Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теоретические основы правотворческой деятельности

Поиск

Тема 1. Теоретические основы правотворческой деятельности

 

Вопросы темы:

 

1.1 Введение в курс «Правотворческий процесс»

1.2 Правотворчество как форма государственной деятельности

1.3 Субъекты правотворчества

1.4 Формы и стадии правотворчества

1.5 Законодательная техника: понятие и содержание

 

Субъекты правотворчества

Субъектами правотворчества выступают: государственные органы (должностные лица), негосударственные организации (например, профсоюзы), народ, международные организации.

Правотворчество государственных организаций. Среди государственных органов, занимающихся правотворчеством, можно назвать: Президента Республики Беларусь, Палата Представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты, иные республиканские органы государственного управления, Национальный банк, Национальная академия наук Беларуси, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Это основной вид правотворчества.

Что касается должностного лица, то в законодательстве Республики Беларусь его универсальное определение отсутствует, но имеется развернутое его определение применительно к уголовно-правовым отношениям в п. 4 ст. 4 УК Республики Беларусь. Под ними понимаются:

1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

4) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

В более широком плане под должностными лицами понимаются граждане, занимающие определенные должности в органах государственной власти и управления либо в иной государственной и негосударственной организации, наделенный правом принимать правовые акты и обеспечивать их реализацию на практике. Правотворчеством должностных лиц является лишь деятельность по подготовке и принятию правовых актов. Их правоприменительная деятельность к правотворчеству никакого отношения не имеет.

Кроме того, в Законе Республики Беларусь от 20 июля 2006г. № 165 – З «О борьбе с коррупцией» даны определения терминов «государственные должностные лица» и «лица, приравненные к государственным должностным лицам». Так, к государственным должностным лицам относятся: Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам.

К лицам, приравненным к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица), относятся: члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения.

Иностранные должностные лица - должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

Правотворчество негосударственных образований. Правотворчеством занимаются также и негосударственные организации. Так, например, в соответствии со ст. 9 Закона от 4 октября 1994г. № 3254 - XII «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен содержать не только обязательные положения, которые конкретизируются самим общественным объединением, но и может иметь и иные положения, касающиеся порядка их создания и деятельности и не противоречащие законодательству. Законом от 9 ноября 1999г. № 305 - З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» представителям этих объединений предоставляется право вносить субъектам права законодательной инициативы предложения о внесении изменений и дополнений в акты законодательства, затрагивающие интересы детей и молодежи (ст. 6).

Нормативные правовые акты негосударственных образований распространяют свое действие на общественные отношения, возникшие в рамках конкретной организации, предприятия, учреждения, объединения. Эти акты именуются локальными нормативными правовыми актами.

Таким образом, принятые общественными объединениями решения имеют обязательную силу не только для членов этих объединений, но также они должны учитываться другими государственными органами при рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью объединения.

Другим способом правотворчества негосударственных организаций является санкционирование норм этих организаций государством. В этом случае нормам, изданным негосударственными организациями, или обычаям государство придает общеобязательное значение, юридическую силу. Следует также иметь в виду, что компетентные органы государства в определенных случаях могут поручить негосударственным организациям принятие нормативно-правового акта. Принятым таким путем актам придается юридическое значение, и они не нуждаются в последующем утверждении.

Непосредственное правотворчество населения. Субъектом правотворчества может быть и народ. Граждане Республики Беларусь участвуют в правотворчестве посредством участия в референдуме. Референдум – это голосование граждан по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На референдуме можно принять, изменить и дополнить не только Конституцию, но и любой закон, принять иное решение. Субъектом права правотворческой инициативы на проведение референдума также могут быть граждане. Порядок организации и проведения референдума регулируется Избирательным кодексом Республики Беларусь от 11 февраля 2000г. № 370 – З с последующими изменениями и дополнениями. Референдум является одним из эффективных видов правотворчества, так как позволяет непосредственно выявить мнение граждан по тому или иному вопросу и принять окончательное решение.

Правотворчество международных организаций. В современном мире активное участие в правотворческом процессе принимают международные организации. По юридической процедуре создания международные организации классифицируются на межправительственные (межгосударственные) и неправительственные. К международным организациям относятся: ООН, СНГ, Лига арабских государств (ЛАГ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский Союз (ЕС), Совет Европы, Организация Североатлантического договора (НАТО) и др. Компетенция международных организаций в правотворчестве определяется учредительными документами данных организаций, решениями их высших органов, Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. В юридической литературе выделяют три вида правотворческой деятельности международных организаций: заключение международными организациями международных соглашений с другими субъектами международного права; принятие решений по основным вопросам, определяющим поведение стран-участниц по основным вопросам деятельности международной организации; принятие решений по внутриорганизационным вопросам, или создание внутреннего права. Решения международных организаций – договора, конвенции, пакты, резолюции, рекомендации и т.п. – могут иметь как обязательный, так и рекомендательный характер. Так, например, некоторые акты международных организаций системы ООН (решения Совета Безопасности, Международного Суда ООН и др.) имеют обязательный характер не только для их органов, но и для государств-членов. В странах Европейского Союза правовые акты в форме рекомендаций и заключений не являются нормативными правовыми актами, т.е. они не имеют обязательной юридической силы. Таким образом, правотворчество международных организаций содержит нормы морального, политического и юридического характера, которые формируют поведение участников международных отношений.

Правотворческая компетенция. В целях повышения качества правотворчества и соблюдения законности, каждый субъект правотворческой деятельности обязан принимать (издавать) только такого вида нормативные правовые акты, на которые он уполномочен законодательством. Правотворческая компетенция каждого субъекта определяется правом, т.е. Конституцией, законами, декретами, указами и другими нормативными правовыми актами. Каждый правотворческий орган может принимать (издавать) правовые акты только в пределах своей компетенции. Выход за пределы собственной правотворческой компетенции не допускается.

Компетенция высших органов государственной власти Беларуси закреплена в Конституции. Так, например, компетенция Президента закреплена в основном в ст. 84 Конституции, Палаты представителей – в ст. 97, Совета Республики – в ст. 98, Правительства – в ст. 107, а также в некоторых других статьях Конституции Беларуси. Правотворческая компетенция этих и других субъектов правотворчества может быть расширена действующим законодательством. Так, например, Закон «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 г. № 3602 – XII расширяет полномочия Президента, а Закон «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» предоставляет полномочия Президенту в области решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь. Ряд других законов также расширяет правотворческую компетенцию Президента.

Иногда субъекту правотворчества разрешается принимать несколько видов нормативных правовых актов. Так, в соответствии с Конституцией (ст. 85) Президент издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси. Однако в законодательстве точно не определено, в каких случаях он издает тот или иной вид правового акта.

Делегирование. Правомочия на издание нормативных правовых актов могут быть переданы одним правотворческим органом другому в порядке делегирования. Делегирование подразумевает, что, орган, которому передаются правомочия, права на регулирование ряда общественных отношений не имеет. Мотивы передачи полномочий могут быть самыми разнообразными. Так, в условиях экономического кризиса 90-х годов XX столетия Законом от 27 июня 1991 г. № 936 – XII «О предоставлении Совету Министров Республики Беларусь дополнительных полномочий в 1991-1992 годах» было решено предоставить право Совету Министров «устанавливать имущественную ответственность предприятий, учреждений и организаций, а также материальную ответственность их руководителей за необоснованный отказ или уклонение от заключения хозяйственных договоров на поставку продукции, товаров, производство работ в соответствии с государственным заказом для потребителей республики, обеспечиваемым централизованно распределяемыми материально-техническими ресурсами, а также за недопоставку (непоставку) продукции, товаров, недовыполнение (невыполнение) работ по договорам, основанным на государственном заказе, с зачислением суммы штрафа в доход республиканского бюджета» и принимать другие решения.

Необходмость в передаче таких полномочий не вызывает сомнений. Постоянно развивающиеся и быстро меняющиеся экономические, политические, социальные и другие отношения требуют их оперативного регулирования, вмешательства органов государственной власти, прежде всего исполнительной власти.

Такая практика передачи полномочий сохраняется и в действующем законодательстве Республики Беларусь. Так, в соответствии с частью 1 ст. 101 Конституции «Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов». Другой пример, в соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь от 7 июля 1998г. «О Cовете Министров Республики Беларусь» Совет Министров при необходимости передает решение отдельных входящих в его компетенцию вопросов государственного управления республиканским органам государственного управления, за исключением вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции Совета Министров Республики Беларусь, либо принимает к решению вопросы, входящие в компетенцию республиканских органов государственного управления, за исключением случаев, когда компетенция указанных органов определена Президентом Республики Беларусь. Этим правом Совет Министров при необходимости пользуется. Так, например, постановлением Совета Министров от 29 января 2004г. № 91 «О делегировании Министерству экономики полномочий на издание нормативных правовых актов» оно было уполномочено на издание нормативных правовых актов, определяющих порядок оценки рыночной стоимости предприятий как имущественных комплексов.

В соответствии с пунктом 2 части 6 ст. 14 Закона от 20 февраля 1991г. № 617 - З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, местные Советы депутатов вправе «передавать часть своих полномочий исполнительным и распорядительным органам, органам территориального общественного самоуправления по просьбе или с согласия этих органов, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 121 Конституции Республики Беларусь».

Порядок делегирования полномочий на принятие (издание) нормативного правового акта регулируется в общем виде ст. 55 Закона от 10 января 2000г. № 361 – З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Так, в нормативном правовом акте о делегировании полномочий указываются орган (должностное лицо) и срок, на который делегируется полномочие, а также иные условия делегирования. Государственный орган (должностное лицо) при принятии (издании) нормативного правового акта в порядке реализации делегированных полномочий, обязан ссылаться на нормативный правовой акт, которым ему делегированы соответствующие полномочия.

Подготовка законопроекта для рассмотрения на сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

 

Председатель Палаты представителей или его заместитель направляют поступивший законопроект в головную комиссию для предварительного рассмотрения законопроекта и подготовки по нему заключения. Головной комиссией определяется комиссия по профилю законопроекта. В случае необходимости может быть по предложению Председателя Палаты представителей Советом Палаты представителей создана специальная комиссия для работы над проектом.

Головная комиссия по законопроекту направляет законопроект в постоянные комиссии и структурные подразделения Секретариата Палаты представителей, самостоятельно определяет других субъектов, привлекаемых к предварительному рассмотрению проекта, и сроки для представления замечаний и предложений по проекту, которые должны быть не менее десяти дней, если иное не предусмотрено Регламентом (ст. 127 Регламента Палаты представителей).

Порядок работы над проектом закона определяется головной комиссией в соответствии с Регламентом. Для работы над проектом закона головная комиссия может создать рабочую группу. В ее состав могут включаться депутаты Палаты представителей, не входящие в состав головной комиссии, а также специалисты и ученые. В работе группы вправе принимать участие субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, или его представитель.

Работа комиссии над законопроектом проводится открыто и гласно. Головная комиссия вправе направить законопроект для его рассмотрения в форме парламентских слушаний, направить в государственные органы и другие организации, вынести проект на народное обсуждение, а также отправить его на научную экспертизу для получения замечаний и предложений.

Замечания и предложения, поступившие в процессе обсуждения законопроекта, рассматриваются на заседании головной комиссии и согласовываются с субъектом права законодательной инициативы, внесшим законопроект, или уполномоченным на то его представителем. Изменения и дополнения, вносимые в законопроект, направляются головной комиссией Президенту Республики Беларусь, на заключение в Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь и в случаях, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, согласовываются с Президентом Республики Беларусь либо по его поручению - с Советом Министров Республики Беларусь.

В законопроект головной комиссией вносятся только те изменения и дополнения, по которым получено согласие субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя. В случаях, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, такие поправки включаются в законопроект лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению - Совета Министров Республики Беларусь.

Внесение изменений и дополнений в соответствующий законопроект без направления на заключение и согласования не допускается.

Законопроект с внесенными замечаниями и предложениями, по которым достигнуто согласие с субъектом права законодательной инициативы, внесшим законопроект, или с уполномоченным на то его представителем, должен быть ими завизирован либо должно быть получено их письменное согласие с внесенными в законопроект изменениями и дополнениями.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению Палатой представителей, и материалы к нему направляются головной комиссией в Совет Палаты представителей для предварительного рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии Палаты представителей.

Правотворчество постоянных комиссий нижней палаты Парламента. Полномочия постоянных комиссий в сфере законодательствования можно условно разделить на две группы. Первая группа полномочий связана с решением вопросов, связанных непосредственно с законопроектной работой. Постоянные комиссии Палаты представителей рассматривают письменные обращения граждан и других субъектов, содержащие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь по направлениям деятельности комиссий, а также обращения граждан по другим вопросам

Постоянные комиссии Палаты представителей рассматривают модельные законодательные акты, принятые Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств, и готовят предложения об их использовании в национальном законодательстве. Постоянные комиссии дают заключения по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на их рассмотрение и т.д.

Вторую группу полномочий можно назвать организационными. Постоянные комиссии Палаты представителей имеют право вносить предложения по повестке дня сессии Палаты представителей в Совет Палаты представителей либо непосредственно в Палату представителей, организуют проведение парламентских слушаний, решают вопросы внутренней деятельности, привлекают к своей работе экспертов, создают на общественных началах научные, консультативные и другие советы по вопросам, входящим в компетенцию комиссий. Проводят совещания, вносят в Совет Палаты представителей предложения по подготовке вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей и т. д.

Задачи и функции головной комиссии. Постоянные комиссии Палаты представителей осуществляют следующие задачи и функции: осуществлять подготовку заключений по проектам законов и постановлений, организовывать проведение парламентских слушаний, решать вопросы организации своей деятельности, рассматривать иные вопросы, относящиеся к деятельности палаты, запрашивать официальные документы, информационные и иные материалы, необходимые для их деятельности, в порядке, установленном законодательством.

Объявление законопроекта срочным к рассмотрению. В соответствии со статьей 99 Конституции Республики Беларусь Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить в Палату представителей предложения об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей должна рассмотреть такой законопроект в течение десяти дней со дня его внесения на рассмотрение. Если срочный законопроект внесен в Палату представителей в период между сессиями, десятидневный срок для его рассмотрения исчисляется со дня открытия очередной сессии. При получении проекта закона для рассмотрения в срочном порядке Председатель Палаты представителей, а в его отсутствие заместитель назначают головную комиссию, определяют конкретные сокращенные сроки для подготовки и рассмотрения проекта, меры по ускорению этого процесса (часть 3 ст. 99 Конституции, ст. 155 Регламента Палаты представителей).

Проект закона для рассмотрения в срочном порядке должен быть доведен до сведения депутатов Палаты представителей не позднее чем за два дня, а предложения и замечания депутатов Палаты представителей направляются в головную комиссию не позднее чем за сутки до рассмотрения. Законопроекты для срочного рассмотрения дорабатываются, вносятся и обсуждаются на сессии Палаты представителей в порядке, установленном Регламентом для всех законопроектов (ст. 156 Регламента Палаты представителей).

Рассмотрение проектов законов на сессии Палаты представителей в первом чтении. Стадии законодательного процесса, где законопроекты рассматриваются на сессии палат, именуются чтениями. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях, если иное не предусмотрено Регламентом. Первым на сессии выступает субъект права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представитель и заслушивается содоклад головной комиссии. В ходе первого чтения обсуждаются концепция, направленность, структура законопроекта и целесообразность принятия закона. При наличии альтернативных проектов Палата представителей решает, какой проект принимается за основу для подготовки ко второму чтению.

В ходе обсуждения депутатами высказываются предложения и замечания. По результатам обсуждения Палата представителей голосованием принимает или отклоняет законопроект. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей. Если по результатам голосования законопроект не принят Палатой представителей, Палата представителей может принять решение об отклонении законопроекта. Решение об отклонении законопроекта считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей. Копия постановления направляется для информации субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект.

Если решение об отклонении законопроекта не было принято либо если предложение об отклонении законопроекта не вносилось, законопроект направляется на доработку в соответствующую комиссию, о чем делается протокольная запись. Палата представителей может расширить число комиссий для доработки законопроекта или поручить доработать его специальной комиссии. После доработки законопроект рассматривается вновь в первом чтении.

Подготовка и рассмотрение проектов законов во втором чтении. Приятый в первом чтении законопроект Палата представителей передает на доработку в головную или другую комиссию, либо расширяет число комиссий, либо поручает доработку законопроекта специальной комиссии, устанавливает сроки для доработки и представления проекта ко второму чтению. По решению Палаты представителей законопроект может направляться для внесения предложений и замечаний Президенту Республики Беларусь, в Совет Республики, Совет Министров и другим государственным органам.

Палата представителей может принять решение о вынесении законопроекта между первым и вторым чтением на народное обсуждение.

По законопроекту, принятому Палатой представителей в первом чтении, головная комиссия устанавливает срок для внесения замечаний и предложений, который должен быть не менее десяти дней, если иное не предусмотрено Регламентом. Одновременно данный законопроект представляется головной комиссией для проведения правовой экспертизы в управление Секретариата Палаты представителей, осуществляющее экспертно-правовую деятельность. Срок для проведения правовой экспертизы предоставляется не менее десяти дней, если иное не предусмотрено Регламентом. Экспертное заключение рассматривается головной комиссией. Содержащиеся в нем замечания и предложения могут включаться в проект головной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 141 Регламента. В случае отклонения замечаний и предложений головной комиссией экспертное заключение прилагается к законопроекту для сведения депутатов Палаты представителей.

Головная комиссия рассматривает внесенные поправки и готовит проект ко второму чтению.

Изменения и дополнения, вносимые в законопроект, направляются головной комиссией Президенту Республики Беларусь, на заключение в Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь и согласовываются с субъектом права законодательной инициативы, внесшим данный проект закона. В случае, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, такие поправки включаются в законопроект лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению - Совета Министров Республики Беларусь.

Согласованные поправки к законопроекту, получившие одобрение головной комиссии, включаются в текст законопроекта. Согласованные поправки к законопроекту, не получившие одобрения головной комиссии, прилагаются к новой редакции проекта в форме таблицы для рассмотрения Палатой представителей.

Подготовленный для рассмотрения во втором чтении законопроект с заключением головной комиссии должен быть направлен депутатам Палаты представителей, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее, чем за семь дней до рассмотрения законопроекта во втором чтении, если иное не предусмотрено Регламентом. Проект направляется с указанием количества принятых поправок и приложением таблицы отклоненных поправок.

Если законопроект не нуждается в доработке и в ходе первого чтения к нему не поступили предложения и замечания либо внесенные изменения и дополнения носили технический характер, то такой проект по решению Палаты представителей может быть рассмотрен во втором чтении без доработки в постоянных комиссиях.

Второе чтение посвящено обсуждению законопроекта с поправками. По проекту закона выступает председатель головной комиссии, его заместитель либо член головной комиссии. Обсуждение законопроекта во втором чтении начинается с его наименования, затем обсуждается преамбула. Далее по решению Палаты представителей законопроект обсуждается постатейно, по главам, по разделам, по иным структурным частям проекта или в целом. Во время обсуждения возможно принятие решения о возвращении отдельных частей или законопроекта в целом на доработку.

Голосование в Палате представителей. Голосование может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным частям проекта. Если по законопроекту не имеется замечаний и предложений, Палата представителей может принять решение о голосовании по законопроекту в целом (включая название и преамбулу).

Поправки, не принятые комиссией, голосуются при обсуждении соответствующей статьи, главы, раздела, иной структурной части проекта. На голосование ставятся только поправки депутатов Палаты представителей и других субъектов права законодательной инициативы, представленные в письменной форме и рассмотренные головной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 141 Регламента. Каждая поправка обсуждается, и голосование по ней проводится отдельно. Авторы законопроектов могут выступать с обоснованием своих поправок. Вначале ставится на голосование поправка, затем, если решение не принято, - статья в редакции, предложенной комиссией. Если внесено несколько поправок по одной статье проекта, то вначале обсуждается и выносится на голосование та из них, принятие или отклонение которой позволит решить вопрос о других поправках.

После того как проведено голосование по всем статьям, главам, разделам или иным структурным частям проекта, а также по всем поправкам, головная комиссия направляет проект закона с принятыми поправками, включенными в текст, Президенту Республики Беларусь для информации. Не ранее чем через десять дней после направления законопроекта Президенту Республики Беларусь либо по согласованию с Президентом Республики Беларусь в более ранние сроки Палатой представителей проводится голосование по проекту закона в целом. Поправки, поступившие от Президента Республики Беларусь до голосования по законопроекту в целом, рассматриваются Палатой представителей в порядке, предусмотренном Регламентом. В случае принятия поправок Президента Республики Беларусь головная комиссия должна сделать заключение об отсутствии в проекте внутренних противоречий. После заслушивания заключения головной комиссии голосование в целом по проекту проводится без обсуждения (ст. 149 Регламента Палаты представителей).

По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей на своем заседании принимает решение, голосуя в целом за внесенные Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством (ст. 150 Регламента Палаты представителей).

Принятие (отклонение) проекта закона. В результате второго чтения Палатой представителей может быть принято решение о (об): принятии проекта закона; отклонении проекта закона; повторном рассмотрении проекта закона в первом чтении в порядке, предусмотренном частью первой статьи 145 Регламента. Указанное решение оформляется постановлением Палаты представителей. Законопроект считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Проекты программных законов об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Решение о принятии закона по требованию Президента либо по его поручению Правительства в соответствии с частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Если по результатам голосования законопроект не принят Палатой представителей, Палата представителей может принять решение об отклонении законопроекта. Решение об отклонении законопроекта считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. В случае принятия такого решения рассмотрение данного законопроекта возможно лишь после его повторного внесения в Палату представителей в порядке реализации права законодательной инициативы. При этом он рассматривается как новый законопроект. Если решение об отклонении законопроекта не было принято либо если предложение об отклонении законопроекта не вносилось, законопроект направляется на доработку в соответствующую комиссию, о чем делается протокольная запись. Палата представителей может расширить число комиссий для доработки законопроекта или поручить доработать его специальной комиссии. После доработки законопроект рассматривается вновь во втором чтении (ст. 152 Регламента Палаты представителей).

Принятый Палатой представителей текст законопроекта визируется Председателем Палаты представителей или его заместителем и вместе с копией постановления о его принятии в течение пяти дней направляется на рассмотрение в Совет Республики. Субъект права законодательной инициативы официально информируется о результатах рассмотрения проекта Палатой представителей.

Проекты законов могут быть предложены для вынесения на референдум. Решение Палаты представителей по этому вопросу принимается большинством голосов от полного состава Палаты представителей, оформляется постановлением и направляется в Совет Республики.

Ратификация и денонсация международных договоров. В соответствии со ст. 15 Закона от 23 октября 1991г. № 1188 – XII «О международных договорах Республики Беларусь» ратификации подлежат межгосударственные и межправительственные договоры, в которых предусмотрена их ратификация; устанавливающие иные правила, чем те, которые содержатся в декретах и указах Президента, законах Республики Беларусь; предметом, которых являются вопросы, относящиеся только к сфере законодатель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.014 с.)