Социологический подход к изучению правотворческого процесса, 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологический подход к изучению правотворческого процесса,



Его особенности

Правотворческий процесс на всех этапах своего развития является не только объектом изучения правоведения, но и социологии. Причем социологические аспекты правотворческого процесса прослеживаются по всем этапам создания законодательных актов.

Во-первых, социология призвана выявить и обосновать систему социальных (экономических, природных, политических, идеологических, психологических) факторов, влияющих на официальную правотворческую деятельность.

Будучи по своей природе социальным явлением, правотворческий процесс реализует определенные интересы социальных групп и слоев и уже в силу этого подлежит социологическому исследованию. Так, на этапе подготовки текста правового акта следует изучить, в какой степени на содержание нормативного проекта влияют интересы, мнения, традиции различных групп населения, в том числе и представителей государственных структур. На этапе обсуждения законопроекта важно исследовать активность граждан в его обсуждении, какие классы, слои, социальные группы высказывают замечания и предложения к проекту и в чем они заключаются; в какой мере эти замечания учитываются в процессе и в результате обсуждения и входят в окончательную редакцию закона.

Во-вторых, социология изучает степень влияния стратификации общества на правотворческий процесс; как различные социальные группы населения по полу, возрасту, уровню образования, социальному положению и другим социальным признакам влияют на его содержание и эффективность.

В-третьих, социологи могут изучать и давать практические рекомендации по принимаемым подзаконным актам, которые издаются во исполнение законов и не должны создавать новые правовые нормы. Вместе с тем для общества чрезвычайно опасна практика негласного введения и использования директив и подзаконных актов, фактически противоречащих духу существующего законодательства и ограничивающих права индивидов, позволяющие руководителям молчаливо присваивать себе право попирать права исполнителей (граждан) и даже вершить насилие над людьми.

Историки, социологи, юристы, изучая период политических репрессий в нашей стране, отмечают, что эта система насилий вершилась в большинстве случаев на основе подзаконных актов.

 

 

Социология законодательства, ее назначение,

Сущность и структура

Социология законодательства – это раздел социологии права, представляющий собой комплекс теоретических и эмпирических социологических исследований и изучающий социальные аспекты законотворческого процесса.

У истоков законодательной социологии стоят видные ученые: английский социолог Г. Спенсер и французский профессор Ж. Карбонье, которые считали, что социологи могут помочь улучшению функционирования законодательных норм. Г. Спенсер, например, указывал, что бедствия, причиненные невежественными законодателями, многочисленнее происшедших из-за невежества врачей. Об ошибках законодателей говорит практика отмены или исправления уже принятых законов и практика принятия «мертвых» законов, то есть таких, которые не работают.

Практика показывает, что без участия социологии в правотворческом процессе очень велика вероятность того, что ряд принимаемых законов окажутся неэффективными и не будут применяться.

Итак, социологические исследования права необходимы для того, чтобы:

– сводить к минимуму возможное негативное действие закона;

– изучать условия общественной жизни, причинно-следственные связи, изменяющиеся принятым юридическим законом;

– показывать, как влияет закон на судьбы людей;

– анализировать реакцию общественного мнения о принятом законе;

– обеспечивать гласность в отношении осуществляемого в обществе правотворческого процесса;

– выявлять имеющиеся в общественной жизни социальные проблемы, требующие законодательного решения. Например, нуждаются в непосредственном вмешательстве социологии для изучения и поисков путей преодоления такие социальные пороки общественной жизни, как проституция и наркомания, существование которых в советском обществе замалчивалось и никаких попыток для решения этих проблем не предпринималось.

Среди подобных проблем следует назвать и такое явление, как лоббизм, когда образовавшиеся теневые группы оказывают направленное давление на законодателя посредством прямого подкупа.

Кроме того, в ряде случаев проявляется бездейственность существующих законов по отношению к лицам, близким к власти, обладающим капиталами, социальным влиянием.

Социология законодательства должна фиксировать факты названных «исключений из правил» и исследовать причины подобных явлений и типичные формы нарушения действующих законов. В настоящее время такими типичными нарушениями законодательства, на наш взгляд, являются неприменение норм, зафиксированных в конституции, произвольное толкование смысла конституционных положений, несоблюдение установленных в законодательстве процедур принятия решений и т. д. Особенно ощутимы проблемы в законодательной практике, связанной с развитием рыночной экономики. В ходе рыночных реформ издано множество законов, регулирующих различные аспекты предпринимательской деятельности, рыночных отношений, приватизации, однако большинство из законов действуют без учета содержания друг друга, зачастую даже противоречат в различных положениях один другому. Именно поэтому многие принятые законодательные акты остаются бездействующими, а граждане в своей деятельности с легкостью находят способы благополучно их обходить. Например, неуплата налогов или уплата их не в полном объеме стала наиболее типичной и массовой формой правонарушения в современном обществе.

В рамках социологии законодательства принято выделять предзаконодательную, собственно законодательную и послезаконодательную социологию.

Предзаконодательная социология исследует вопросы, связанные с изучением общественного мнения по социальным проблемам, требующим законодательного регулирования.

Собственно законодательная социология занимается непосредственным социологическим обеспечением законотворческого процесса: прогнозированием развития общественных потребностей в правовом регулировании и создании правовых норм, проведением научно-практических исследований содержания законопроектов, законодательных экспериментов, опросов и экспресс-опросов, позволяющих сделать обоснованные выводы общественного мнения о правовых нововведениях.

Послезаконодательная социология исследует отношение общественного мнения к уже вступившим в силу законодательным актам, а также эффективность действия принятых правовых норм. Данная социология занимается и выявлением причин неэффективности ряда законов, поиском социальных помех, препятствующих нормальному их функционированию. Она решает эти задачи путем статистических исследований и опросов, позволяющих обратить на них внимание общественного мнения и правоохранительных органов.

Согласно К. Кульчару, социологические исследования правотворческого процесса ведутся преимущественно в следующих трех направлениях: изучение связи, существующей между обществом как социальной структурой и действующем в нем правом; исследование динамики развития общества и генерируемых им правовых норм; изучение и социологическая корректировка практики нормотворчества.

Законодательная социология пользуется такими сложными исследовательскими технологиями, как моделирование и опрос мнений.

Моделирование представляет собой разработку социологом условий модели законопроекта и генетическое воссоздание ситуации, когда этот закон работает. Создавая законодательную модель и условно полагая, что она уже является законом, социолог исследует, какие возможные последствия можно иметь при принятии соответствующего закона.

Широко применяется в сфере социологии законодательства метод опроса, с помощью которого выясняется общественное мнение населения о законопроекте. Если последний устраивает общественное мнение, то это свидетельствует о соответствии его реальным потребностям социальной жизни. Преимущество опроса как метода исследования применительно к социологии законодательства заключается в том, что он позволяет выяснить мнение различных социальных, половозрастных и этнических групп населения по поводу конкретного законопроекта. Данные, полученные в результате опроса, могут существенно повлиять на принятие или непринятие тех или иных законопроектов. В то же время игнорирование результатов общественного мнения может отрицательно сказаться на эффективности применения принятой законодательной нормы.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.48.56 (0.007 с.)