Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления информатизации правотворческой деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Нормативные акты принимаются различными органами, в разное время, в различных пространственных пределах и по разному вопросу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему. Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Необходимо отметить, что единый процесс систематизации законодательства можно условно разбить на два плана - внешний и внутренний. С одной стороны, систематизация законодательства - это внешнее объединение нормативных актов в единую, согласованную систему, которая облегчает поиск и ознакомление с необходимыми юридическими нормами. С другой стороны, систематизация служит целям научного исследования правовых норм, помогает обнаружить и устранить несогласованность между ними, пробелы правового регулирования определенных общественных отношений, серьезно способствует верному толкованию и применению права, а тем самым укреплению законности. Таким образом, систематизация законодательства представляет собой одно из средств совершенствования правового регулирования. Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению. Создание эффективного инструмента учета и поиска правовых актов очень важно с точки зрения создания условий для широкого распространения правовой информации в стране. До недавнего времени процесс учета и поиска правовой информации проводился в основном вручную. Для учитываемых нормативных актов определялся список тематических вопросов, по которым должен осуществляться поиск необходимой информации. По тематикам строился специальный рубрикатор (тематический классификатор), в соответствии с которым анализировались все учитываемые нормативные акты. Для каждого нормативного акта составлялась специальная карточка, в которой фиксировались реквизиты акта, а иногда и текст акта. Заполненные карточки размещались по рубрикам принятого рубрикатора, что в дальнейшем позволяло осуществлять тематический поиск. В настоящее время с развитием высокопроизводительной вычислительной техники и созданием автоматизированных информационно-поисковых систем идет активный процесс усовершенствования поиска правовой информации. Автоматизированные информационно-поисковые системы позволяют хранить и обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие из десятков тысяч нормативных актов. Высокая производительность современной техники позволяет свести поиск необходимой правовой информации к нескольким минутам. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов: а) учитывая, что в них закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку; б) оперативность получения требуемой информации и т.д.
Автоматизированные информационные системы Федерального Собрания
Сегодня информационный фонд, представленный в компьютерной сети Государственной Думы, распределен по следующим рубрикам и базам данных*(85): Информация о деятельности Федерального Собрания РФ содержит: базу данных о законотворческой деятельности нижней палаты парламента, включающую ее Регламент, календарь законопроектной работы, состав законопроектов, представленных субъектами законодательной инициативы, план их рассмотрения и прохождения в Государственной Думе и другие материалы; стенограммы заседаний Государственной Думы; стенограммы заседаний Совета Федерации; нормативные акты, принятые Советом Федерации; Информация о составе депутатов Федерального Собрания РФ; Информация по законодательству: база данных "Конституция РФ и конституции отдельных зарубежных стран"; база данных "Свод законов Российской империи 1908 г."; информационно-поисковая правовая система "Эталон" (Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ); справочная правовая система "КонсультантПлюс"; информационно-поисковая система "Закон" Правового управления Аппарата Государственной Думы; межгосударственные и межправительственные документы СНГ; Экономическая и статистическая информация представлена в базах данных: "Система показателей экономической реформы в РФ", "Экономические и социальные индикаторы России", "Статистика России", "Статистика территорий России", "Территория России в разрезе показателей", "Население России и национально-государственные образования РФ", "Информационно-аналитические материалы Госкомстата РФ", "Статистика СНГ", "Мониторинг социально-экономических показателей России", "Информация о чрезвычайных ситуациях на территории РФ", "Статистика правонарушений (информация МВД РФ)", "Политическая карта России"; Справочная информация содержит данные по законодательным и исполнительным органам России, информацию о Президенте, Правительстве и Конгрессе США, базу данных "Информация об общественных объединениях граждан РФ"; Информационные сводки РИА "Новости", "Известия-телемир", агентства "Интерфакс", оперативные сводки МВД РФ, объявления информационного отдела Управления информационно-технического обеспечения Государственной Думы. В информационной системе Государственной Думы обеспечен доступ к информации и аналитическим обзорам служб Администрации Президента РФ и Правительства РФ, а также доступ к информационным ресурсам внешних центров информационной поддержки, в числе которых: Главное управление информационных ресурсов ФАПСИ, Научно-исследовательский и проектный институт статистической информации Госкомстата РФ, НЦПИ Министерства юстиции РФ, информационные ресурсы международной сети Интернет. В развитие информационно-правового обеспечения законодательной деятельности Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и НПП "Гарант-Сервис" была проведена совместная разработка серии прикладных программ, которые объединены под общим заголовком "Интеллектуальные инструменты юридической деятельности". Серия содержит ряд значительных прикладных разработок в спектре проблематики юридической техники законотворчества и формирует основы для дальнейшего развития специфических юридико-технических методов правотворческой деятельности. В серию включены следующие прикладные программы: шестиязычный юридический словарь; тезаурус EUROVOC (русская версия); словарь законодательных дефиниций (по состоянию на 1999 г. словарь содержал более 2000 определений терминов, закрепленных в законодательстве в качестве нормативных дефиниций); алфавитно-предметные указатели к Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ (цель данного издания - представить систему понятий основного закона России - Конституции РФ и одного из основополагающих актов российского законодательства - Гражданского кодекса РФ); сборник образцов документов Государственной Думы включает более двухсот стандартных образцов документов, используемых в законодательном процессе; база данных "Законопроекты" сочетает в себе функцию мониторинга с полнотекстовым электронным "досье", содержащим тексты законопроектов на разных стадиях их прохождения, пояснительные записки, справки, финансово-экономические обоснования и т.д. Специалистами Аппарата Совета Федерации (СФ) совместно с ФАПСИ и другими организациями разработан ряд информационных решений по обеспечению деятельности Совета Федерации. Среди них: подсистема "Парламентские процедуры и регламент" - включает тексты Регламента СФ, выступлений членов СФ, тексты регламентов парламентов зарубежных стран; подсистема "Планирование" - обеспечивает информационное и экспертно-правовое сопровождение законопроектов в СФ, формирование планов законодательных инициатив Совета Федерации; подсистема "Заседания Совета Федерации" - включает в числе прочего: ведение базы данных стенограмм заседаний Совета Федерации; ведение базы данных поручений, критических замечаний и предложений членов Совета Федерации; подсистема "Законопроект" - содержит паспорт закона, текст законопроекта; подсистема "Законодательство" - включает: архив нормативных правовых документов России до 1917 г., законодательство бывшего СССР, действующее законодательство Российской Федерации (база данных НЦПИ); постановления Совета Федерации и Государственной Думы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты министерств, ведомств Российской Федерации, нормативные правовые акты СНГ и других зарубежных государств; подсистема "Контроль" - обеспечивает автоматизированный контроль выполнения программ экспертно-правового сопровождения законопроектов в Совете Федерации и контроль выполнения законопроектных инициатив; подсистема "Статистика" - содержит: систему показателей экономической реформы в стране (входная информация в объеме НАС "Экономика России", периодичность - годовая, квартальная, месячная, декадная, суточная); статистическую информацию по отраслям народного хозяйства в целом по стране и по субъектам Федерации; статистическую информацию в разрезе регионов; подсистема "Регион" - обеспечивает: мониторинг социальных, экономических и политических процессов в регионах (показатели - паспортные данные регионов, показатели по экологии регионов, периодичность - месячная); формирование и ведение информационно-справочных паспортов субъектов Федерации; содержит информацию по экологии в разрезе регионов; подсистема "Общественно-политические партии и движения" - обеспечивает сбор и обработку информации по общественно-политическим организациям Российской Федерации на основе сообщений средств массовой информации; подсистема "Электронные справочники" - включает справочники Администрации Президента РФ, Правительства РФ, министерств, ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, справочные данные о парламентах стран мира, органах управления стран СНГ и др.; подсистема "Аналитика" - должна обеспечить поддержку анализа влияния принятых законов на идущие в обществе процессы, поддержку экспертной деятельности в условиях принятия оперативных или стратегических решений, обработку неструктурированной текстовой информации и др. Информационные ресурсы Совета Федерации составляют (в числе прочего) следующие базы данных: ИПС "Закон" Правового управления Аппарата Государственной Думы; "Эталон" НЦПИ при Министерстве юстиции РФ; ИПС правовой информации НТЦ "Система", удаленный доступ; Статистика стран СНГ - Статкомитеты СНГ, удаленный доступ; Статистика России - Госкомстат РФ, удаленный доступ; Социально-экономическая статистика - ГУИР ФАПСИ, удаленный доступ; Паспорта регионов РФ: социально-экономический мониторинг (ГУИС ФАПСИ, ГУИР ФАПСИ); экономическая информация, информация о чрезвычайных ситуациях, информация о правонарушениях (по сводкам МВД России).
Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции РФ
Если рассмотреть законотворческую деятельность субъектов Федерации в разрезе особенностей информационных процессов, возникающих между центром и регионами, характерной особенностью здесь можно признать ведущую роль Министерства юстиции РФ не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Характерно то, что функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Для обеспечения этой функции создана интегрированная база данных "Правотворчество". Как указывает А.В. Морозов, "автоматизированная информационная подсистема "Правотворчество" представляет собой экспертную систему, включающую правовые базы данных и базы данных знаний, она позволит более эффективно и качественно выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст России"*(86). За год в Министерстве юстиции РФ проводится юридическая экспертиза приблизительно по 5 тыс. актов. В этой связи важно создание эффективной системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства. Помимо функций контроля и согласования развития нормативного правового массива Российской Федерации (включая информационно-правовые аспекты) Министерство юстиции РФ ведет учет нормативных правовых актов Российской Федерации, а также, в силу возложенных на него функций, обладает чрезвычайно развитой системой правовой информации и активно участвует в процессах информатизации правовой системы России. Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных "Фонд", "Эталон", фонд правовых актов на бумажных носителях. Как указывает А.В. Морозов, "Отличительной чертой баз данных правовой информации "Фонд" и "Эталон" является качественная обработка правовых актов, возможность внесения изменений в правовые акты в соответствии с текущей правотворческой деятельностью, оперативное предоставление пользователям по телекоммуникационным каналам как актуальной редакции текста правового акта, так и нужной пользователю версии на любую дату"*(87). Все эти особенности имеют весьма существенное значение для повышения оперативности и качества информационно-правового обеспечения законодательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одной из важных особенностей, обеспечиваемых базой данных "Эталон", является то, что наряду с обычным набором услуг "Эталон" предоставляет статистические данные о работе судов, информацию о деятельности Министерства юстиции РФ, сведения о зарегистрированных в данном Министерстве общественных и религиозных объединениях и др. Вообще, в системе правовой информации Министерства юстиции РФ особое место принадлежит информационным ресурсам судебной практики и правовой статистики, данные, которых во многом отражают результативность функционирования всей правоохранительной системы и позволяют законодателю работать с оперативной информацией и вести информационно-аналитические исследования состояния правопорядка с тем, чтобы обеспечить адекватное правовое регулирование либо оценить эффективность существующего правового регулирования в данной области. Проведение правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловило потребность пользователей правовой информации в законодательстве зарубежных стран. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"*(88) функции по предоставлению правовой информации и осуществлению международного информационно-правового обмена возложены на Министерство юстиции РФ. В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США. Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий. Еще одним важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ в области информационно-правового обеспечения субъектов правовой системы являются налаживание международного информационного обмена и участие информационного ресурса Министерства юстиции РФ в международных системах правовой информации. Одной из таких систем является информационно-правовое пространство Содружества Независимых Государств, которое строится на основании Концепции, утвержденной решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 г. На основании Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств-участников СНГ. Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.
Контрольные вопросы
1. Какова роль современных информационных технологий в правотворческой деятельности? 2. Сформулируйте основные направления использования информационных систем в правотворческой деятельности. 3. Приведите примеры информационных систем, используемых в правотворческой деятельности. 4. Каковы возможности современных информационных систем при систематизации законодательства? 5. Какова роль информационных систем Министерства юстиции РФ в правотворческой деятельности? 6. Какова роль информационных систем Министерства юстиции РФ в налаживании международного информационного обмена?
Рекомендуемая литература:
1. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы "КонсультантПлюс": Учебное пособие/Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М.: АО "КонсультантПлюс", 1999. 2. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000. 3. Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. М., 1998. 4. Жиров М.В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации ФСРФ//НТИ. Сер. 1, 1999, N 1, с. l, 2. 5. Морозов А.В. Методологические и организационные основы развития системы правовой информации Минюста России. Автореф. дис. на соиск. зван. д-ра юрид. наук. М., 2000. 6. Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России. М., 1999. 7. Пашин С.А., Косовец А.А. Экспертные системы в области правосудия и законотворчества: опыт и перспективы//НТИ. Сер. 1, 1992, N 10, 11. 8. Правовая информатика в компьютерных технологиях./Под ред. Коркина А.М. Программный комплекс ЮСИС. Версия 7.4. М.: Финансы и статистика, 1998. 9. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.109.45 (0.013 с.) |