Осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осуществляющими оперативно-розыскную деятельность



 

В научной и учебной литературе прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность (ОРД), обычно рассматривается в качестве единой отрасли надзора. Такому пониманию способствует законодательное объединение различных по юридической природе элементов предмета прокурорского надзора, использованное в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Однако следует учитывать, что ОРД проводится не только для решения задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также по выявлению и изобличению преступников, но и иных задач, определенных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, прямо не связанных с уголовно-процессуальной деятельностью государственных органов. Совокупность общих задач, поставленных перед органами, осуществляющими ОРД, носит более широкий характер, нежели задач, возложенных на органы дознания и предварительного следствия (например, оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) могут производиться для обеспечения государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации). Это позволяет говорить о необходимости выделения самостоятельной отрасли прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

Полагаем целесообразным в научных, учебных и методических целях указать специальные задачи органов прокуратуры, вычленить и проанализировать элементы предмета прокурорского надзора в этой отрасли.

К специальным задачам прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, относятся:

обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРМ;

обеспечение законности при проведении ОРД;

выявление нарушений законности в деятельности органов, осуществляющих ОРД, причин и условий, которые им способствуют;

установление должностных лиц, допустивших такие нарушения;

устранение выявленных нарушений законности, причин и условий, которые им способствовали, средствами прокурорского надзора;

обеспечение привлечения виновных должностных лиц к различным видам юридической ответственности.

До 90-х годов прошлого столетия порядок осуществления ОРД не был законодательно урегулирован. Правовые основания реализации задач ОРД в СССР составляли различные подзаконные, в том числе ведомственные, нормативно-правовые акты, которые носили закрытый характер. Принятие первого Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992 г.), а затем и второго, ныне действующего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволило обозначить правовые границы деятельности органов, осуществляющих ОРД, установить перечень оснований, перечислить условия, определить порядок проведения ОРМ, ввести различные формы надзора и контроля за законностью в этой сфере общественных отношений. Базовые несекретные положения теории ОРД, изучаемые в ведомственных высших учебных заведениях правоохранительных органов, позволяют понять сущность ОРД и раскрываются в специальной учебной литературе.

На территории Российской Федерации право на осуществление ОРД предоставлено специальным оперативным подразделениям, указанным в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

К должностным лицам, за законностью действий и решений которых осуществляется прокурорский надзор, можно отнести руководителей оперативно-розыскных органов и оперативных подразделений, штатных (кадровых) и внештатных оперативных сотрудников.

Предмет прокурорского надзора в данной отраслисоставляют:

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

2) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Некоторые права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, могут затрагиваться в процессе проведения ОРМ: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции Российской Федерации), а также другие права и свободы.

Уполномоченный прокурор осуществляет постоянный надзор за соблюдением установленного порядка производства ОРМ. Общий порядок их проведения основывается на законодательно закрепленных принципах ОРД и определяется нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В данном случае порядок проведения ОРМ подразумевает, во-первых, наличие законных оснований их проведения, во-вторых, соответствие ОРМ целям и задачам ОРД, в-третьих, соблюдение условий проведения отдельных ОРМ, в-четвертых, обязательное надлежащее документирование ОРД. Неукоснительное соблюдение установленных правил проведения ОРМ способствует достижению задач органов, осуществляющих ОРД.

На прокурора также возложены обязанности по проверке законности решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД. При этом особое внимание он должен обращать на законность решений: о заведении, приостановлении, прекращении дел оперативного учета; о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий; о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, суду; о рассекречивании сведений о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД; об уничтожении материалов, отражающих результаты ОРД.

При этом уполномоченный прокурор осуществляет надзор за исполнением не только Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», но и всей совокупности норм оперативно-розыскного законодательства, а также изданных в его развитие различных ведомственных нормативных актов оперативно-розыскных органов, детализирующих и конкретизирующих требования закона. Следовательно, нормы ведомственных нормативных актов оперативно-розыскных органов, которые нельзя отнести к нормам, детализирующим и конкретизирующим требования закона, в предмет прокурорского надзора не входят.

Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, определены законодательно.

Так, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Прокурору не следует вторгаться в оценку правильности используемых в ОРД приемов и методов, если они не приводят к нарушениям определенных требований, установленных законом, решения, которые носят тактический характер, не относятся к предмету прокурорского надзора за законностью ОРД. Однако если применение тактических приемов противоречит закону или может привести к его нарушению, прокурор обязан вмешаться и принять меры в соответствии со своими полномочиями.

Осуществляя надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, помимо выявления нарушений законности при проведении и документировании ОРМ, предупреждения и устранения таких нарушений, уполномоченный прокурор обязан обеспечить законность решения задач оперативно-розыскной деятельности. При этом прокурор должен отвечать только за соблюдение и исполнение законов, не подменяя в своей деятельности органы ведомственного контроля, а применением средств прокурорского надзора — способствовать решению задач ОРД.

Помимо прокурорского надзора законодателем предусмотрены и иные виды государственного контроля за законностью ОРД. Во-первых, это судебный контроль за законностью действий и решений органов, осуществляющих ОРД. Во-вторых, контроль за оперативно-розыскной деятельностью, осуществляемый Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В-третьих, существует внутриведомственный контроль за производством ОРМ. При этом руководители органов, осуществляющих ОРД, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.017 с.)