Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народная правотворческая инициатива.

Поиск

Что такое собрания и сходы граждан?

Собрания (сходы) граждан являются составным элементом форм прямого волеизъявления граждан. Они способствуют развитию инициа­тивы граждан в решении вопросов местного значения, способствуют по­вышению уровня знаний граждан в деле управления. Принимая решения на собраниях (сходах), граждане вырабатывают чувства ответственности за последствия, которые несут в себе эти решения. Помимо этого, каж­дый гражданин ощущает воочию результаты своего участия в управлении делами местного значения.

Основы организации собраний (сходов) граждан закреплены в Феде­ральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 24 этого Закона гласит:

«В муниципальном образовании для решения вопросов местного значе­ния могут созываться собрания (сходы) граждан. Собрания (сходы) граждан в случае отсутствия представительного органа на данной терри­тории могут выполнять полномочия такого органа при условии, если в них принимает участие более половины жителей муниципального обра­зования».

В настоящее время идет процесс формирования правовой основы для организации данной формы осуществления местного самоуправления. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы или положе­ния о собраниях (сходах) граждан. Так, в Кировской области 7 марта 1996 г. принят Закон «О сходах граждан и старостах в Кировской облас­ти», в Смоленской области — Закон «О собраниях (сходах) граждан в Смоленской области» от 12 мая 1997 г. В Республике Бурятия Народный Хурал утвердил Положение о собрании (сходе), конференции граждан в Республике Бурятия.

Все нормативные правовые акты определяют собрание (сход) граж­дан как форму прямого волеизъявления граждан, непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, а иногда и вопросов государственного значения.

Законы, другие нормативные правовые акты о собраниях, сходах граждан закрепляют основные принципы их организации и деятельности. К ним можно отнести следующие принципы:

а) всеобщего участия граждан, проживающих в границах муници­пального образования, в собраниях и сходах;

б) равного права граждан на участие в собраниях и сходах;

в) добровольного и свободного участия граждан в собраниях и сходах;

г) гласность в работе собраний и сходов граждан;

д) законность.

 

Каким образом реализуется правотворческая инициатива граждан?

Правотворческая инициатива граждан означает, что граждане муни­ципального образования имеют право разработать правовой норматив­ный акт по вопросам местного значения и внести его на рассмотрение в органы местного самоуправления. Проекты нормативных актов, вне­сенные населением, подлежат обязательному рассмотрению на откры­том заседании представительного органа или должностного лица местно­го самоуправления с участием представителей населения. Данная норма нашла закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 25) и в законах о местном самоуправлении, о территориальном общественном самоуправлении ряда субъектов Российской Федерации.

В отдельных законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований прописана процедура осуществления правотворческой инициативы граждан. При этом она не является унифицированной. В соответствии со сложившейся норматив­ной правовой практикой порядок правотворческой инициативы предус­матривает два способа.

Первый способ. Граждане, проживающие в пределах муниципально­го образования, вправе подготовить проект нормативного акта органа местного самоуправления или проекты дополнений и изменений в дей­ствующие нормативные акты и внести их на обсуждение схода или собрания граждан данного муниципального образования. При этом на сходе должны присутствовать граждане, проживающие в границах муни­ципального образования и достигшие возраста 18 лет. Сход или собрание обсуждает проект нормативного правового акта, составляет в соответст­вии с требованиями закона протокол, в который включается вопрос об обсуждении проекта нормативного акта для внесения его в представи­тельный орган местного самоуправления или должностному лицу мест­ного самоуправления, а также решение, принятое относительно проекта нормативного акта. Протокол подписывается председателем и секрета­рем собрания или схода и передается соответствующему органу местно­го самоуправления или должностному лицу местного самоуправления через официальную регистрацию в органе местного самоуправления.

К протоколу прилагается проект нормативного акта, пояснительная записка к нему, содержащая обоснования о необходимости принятия та­кого документа, сведения о количестве граждан, принявших участие в сходе или собрании.

Орган местного самоуправления обязан зарегистрировать документы и выдать инициаторам справку о их сдаче.

В сроки, установленные законом или уставом муниципального обра­зования, представительный орган обязан включить данный вопрос в по­вестку дня и обсудить его. Уставы муниципальных образований предус­матривают различные сроки рассмотрения вопросов, связанных с правотворческой инициативой. Однако они, как правило, не превышают одного месяца.

Второй способ. Он состоит в том, что правотворческая инициатива выражается в форме сбора подписей граждан в поддержку предложений о принятии нормативного правового акта органом местного самоуправ­ления или должностного лица местного самоуправления или внесении дополнений и изменений в действующий нормативный правовой акт, а также об отмене того или иного нормативного акта. При этом процедура сбора подписей должна соответствовать нормам избирательного законо­дательства о сборе подписей при проведении местного референдума или выборов в органы местного самоуправления. Требования к подписным листам те же, что и при выборах, референдумах.

Законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований называют различное количество подписей, которые необ­ходимо собрать в пределах муниципального образования.

 

Какова роль обращений граждан в органы местного самоуправления?

Обращения граждан являются одной из форм прямого волеизъявле­ния. В ст. 33 Конституции прямо указано, что граждане Российской Фе­дерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивиду­альные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Более детальное развитие это конституционное установление получи­ло в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации», в ст. 26 которого зафиксирова­но, что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должност­ные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обра­щений граждан в течение одного месяца.

Законы о местном самоуправлении фактически воспроизвели статью федерального закона без каких-либо дополнений. Исключением являет­ся Закон «О местном самоуправлении в Иркутской области». В ч. 2 ст. 53 этого Закона указано, что органы местного самоуправления, их должно­стные лица не вправе пересылать обращения граждан, коллективов граж­дан в иные органы, учреждения, а также должностным лицам в случае, если в них содержится информация о незаконности принятых этими органами, должностными лицами решений либо совершения ими дейст­вий. Такая норма вызвана тем, что пересылка жалоб, обращений в те ор­ганы, которых они касаются, является весьма распространенным явле­нием.

Вопросы работы с обращениями, заявлениями граждан приобретают все более значимую роль для органов местного самоуправления и должно­стных лиц. Обращения граждан выполняют функцию барометра, измеря­ющего настроения людей, их отношение к власти. Учитывая это, во мно­гих исполнительных структурах органов местного самоуправления установлен порядок, предусматривающий изучение и обсуждение итогов работы с обращениями, заявлениями, жалобами граждан в подведомст­венных учреждениях. По данному вопросу проводятся проверки муници­пальных учреждений и заслушиваются отчеты их руководителей на засе­даниях исполнительных органов местного самоуправления. Как правило, такие отчеты проводятся не реже одного раза в год. По итогам работы с об­ращениями, заявлениями граждан принимаются решения, содержащие соответствующие выводы и меры в отношении должностных лиц, допус­кающих факты нарушения законодательства.

 

Каковы роль и значение митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, опросов?

Эти формы непосредственной демократии используются в системе местного самоуправления для привлечения внимания органов местно­го самоуправления и должностных лиц местного самоуправления к про­блемам местной жизни. На митингах граждане вправе обсуждать любые вопросы местного значения и принимать по ним соответствующие резо­люции.

Резолюции могут быть направлены в органы местного самоуправле­ния и должностным лицам местного самоуправления. Резолюции носят рекомендательный характер. Содержащиеся в них требования и предло­жения могут быть учтены при подготовке проектов решений и других до­кументов органов местного самоуправления.

Нормы о праве граждан на митинги, демонстрации, шествия нашли свое закрепление в большей мере в уставах муниципальных образований. Как правило, они выделены в отдельные статьи в разделах о формах непо­средственной демократии.

Митинги, демонстрации, пикетирование в последние 5 лет широко используются гражданами практически во всех субъектах Российской Федерации как в качестве средства выражения своей политической воли, так и в качестве инструмента, обеспечивающего социальную защиту граждан. Причины таких мероприятий различны: несвоевременная вы­плата заработной платы, сложная экологическая обстановка, остановка производства, безработица и т. д.

Для изучения мнения населения при подготовке программ, планов застройки, проектов решений по вопросам местного значения использу­ется такая форма, как опросы граждан, проживающих в границах муни­ципального образования. Данная форма волеизъявления граждан закреплена в нормах отдельных законов о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, а также в уставах муниципальных об­разований. В одних законах опрос только упоминается, в других имеют­ся отдельные статьи, определяющие механизм проведения опроса.

Опросы бывают сплошные и выборочные. Сплошной опрос (анкети­рование) означает, что все население или не менее 50% граждан должны быть опрошены по тому или иному вопросу. Выборочный опрос (анке­тирование) предполагает изучение мнения небольшой группы респон­дентов.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.007 с.)