Финансовая основа местного самоуправления: понятие, структура, проблемы, пути решения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая основа местного самоуправления: понятие, структура, проблемы, пути решения.



Что такое финансовые ресурсы местного самоуправления?

Финансовые ресурсы муниципального образования являются состав­ной частью экономической основы местного самоуправления.

Под финансовыми ресурсами муниципального образования следует понимать совокупность финансовых средств, состоящих из средств мест­ного бюджета, внебюджетных фондов, финансовых ресурсов муници­пальных предприятий, ссуд, займов, средств от продажи муниципальной собственности, ценных бумаг и т. д.

Федеральные законы «О финансовых основах местного самоуправле­ния в Российской Федерации» (ст. 1), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28) вводят понятие «местные финансы». Понятие «местные финансы» и понятие «финан­совые ресурсы» местного самоуправления представляют собой идентичные понятия.

Статья 2 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает структуру местных финансов. В соответствии с данной статьей местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Законодатель не дает исчерпывающего перечня струк­турных элементов местных финансов, оставляя широкое поле деятельности в этом направлении субъектам Российской Федерации.

Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе либо вос­производит нормы, содержащиеся в федеральных законах, либо дает более содержательное понятие местных финансов.

основой и является ее составной частью. Финансовая и экономическая основы являются взаимообусловлен­ными элементами местного самоуправления, т.к. они представляют собой совокупность взаимосвязанных отношений, близких по сущ­ности и назначению. Только при наличии соответствующей финансово-материальной базы органы местного самоуправления могут эффективно осуществлять управление на местах и решать задачи, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения на местном уровне. Финансово-экономические отношения, складываю­щиеся в местном самоуправлении, являются, по сути своей, отра­жением финансово-экономических отношений в целом в стране. В то же время состояние финансово-экономического, положения страны оказывает непосредственное влияние на состояние финан­совой и экономической основ местного самоуправления. При сла­бой экономической и финансовой основах местного самоуправле­ния, связанных с падением производственной сферы, в тяжёлом положении пребывает вся финансово-экономическая система го­сударства.

Понятие «финансовая основа» значительно уже, чем понятие «эко­номическая основа», т.к. «финансовые отношения» являются состав­ной частью «экономической основы» и соотносятся соответственно как частное и общее. Но между частным и общим нельзя поставить знак равенства, также как между элементом и системой, в которую вклю­чается этот элемент. Это общеизвестное правило не является исключением для определения понятий, в том числе касающихся финансовых отношений. Финансовые отношения и экономические отношения имеют различное содержание. Нормы, регулирующие эти отноше­ния, также не являются однородными.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.) в гл. V, которая названа «Финансово-экономическая основа местного самоуправления», выделяет отдельную статью «Экономическая основа местного самоуправления» (ст. 28) и отдельные статьи, касающиеся финансово-бюджетной деятельности и кредитных отношений. В большинстве законов о местном самоуправлении субъектов РФ (в 41 из 48 взятых для изучения) термин «финансовая основа» используется в названиях глав или статей.

Под финансовой основой местного самоуправления следует пони­мать совокупность регулируемых нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с формированием и расходованием местных финансовых ресурсов, определением их структуры, осуществлением бюджетно-финансовой и финансово-кредитной де­ятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Субъектами этих отношений являются физические и юридические лица, объектом - финансовые средства, бюджетно-финансовая и финансово-кредитная деятельность. Нормы права регулируют как отно­шения субъектов к объекту, так и отношения субъектов между собой.

Финансовую основу местного самоуправления составляют отно­шения, складывающиеся по поводу создания финансовых ресурсов местного самоуправления и управления ими.

Под финансовыми ресурсами муниципального образования сле­дует понимать совокупность отношений, складывающихся по поводу маетного бюджета, внебюджетных фондов, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, ссуд, займов, средств от продажи му­ниципальной собственности, ценных бумаг и т.д.

Очень важным является то, что финансовые ресурсы всегда долж­ны сопоставляться с объемом компетенции местного самоуправления. Эти две величины взаимозависимые. Чем большими финансовыми средствами обладает орган местного самоуправления, тем шире его возможности в реализации компетенции.

Отсутствие или незначительность финансовых ресурсов не позво­ляют реализовать прописанную в законах компетенцию.

Федеральные законы «О финансовых основах местного самоуправ­ления в Российской Федерации» (ст. 1), «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28)

(1995 г.) вводят понятие «местные финансы». Понятие «местные финансы» и понятие «финансовые ресурсы» местного самоуправления идентичны.

Статья 1 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» дает понятие местных финан­сов, в ст. 2 Закона устанавливается структура местных финансов. В соответствии с данной статьей местные финансы включают в себя средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Законодатель не дает исчерпывающего перечня структуры элементов местных финансов, оставляя широкое поле деятельности в этом направлении субъектам Российской Федерации.

Эффективность местного самоуправления во многом зависит от состояния бюджета органов местного самоуправления, являющегося важнейшим рычагом, обеспечивающим надлежащее управление территорией. Но, к сожалению, в целом по Российской Федерации положение местных бюджетов представляет далеко не утешитель­ную картину. Имела место тенденция к увеличению дефицита бюджетов. В 1994-1995 годах он достиг среднем по муниципальным об­разованиям 35%. Задолженность местных бюджетов на конец года в 1994 г. составила 12,4%, в 1995 г. - 16,8%, в 1996 г. - 32,1%, в 1997 г. -48,4%. В шести городах задолженность местных бюджетов превыси­ла 100%, а в одном городе составила 215%.

 

Исследования, проведенные в 30 муниципальных образованиях России, показали, что с 1992 по 1997 год бюджетная обеспеченность муниципальных образований стремительно падала.

Бюджеты их развития за этот период уменьшились почти в 3 раза (с 7,1 % до 2,4%), что очень опасно для развития инфраструктуры тер­ритории, создания собственных муниципальных предприятий, кото­рые должны составить основу муниципальной собственности и вывес­ти экономику муниципальных образований из кризиса. Пока таких средств у большинства органов местного самоуправления не имеется.

Ярким контрастом уменьшению доходов бюджета является увели­чение расходов на покрытие убыточных сфер местного хозяйства. Так, на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства расходы увеличились с 11,1% до 22,8%. Это связано с принятием ветхого ведом­ственного жилья в состав муниципальной собственности. Вот отсюда и появляется задолженность бюджета, о которой было ранее замечено.

В условиях кризиса производства, убыточности отдельных сфер местного хозяйства местные бюджеты подвержены тенденции нара­стания задолженности, которая стремительно набирает темпы. Например, в г. Рязани из года в год принимается бюджет с дефицитом около 50% от доходной части. В результате на 1 января 1998 г. долги по платежам из городского бюджета составили сумму, равную всему бюджету города. В таком положении находятся сегодня многие муниципальные образования, особенно в сельской местности.

Сложившаяся ситуация, с одной стороны, обусловлена слабым развитием малых, средних предприятий производственного назна­чения и сферы обслуживания, с другой - приостановлением дея­тельности действовавших предприятий либо спадом производства. В результате отчисления от прибыли и налога на добавленную стои­мость, как доминирующих источников доходов либо вообще отсутствуют, либо их объем крайне низкий.

Там, где такие предприятия созданы в достаточно большом коли­честве, отчисления в местные бюджеты сравнительно ощутимы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.6.55 (0.005 с.)