Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
За исполнением законов при осуществленииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
предварительного расследования
Выполнение органами прокуратуры функции надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия обеспечивается посредством наделения прокурора соответствующими полномочиями. Под полномочием понимается право субъектов на совершение юридически значимых действий. Этому праву должна соответствовать обязанность других субъектов подчинять свои действия законным требованиям наделенных соответствующими полномочиями субъектов. Таким образом, полномочие всегда предполагает наличие властно-подчиненных отношений, урегулированных законом. Наличие формальных властных полномочий с одной стороны при отсутствии подчиненности с другой лишает смысла законодательное закрепление таких полномочий, поскольку их реализация будет невозможна. Наделение прокурора полномочиями, позволяющими эффективно влиять на действия и решения органов, осуществляющих предварительное расследование, предполагает соответствующее обременение этих органов обязанностью совершать юридически значимые действия во исполнение законных требований прокурора. Норма Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 30), закрепляющая полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, носит отсылочный характер: для определения круга полномочий прокурора следует руковод-ствоваться уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены в ряде уголовно-процессуальных норм, в том числе в ст.ст. 10, 37, 221 УПК РФ. Исходя из анализа действующего законодательства можно условно классифицировать полномочия прокурора в сфере надзора за соблюдением законов в досудебных стадиях уголовного судопроизводства по двум основаниям: 1) типу воздействия — непосредственного (оперативного) воздействия (позволяющие самостоятельно устранять нарушения закона) и опосредованного воздействия (позволяющие устранять нарушения закона путем обращения к полномочиям органов дознания и предварительного следствия, а также к их ведомственному руководству с требованием принять соответствующие меры); 2) направленности полномочий по кругу объектов — общей направленности (в отношении всех органов предварительного расследования) и частной направленности (только в отношении органов дознания или только в отношении органов предварительного следствия). Особенностью всех имеющихся у прокурора полномочий является не только предоставление ему определенных прав, но и вменение ему в обязанность их реализации. Реализуя полномочия непосредственного (оперативного) воздействия, прокурор вправе и обязан: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела, предоставляемого прокурору по мотивированному письменному запросу; 3) немедленно, в соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК РФ, освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ; 4) отменять избранную в отношении обвиняемого меру пресечения — заключение под стражу, в соответствии с требованием ч. 2 ст. 221 УПК РФ; 5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 6) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ; 7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ; 8) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; 9) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ; 10) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; 11) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; 12) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; 13) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи; 14) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; 15) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу; 16) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков; 17) рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства и иных лиц на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа в установленном гл. 16 УПК РФ порядке. Следует обратить внимание на то, что большинство полномочий прокурора непосредственного воздействия реализуется только в отношении органов дознания. Реализуя полномочия опосредованного воздействия, прокурор вправе и обязан: 1) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 2) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия. Полномочия общей и частной направленности могут быть разновидностямирассмотренных выше группполномочий непосредственного и опосредованного воздействия. В законе прямо указываются органы, в отношении которых то или иное полномочие может быть реализовано. Так, при изложении полномочий общей направленности в законе названы как органы дознания, так и органы предварительного следствия, а полномочий частной (отдельной) направленности — только один из указанных объектов надзора (ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Классификация по признаку направленности обусловлена разной степенью властности полномочий прокурора по отношению к различным объектам надзора. Так, по отношению к дознавателю прокурор обладает полномочиями, содержащими надзорно-контрольные элементы, которые предоставляют ему возможность: давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ. Указанные полномочия заключают в себе императивное требование, адресованное дознавателям, исполнять все законные указания и требования прокурора. Такое прокурорско-надзорное правоотношение существенно отличается от аналогичного, складывающегося при реализации полномочий прокурора в рамках надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, которых законодатель наделил большей процессуальной самостоятельностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.176 (0.01 с.) |