Санкт-петербургский юридический институт (филиал) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкт-петербургский юридический институт (филиал)



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Академии ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Учебное пособие

 

Научный редактор

Н. П. Дудин

 

 

Санкт-Петербург


УДК 34(07)

ББК 67.72я73

О75

Авторы

Е. А. БУРМИСТРОВА — разд. 1; Г. В. ДЫТЧЕНКО — разд. 2 (в соавторстве с О. Н. Коршуновой), разд. 3, 4 (в соавторстве с Е. Л. Никитиным); Н. П. ДУДИН, канд. юрид. наук, доцент — предисловие, разд. 5; И. А. ЗАХАРОВА — разд. 8; О. Н. КОРШУНОВА, д-р юрид. наук, профессор — разд. 2 (в соавторстве с Г. В. Дытченко), разд. 6 (в соавторстве с Н. В. Куликом); Н. В. КУЛИК, канд. юрид. наук, доцент — разд. 6 (в соавторстве с О. Н. Коршуновой); Е. Л. НИКИТИН, канд. юрид. наук, доцент — разд. 3, 4 (в соавторстве с Г. В. Дытченко); А. Е. СКАЧКОВА, канд. юрид. наук, доцент — разд. 7.

Рецензенты

Е. В. СИДОРЕНКО, начальник Управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Прокуратуры Санкт-Петербурга, кандидат юридических наук.

Н. И. ПИШИКИНА, доцент Санкт-Петербургского инженерно-эко-номического университета, кандидат юридических наук.

О75  
Основные направления прокурорской деятельности: учеб. Пособие / [Е А. Бурмистрова, Г. В. Дытченко, Н. П. Дудин, И. А. Захарова, О. Н. Коршунова, Н. В. Кулик, Е. Л. Никитин, А. Е. Скачкова]; науч. ред. Н. П. Дудин. — СПб.: Санкт-Пе­тер­бург­ский юри­ди­че­ский ин­сти­тут (фи­ли­ал) Ака­де­мии Ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, 2011. — 132 с.

Учебное пособие посвящено актуальным вопросам осуществления основных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации. Авторы раскрывают наиболее значимые аспекты прокурорского надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации; исполнением законов и законностью правовых актов; исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, органами, осуществляющими оперативно-розыск-ную деятельность, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, а также таких направлений деятельности прокуратуры, как координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, гражданских и арбитражных дел, участие прокурора в правотворческой деятельности.

Предназначено для использования в учебном процессе при подготовке и повышении квалификации прокурорских кадров.

 

УДК 34.(07)

ББК 67.72я73

ã Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2011


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Прокуратура в Российской Федерации на современном этапе является тем государственным органом, который обеспечивает соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов всеми органами, организациями, учреждениями, их должностными лицами, создавая тем самым прочный правовой фундамент для существования общества и государства, для формирования, развития и совершенствования механизмов соблюдения прав человека и гражданина.

В предлагаемом учебном пособии освещаются актуальные вопросы осуществления основных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Цель данного пособия — оказать помощь обучающимся в юридических высших учебных заведениях, а также на юридических (правовых) факультетах в освоении учебной дисциплины «Прокурорский надзор». Авторы, имея опыт практической прокурорской деятельности, сделали акцент на наиболее значимых аспектах прокурорского надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов, за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, а также таких направлений деятельности прокуратуры, как координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, гражданских и арбитражных дел, участие прокурора в правотворческой деятельности, которые позволяют получить правильное и полное представление о роли и месте российской прокуратуры в системе правоохранительных органов страны, в ее правовой системе.

Применительно к указанным направлениям деятельности раскрыты понятие каждой отрасли и каждого направления прокурорского надзора, определяются предмет и пределы надзора, объекты надзора, полномочия прокуроров, особенности организации и осуществления надзора, виды и значение актов прокурорского реагирования на нарушения законности.

Определяя задачи и предмет прокурорского надзора, полномочия прокурора, основы организации и методики надзора по различным направлениям и отраслям прокурорской деятельности, авторы исходили из декларируемого единства и централизации прокурорской системы, при этом особое внимание обращали на взаимодействие направлений и отраслей надзорной работы как составных частей единого прокурорского надзора. Центральное место в работе занимает анализ правоохранительной и правозащитной роли прокурорского надзора как идеологической основы прокурорской деятельности российской прокуратуры.

Авторский коллектив рассчитывает, что настоящее пособие поможет обучающимся освоить материал учебной дисциплины «Прокурорский надзор».

Н. П. ДУДИН


ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

И ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Понятие, сущность, пределы, цели, задачи и предмет надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов. Полномочия прокурора при осуществлении надзора. Акты прокурорского реагирования. Организация прокурорского надзора за исполнением законов. Организация работы прокурора по надзору за соответствием законам правовых актов.

Понятие и сущность прокурорского надзора

Надзор за исполнением законов представляет собой наиболее эффективную и последовательную форму контроля государства в одной из наиболее важных для нее сфер — обеспечения законности[1].

Направление деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов в юридической литературе иногда именуется «общий надзор». Такое наименование рассматриваемой отрасли прокурорского надзора для практикующих юристов является традиционным. В надзоре за исполнением законов и законностью правовых актов особенно показательно проявляется общая сущность прокурорского надзора, которая выражается в обеспечении верховенства закона.

Надзор за исполнением законов оказывает наиболее заметное воздействие на общее состояние законности в стране. В общем надзоре заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры. Он направлен на противодействие правонарушениям, которые, по существу, служат основой для других правонарушений, в первую очередь преступного характера. Своевременное выявление и пресечение такого рода нарушений законов способны позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране. Общий надзор обоснованно принято считать эффективным средством раннего предупреждения преступлений.

Задачи прокурорского надзора. Основные направления

Надзорной деятельности

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов вытекают из содержания приказов Генерального прокурора РФ. В числе основных задач прокурорского надзора можно выделить:

своевременное реагирование органов прокуратуры на все нарушения законов, информация о которых поступила в органы прокуратуры в установленном порядке;

полное использование возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении всех видов правонарушений и особенно преступлений;

активная реализация деятельностью органов прокуратуры принципа неотвратимости ответственности за все виды нарушения законов.

В приказе Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195 определены основные направления надзорной деятельности за исполнением законов.

Так, в сфере экономики усилия органов прокуратуры должны быть сосредоточены на надзоре за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, антимонопольного законодательства. Необходимо обеспечить надлежащее взаимодействие с органами государственного контроля в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений экономической направленности, в первую очередь, со Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ и муниципальных образований. Приоритетными направлениями надзорной деятельности также являются вопросы исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействия коррупции.

В ходе реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора нельзя допускать необоснованного вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между субъектами предпринимательской деятельности. Необходимо принимать меры, направленные на исключение фактов приостановления деятельности предприятий и строительства по инициативе прокуроров, кроме случаев угрозы жизни и здоровью граждан, а также не допускать использования полномочий прокуроров для создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности.

С учетом экологической обстановки в каждом регионе должен быть налажен эффективный надзор за исполнением законов об охране окружающей среды. По каждому факту правонарушения в сфере экологической безопасности должен быть принципиально поставлен вопрос об ответственности виновных лиц, а также рассмотрена возможность взыскания причиненного материального ущерба. Вместе с тем прокурор ни в коем случае не должен подменять контролирующие органы, на которые государством возложены обязанности по обеспечению контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. Основанием для прокурорского вмешательства может служить информация о бездействии государственного органа при наличии данных о совершаемых правонарушениях.

В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение должно придаваться выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. Органы прокуратуры в необходимых случаях вправе требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

Полномочия прокурора по надзору

за исполнением законов

 

Развернутый перечень полномочий прокурора по надзору за исполнением законов сформулирован в ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурор правомочен:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Право беспрепятственного входа заключает в себе возможность появления прокурора в нужное время в нужном месте у нужного лица. Лица, осуществляющие прокурорский надзор по своей должности, должны иметь свободный доступ во все помещения поднадзорных им учреждений. Право прокурора на беспрепятственный вход на поднадзорные ему объекты не может быть ограничено ведомственными и иными нормативными актами;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Уклонение от представления прокурору запрашиваемых документов под каким-либо предлогом недопустимо. В ряде случаев на практике можно столкнуться с отказом от предоставления необходимого прокурору документа под предлогом соблюдения государственной либо коммерческой тайны. Для оценки правомерности и обоснованности подобного отказа следует иметь в виду, что порядок допуска прокурора и правила работы с документами, содержащими государственную тайну, определены Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1. В указанном законе содержится исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну, и для получения доступа к ним прокурор должен иметь соответствующий допуск. В отношении коммерческой тайны законодателем установлен перечень сведений, которые ее не составляют. Таковыми являются: учредительные документы, выписки из государственных реестров о регистрации физического лица в качестве предпринимателя, сведения о составе имущества государственного либо муниципального предприятия (учреждения), отчеты об использовании ими бюджетных средств, о численности и структуре трудового коллектива, о системе оплаты труда и об имеющейся задолженности по выплате заработной платы, данные о выявленных фактах нарушений правил охраны окружающей среды, о правонарушениях и фактах привлечения к ответственности за их совершение и некоторые другие;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушений законов.

Данное полномочие позволяют прокурору с большей полнотой, всесторонностью и объективностью подойти к оценке выявленных противоправных деяний.

В целях обеспечения безусловной реализации прокурором возложенных полномочий по осуществлению надзора законодателем предусмотрена административная ответственность виновного лица за невыполнение законных требований прокурора, закрепленная в ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прокурор и его заместитель по основаниям, установленным законом, вправе возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов, указанных в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок или ревизий незамедлительно.

В соответствии со ст. 6 данного Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Понятие, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении предварительного расследования.Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Акты и иные средства прокурорского реагирования.

И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ

И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ

 

Понятие, задачи и предмет надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Акты прокурорского реагирования.

 

И заключенных под стражу

 

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу является самостоятельной отраслью прокурорско-надзорной деятельности. Уголовное наказание, назначаемое по приговору суда, назначаемые судом меры принудительного характера, задержание (как мера процессуального принуждения), заключение под стражу (как мера пресечения) всегда неизбежно связаны с ограничением либо временным лишением граждан некоторых основных прав и свобод. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Правовой основой такого ограничения являются: Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-1. Наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом, исполняют специальные государственные органы и учреждения. Задержанные и заключенные под стражу содержатся в специальных государственных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Безусловно, администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, а также должностные лица, осуществляющие прокурорский надзор, должны в своей практике учитывать международно-правовые стандарты в области охраны и защиты прав задержанных, заключенных под стражу и осужденных, а также лиц, которым судом назначены меры принудительного характера.

Регулярно в Европейском суде по правам человека рассматриваются жалобы граждан России на незаконное содержание их под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации[12]. Неоднократно такие жалобы признавались обоснованными и Европейским судом констатировались нарушения Российской Федерацией положений ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенции), выразившиеся в бесчеловечных условиях содержания заявителей под стражейв различных учреждениях ФСИН России.

Генеральная прокуратура Российской Федерации уделяет большое внимание указанным вопросам, анализирует доводы, положенные в основу решений Европейского суда по правам человека, и принимает меры, направленные на разъяснение прокурорам всех уровней критериев, по которым действия должностных лиц учреждений уголовно-исполнительной системы следует считать незаконными.

Специальные задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу обуславливаются общими задачами деятельности прокуратуры, к которым относятся:

обеспечение соблюдения норм Конституции Российской Федерации, точного и единообразного исполнения законов, действующих на территории России;

выявление нарушений законности на поднадзорных объектах;

установление причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

выявление лиц, виновных в допущенных нарушениях;

устранение выявленных нарушений законности, причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

обеспечение привлечения лиц, виновных в допущенных нарушениях, к юридической ответственности.

Специальные задачи конкретизированы в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30 января 2007 г. № 19.

Предметом прокурорского надзора в данной отрасли являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Под законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом, следует понимать не только законность помещения и содержания в них, но и соблюдение сроков содержания и своевременность освобождения. Во всех случаях юридическим основанием нахождения лица в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом, является решение компетентного государственного органа, отраженное в соответствующем документе (протоколе задержания; постановлении, определении, приговоре суда).

Основные права и обязанности задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, установлены в ст.ст. 10—12 УИК РФ, ст.ст. 6, 17 и 36 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 37 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Порядок и условия содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, определяются как в статьях вышеуказанных законодательных актов, так и в ведомственных подзаконных нормативно-правовых актах.

Относительно законности исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, речь идет о следующих видах наказания — штраф, конфискация имущества, исправительные работы, лишение свободы при условном осуждении и т. п. Осужденные к отбыванию наказания, не связанного с изоляцией от общества, обязаны состоять на специальном учете. За этими лицами должен осуществляться постоянный контроль, в том числе за их надлежащим поведением, соблюдением обязанностей и запретов, установленных уголовно-исполнительными инспекциями, порядком и условиями отбывания наказания и т. д.

В статье 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не упоминается о необходимости обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина применительно к задержанным, заключенным под стражу, осужденным и лицам, подвергнутым мерам принудительного характера. Права и обязанности упомянутой категории лиц, указанные в специальных законодательных актах, составлены с учетом перечня основных (конституционных) прав граждан и потребностью во временном изъятии либо ограничении некоторых из них.

Объектами прокурорского надзора являются:

1) органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (следственные изоляторы, колонии, тюрьмы, уголовно-исполнительные инспекции);

2) учреждения Пограничных войск ФСБ России (изоляторы временного содержания);

3) учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации (изоляторы временного содержания);

4) органы и учреждения Министерства обороны Российской Федерации (гауптвахты, дисциплинарные воинские части);

5) органы и учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации (лечебные учреждения, психиатрические стационары).

Должностные лица органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу во исполнение законодательных предписаний совершают определенные служебные действия, принимают юридически значимые решения, издают правовые акты, налагают на задержанных, заключенных под стражу и осужденных дисциплинарные взыскания. Оценка соответствия правовых актов (нормативно-правовых и индивидуально-правовых), издаваемых в процессе правоприменения, действующим законам Российской Федерации входит в предмет этой отрасли прокурорского надзора.

При осуществлении надзора за законностью порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, прокурор не должен вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность этих органов и учреждений. Это требование очерчивает пределы прокурорского надзорав рассматриваемой отрасли.

Помимо прокурорского надзора законодательством Российской Федерации предусмотрены различные виды государственного контроля за деятельностью названных органов и учреждений:

контроль органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) и органов местного самоуправления;

судебный контроль;

ведомственный контроль (вышестоящих органов и должностных лиц).

 

КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Понятие и сущность координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Принципы координации и виды координационных мероприятий. Координационное совещание. Формы координации.

Принципы координации

Координационное совещание

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и пп. 3, 9 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью для обеспечения функции руководства координационной деятельностью правоохранительных органов прокурору как председателю координационного совещания руководителей правоохранительных органов предоставлено право:

созыва координационного совещания;

истребования информации, необходимой для организации координационной деятельности;

организации рабочих групп из представителей правоохранительных органов;

назначения из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания, который возглавляет секретариат координационного совещания.

В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» отсутствует исчерпывающий перечень органов, относящихся к числу правоохранительных. Другими законодательными и иными нормативными актами также не определены понятие, содержание и структура правоохранительной системы в целом в стране, хотя во многих законах и иных нормативных правовых актах эти термины широко употребляются.

В пункте 1 указанного Положения говорится об осуществлении координационной деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и других, руководители которых являются членами координационного совещания.

Несмотря на то, что в ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью речь в основном идет о координации деятельности именно правоохранительных органов, к подготовке вопросов, рассматриваемых на координационных совещаниях, и участию в их работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов.

Так, согласно п. 7 указанного Положения на координационные совещания кроме должностных лиц правоохранительных органов могут быть приглашены руководители органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации.

В соответствии с п. 12 указанного Положения формируется секретариат координационного совещания — постоянно действующий орган, который состоит из представителей всех правоохранительных органов, являющихся членами координационного совещания.

Секретариат координационного совещания осуществляет следующую деятельность:

проводит текущую организационную работу;

ведет документацию координационного совещания с соблюдением требований секретного делопроизводства;

извещает членов координационного совещания и приглашенных на него лиц о повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению, и других материалов;

организует подготовку и внесение предложений правоохранительных органов по плану работы координационного совещания;

формирует проекты планов работы и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов;

анализирует ход выполнения планов и решений координационного совещания, о результатах информирует его председателя;

выполняет иные поручения председателя координационного совещания.

Для подготовки материалов координационных совещаний и выполнения их решений по мере необходимости могут создаваться постоянно действующие межведомственные рабочие группы. Руководителем рабочей группы, как правило, является представитель прокуратуры.

Сложившаяся практика выработала направления деятельности таких групп:

повседневное накопление информации (банка данных) по закрепленным направлениям борьбы с преступностью;

обмен информацией между участниками координационного совещания;

своевременное отслеживание негативных тенденций, проведение комплексного анализа и прогнозирования развития криминогенной ситуации и внесение предложений по решению наиболее острых проблем, требующих принятия скоординированных адекватных мер со стороны всех правоохранительных органов;

участие в подготовке информационно-аналитических материалов для направления в органы исполнительной и законодательной власти;

участие в подготовке проектов совместных приказов, указаний, информационных писем и иных документов по вопросам борьбы с преступностью;

участие в разработке согласованных планов координационной деятельности.

Для исполнения решений координационных совещаний руководители правоохранительных органов в соответствии со ст. 12 указанного Положения дают исполнителям по своим ведомствам необходимые указания в форме приказов, распоряжений.

Формы координации

В соответствии с пунктом 6 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:

проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

издание совместных приказов, указаний и иных организационно-распорядительных документов;

выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Выбор перечисленных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.


УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА

По уголовным делам

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении уголовных дел судами в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, осуществляя уголовное преследование в суде. При этом прокурор выступает в качестве государственного обвинителя, а его полномочия определяются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Следовательно, для определения процессуальных полномочий прокурора при рассмотрении судом уголовного дела необходимо руководствоваться принципами и правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством.

Статья 5 УПК РФ определяет государственного обвинителя как должностное лицо органа прокуратуры, поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу. Следовательно, участвовать в рассмотрении уголовного дела в суде вправе не только прокурор, но и его заместители, а также старшие помощники и помощники. Справедливость такого вывода подтверждается и содержанием ст. 37 УПК РФ, в соответствии с которой прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, поддерживать государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.092 с.)