Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
При пересмотре судебных актовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задача прокурора по соблюдению законности при пересмотре судебных актов — защита конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, а также охраняемых законом интересов общества и государства путем принесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений на незаконные, необоснованные или несправедливые судебные акты, как вступившие, так и не вступившие в законную силу. Он обязан реагировать на неправосудные решения суда, независимо от того, идет речь об оправдательном или обвинительном приговоре, добиваясь устранения нарушений закона. Уголовно-процессуальное законодательство предоставляет возможность стороне обвинения обжаловать любые судебные решения, не вступившие в законную силу (гл. 43 УПК РФ). Не позднее дня, следующего за днем провозглашения судебного решения, государственный обвинитель рапортом докладывает вышестоящему прокурору о результатах исполнения поручения, а копии судебных решений приобщает к надзорному производству. По сложившейся практике в рапорте государственный обвинитель, помимо результатов рассмотрения дела, отражает свое отношение к приговору. Он производит оценку приговора с точки зрения законности, обоснованности и справедливости. Правом внесения апелляционного и кассационного представлений обладает не только государственный обвинитель, но и вышестоящий прокурор (его заместитель), наделенный в соответствии со ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями по принесению представлений на судебные решения. Апелляционный порядок обжалования предусмотрен уголовно-процессуальным законом для не вступивших в законную силу приговоров либо постановлений мирового судьи. На указанные судебные акты прокурор в течение 10 суток с момента их оглашения вправе внести апелляционное представление. Данное представление приносится через мирового судью, приговор либо решение которого обжалуется. Подлежит же рассмотрению представление в том районном суде, где расположен соответствующий участок мирового судьи. Требования, предъявляемые к апелляционному представлению, аналогичны требованиям, предъявляемым законом к кассационным представлениям. В суде апелляционной инстанции участие прокурора обязательно, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ. В судебных заседаниях апелляционной инстанции принимают участие те государственные обвинители, которые принимали участие в суде первой инстанции. Полномочия прокурора, участвующего в рассмотрении уголовных дел в суде апелляционной инстанции, закреплены в ст.ст. 354, 365, 366 УПК РФ. Особенностью участия прокурора в суде апелляционной инстанции является то, что предмет и пределы судебного разбирательства ограничены той частью приговора мирового судьи и в отношении тех осужденных, которые указаны в представлении. В результате рассмотрения представления суд апелляционной инстанции постановляет новый приговор, полностью либо частично заменяющий приговор мирового судьи, или выносит постановление о признании приговора мирового судьи или постановления о прекращении уголовного дела правильным, а доводы представления необоснованными. Решение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке. По общему правилу в суде кассационной инстанции участвуют прокуроры тех структурных подразделений, на которые возложены функции по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами, имеющиеся в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах. В отдельных случаях участвовать в рассмотрении дела судом кассационной инстанции может быть поручено прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. Кассационное представление может содержать просьбу изменить либо отменить судебное решение по делу. При определении своей позиции прокурору следует руководствоваться основаниями к отмене или изменению судебного решения, которые приведены в ст. 379 УПК РФ и развернутая правовая характеристика которых дана в ст.ст. 380—383 УПК РФ. Прокурор обязан своевременно реагировать на все неправосудные судебные решения по уголовным делам, поэтому пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения кассационного представления расценивается как дисциплинарный проступок. Прокурору необходимо руководствоваться требованиями, которые предъявляются к содержанию кассационного представления и изложены в ст. 375 УПК РФ. К представлению могут быть приобщены дополнительные материалы, подлежащие исследованию в суде кассационной инстанции (ч. 4 ст. 377 УПК РФ). При этом нужно указать, как и в связи с чем получены дополнительные материалы, поскольку недопустимо получение их путем производства следственных действий. В случае обжалования не вступившего в законную силу судебного решения другими участниками уголовного судопроизводства и отсутствия оснований для принесения представления прокурор обязан ознакомиться с содержанием и доводами жалобы, а затем сформулировать свою позицию при подаче возражений на нее. До начала рассмотрения дела судом кассационной инстанции прокурор может отозвать свое представление. Порядок рассмотрения дела в кассационной инстанции установлен ст. 377 УПК РФ. Учитывая, что судебное разбирательство в суде кассационной инстанции, как и все уголовное судопроизводство, основано на принципе состязательности, Генеральный прокурор Российской Федерации обязал участвовать прокурора в разрешении дела судом даже в тех случаях, когда кассационное представление не принесено[17]. Поддерживая внесенное им представление или возражение на кассационную жалобу, прокурор обязан активно участвовать в исследовании доказательств судом второй инстанции, способствуя обеспечению законности и обоснованности принимаемых судебных актов. Определение суда кассационной инстанции обжалованию не подлежит и может быть оспорено лишь в порядке надзора. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, составляет соответствующее заключение, в котором выражает свое отношение к решению суда второй инстанции. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами кассационной инстанции способствует оперативному устранению нарушений закона, которые могут быть допущены при рассмотрении дела по существу, формирует положительную прокурорскую и судебную практику, улучшает результаты правоприменительной деятельности органов уголовного преследования. Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрена возможность исправления судебных ошибок посредством пересмотра даже тех актов судебной власти, которые вступили в законную силу. Этому служат такие институты, как производство в надзорной инстанции и возобновление производства по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (раздел 15 УПК РФ). Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в этих исключительных стадиях уголовного судопроизводства призвано гарантировать правосудность судебных актов как необходимое условие судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства. Вместе с тем формы его участия в пересмотре судебных решений, вступивших в законную силу, имеют свои процессуальные особенности, а меры прокурорского реагирования отличаются определенным своеобразием. Обращение прокурора в суд надзорной инстанции с соответствующим представлением применяется в виде исключения, когда по определенным причинам обеспечить вынесение законного, обоснованного и справедливого судебного решения по делу посредством участия прокурора в предыдущих стадиях уголовного процесса не удалось. Правовой основой деятельности прокурора по обжалованию вступивших в силу приговоров, определений и постановлений суда по уголовному делу является ч. 2 ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 402 УПК РФ. Надзорное представление о пересмотре приговора, вступившего в законную силу, вносится прокурором или его заместителем в пределах их компетенции независимо от участия в рассмотрении дела в суде в порядке и по основаниям, установленным уголовно-процессуальным законодательством. Надзорное представление прокурора направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, который правомочен в соответствии со ст. 403 УПК РФ пересматривать обжалуемое судебное решение. Требования к содержанию представления, а также основания к отмене или изменению судебного решения такие же, как и для кассационного представления, и изложены в ст.ст. 375, 379 УПК РФ. К представлению могут быть приложены копии судебных решений, а в необходимых случаях — и иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в представлении. Поводом к внесению надзорного представления могут послужить результаты рассмотрения жалоб, заявлений и других обращений как лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК РФ, так и иных лиц, заинтересованных в исходе уголовного дела. При проверке доводов жалобы, заявления либо обращения прокурор вправе при необходимости ознакомиться с материалами соответствующего уголовного дела в суде. По результатам проверки прокурор в пределах своей компетенции приносит надзорное представление в соответствующий суд либо направляет представление вышестоящему прокурору о необходимости принесения надзорного представления в вышестоящий суд, а в случае отказа в принесении надзорного представления и оставления жалобы, заявления либо обращения без удовлетворения — составляет мотивированное заключение. Статья 406 УПК РФ детально регламентирует порядок рассмотрения судом надзорной жалобы и представления прокурора, а также содержит перечень видов решений, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции определен ст. 407 УПК РФ. Участие прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы. При этом подготовка к рассмотрению дела судом надзорной инстанции, изучение материалов уголовного дела во многом сходны с подготовкой к рассмотрению уголовного дела судом первой инстанции. В соответствии с ч. 5 ст. 407 УПК РФ при рассмотрении дела в суде надзорной инстанции прокурору предоставляется право поддержать внесенное им надзорное представление. Если дело рассматривается на основании надзорной жалобы, участвующий в рассмотрении дела прокурор дает заключение по надзорной жалобе, в котором указывает, подлежит жалоба частичному или полному удовлетворению либо отклонению. Согласно уголовно-процессуальному законодательству пересмотр судебного решения в порядке надзора по жалобе потерпевшего, его представителя и по представлению прокурора по мотивам, влекущим ухудшение положения осужденного, допускается лишь в течение года после их вступления в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены фундаментальные нарушения УПК РФ, повлиявшие на законность приговора, определения или постановления суда. Определенную специфику имеет участие прокурора в суде при возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Основанием для отмены судебного решения вследствие возобновления производства по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств являются не допущенные по делу нарушения закона, а обстоятельства, которые обнаруживаются либо появляются уже после вступления судебного решения в законную силу и ставят под сомнение его законность, обоснованность и справедливость. Производство по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств предусматривает элементы как досудебного производства, так и рассмотрения дела судом с учетом установленных в результате проведенных расследования или проверки фактических обстоятельств. По окончании проверки или расследования при наличии основания возобновления производства по уголовному делу прокурор направляет уголовное дело со своим заключением, а также с копией приговора и материалами проверки или расследования в суд в соответствии со ст. 417 УПК РФ. Заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу рассматривается в судебном заседании в соответствии с процедурой, предусмотренной для пересмотра судебных решений в порядке надзора (т. е. по правилам ст. 407 УПК РФ). Таким образом, участие прокурора в данном судебном заседании является обязательным. В соответствии со ст. 418 УПК РФ, рассмотрев заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу, суд принимает одно из следующих решений: об отмене приговора, определения или постановления суда и передаче уголовного дела для производства нового судебного разбирательства; об отмене приговора, определения или постановления суда и о прекращении уголовного дела; об отклонении заключения прокурора. Таким образом, процессуальный порядок устранения допущенных в ходе уголовного судопроизводства нарушений, предусмотренный гл. 49 УПК РФ, предоставляет прокурору последнюю возможность устранить допущенные нарушения законности и требовать восстановления ущемленных в результате этого конституционных прав граждан и интересов правосудия. Прокуроры в своей деятельности часто сталкиваются со сложными, спорными вопросами правоприменения. В необходимых случаях в соответствии со ст. 39 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обратиться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о даче судам разъяснений по вопросам применения тех или иных положений закона при рассмотрении судами уголовных дел.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.176 (0.007 с.) |