ряд ограничений для муниципальных служащих. Эти ограничения связаны как с запретом на занятие какой-либо другой должности, так и на занятие определенными видами деятельности и получение дополнительных доходов. Закон прямо устанавливает запретную норму, не позволяя толковать ее с позиции двойственности. Муниципальный служащий не вправе: 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Конечно же, научная и педагогическая деятельность должна осуществляться в свободное от службы время. Это касается и других разрешенных видов деятельности; 2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления; 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организации. Второй и третий пункты ставят заслон для развития коррупции в системе местного самоуправления. Данный подход продиктован самой жизненной практикой; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе: местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему; 6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию; 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего; 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей; 9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями; 10) принимать участие в забастовках; 11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, региональных и других общественных объединений. Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Деятельность муниципальных служащих связана с рядом гарантий, необходимых при осуществлении муниципальной службы и после ее завершения. Федеральный закон гарантирует муниципальному служащему: 1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; 2) денежное содержание и иные выплаты; 3) ежегодный оплачиваемый отпуск; 4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию; 5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; 6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; 7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей; 8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, а также уставы муниципальных образований предусматривают институт ответственности муниципального служащего. Согласно ст. 14 федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» ответственность муниципального служащего наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей или должностной проступок. В соответствии с названной статьей на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, которые должны соответствовать федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации. В уставах ряда муниципальных образований предусмотрены такие дисциплинарные взыскания, как выговор, понижение в должности, понижение квалификационного разряда, увольнение. Кроме того, муниципальный служащий за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей может быть лишен права на дополнительные выплаты (премии, надбавки и т. д.). Местный референдум. Статья 22. Местный референдум 1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. 2. Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования. 3. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования: 1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме; 2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом; 3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно. 4.Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом. Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации. Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. 5. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума. В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или прокурора. В случае, если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию). 7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. 8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования. 9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. 10. Гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта Российской Федерации.
Местный референдум — это осуществляемое в пределах муниципального образования посредством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муниципального образования, направленное на решение (обязательный референдум) или обсуждение (консультативный референдум) вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Понятие местного референдума, равно как и понятие других форм осуществления местного самоуправления, обладает своими отличительными признаками. Признаки эти очевидны. Первый признак — это непосредственное осуществление гражданами муниципальных образований власти, источником которой в соответствии с Конституцией Российской Федерации является народ всей страны. Власть реализуется в данном случае путем прямого волеизъявления посредством голосования. При этом каждый гражданин, имеющий право решающего голоса, участвует в референдуме лично. Второй признак состоит в том, что в референдуме принимают участие только те граждане, которые проживают на территории данного муниципального образования. Третий признак указывает на локальность территории, где проводится местный референдум. Четвертый признак ограничивает сферу влияния референдума вопросами местного значения. Ибо законодательство о местных референдумах, о местном самоуправлении прямо указывает, что на местных референдумах решаются (обязательный референдум) или обсуждаются (консультативный референдум) вопросы местного значения.
Какие виды местных референдумов предусмотрены законодательством? Местные референдумы можно разделить на две группы: обязательные и консультативные. Под обязательным референдумом следует понимать местный референдум, результатом которого является решение, обязательное к исполнению всеми субъектами муниципально-правовых отношений. В соответствии со ст. 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятого 5 сентября 1997 г. (в редакции ФЗ от 30 марта 1999 г.), решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Все законы о местном референдуме субъектов Российской Федерации также предусматривают обязательность решений граждан, принятых на референдуме. По состоянию на 19 сентября 1997 г. законы о местном референдуме приняты в 65 субъектах Российской Федерации. Из этого следует, что тенденция развития норм об обязательности решений, принятых на местных референдумах, уже сложилась на всех уровнях нормотворчества, в том числе и в системе местного самоуправления. Консультативный референдум, в отличие от обязательного, не имеет такого широкого распространения. Нормы о консультативном референдуме имеются лишь в отдельных законах о местном референдуме и местном самоуправлении субъектов Российской Федерации. Проведение консультативного местного референдума предусмотрено в законе о местном референдуме Ивановской и Иркутской областей. Часть 3 ст. 2 Закона Ивановской области «О местном референдуме в Ивановской области» от 17 января 1996 г. гласит: «Для выяснения мнения населения муниципальных образований по вопросам объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований, изменения административно-территориальных границ, необходимости введения местных налогов и сборов, отчуждения муниципальной собственности и другим важным вопросам местного значения может проводиться консультативный референдум». Далее в ч. 3 ст. 3 этого же Закона определена сила решения, принятого на консультативном референдуме: «Результаты, полученные при проведении консультативного референдума, не носят обязательного характера и учитываются органами и должностными лицами местного самоуправления при принятии соответствующих нормативных правовых актов». По сущности такая же норма содержится в ч. 2 ст. 1 Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области».
Какие принципы проведения местного референдума установлены в законах? Принципы проведения местных референдумов установлены Конституцией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», принятого Государственной Думой 5 сентября 1997 г. (в редакции ФЗ от 30 марта 1999 г.), гражданин Российской Федерации участвует в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.109 (0.013 с.) |