Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
За исполнением законов органами,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
осуществляющими дознание и предварительное следствие
Правовая реформа, проводимая в современной России, оказала большое влияние на изменение статуса органов прокуратуры, особенно в сфере уголовного судопроизводства в досудебных стадиях. Ранее прокурор являлся организатором и руководителем уголовного преследования в досудебном производстве, обладая соответствующими процессуальными правами участника уголовного процесса. Структурное выделение в органах прокуратуры следственного корпуса в 2007 г. и образование нового ведомства — Следственного комитета Российской Федерации в 2010 г. повлекли за собой переосмысление места и роли прокурора в досудебном производстве, выразившееся в более четком разграничении полномочий прокурора и руководителя следственного органа. Содержание деятельности прокурора и его полномочия в уголовном досудебном производстве определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 1 и гл. 3 разд. III), а также Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. В соответствии с указанными нормами прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, законностью и обоснованностью их действий и решений, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции, проверяет исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, требует от органов следствия и дознания устранения выявленных нарушений, отменяет незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также дознавателя, выполняет предусмотренные УПК РФ организационные полномочия в отношении органа дознания и дознавателя. В настоящее время прокурор, будучи освобожден от большинства организационно-распорядительных функций (прежде всего в отношении следователей), имеет возможность сосредоточиться на собственно надзорных полномочиях. Вследствие разграничения компетенции прокурора, следователя и руководителя следственного органа полномочия по осуществлению предварительного следствия, контроля и надзора за соблюдением законности при его производстве выстроились в определенную систему: следователь проводит проверку сообщения о преступлении, возбуждает уголовное дело и расследует преступление, самостоятельно определяя направления и ход расследования, принимая решения о производстве следственных и иных процессуальных действий (за исключением случаев, когда обязательно получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа); руководитель следственного органа осуществляет процессуальный и организационный контроль: организует и обеспечивает расследование преступлений; в предусмотренных законом случаях дает следователю согласие на принятие соответствующих процессуальных решений; при необходимости принимает участие в расследовании или осуществляет его самостоятельно; отменяет незаконные или необоснованные постановления следователя и нижестоящего руководителя следственного органа; несет ответственность за организацию соответствующих условий труда подчиненных ему следователей и результаты их деятельности, а также законность и обоснованность их действий и принимаемых решений; прокурор осуществляет надзор за законностью действий и решений следователя и руководителя следственного органа, регламентированных уголовно-процессуальным законодательством, в пределах их процессуальной самостоятельности. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, производящими дознание и предварительное следствие, обусловлена предназначением органов прокуратуры, т. е. той целью, ради которой органы прокуратуры созданы. В соответствии с действующим законодательством прокурорский надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства[8]. Исходя из этих целей следует определять предмет и пределы прокурорского надзора, а также задачи и содержание деятельности прокурора. Таким образом, под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается:деятельность по предупреждению, выявлению, устранению нарушений закона в деятельности органов предварительного расследования в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а также по выявлению и устранению причин и условий таких нарушений, осуществляемая прокурорами в пределах их компетенции в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Исходя из приведенного определения к числу задач прокурорского надзора, решение которых обеспечивает достижение целей, стоящих перед органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, нужно относить обеспечение: соблюдения установленного законом порядка возбуждения и расследования преступлений; соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина на каждом этапе досудебных стадий уголовного судопроизводства вне зависимости от пола, возраста, расовой, национальной принадлежности, имущественного или должностного положения; законности и обоснованности следственных и процессуальных действий и решений в процессе расследования; своевременности выявления любых нарушений закона, принятия в каждом случае соответствующих мер и решений. Характеризуя процессуальное положение прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, важно отметить, что УПК РФ относит прокурора к представителям стороны обвинения. Однако определяющей в деятельности прокурора является необходимость действовать и оценивать деятельность и решения органов дознания и предварительного следствия только с точки зрения соответствия требованиям закона. Конституцией Российской Федерации закреплен приоритет прав и свобод человека и гражданина, наиболее существенные нарушения которых допускаются именно в уголовном судопроизводстве. Расследование преступлений хотя и называется предварительным, однако в процессе его производства принимаются весьма значимые для человека решения: о возбуждении уголовного дела либо отказе в его возбуждении, квалификации содеянного, производстве следственных действий, ограничивающих права и законные интересы личности, и т. д. Осуществление прокурорского надзора в точном соответствии с требованиями закона выступает гарантией раскрытия и расследования преступлений, пресечения преступной деятельности виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а также обеспечения средствами прокурорского надзора реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и УПК РФ прав и законных интересов участников уголовного процесса. При оценке законности решений, принимаемых органами предварительного расследования, особое внимание должно уделяться тем, которые обеспечивают движение дела от этапа к этапу и от стадии к стадии уголовного судопроизводства. При определении круга прав и свобод человека и гражданина, которые должны быть обеспечены средствами прокурорского надзора при осуществлении деятельности в данном направлении прокурорского надзора, следует иметь в виду, что в настоящее время в России первостепенное значение придается необходимости признания и закрепления в нормах национального законодательства общепризнанных принципов и норм международного права в сфере уголовного судопроизводства, а также их использованию в правоприменительной (судебно-следственной и прокурорско-надзорной) практике. Деятельность прокуроров в досудебных стадиях уголовного судопроизводства в основном сводится к осуществлению надзора за исполнением норм Конституции Российской Федерации и УПК РФ, гарантирующих соблюдение прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе, а также исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при осуществлении деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и принятии соответствующих процессуальных решений. Предметпрокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, определен в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Элементами предмета надзора являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; соблюдение установленного порядка проведения расследования; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Конституцией Российской Федерации провозглашен и гарантирован достаточно широкий круг прав и свобод человека и гражданина, которые могут затрагиваться (законно ограничиваться либо грубо попираться) в процессе производства по уголовному делу. К числу наиболее важных для человека относятся: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23 Конституции Российской Федерации). Не меньшее значение имеют и такие права, как право на защиту чести и доброго имени (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции Российской Федерации); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции Российской Федерации) и др. Одной из основных задач прокурора является осуществление надзора таким образом, чтобы, прежде всего, обеспечить законность и обоснованность решений органов дознания и предварительного следствия, реализация которых может повлечь ограничение указанных прав и свобод. В свою очередь, порядок приема, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, а также проведения расследования преступлений установлен УПК РФ и конкретизируется в ведомственных нормативных правовых актах. Поскольку соблюдение этого порядка обеспечивает законность осуществления деятельности по своевременному раскрытию и расследованию преступлений, выявлению виновных и пресечению их преступной деятельности, его следует рассматривать в качестве значимой составляющей предмета прокурорского надзора в рассматриваемом направлении. Неукоснительное соблюдение предписанных законом процедур расследования способствует достижению целей уголовного судопроизводства, принятию судом законного и обоснованного решения по уголовному делу. Самостоятельной составляющей предмета прокурорского надзора в данном направлении является надзор за законностью решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Такой подход обусловлен, прежде всего, тем, что именно в решениях органов предварительного расследования в концентрированном виде находят отражение ход и результаты расследования, позиция субъектов предварительного расследования по тому или иному вопросу. К числу наиболее важных относятся решения: о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела; приостановлении производства по уголовному делу; продлении срока следствия; соединении и выделении уголовных дел; прекращении производства по уголовному делу; прекращении уголовного преследования; признании потерпевшим, гражданским истцом или гражданским ответчиком; задержании подозреваемого; предъявлении обвинения; избрании, изменении, отмене меры пресечения; применении мер процессуального принуждения; производстве осмотра жилища, обыска и выемки; контроля и записи телефонных и иных переговоров. К объектам прокурорского надзора в данной отрасли относятся органы дознания и предварительного следствия. Перечень органов дознания приводится в ст. 40 УПК РФ. К следственным органам относятся следственные аппараты, созданные в четырех ведомствах: Следственном комитете Российской Федерации, Следственном департаменте МВД России, Следственной службе ФСБ России, Следственном департаменте ФСКН России. Деятельность следственных подразделений организуется и контролируется руководителями следственных органов. Пределы осуществления надзорав данной отрасли определяются исходя из сущности, содержания и особенностей прокурорско-надзорных правоотношений, возникающих в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Прокурор оценивает законность действий и решений органов дознания и предварительного следствия. Сужение в 2007 г. предоставленных прокурору властных полномочий лишило его возможности устранять многие нарушения законности непосредственно. Провозглашенный принцип процессуальной самостоятельности следователя ограничивает вмешательство прокурора в ход расследования преступления. Компетенция прокурора при этом сводится только к надзору за той деятельностью органов следствия и дознания, которая урегулирована законом и связана с его исполнением. Прокурор не вправе подменять объекты надзора и осуществлять деятельность, отнесенную законом к их компетенции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.008 с.) |