Деятельность конституционного суда, механизмы и формы участия судебных органов в правотворческом процессе



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность конституционного суда, механизмы и формы участия судебных органов в правотворческом процессе



В соответствии со ст. 2 КоСС, ст. 109 К суд. власть в РБ принадлежит судам. Суд. власть осуществляется посредством Конст., гражданского, уголовного, административного и хозяйственного производства. Правовую основу участия судебных органов в правотворчеством процессе составляют: КРБ, КоСС, з-н «О НПА», з-н «О КС», декрет Президента РБ № 14 «О нек. мерах по совершенствованию деятельности КС», регламент КС, регл. Пленума ВХС. В бел. юр. литературе практически не обеспечивается вопрос о суд. правотворчестве (т.к. главная функция осуществление судебной власти), но в законе «О НПА» закреплено, что акты КС, акты ПВС/ПВХС, ген. прокур. являются НПА – ст. 2. В соответствии с ч. 8 ст. 22 КоСС КС РБ вправе вносить През., палатам НС, Сов. Мину, другим госуд. органам в соотв. с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изм. и (или) доп., принятии новых НПА. КС не наделен правом законодательной инициативы, но вместе с тем м/вносить предложения (идеи о принятии тех или иных НПА, концепции).

Одной из форм участия суд. органов в правотворчестве явл. право участия председателя КС, ВС, ВХС в заседании Палат Парламента. Суд. органы, помимо осуществления правосудия, наделены К. функцией судебного контроля за соответствующим НПА К-ции.

Эту функцию общие и хозяйственные суды осуществляют при рассмотрении конкретных дел. Так, в соотв. с ч. 2 ст. 112 К, если при рассм. конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии НПА К-ции, то он примет решение в соотв. с К. и поставит в установленном порядке вопрос о признании данного акта неконституционным. Данный вопрос рассм. в соотв. с ППВХС «О порядке обращения ХС РБ в КС с предложением о проверки конституционности НПА». Ст. 116 К решение о неконституционности вправе принимать КС, решение выносится на основании К., что свидетельствует о прямом действии норм К. Нормативный акт полностью или частично подлежит проверке на соотв. К. При отсутствии в К. нормы прямого действия, на которую ХС может сослаться по мнению судьи несоотв. НА Конституции, ХС д/руководствоваться ст. 145 ХПК и вынести определение о приостановлении производства по делу до принятия решения по этому вопросу в порядке конституционного производства. ХС рассматривая дело ставит вопрос перед ВХС о признании НА неконституционным, ВХС рассм. представление ХС и направляет в КС предложение. Суды ориентированы на прямое применение положений К.

Высшие суд. инстанции вносят в правотворческие органы предложения о совершенствовании законодательства – ч. 8 ст. 22, ч. 8 ст. 46, ч. 7 ст. 69 КоСС говорит о правах судов разрабатывать и вносить в компетентные гос. органы предложения о необх. внесения изм. в акты зак-ва, доп. или принятие новых НПА.

Осуществление суд. контроля за осуществлением конституционности НПА в соответствии с К (ст. 116) контроль за конституционностью НА в государстве осуществляет КС. КС рассм. дела и делает заключения о соответствии

1. законов, декр. и указов През., междун. договорных и иных обязательств РБ Конституции и МПА, ратиф. РБ;

2. о соотв. актов межгосуд. образований, в которые входит РБ указам През. РБ, издаваемым во исполнение законов, К., МПА, ратифицир. РБ, законам и декретам През.;

3. о соотв. ПСМ, актов ВС, ВХС, ген. прокурора РБ Конституции, МПА, ратифицир. РБ, зак., декретам и указам През.;

4. о соответствии актов любых других гос. органов К., МПА, ратифицир. РБ, зак. декр. и указам През.

КС может признавать НПА неконст. как полн., так и в части. Ст. 122 ч. 4 К. говорит о решении местных советов. Они мб обжалованы в суд. порядке, в этой связи согл. ч. 4 ст. 122 К гр-не вправе обжаловать это решение в суд. порядке, если речь идет о НПА, то разрешение жалобы является прерогативой КС.

В соотв. с ч. 5 ст. 116 К НА или их отд. положения утрачивают силу в пор-ке, определенном законом. В то же время в ст. 7 К, ПА и их отдельные положения признаются в установленном порядке противоречащими положениям К-ции не имеют юридической силы. Ст. 22 КоСС, согласно котрой НПА, признанные согласно заключению КС несоотв. К-ции или НПА, обладающие более высокой по отношении к ним юр. силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной части с момента внесения в них соответствующих изменений или дополнений либо принятии новых НПА.

 

Декрет № 14: дополнительные полномочия КС в соотв. с ним КС осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, прин. ПП и одобренных Ср либо принятых ПП в том случае, когда ей поручено принято окончательное решение до подписания законов През. РБ. По предложению През. излагает позицию о конституционности МД до подписания През. НПА о выражении РБ согласия на обязательность для нее этих МД. По поручению През. дается официальное толкование декретов и указов През., касательно конституционных прав и свобод гр-н; по предложению Президиума СР НС принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными СД требований з-ва. При этом рассм. изложенные в предложении факты. По предложению През., ПП, СР НС, См излагает свою позицию о документах, принятых, издаваемых иностранными государствами, международными организациями или (и) их органами, затрагивающие интересы РБ, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права. По поручению През. судьи КС проводят проверку конституционности определенных главой гос-ва направлений нормотворческой деятельности, правопримен. практики судов, пр/охр. и иных гос. органов. Данное положение Декрета вызывает дискуссии: рассм. з-н в порядке предварительного суд. контроля КС принимает решение о соотв. его К или нет. Коллизия: если положения з-на будут рассм. впоследствии КС (ст. 11 з-на «О КС» - Кс не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых мб предметом его рассмотрения). Также декрет предост. право толкования КС по вопросам, касательно прав и свобод. гр-н, а не самому нормотворческому органу.

При рассм. вопроса КС не связан доводами и соображениями сторон, при этом КС может принять решение и в отношении актов, основанных на проверке акта или воспроизведении его отдельных положений, даже если в предложении об этом не упоминалось. При проверке акта КС имеет в виду буквальный смысл, а также практическое применение. Заключения и решения КС провозглашаются на заседании и являются окончательными, обжал. и опротестованию не подлежат. Заключения и решения вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. КС осуществляет казуальное толкование.

Послания КС о состоянии конституционной законности принимаются в начале года по итогам рассмотрения дел и материалов в предшествующем году, в послании рассматриваются проблемные вопросы развития правового государства.

Ст. 66 регламента ПП и регламента СР гласит о том, что на их засед. в т.ч. закрытых вправе принимать участие председатели К, ВС, ВХС; руководители судебных органов вправе с разрешения председательствующего участвовать в обсуждении, задавать вопросы, давать справки, передавать тексты выступлений и другие материалы. Согласно абз. 3, 4, 5, 6 ч. 2 ст. 50 КоСС в заседаниях Пленума ВС имеют право принять участие председатели палат Парл., их замы, по их поручению – председатели постоянных палат НС, ПМ РБ, его замы, председ. КС, его зам, председ. ВХС и его зам. Эти же лица, за искл. председ. ВХС и его зама, имеют право принять участие в заседании Пленума ВХС + председ. ВС и его зам., а также министр по налогам и сборам и его зам, министр экономики и его замы и другие ДЛ – ст. 73 КоСС.

Взаимодействие продолжается в том, что СР избирает тайным голосованием 6 судей КС, дает согласие на назначение Президентом прдесед. КС, ВС, ВХС. Палаты Парл. имеют право обратиться в КС для проверки конституционности НПА.

Суд. практика и суд. статистика при планировании нормотворческой деятельности гос-ва. Суд. практика – часть механизма правового регулирования. Правотворчество начинается с момента анализа общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, учета объективных закономерностей развития того или иного общественного явления, максимального их выражения в принятии НА. За этапом правотворчества наступает этап правоприменения. Правоприменением наряду с иными суб. занимаются суды, разрешая конкретное суд. дело, применяя норму акта законодательства. Суд. практика показывает насколько эффективной и качественной является НП, обеспечивает ли НП социальную справедливость. Практика показывает, что это не всегда удается и реализация норм права оказывает обратное воздействие на правотворческий процесс.

Все суды изучают и обобщают суд. практику и суд. статистику. Пленумы ВС и ВХС на основании рассм. и обобщ. судебной практики/статистики дают разъяснения по вопросам применения законодательства. эти разъяснения выражаются в форме ППВС/ППВХС – это НПА в соответствии с законом «О НПА». На практике суды в некоторых случаях устраняют ошибки за правотворческими органами (право принимать решение на основе К). Суды обязаны руководствоваться НП, обладающей большей юр. силой.

Суды выявляют пробелы в нормативном регулировании, они не могут отказать в рассмотрении дела при разрешении дела в суде, сославшись на отсутствие соотв. НПА. Принятие решения должно осуществлять т.о. с использованием аналогии права или аналогии закона (искл.: уголовное, административное). Практика оказывает влияние на планирование правотворческой деятельности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.011 с.)