Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2: парламент республики Беларусь как субъект правотворческой деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Правотворческая и законодательная инициатива. В соответствии с законом «О НПА» под законод. иниц. понимается официальное внесение субъектом, определенным конституцией Республики Беларусь проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган. В теории под правом законод. иниц. понимают специальное закрепленное в К. полномочие государственного органа, члена законод. собрания вносить подготовленные ими законопроекты непосредственно в законодательный орган, который в с.о. обязан принять и рассмотреть такой проект по существу по докладу данного органа или лица, внесшего законопроект. Право законод. иниц. м/осущ. путем внесения в законод. орган предложения о принятии нового закона либо об измен./доп. или отмене действующего. В регламенте ПП НС раскрывается сущность права законод. иниц. – она осуществляется посредством внесения проектов законов «О внесении и изменении/дополнении в Конституцию Респ. Бел.», з-нов о толковании К., законов и представлений ПП, законов об измен. и дополн., отмене, а также признании утратившими силу законодательных актов, предписаний Верх. Совета и иных органов. Субъект права законод. иниц.: ст. 99 К., ст. 45 з-на «О НПА». Круг следующий: 1. Президент; 2. депутаты ПП, члены СР; 3. правительство; 4. граждане, обладающие избирательным правом, в кол-ве не менее 50 тыс. человек. Правом законод. иниц. по вопросу об изм. и доп. К. обладают: 1. Президент; 2. не менее 150 тыс. граждан Респ. Бел., обладающие избирательным правом. 2 уровня законод. иниц.: 1) касаемо изм. и доп. в К; 2) в связи с предложением принять изм., доп. обычного закона. Те же суб., что вправе инициировать внесение изм. и доп. в К., вправе инициировать конституц. з-н о толковании К. Проект з-нов, предлаг. гос. орг., обществ. организаций, не влад./облад. правом законод. иниц, отдельными гр-нами мб внесены в парламент ч/з органы и лица, которые обладают правом законодательной инициативы. В заруб. странах правом законод. иниц. облад узкий круг субъектов. Во Фр. – премьер-министру и членам Парламента, в США – депутатам обеих палат. В президентских республиках не облад. правом законод. иниц. исполнительная власть. В Респ. Бел. в силу К. и слож. практики правом законод. иниц. пользуется каждый депутат ПП. З/проекты следствием принятия которых мб сокращение гос. средств, создание или увеличение расходов м/вноситься в ПП лишь с согласия През., а по его поручению Правительства. Так, согласно регламенту ПП, если в заключении головной комиссии указывается, что внесенный з/проект после принятия может повлечь сокращение гос. средств, созд. либо увеличение расходов и этот з/проект внесен не Президентом, либо по его поручению Прав-вом, то такой з/проект возвращается председ. ПП либо его замом субъекту права законод. иниц., внесшему этот з/проект для получения согласия Президентом на рассмотрение з/проекта ПП. После получения такого согласия з/проект рассм. в ПП в обычном порядке. Следует различать понятия суб. нормотворческой иниц. (ст. 44 з-на «О НПА») и суб. законод. иниц. Круг первых гораздо шире: к нему относ. гос. органы и ДЛ, которые в соотв. с предоставленными полномочиями вправе направить в компетентный орган проект НПА и соответствующее мотивированное предложение. Нормотворческая инициатива м/б реализована путем внесения предложения, реализации идеи. Механизм реализации права законодательной инициативы. Согл. ст. 46 з-на «О НПА» право законод. иниц. реализуется субъектами посредством внесения в ПП НС Респ. Бел. проектов законов. Президент осуществляет право законод. инициативы лично или через уполномоченный им орган. При осуществлении права законод. инициативы Президент принимает решение о назначении докладчика з/проекта в ПП и СР. Депутаты ПП осущ. право законод. инициативы лично. СР НС при осуществлении права законод. иниц. на совеем заседании принимает решение о внесении в ПП з/проекта, а также о назначении докладчика (уполномоченного представителя) по законопроекту в ПП. Решение СР оформляется постановлением, принимаемым больш-вом голосов от полного состава СР. СовМин при осуществлении права законод. иниц. принимает решение о внесении в ПП законопроекта, также о назначении докладчика по з/проекту. Граждане осущ. право законод. иниц. в порядке, установленном законом Респ. Бел. «О порядке реализации права законод. инициативы гражданами Респ. Бел.». Согласно указанному закону право законод. иниц. реализуется гр-нами посредством внесения в ПП проектов законов о внесении изм. и доп. в К., о толковании К. Респ. Бел., о внесении изм. и доп. в законы Респ. Бел., о признании утратившими силу законов Респ. Бел., о толковании законов Респ. Бел. и иных проектов законов. Законом установлен порядок образования и регистрации иниц. группы граждан по реализации права законод. иниц. См.: пор-к сбора подписей гр-н и установления итогов сбора подписей за предложения о внесении проекта закона в ПП. Предусм. обязательная юрид. эксп=за проектов з-нов в нац. центре экспертной деятельности проектов з-нов Респ. Бел. Инициативная группа вносит проект закона в ПП в течение 3 мес. В теч. 3 мес. оставляет для передачи в центральную комиссию. С момента передачи центральной комиссией инициативной группе получение иниц. группой копии протокола о результатах сбора подписей, утверждающей наличие подписей не менее 50 тыс. гр-н. В рез-те иниц. группа вправе приним. участие при принятии з/проекта. Мб реализ. неск. суб. права законод. иниц. Суб. права законод. ниц. вправе отозвать внесенный им проект до его принятия ПП во втором чтении, в этом случае проект направл. секретариату ПП. Проект з-на внесенный в ПП депутатом ПП в случае прекращения полном. депутата ПП считается отозванным. Подготовка з/проекта для рассмотрения на сессии ПП. Проекты з-нов для рассм. ПП направл. суб. законод. иниц. на имя председ. ПП. Проекты законов подлежат обязат. рег-ции и хранению в секретариате ПП. Субъект информир. секретариатом о рег. номере проекта и о головной комиссии подготовки заключения по проекту. З/проект внос на русском и(или) бел. языках с приложением следующих д-тов: 1. сопроводит. письма и обоснования необходимости прин. проекта з-на, вкл. финн.-экон. обоснование; 2. д-та содерж. инф. о согласовании, визировании проекта з-на; 3. списка лиц, подгот. проект з-на; 4. д-та, подтв. согласие през. РБ или его соотв. поручение Прав-ва и согл. прав-ва на всен. проекта з-на, если следствием его принятия мб сокращение гос. средств, созд. и увел. расходох; 5. если явл. срочным – д-т с поручением През., Прав-ва РБ об объявлении рассмотрения з/проекта срочным; 6. д-та, подтв. согласие През., если прав-во потребовало, чтобы ПП и СР приняли решение голосуя в целом за внесенный президентом или прав-вом проект з-на, сохр. лишь те поправки, кот. предложены или приняты През. или Прав-вом; 7. д-та подтв. согласие Президента на внесение проекта закона, если проект закона по содержанию расходится с временными декретами или указами Президента и вносится не Президентом; 8. д-та, подтв. соответствующее поручение През. Прав-ву внести проект з-на, подготовленный в связи с заключением, приостановлением действия или прекращением международного договора; 9. информации о назначении докладчика по проекту закона в ПП/СР; 10. д-та, подтв., что президенту направлены копия проекта и сопроводит. д-ты; 11. заключение Нац. центра з-ва и правовых исследований РБ и гос. учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка» Генпрокуратуры РБ, а также иных экспертных заключений, если таковые давались; 12. инф. о направлении в Нац. центр правовой информации РБ проекта закона и предусмотренных законод. актами сопроводительных документов для включения в компьютерный банк данных проектов законов РБ. К проекту закона о внес. изм и доп. в з-н прилагается таблица с указанием редакции статьи или иного структурного элементам этого закона и редакции статьи или иного структ. элемента с учетом предлагаемых изм. и доп. Проект з-на дб завизирован рук-лем гос. органа или обязанным лицом при его направлении. През. – рук-лем уполномоченного структурного подразделения Администрации Президента. Поступившие в ПП проекты законов направляются в структурное подразделение секретариата ПП, осущ. экспертно-правовую деятельность. Для подготовки заключения о соответствии проекта з-на требованиям, предусмотренным регламентом ПП. Проект з-на, внесенный с нарушением данных требований мб возвращен суб. права законод. иниц. Председ. ПП, в его отсутствие – зам. назначает из числа постоянных комиссий головную комиссию для предварительного рассмотрения проекта закона и подготовки его к рассмотрению в ПП в первом чтении. Головная комиссия по проекту закона направляет проект в пост. комиссии и структурные подразделения секретариата ПП, самост. определяет круг субъектов, привлекаемых к предвар. рассм. проекта + сроки рассм. замеч. и предложений. Для р-ты над проектом з-на головная комиссия может создать рабочую группу, в его сост. м/вход члены пост. комиссий, др. депутаты ПП, представители гос. органов, иных гос. организаций, обществ. объед., научных организаций + субъект, внесший з/проект в ПП. Работа комиссии над проектом закона проводится открыто и гласно. Головная комиссия вправе провести предварительное рассм. подгот. проекта в ф-ме парл. слушаний или вынес. проекта на нар. обсужд. По проекту м/назнач. научная экспертиза, м/запрашиваться заключения министерств и др. гос. органов, мнение различных организаций. Замечания и предложения д/поступать в письм. ф-ме и рассм. на заседании головной комиссии. Изм. и доп. вносятся в проект головной комиссией лишь в случ. получ. согласия суб., внесшего з/проект (его представителя), за искл. измен., носящих технический хар-р (нумерация, шрифты, грамматич. ош.). проект з-на с внес в него изм. и доп. в ПП дб направлен для заключ. в Нац. центр з-ва и правовых исследований. Проект закона, окончательно подготовленный для рассм. ПП в первом чтении направляется През. РБ и по завершении работы над проектом з-на головная комиссия вносит предложения о рассм. на заседании Совета палаты вопроса о включении з/проекта в повестку дня сессии. При соблюдении требований регламента, если имеется заключ. головной ком. о нецелесообр. прин. проекта з-на, то з/проект все равно рассм. на заседании ПП в авторской редакции. 2. Рассмотрение з/проекта в 1 чтении. Текст проекта з-на, подготовленного к рассм. в первом чтении, вкл. в повестку дня сессии, материалы к нему и иные д-ты и заключение головной комиссии по проекту з-на направляются секретариатом ПП депутатам ПП, субъекту права законод. иниц. внесшему проект з-на + заинтересованным органам не позднее, чем за 3 дня до его рассм. в 1 чтении. При рассм. в 1 чтении заслуш. доклад субъекта права законод. иниц., его уполном. представителя + содоклад головной комиссии. При рассм. проекта з-на в первом чтении обсужд. концепция, структура и целесообр. его принятия. По результатам обсуждения ПП принимает проект з-на или отклоняет его. Голосование осуществляется по проекту закона в целом. Проект считается принятым или отклоненным, если за него проголосовало больш-во от полного состава ПП. Решение оформляется постановлением ПП. Если по результатам голосования проект з-на не принят, ПП может принять решение об отклонении проекта з-на, если такое предложение вносилось. В случае отклон. проекта повт. рассм. возможно после повт. внесения в ПП, при этом он будет рассм. как новый проект. Суб. права законод. иниц. офиц. информируется о рез-тах рассм. Если при рассм. з/проекта в 1 чтении ни одно из реш. не прин., либо если реш. о прин. з/проекта не прин., а предлож. об отклон. не вносилось, проект з-на направл. на доработку в головную комиссию. Круг суб. для повт. рассм. мб расширен. После доработки проект вновь рассм. в первом чтении. 3. Подгот. к рассм. и рассм. проектов во 2 чтении. После прин. проекта в 1 чтении ПП передает его на доработку в ту же или др. головную комиссию либо расширяет число пост. комиссий для доработки проекта з-на, либо поручает его доработку спец. головной комиссии. Устанавливаются сроки представления проекта з-на для рассм. ПП во втором чтении. По решению ПП в период между первым и вторым чтением проект мб вынесен на народное обсуждение. Принятый ПП проект в первом чтении направляется головной комиссией и пост. комиссией для подготовки поправок. Головной ком. с этой целью устан. срок по обычным з-нам – не менее 10 дней, кодексам – не менее 20. Поправки представляются в головную комисиию с обоснов. необх. их внесения (+ финн.-экон. обоснование). Одновр. с направлением пост. ком. проект з-на предст. головной ком. для проведения эксп-зы в структ. подраздел. секретариата, осущ. экспертную деят. + проведение лингвистической эксп-зы в подраздел. секретариата, осущ. редакционную деятельность. Эти заключ. рассм. головной комиссией, по рез-там рассм. замеч. м/включ. в проект з-на. Комиссия рассм. поступ. поправки и готовит проект з-на для рассм. во втором чтении. З/проект с внес. его изм. и доп., поправками направл. в Нац. центр з-ва и правовых исслед. и на согласов. с суб. законод. иниц, если им не установлено иное. Согласованные поправки суб. права законод. иниц. по проекту закона, получившие одобрение головной комиссии вкл. в данный проект, не согласов. головной ком. прилаг. к тексту, т.е. все равно рассм. ПП. Проект з-на подгот. для рассм. во втором чтении визир. председ. головной ком., председ структ. подраздел. секретариата. Подготовленный для рассм. во втором чтении проект з-на с заключ. головной комиссией направляется депутатам ПП и суб. права законод. иниц., внесшему проект не позднее, чем за 7 дней до рассм. во втором чтении. Если проект з-на не нужд. в дораб. и в ходе первого чтения по нему не поступило замеч., предлож. либо они носят технич. хар-р, то такой проект мб рассм. во 2 чтнении без дораб. в головной комиссии. Если при дораб. меняется концепция проекта, то ПП прин. решение об отмене ранее прин. по этому проекту з-на, постановления и он повторно рассм. по проц. первого чтения. При рассм. проекта з-на во втором чтении выступает председ. головной ком. (его зам. или иной член). При рассм. проекта з-на во втором чтении обсужд. структурные элементы проекта з-на и поправки. Обсужд. начинается с его названия, затем обсуждается преамбула, далее з/проект обсужд. постатейно по главам, разделам, иным структурным элементам проекта з-на или в целом. Во время обсужд. возможно прин. реш. о возвращенииотд. структурных элементов или проекта з-на в целом на доработку. Голосование м/проводиться по проекту по статьям, по главам, разделам или по иным структурным элементам. Если по неск. следующим подряд статьям, главам, разделам замечаний и предложений не имеется, то голосование проводится в целом по этим статьям, главам, разделам. Если замечаний или предложений по проекту з-на не имеется, после направления През. замеч. по з/проекту не имелось, измен. и дополн. в проект з-на не вносились и если они носят технич. хар-р ПП может принять решение о голосовании по проекту з-на в целом, включая название и преамбулу. После проведения голосования по всем ст., главам, разделам и иным структ. элементам, а также по всем поправкам, головная комиссия направляет текст През. РБ для информации. По итогам рассм. проекта з-на во втором чтении ПП принимает 1 из следующих решений: 1. принятие проекта з-на; 2. отклонение проекта з-на; 3. отмене постановления о принятии проекта з-на в первом чтении и повторном рассм. его в первом чтении; Решение по проекту з-на рассм. во втором чтении счит. прин., если за него проголосовало больш-во от полного состава ПП (искл, когда треб-ся квалиф. больш-во). Если по рез-там голосов проект з-на не принят, то ПП может прин. реш об отклоении проекта з-на, его рассм. возможно только после повторного рассм в пор-ке внесения права законод. иниц. Если ни из реш. не прин., либо решение о прин. з-на не принято, а предложение об отклонении не вносилось, проект з-на направляется на доработку в головную комиссию. Суб. права законод. иниц., внесшие проект з-на офиц-но информ. о рез-тах рассм. Текст прин. з-на готовится в 2 экз.: один – вместе с копией постановления о его принятии в течение 5 дней передается на рассм. в СР; другой – хранится в секретариате ПП. Рассм. з/проекта в срочном порядке. Регламенты СР: рассм. з/проекта в СР. Д-ты, прилаг. к проекту. Р ассм. д-тов в ПП. К первоочередному рассм. ПП подлежат проекты з-нов: 1. о внес. изм. и доп. в К.; 2. о введ. в действие з-нов о внес. изм. и доп. в К.; 3. о толковании К.; 4. непосредственно направленные на реализацию положений К.; 5. о респ. Бю на очередной финн. год; 6. подгот. на основе НПА Союзного гос-ва. Повторное рассм. проектов, отклон СР. При отклон. проекта з-на, принятого ПП, ПП рассм. отклон. проект з-на, замеч. и предложения СР и может предложить СР создать на паритетной основе согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий и выработки согласованного текста проекта закона. В этом случае ПП принимает постановление, в кот. указывается члены согласит. ком. и сопредседатель от ПП, туда дб включены представители головной комиссии, осущ. подготовку отклоненного проекта з-на. Постановление о предлож. созд. согласит. ком. отправл. в СР для рассм. и при наличии согласия создается согласит. ком. При принятии СР предложения согласит. ком. приступает к работе. Согласит. ком. рассм. каждое возражение СР в отдельности, вырабатывая согласованный текст проекта з-на, решение согласит. ком. принимается открытым раздельным голосованием ее членов – от ПП и СР. Оно считается принятым, если за него проголосовало больш-во от членов, соотв. ПП и СР. Текст проекта, выработанный согласит. ком., направляется на заключение в Нац. центр з-ва и правовых исследований Респ. Бел. и на согласование с суб. законод. иниц., внесшим проект. При поступлении от центра и суб. замеч. и предлож. они подлежат рассм. согласит. ком. Выработанный текст представляется на одобрение ПП. При повт. рассм. текст проекта з-на ставится на голосование в целом. Если проект з-на, выработ. согласит ком. не принят ПП, приним. 1 из следующих решений: 1. о предложении согласит. ком. продолжить работу с четом замеч., высказ. при обсужд. проекта з-на ПП; 2. об отклонении проекта з-на. Решение об отклон. оформл. постановлением. Если ни 1 из указ. реш не принято, то проект з-на направл. в соотв. постоянную ком. на доработку. После этого он вновь рассм. со стадии 2 чтения. Если СР повторно отклонит з/проект и предложит создать согласит. ком, то согласит. ком. не создается и проект считается отклоненным. Если согласит. ком. не принят согласованный текст проекта з-на, то През. либо по его поруч. Прав-во могут потребовать, чтобы ПП приняла окончательное решение. В этом случае текст проекта з-на остается в преждней ред. и ставится именно таким на согласование. Он считается прин., если за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава ПП. Если же он не набрал необх. кол-ва голосов, то он по реш. ПП либо отклон. либо направл. на доработку в головную комиссию. После доработки он также рассм. со стадии 2-го чтения. Если согласит. ком. не создавалась, подгот. проекта з-на к рассм. ПП осущ. головной комиссией. Доработанный проект рассм. во 2-ом чтении. Подписание з-на През. Как право законод. иниц. представляет собой мощное ср-во воздействия одной власти на другую. В этом не только выраж. формальное аспекты взаимоотнош. властей, но и заключ. потенциальные возможности для усиления своего положения. Стремясь обеспечить в реальности действие принципа разделения властей, кот. сводится не только к разграничению компетенции, но и к проблеме взаимного сдерживания, взаимовлияния законод. и исполн. власти, в К. закреплено правило о том, что все законы подписываются През. Респ. Бел. При этом он имеет право возвращать закон или его отдельные положения со своими возражениями в ПП, т.е. обладает правом вето. Так з-н, принятый ПП и одобренный СР, либо принятый ПП, в том случае, когда ей поручено принять окончательное решение, представляется в 10-тидневный срок на подпись През. Если През. согласен с текстом закона – он его подписывает, если у него имеются возражения – он возвращает закон, он не возвращает какой-л. з-н на протяжении 2ух недель после того, как з-н был ему представлен, то такой з-н также считается подписанным. З-н не счит. подпис. и не вступ. в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. В США подобная практика получила название «карманного вето», соотв. Конгресс не может преодолеть такое вето в США в силу отсутствия процедуры на этот счет, и последствия, если з-н не мог быть возвращ. През. в Конгресс – повторное внесение суб. законод. иниц. з/проекта. При несогл. с текстом з-на През. возвращает его со своими возражениями в ПП. ПП должна рассмотреть з-н с возраж. Президента не позднее 30 дней. Если з-н будет принят ПП больш-вом не менее 2/3 голосов от ее полного состава, то он вместе с возраж. През. передается в 5тидневный срок в СР. СР должен рассм. з-н повторно не позднее 20 дней. З-н счит. принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава СР. После преодоления возражений През. з-н подписывается в 5тидневный срок. Если он не подписывается През. в этот срок, то з-н все равно вступает в силу. Возвращ. През. з-н дб рассмотрен в упрощенном порядке, т.е. возраж. през. рассм. комиссией, кот. является головной по з/проекту, данная ком. готовит заключение по возражениям и вносит его в Совет ПП. В заключении комиссии дб 1-но из след. предложений: 1. согласиться с возражениями През. и направить возвращ. им закон на доработку; 2. внести на рассмотрение ПП возвращенный закон для преодоления возражений. После доработки возвращенного През. з-на комиссия вносит в Совет ПП предложение о включении в повестку дня сессии ПП вопрос о рассм. з/проекта во втором чтении. В таком случае на голосов. в ПП ставятся лишь те положения, в которые в процессе доработки были внесены изменения. Затем ставится вопрос о голосовании по з/проекту в целом. В СР на рассмотрение вместе с текстом з-на, возвращенного През. с возражениями, повторно рассмотренного ПП на имя председателя СР направляется постановление ПП о повторном рассмотрении з-на, возражения През. и стенографический отчет заседания ПП (стенограмма). Постоянная комиссия СР, которая ранее дала заключение по закону, рассм. замечания През. и текст закона и дает по нему заключение. При получении заключения постоянной комиссией Председатель СР вносит предложение о включении в повестку дня вопрос о повторном рассмотрении закона. При повторном рассмотрении возвращенного з-на и прин. ПП в ранее принятой редакции СР вправе не открывая обсуждение поставить на голосование вопрос об одобрении з-на в той же редакции либо открыть обсуждение по з-ну. В таком случае возраж. считаются принятыми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.211 (0.009 с.) |