Прокурорский надзор за исполнением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокурорский надзор за исполнением



ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ

И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ

И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ

СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ

И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ

 

Понятие, задачи и предмет надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Акты прокурорского реагирования.

 

Понятие, задачи и предмет надзора за исполнением законов

администрациями органов и учреждений, исполняющих

Наказание и назначаемые судом меры принудительного

Характера, администрациями мест содержания задержанных

И заключенных под стражу

 

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу является самостоятельной отраслью прокурорско-надзорной деятельности. Уголовное наказание, назначаемое по приговору суда, назначаемые судом меры принудительного характера, задержание (как мера процессуального принуждения), заключение под стражу (как мера пресечения) всегда неизбежно связаны с ограничением либо временным лишением граждан некоторых основных прав и свобод. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Правовой основой такого ограничения являются: Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-1. Наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом, исполняют специальные государственные органы и учреждения. Задержанные и заключенные под стражу содержатся в специальных государственных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Безусловно, администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, а также должностные лица, осуществляющие прокурорский надзор, должны в своей практике учитывать международно-правовые стандарты в области охраны и защиты прав задержанных, заключенных под стражу и осужденных, а также лиц, которым судом назначены меры принудительного характера.

Регулярно в Европейском суде по правам человека рассматриваются жалобы граждан России на незаконное содержание их под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации[12]. Неоднократно такие жалобы признавались обоснованными и Европейским судом констатировались нарушения Российской Федерацией положений ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенции), выразившиеся в бесчеловечных условиях содержания заявителей под стражейв различных учреждениях ФСИН России.

Генеральная прокуратура Российской Федерации уделяет большое внимание указанным вопросам, анализирует доводы, положенные в основу решений Европейского суда по правам человека, и принимает меры, направленные на разъяснение прокурорам всех уровней критериев, по которым действия должностных лиц учреждений уголовно-исполнительной системы следует считать незаконными.

Специальные задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу обуславливаются общими задачами деятельности прокуратуры, к которым относятся:

обеспечение соблюдения норм Конституции Российской Федерации, точного и единообразного исполнения законов, действующих на территории России;

выявление нарушений законности на поднадзорных объектах;

установление причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

выявление лиц, виновных в допущенных нарушениях;

устранение выявленных нарушений законности, причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

обеспечение привлечения лиц, виновных в допущенных нарушениях, к юридической ответственности.

Специальные задачи конкретизированы в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30 января 2007 г. № 19.

Предметом прокурорского надзора в данной отрасли являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Под законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом, следует понимать не только законность помещения и содержания в них, но и соблюдение сроков содержания и своевременность освобождения. Во всех случаях юридическим основанием нахождения лица в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом, является решение компетентного государственного органа, отраженное в соответствующем документе (протоколе задержания; постановлении, определении, приговоре суда).

Основные права и обязанности задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, установлены в ст.ст. 10—12 УИК РФ, ст.ст. 6, 17 и 36 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 37 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Порядок и условия содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, определяются как в статьях вышеуказанных законодательных актов, так и в ведомственных подзаконных нормативно-правовых актах.

Относительно законности исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, речь идет о следующих видах наказания — штраф, конфискация имущества, исправительные работы, лишение свободы при условном осуждении и т. п. Осужденные к отбыванию наказания, не связанного с изоляцией от общества, обязаны состоять на специальном учете. За этими лицами должен осуществляться постоянный контроль, в том числе за их надлежащим поведением, соблюдением обязанностей и запретов, установленных уголовно-исполнительными инспекциями, порядком и условиями отбывания наказания и т. д.

В статье 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не упоминается о необходимости обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина применительно к задержанным, заключенным под стражу, осужденным и лицам, подвергнутым мерам принудительного характера. Права и обязанности упомянутой категории лиц, указанные в специальных законодательных актах, составлены с учетом перечня основных (конституционных) прав граждан и потребностью во временном изъятии либо ограничении некоторых из них.

Объектами прокурорского надзора являются:

1) органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (следственные изоляторы, колонии, тюрьмы, уголовно-исполнительные инспекции);

2) учреждения Пограничных войск ФСБ России (изоляторы временного содержания);

3) учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации (изоляторы временного содержания);

4) органы и учреждения Министерства обороны Российской Федерации (гауптвахты, дисциплинарные воинские части);

5) органы и учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации (лечебные учреждения, психиатрические стационары).

Должностные лица органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу во исполнение законодательных предписаний совершают определенные служебные действия, принимают юридически значимые решения, издают правовые акты, налагают на задержанных, заключенных под стражу и осужденных дисциплинарные взыскания. Оценка соответствия правовых актов (нормативно-правовых и индивидуально-правовых), издаваемых в процессе правоприменения, действующим законам Российской Федерации входит в предмет этой отрасли прокурорского надзора.

При осуществлении надзора за законностью порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, прокурор не должен вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность этих органов и учреждений. Это требование очерчивает пределы прокурорского надзорав рассматриваемой отрасли.

Помимо прокурорского надзора законодательством Российской Федерации предусмотрены различные виды государственного контроля за деятельностью названных органов и учреждений:

контроль органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) и органов местного самоуправления;

судебный контроль;

ведомственный контроль (вышестоящих органов и должностных лиц).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.136.84 (0.008 с.)