Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1: Правотворческая форма государственной деятельностиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Правотворческий процесс Шабайлов Дмитрий Викторович Литература: 1. Василевич Г.А., Сивец С.М. «Правотворческий процесс» - учебное пособие. 2. Котавгович В.А., Жигалко Е.В. Тема 1: Правотворческая форма государственной деятельности Под правотворч. понимают сам процесс создания правовых норм. Правовые нормы создаются для того, чтобы урегулировать, упорядочить обществ. отнош., придать им стабильность и защищенность. В то же время право выступает не только в кач-ве регулятора общественных отношений, но и в кач-ве средства взаимод. и общения между гр-ном, общ-вом и государством. Правотворчество – сложное соц. явление, имеющее в своей основе деятельность людей, образованных ими органов по созданию норм права, сущность которого заключается в общеобязательных велениях. Т.о., правотворчество имеет управленческую природу. Это одна из форм общественного и государственного руководства, делами общества и государства. Для правотворчества характерны не только создание новых норм права, но и корректировка уже существующих, приведение из в соответствие с потребностями и закономерностями обществ. развития. правотворчество в укз. и шир. смысле. В узк. – правотворческая деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) НПА, введению их в действие. В шир. смысле в правотворческую деятельность включаются все действия, направленные на создание правовой нормы, начиная от идеи ее создания до подготовки, принятия, опубликования, внесения изменений и дополнений, отмены. Правотворчество является составной частью более широкого понятия правообразование. Правообразование представляет собой длительный по времени процесс формирования юрид. нормы, который начинается с анализа социальной ситуации, осознании необходимости ее правового урегулирования и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество. Факторы, обсулавливающие правотворческий процесс. Нормы права не создаются только лишь по желанию правотворческого органа. На принятияе измен./доп., отмену норм влияет ряд факторов. Они м/б как объективными, так и субъективными. К ним м/отнести следующие: 1. соц-эконом потребности общества;
2. характер осуществляемой власти в стране; 3. степень учета интересов личности; 4. стремление к обеспечению баланса интересов всех слоев; 5. уровень общественного правосознания и правовой культуры; 6. политическая активность населения; 7. национальные отношения; 8. международное положение страны; 9. уровень компетентности разработчиков законопроекта. Соотношение понятий нормотворчество и правотворчество. В настоящее время в учебной и научной литературе не выработано единых подходов к раскрытию содержания этих понятий. В соотв. с з-ном «О НПА» под НПА понимается офиц. документ, установленной формы, принятый/изданный в пределах компетенции уполномоченного госуд. органа, ДЛ или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. В законе дано понятие нормотворческая деятельность, под которой понимается научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию, изданию, толкованию, приостановлению действия, признании утратившими силу либо отмене НПА. Понятие правотворчество в законе отсутствует. Исходя из этого, можно сделать вывод, что понятие нормотворчество является более узким, чем правотворчество, так как нормотворчеством занимаются только государственные органы и должностные лица. Термины правотворчество и нормотворчество соотнос. как общее и особенное. Общие принципы правотворчества. В юридической лит-ре нет единого мнения относительно количества и названия принципов. 1. принцип научности; 2. принцип законности и конституционности; 3. принцип демократизма; 4. принцип гуманизма; 5. принцип профессионализма; 6. принцип суверенного равенства; 7. принцип всеобщего уважения прав человека; 8. принцип добросовестного выполнения междунар. обязательств. Субъекты правотворчества. Государственные органы, их ДЛ. Государственные организации, н-р: профсоюзы. Граждане. Международные организации. Формы правотворчества.
В зависимости от субъектов правотворчества различают следующие формы, способы деятельности: 1. принятие решения непосредственно народом путем референдума; 2. принятие НПА органами государства; 3. принятие НА ДЛ; 4. принятие НПА негосударственными организациями; 5. принятие ПА международными организациями. Стадии правотворчества. Правотворческая деятельность представляет собой сложный процесс, который можно разбить на определенные, относительно самостоятельные действия, т.н. стадии. По структуре правотворчество м/разделить на 2 большие части: 1. организационные вопросы, не связанные с юрид. значимыми действиями (не порождает правовых последствий); 2. принятие решения о необходимости подготовки проекта НПА и имеет своим следствием, как правило, его принятие и придание ему общеобязательного характера. Стадия правотворч. процесса – относительно самостоятельная и завершенная часть процесса, выделяющая ее особенностью от других частей. В лит-ре количество стадий также носит дискуссионный характер. Как правило, выделяют 5 стадий (в узк. смысле): 1. правотворческая инициатива. Уполномоченные гос. органы выступают с офиц. предложениями принять тот или иной НПА. 2. разработка проекта НПА; 3. обсуждение проекта (как самим органом, так и всенародно или с привлечением экспертов, специалистов); 4. принятие НПА; 5. официальное опубликование НПА. В з-не «О НПА» упоминаются следующие стадии нормотворческого процесса: 1. планирование нормотв. деят.; 2. нормотв. инициатива; 3. подготовка проекта НПА; 4. принятие и издание НПА; 5. включение НПА в нац. реестр НПА Респ. Бел.; 6. опубликование НПА. Правотворческие способы. 2 основных способа: 1) санкционирование государственной властью норм, которые сложились, реально существуют в виде фактического обычая, либо в виде положений, вырабатываемых негосударственными образованиями или складывающихся в частноправовой сфере (корпоративные нормы); 2) прямая правоустанавливающая деятельность государственных органов, выраженная в правотворческих решениях и закрепленная в НПА. Подписание з-на През. Как право законод. иниц. представляет собой мощное ср-во воздействия одной власти на другую. В этом не только выраж. формальное аспекты взаимоотнош. властей, но и заключ. потенциальные возможности для усиления своего положения. Стремясь обеспечить в реальности действие принципа разделения властей, кот. сводится не только к разграничению компетенции, но и к проблеме взаимного сдерживания, взаимовлияния законод. и исполн. власти, в К. закреплено правило о том, что все законы подписываются През. Респ. Бел. При этом он имеет право возвращать закон или его отдельные положения со своими возражениями в ПП, т.е. обладает правом вето. Так з-н, принятый ПП и одобренный СР, либо принятый ПП, в том случае, когда ей поручено принять окончательное решение, представляется в 10-тидневный срок на подпись През. Если През. согласен с текстом закона – он его подписывает, если у него имеются возражения – он возвращает закон, он не возвращает какой-л. з-н на протяжении 2ух недель после того, как з-н был ему представлен, то такой з-н также считается подписанным. З-н не счит. подпис. и не вступ. в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. В США подобная практика получила название «карманного вето», соотв. Конгресс не может преодолеть такое вето в США в силу отсутствия процедуры на этот счет, и последствия, если з-н не мог быть возвращ. През. в Конгресс – повторное внесение суб. законод. иниц. з/проекта.
При несогл. с текстом з-на През. возвращает его со своими возражениями в ПП. ПП должна рассмотреть з-н с возраж. Президента не позднее 30 дней. Если з-н будет принят ПП больш-вом не менее 2/3 голосов от ее полного состава, то он вместе с возраж. През. передается в 5тидневный срок в СР. СР должен рассм. з-н повторно не позднее 20 дней. З-н счит. принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава СР. После преодоления возражений През. з-н подписывается в 5тидневный срок. Если он не подписывается През. в этот срок, то з-н все равно вступает в силу. Возвращ. През. з-н дб рассмотрен в упрощенном порядке, т.е. возраж. през. рассм. комиссией, кот. является головной по з/проекту, данная ком. готовит заключение по возражениям и вносит его в Совет ПП. В заключении комиссии дб 1-но из след. предложений: 1. согласиться с возражениями През. и направить возвращ. им закон на доработку; 2. внести на рассмотрение ПП возвращенный закон для преодоления возражений. После доработки возвращенного През. з-на комиссия вносит в Совет ПП предложение о включении в повестку дня сессии ПП вопрос о рассм. з/проекта во втором чтении. В таком случае на голосов. в ПП ставятся лишь те положения, в которые в процессе доработки были внесены изменения. Затем ставится вопрос о голосовании по з/проекту в целом. В СР на рассмотрение вместе с текстом з-на, возвращенного През. с возражениями, повторно рассмотренного ПП на имя председателя СР направляется постановление ПП о повторном рассмотрении з-на, возражения През. и стенографический отчет заседания ПП (стенограмма). Постоянная комиссия СР, которая ранее дала заключение по закону, рассм. замечания През. и текст закона и дает по нему заключение. При получении заключения постоянной комиссией Председатель СР вносит предложение о включении в повестку дня вопрос о повторном рассмотрении закона. При повторном рассмотрении возвращенного з-на и прин. ПП в ранее принятой редакции СР вправе не открывая обсуждение поставить на голосование вопрос об одобрении з-на в той же редакции либо открыть обсуждение по з-ну. В таком случае возраж. считаются принятыми.
Акты През. Респ. Бел. През. Респ. Бел. реализует свои полномочия через издаваемые им правовые акты. Ст. 85 К. предусмотрено: «Президент вправе издавать следующие виды правовых актов: декреты, указы, распоряжения». Соотв. к НПА относятся декреты, указы. Декрет През. – это НПА главы гос-ва, имеющий силу закона, издаваемый в соотв. с К. Респ. Бел. на основании делегированных ему парламентом законод. полномочий либо в случае их особой необходимости (временный декрет) – для регулирования наиб. важных общественных отношений. Указ През. – НПА главы гос-ва, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий, изменяющий, отменяющий определенные правовые нормы. Директива През. – это указ программного характера, издаваемый главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение. Ст. 85 К. не перечислены акты такого вида, как директивы. Зак-ль считает директивы актами правового характера. Распоряжения не являются нормативными актами, вместе с тем През. может издавать распоряжения, имеющие нормативный характер. Ст. 101 К. ПП и СР законом, прин. больш-вом голосов от полного состава палат по предложению През. могут делегировать ему законод. полномочия на издание дикретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий През. на издание декрета. В силу особой необходимости През. по своей иниц. либо по предложению Прав-ва может издавать временный декрет, имеющий силу з-на. Если такие декреты изд-ся по предложению Прав-ва, они скрепляются подписью Премьер-министра. Врем. декреты в 3ехдневный срок дб представлены на последующее рассмотрение ПП, а затем СР. Эти декреты сохр. силу, если они не отменены больш-вом не менее 2/3 голосов от полного состава соотв. ПП и СР. Т.о., декреты През. могут быть 2 видов: 1) декреты, издав. на основании з-на о делегировании През. законод. полном.; 2) временные декреты, издаваемые главой гос-ва в силу особой необходимости. К. и з-во четко не разделяет для регулирования каких отношений дб приняты указы, а для регулирования каких - декреты, з-н «О НПА» говорит, что декрет носит нормат. хар-р, а указ мб как ненормат., так и не нормат. Еще 1 проблема: указы и распоряжения. Указы мб ненормативного хар-ра, распоряж. – ненормат всегда, за искл. случаев, определенных През. Сущ-ют различные т.з. относительно места указов в иерархии НА Респ. бел. Некоторые специалисты рассм. их в кач-ве подзаконных актов, тем самым выделяя их место вслед за законами. С этим было бы можно согласиться, т.к если бы в К. было написано, что указы д/соотв. з-нам, но такого положения нет. М/утв., что указы идут вслед за законами, но в нек. случ. указы м/базироваться непор-но на К. Как следствие, м/говорить о 2 видах указов: 1) из-е кот. основывается на конституц. норме; 2) указы, полном. на издание которых предусмотрены з-ном. Правотворческий процесс Шабайлов Дмитрий Викторович
Литература: 1. Василевич Г.А., Сивец С.М. «Правотворческий процесс» - учебное пособие. 2. Котавгович В.А., Жигалко Е.В. Тема 1: Правотворческая форма государственной деятельности Под правотворч. понимают сам процесс создания правовых норм. Правовые нормы создаются для того, чтобы урегулировать, упорядочить обществ. отнош., придать им стабильность и защищенность. В то же время право выступает не только в кач-ве регулятора общественных отношений, но и в кач-ве средства взаимод. и общения между гр-ном, общ-вом и государством. Правотворчество – сложное соц. явление, имеющее в своей основе деятельность людей, образованных ими органов по созданию норм права, сущность которого заключается в общеобязательных велениях. Т.о., правотворчество имеет управленческую природу. Это одна из форм общественного и государственного руководства, делами общества и государства. Для правотворчества характерны не только создание новых норм права, но и корректировка уже существующих, приведение из в соответствие с потребностями и закономерностями обществ. развития. правотворчество в укз. и шир. смысле. В узк. – правотворческая деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) НПА, введению их в действие. В шир. смысле в правотворческую деятельность включаются все действия, направленные на создание правовой нормы, начиная от идеи ее создания до подготовки, принятия, опубликования, внесения изменений и дополнений, отмены. Правотворчество является составной частью более широкого понятия правообразование. Правообразование представляет собой длительный по времени процесс формирования юрид. нормы, который начинается с анализа социальной ситуации, осознании необходимости ее правового урегулирования и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество. Факторы, обсулавливающие правотворческий процесс. Нормы права не создаются только лишь по желанию правотворческого органа. На принятияе измен./доп., отмену норм влияет ряд факторов. Они м/б как объективными, так и субъективными. К ним м/отнести следующие: 1. соц-эконом потребности общества; 2. характер осуществляемой власти в стране; 3. степень учета интересов личности; 4. стремление к обеспечению баланса интересов всех слоев; 5. уровень общественного правосознания и правовой культуры; 6. политическая активность населения; 7. национальные отношения; 8. международное положение страны; 9. уровень компетентности разработчиков законопроекта. Соотношение понятий нормотворчество и правотворчество. В настоящее время в учебной и научной литературе не выработано единых подходов к раскрытию содержания этих понятий. В соотв. с з-ном «О НПА» под НПА понимается офиц. документ, установленной формы, принятый/изданный в пределах компетенции уполномоченного госуд. органа, ДЛ или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. В законе дано понятие нормотворческая деятельность, под которой понимается научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию, изданию, толкованию, приостановлению действия, признании утратившими силу либо отмене НПА. Понятие правотворчество в законе отсутствует. Исходя из этого, можно сделать вывод, что понятие нормотворчество является более узким, чем правотворчество, так как нормотворчеством занимаются только государственные органы и должностные лица. Термины правотворчество и нормотворчество соотнос. как общее и особенное. Общие принципы правотворчества. В юридической лит-ре нет единого мнения относительно количества и названия принципов. 1. принцип научности; 2. принцип законности и конституционности; 3. принцип демократизма; 4. принцип гуманизма; 5. принцип профессионализма; 6. принцип суверенного равенства; 7. принцип всеобщего уважения прав человека; 8. принцип добросовестного выполнения междунар. обязательств. Субъекты правотворчества. Государственные органы, их ДЛ. Государственные организации, н-р: профсоюзы. Граждане. Международные организации. Формы правотворчества. В зависимости от субъектов правотворчества различают следующие формы, способы деятельности: 1. принятие решения непосредственно народом путем референдума; 2. принятие НПА органами государства; 3. принятие НА ДЛ; 4. принятие НПА негосударственными организациями; 5. принятие ПА международными организациями. Стадии правотворчества. Правотворческая деятельность представляет собой сложный процесс, который можно разбить на определенные, относительно самостоятельные действия, т.н. стадии. По структуре правотворчество м/разделить на 2 большие части: 1. организационные вопросы, не связанные с юрид. значимыми действиями (не порождает правовых последствий); 2. принятие решения о необходимости подготовки проекта НПА и имеет своим следствием, как правило, его принятие и придание ему общеобязательного характера. Стадия правотворч. процесса – относительно самостоятельная и завершенная часть процесса, выделяющая ее особенностью от других частей. В лит-ре количество стадий также носит дискуссионный характер. Как правило, выделяют 5 стадий (в узк. смысле): 1. правотворческая инициатива. Уполномоченные гос. органы выступают с офиц. предложениями принять тот или иной НПА. 2. разработка проекта НПА; 3. обсуждение проекта (как самим органом, так и всенародно или с привлечением экспертов, специалистов); 4. принятие НПА; 5. официальное опубликование НПА. В з-не «О НПА» упоминаются следующие стадии нормотворческого процесса: 1. планирование нормотв. деят.; 2. нормотв. инициатива; 3. подготовка проекта НПА; 4. принятие и издание НПА; 5. включение НПА в нац. реестр НПА Респ. Бел.; 6. опубликование НПА. Правотворческие способы. 2 основных способа: 1) санкционирование государственной властью норм, которые сложились, реально существуют в виде фактического обычая, либо в виде положений, вырабатываемых негосударственными образованиями или складывающихся в частноправовой сфере (корпоративные нормы); 2) прямая правоустанавливающая деятельность государственных органов, выраженная в правотворческих решениях и закрепленная в НПА.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.91.19.62 (0.054 с.) |