Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
деятельности. Правовой мониторинг↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденным Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. № 144, основными направлениями правотворческой деятельности прокуратуры являются: 1) инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры; 2) участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых другими органами государственной власти; 3) подготовка правовых заключений на законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов; 4) участие в обсуждении законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. При реализации первого из названных направлений правотворческой деятельности в органах прокуратуры создаются рабочие группы по разработке инициативных нормативных правовых актов. В группы включаются прокурорские работники, обладающие познаниями в соответствующей сфере правового регулирования, привлекаются специалисты (эксперты), представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и пр. Второе направление правотворческой деятельности прокуратуры включает как участие в подготовке законопроектов (проектов иных нормативных правовых актов), разрабатываемых другими органами государственной власти, так и проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами местного самоуправления.
При реализации третьего направления участия прокурора в правотворческой деятельности готовятся заключения на проекты нормативных правовых актов, которые, в соответствии с п. 3.3 Положения об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. №144, должны содержать: обоснованный вывод о необходимости проекта нормативного правового акта, достаточности содержащихся в нем положений для достижения заявленной цели правового регулирования; перечень правовых актов, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта; выводы о соответствии проекта актам более высокой юридической силы; вывод об отсутствии в акте внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании общественных отношений, а также о соблюдении правил юридической техники. Проект должен быть проанализирован также на предмет выявления положений, которые могут вызвать коррупционные действия и решения субъектов правоприменения. Осуществляя четвертое направление правотворческой деятельности прокурор вправе присутствовать при обсуждении проектов нормативных правовых актов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также и в представительных органах местного самоуправления. Однако исходя из общего понятия о правотворчестве реализации каждого из названных направлений правотворческой деятельности прокурора должен предшествовать процесс познания потребностей в регулировании общественных отношений, способствующий соблюдению требований научной обоснованности нормативных правовых актов. Инструментом, обеспечивающим выявление потребностей в правовом регулировании общественных отношений, несоответствий нормативно-правовой базы существующим в обществе реалиям и способствующим совершенствованию действующего законодательства, является правовой мониторинг [33]. В ведомственных приказах Генеральной прокуратуры Российской Федерации отражение получили два направления правового мониторинга — мониторинг законодательства[34] и мониторинг правоприменительной практики (в том числе, практики прокурорского надзора)[35]. Остановимся подробнее на содержании и организации данных видов правового мониторинга. Мониторинг законодательства предусматривает формирование информационного массива о правовом регулировании входящих в объект мониторинга общественных отношений, включающего как законы, так и подзаконные, ведомственные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты[36]; изучение законопроектов (проектов нормативных правовых актов), отклоненных законодательными (представительными) органами, официальных отзывов и заключений на них, установление причин отклонения проектов правотворческими органами. Подобное положение закреплено в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. № 144 в отношении правового управления Генеральной прокуратуры РФ, однако в целях оптимизации работы прокурора, исключения фактов дублирования отклоненных ранее законодательных (правотворческих) инициатив может быть воспринято практическими работниками на всех уровнях системы органов прокуратуры. Кроме того, при мониторинге законодательства необходима и оценка информации о правотворческой политике органов государственной власти и органов местного самоуправления. Согласно Приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. № 144 правотворческая деятельность прокуратуры осуществляется с учетом планов законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации[37]. В дополнение к перечисленным в ведомственном приказе назовем и иные источники получения информации о государственной и муниципальной правотворческой политике: ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программы социально-экономи-ческого развития Российской Федерации, тематические программы и планы организационно-технических мероприятий органов исполнительной власти, планы правотворческой деятельности муниципальных органов. Эффективности правотворческой работы прокуратуры будет способствовать и изучение различных аналитических материалов о тенденциях развития законодательства, подготовленных органами власти: информационно-аналитические материалы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (доклады Совета Федерации о состоянии и развитии законодательства, аналитические доклады и аналитические вестники Совета Федерации); информационно-аналитические материалы Государственной Думы Российской Федерации (информационно-аналитические бюллетени, аналитические вестники, аналитические записки и обзоры, мониторинг средств массовой информации); информационно-аналитические материалы законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации (доклады о состоянии и развитии законодательства, результаты проводимого органами власти правового мониторинга в отдельных областях правового регулирования, информационно-аналитические вестники, мониторинг средств массовой информации); информационно-аналитические материалы Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов (результаты проведенных мониторингов законодательства, обзоров законодательства и пр.); информационно-аналитические материалы представительных органов местного самоуправления. В соответствии с п. 1.5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» от 24 ноября 2008 г. № 243 в ходе подготовки заключений по рассматриваемым в прокуратуре субъекта Российской Федерации проектам законов необходимо полнее использовать информацию о правоприменительной практике, свидетельствующую о целесообразности или нецелесообразности изменения или дополнения действующего законодательства. Однако информация о правоприменительной практике может не только использоваться при подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов, но и показать необходимость изменения, дополнения, отмены или принятия законов и иных нормативных правовых актов, а также инициативных проектов нормативных правовых актов. Мониторинг правоприменительной практики предполагает анализ и оценку проблем правоприменительной практики, возникающих в ходе реализации нормативных правовых актов, получение информации от представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам применения нормативных правовых актов, выездное изучение практики применения нормативных правовых актов, проведение «круглых столов», совещаний с государственными и муниципальными служащими, определение соответствия полученной по запросам информации фактическому положению дел. Кроме того, целям мониторинга правоприменительной практики служит изучение: функциональных информационно-аналитических материалов органов прокуратуры — доклад Генерального прокурора Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению, аналитический доклад о состоянии законности, НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации; функциональных информационно-аналитических материалов высших органов судебной власти — Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации; сведений о результатах обжалования нормативно-правовых актов (размещенных на сайтах высших органов судебной власти, сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов других уровней судебной системы); информации, поступающей от граждан, общественных объединений, средств массовой информации о проблемах правоприменения, информации о результатах рассмотрения обращений граждан органами государственной власти, органами местного самоуправления; рекомендаций научных учреждений. Под формой участия прокурора в правотворческой деятельности следует понимать внешнее выражение повторяющихся действий, содержанием которых является осуществление прокурорами своих полномочий по совершенствованию нормативной правовой базы Российской Федерации[38]. К формам участия прокурора в правотворческой деятельности необходимо отнести: внесение в правотворческие органы предложений в план нормотворческой деятельности; внесение законодательным органам и органам, обладающим правом законодательной инициативы, предложений об изменении, дополнении, об отмене или о принятии нормативных правовых актов; внесение правотворческим органам предложений о принятии нормативных правовых актов в порядке законодательной (правотворческой) инициативы (при наличии у соответствующего прокурора такого полномочия); направление правотворческим органам заключений на проекты нормативных правовых актов; участие в рабочих группах правотворческих органов по подготовке нормативных правовых актов; создание рабочих групп по инициативной разработке нормативных правовых актов; участие в заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; рабочие встречи с разработчиками нормативных правовых актов; консультирование по правовым вопросам депутатов, сотрудников юридических служб, представителей правотворческих органов; участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов в депутатских группах, в работе комитетов и комиссий законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Учебное издание
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие Научный редактор Н. П. Дудин
Редакторы Н. В. Бибикова, О. Е. Тимощук Компьютерная верстка Т. И. Павловой
Подписано в печать 09.11.2011 г. Бум. тип. № 1. Уч.-изд. л. 8,25. Тираж 500 экз. (1-й завод 1—170). Заказ 2026.
Редакционно-издательская лаборатория Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ
Отпечатано в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры РФ 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., 44
[1] Прокурорский надзор: учебник для вузов / под ред. А. Я. Сухарева: 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 172. [2] Казарина А. Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности). М., 2005. [3] Прокурорский надзор: учебник для вузов / под ред. А. Я. Сухарева. М., 2008. С. 180. [4] Пункт 3 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195. [5] Казарина А. Х. Указ. соч. [6] Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007г. № 195. [7] Гладких В. И. Прокурорский надзор: курс лекций. М., 2011. [8] Часть 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». [9] Пункт 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февр. 2011 г. № 33. [10] Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 6 февр. 2010 г. № 63. [11] Пункт 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33. [12] См. постановления Европейского суда по правам человека: от 7 июня 2007 г. по жалобе № 34000/02 «Игорь Иванов против Российской Федерации», от 14 февр. 2008 г. по жалобе № 66802/1 «Дорохов против Российской Федерации», от 15 мая 2008 г. по жалобе № 67542/01 «Гусев против Российской Федерации» и др. [13] Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотипное. М., 1983. С. 261. [14] Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции: приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 15 мая 2010 г. № 209. [15] Об участии прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства: приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 20 окт. 2007 г. № 185. [16] Пункт 12.2 приказа Генерального прокурора Рос. Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» от 26 ноября 2007 г. № 188. [17] Об участии прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства: приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 20 окт. 2007 г. № 185. [18] См.: О судебной системе Российской Федерации: федер. конституционный закон Рос. Федерации от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ. [19] Об арбитражных судах в Российской Федерации: федер. конституционный закон Рос. Федерации от 28 апр. 1995 г. № 1-ФКЗ с изм. и доп. Ст. 3. [20] Бабаев В. К., Баранов В. М., Гойман В. И. Словарь категорий и понятий общей теории права / Нижегородская высшая школа МВД России. Н. Новгород, 1992. С. 31. [21] Тихомиров Ю. А. Котелевская И. В. Правовые акты: учеб.-практ. и справ. пособие. М., 1999. С. 33. [22] Соколова И. А.Конституционные основы правотворчества в Российской Федерации: метод. материалы к семинару / Ин-т повышения квалификации рук. кадров Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. М., 2005. С. 10. [23] Соколова И. А., Мыцыкова О. И., Карпов Н. Н. Участие прокурора в правотворческой деятельности: пособие для прокуроров / Ин-т повышения квалификации рук. кадров Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. М., 2007. С. 11. [24] Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. М., 2002. С. 302—303; Бессарабов В. Г., Хуторецкий Р. Б. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности. М., 2006. С. 23. [25] Российская газета. 2007. 8 дек. № 276. [26] Абузова Г. А., Казарина А. Х., Соколова И. А. Прокурорский надзор за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации: учеб. пособие для прокуроров. М., 2003. С. 44. [27] Поленина С. В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993. С. 7. [28] Бессарабов В. Г., Хуторецкий Р. Б. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности. М., 2006. С. 39. [29] Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ. [30] Законодательная техника: науч.-практ. пособие / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2000. С. 6. [31] Петрова Л. Роль прокуратуры в правотворческой деятельности // Законность. 2008. № 3. С. 3—8; Тихомиров Ю., Андриченко Л. Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях // Законность. 2008. № 7. С. 2—7. [32] Прокурорский надзор. Российская прокуратура в демократическом государстве: учебник / под общ. ред. А. Я. Сухарева. М., 2008. С. 5; Соколова И. А., Мыцыкова О. И., Карпов Н. Н. Указ. соч. С. 421. [33] Чеснокова М. Д. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: опыт субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. № 8. С. 89. [34] Пункт 2.2 приказа Генерального прокурора Рос. Федерации «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» от 17 сент. 2007 г. № 144. [35] Пункт 1.5 приказа Генерального прокурора Рос. Федерации «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» от 24 нояб. 2008 г. № 243. [36] Об организации и проведении правового мониторинга / Ю. А. Тихомиров и др. // Журнал российского права. 2010. № 6. С. 131. [37] Пункт 1.3 Положения об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генерального прокурора Рос. Федерации от 17 сент. 2007 г. № 144. [38] Прокурорский надзор: учебник / под ред. В. Г. Бессарабова. М., 2006. С. 409.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.011 с.) |