За исполнением законов администрациями органов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

За исполнением законов администрациями органов



и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

В статье 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляются специальные полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В силу специфики объектов прокурорского надзора эти полномочия носят жесткий властный характер и позволяют эффективно выявлять и непосредственно устранять допущенные нарушения законности. Это обусловлено режимом работы вышеуказанных органов и учреждений, содержанием служебной деятельности их должностных лиц, возможностью широкого законного применения мер государственного принуждения по отношению к задержанным, заключенным под стражу, осужденным и лицам, подвергнутым мерам принудительного характера. При необходимости прокуроры могут использовать и иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.ст. 22 и 27).

Проанализируем полномочия прокуроров, установленные ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»:

1. Право посещать в любое время органы и учреждения, указанные в ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Это право служит условием надлежащего выполнения надзирающим прокурором своих служебных обязанностей, поскольку в этих органах и учреждениях законодательно установлен режим ограниченного доступа и введена строгая пропускная система, исключающая возможность посещения их территорий и служебных помещений посторонними лицами. Прокурор как представитель государственного надзорного органа при необходимости проведения плановых или внеплановых проверок может посещать такие объекты прокурорского надзора по предъявлении служебного удостоверения.

2. Право опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.

Заявления, жалобы и обращения таких лиц следует проверять, получая информацию непосредственно из первых рук. Учитывая ограниченный характер возможностей по защите прав и законных интересов этой категории лиц собственными действиями, прокурор для объективности проводимых проверок должен использовать преимущественно вышеуказанный источник получения сведений о нарушениях законности, с «поправкой» на личностные и медицинские (психологические и психиатрические показатели) данные недовольных граждан, находящихся в местах изоляции.

3. Право знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера.

Исключительно протокол задержания, постановление, определение и приговор суда могут составлять юридическое основание помещения граждан в органы и учреждения, исполняющие наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу и содержания их там. Отсутствие названных документов либо неправильное оформление таковых означает незаконность ограничения прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, обязанность их незамедлительно освободить.

4. Право знакомиться с оперативными материалами (материалами ОРД).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполни-тельной системы ОРМ в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Кроме того, в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проведение ОРМ прямо предусмотрено в ч. 7 ст. 34 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ст. 84 УИК РФ. При этом должностные лица этих органов обязаны обеспечить надлежащее документирование своей деятельности, которое должно отражать порядок ее осуществления и полученные результаты. Статья 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепляет право прокуроров, оформивших допуск к работе с секретными материалами, истребовать и ознакомиться с оперативно-служебными документами, включая дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты.

5. Право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.

К таким условиям относятся правила содержания указанной категории лиц, в том числе гарантии их личной безопасности, материально-бытовое обеспечение, должное медико-санитарное обслуживание и т. п. Во многом создание необходимых условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, обуславливается уровнем материально-финансового обеспечения органов и учреждений пенитенциарной системы. Возможности органов прокуратуры в части реализации этого правомочия представляются несколько ограниченными.

6. Право проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Правовые акты (нормативно-правовые и индивидуальные), издаваемые должностными лицами органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу, носят подзаконный характер и должны полностью соответствовать положениям федерального законодательства. В случае установления несоответствия вышеперечисленных правовых актов (в целом или в части) законодательству Российской Федерации прокурор должен принять меры к их отмене или изменению, например посредством направления в адрес руководства исправительного учреждения протеста.

7. Право требовать объяснения от должностных лиц.

Это правомочие позволяет прокурору четко ориентироваться в имеющейся служебной информации, подлежащей правовой оценке.

При проведении проверок прокурор должен по возможности объективно устанавливать интересующие факты и обстоятельства, в том числе со слов незаинтересованных представителей администрации. К тому же всегда целесообразно при наличии взаимоисключающих показаний (показания должностного лица администрации — показания задержанного, заключенного под стражу, осужденного, лица, подвергнутого принудительным мерам) выслушать и зафиксировать официальную точку зрения по возникающим вопросам. Отобрание объяснения у должностного лица администрации также может предшествовать решению вопроса о привлечении его к мерам юридической ответственности.

8. Право вносить протесты и представления или возбуждать производства об административных правонарушениях.

Выявив нарушения законности, прокурор принимает меры к их устранению. С этой целью он может использовать любые средства прокурорского реагирования, с помощью которых можно устранить допущенные нарушения, причины и условия, им способствующие. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается. Избрание вида юридической ответственности виновных зависит от степени тяжести и характера совершенного правонарушения.

9. Право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных.

В местах содержания задержанных и заключенных под стражу, учреждениях, исполняющих наказания, связанные с лишением свободы, устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ и УИК РФ. Должностные лица администраций мест содержания задержанных и заключенных под стражу, учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, могут налагать на лиц, допустивших нарушение режима, дисциплинарные взыскания: выговор, водворение в карцер, водворение в дисциплинарный изолятор, водворение в штрафной изолятор, водворение в помещение камерного типа, водворение в одиночную камеру на гауптвахте и т. п. Однако если должностным лицом взыскание на провинившегося наложено незаконно или необоснованно, прокурор вправе отменить его непосредственно своим постановлением. Решение прокурора об отмене дисциплинарного взыскания обязательно для должностных лиц администрации.

10. Право немедленно освобождать своим постановлением заключенных под стражу и осужденных из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Если лицо, заключенное под стражу или осужденное без достаточных оснований (фактических и юридических), помещено в штрафной изолятор, помещение камерного типа, карцер, одиночную камеру, дисциплинарный изолятор, надзирающий прокурор принимает решение об освобождении этого лица. Данное решение прокурора является обязательным для администрации и исполняется незамедлительно. Кроме того, прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиат-рическое учреждение.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, прокурор санкционирует отдельные решения должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказания, мест содержания задержанных и заключенных под стражу (ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и др.). Режим особых условий в исправительных учреждениях вводится по согласованию с прокурором (ч. 3 ст. 85 УИК РФ, ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

 

Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.009 с.)