Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологический подход к изучению правотворческого процесса,Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Его особенности Правотворческий процесс на всех этапах своего развития является не только объектом изучения правоведения, но и социологии. Причем социологические аспекты правотворческого процесса прослеживаются по всем этапам создания законодательных актов. Во-первых, социология призвана выявить и обосновать систему социальных (экономических, природных, политических, идеологических, психологических) факторов, влияющих на официальную правотворческую деятельность. Будучи по своей природе социальным явлением, правотворческий процесс реализует определенные интересы социальных групп и слоев и уже в силу этого подлежит социологическому исследованию. Так, на этапе подготовки текста правового акта следует изучить, в какой степени на содержание нормативного проекта влияют интересы, мнения, традиции различных групп населения, в том числе и представителей государственных структур. На этапе обсуждения законопроекта важно исследовать активность граждан в его обсуждении, какие классы, слои, социальные группы высказывают замечания и предложения к проекту и в чем они заключаются; в какой мере эти замечания учитываются в процессе и в результате обсуждения и входят в окончательную редакцию закона. Во-вторых, социология изучает степень влияния стратификации общества на правотворческий процесс; как различные социальные группы населения по полу, возрасту, уровню образования, социальному положению и другим социальным признакам влияют на его содержание и эффективность. В-третьих, социологи могут изучать и давать практические рекомендации по принимаемым подзаконным актам, которые издаются во исполнение законов и не должны создавать новые правовые нормы. Вместе с тем для общества чрезвычайно опасна практика негласного введения и использования директив и подзаконных актов, фактически противоречащих духу существующего законодательства и ограничивающих права индивидов, позволяющие руководителям молчаливо присваивать себе право попирать права исполнителей (граждан) и даже вершить насилие над людьми. Историки, социологи, юристы, изучая период политических репрессий в нашей стране, отмечают, что эта система насилий вершилась в большинстве случаев на основе подзаконных актов.
Социология законодательства, ее назначение, Сущность и структура Социология законодательства – это раздел социологии права, представляющий собой комплекс теоретических и эмпирических социологических исследований и изучающий социальные аспекты законотворческого процесса. У истоков законодательной социологии стоят видные ученые: английский социолог Г. Спенсер и французский профессор Ж. Карбонье, которые считали, что социологи могут помочь улучшению функционирования законодательных норм. Г. Спенсер, например, указывал, что бедствия, причиненные невежественными законодателями, многочисленнее происшедших из-за невежества врачей. Об ошибках законодателей говорит практика отмены или исправления уже принятых законов и практика принятия «мертвых» законов, то есть таких, которые не работают. Практика показывает, что без участия социологии в правотворческом процессе очень велика вероятность того, что ряд принимаемых законов окажутся неэффективными и не будут применяться. Итак, социологические исследования права необходимы для того, чтобы: – сводить к минимуму возможное негативное действие закона; – изучать условия общественной жизни, причинно-следственные связи, изменяющиеся принятым юридическим законом; – показывать, как влияет закон на судьбы людей; – анализировать реакцию общественного мнения о принятом законе; – обеспечивать гласность в отношении осуществляемого в обществе правотворческого процесса; – выявлять имеющиеся в общественной жизни социальные проблемы, требующие законодательного решения. Например, нуждаются в непосредственном вмешательстве социологии для изучения и поисков путей преодоления такие социальные пороки общественной жизни, как проституция и наркомания, существование которых в советском обществе замалчивалось и никаких попыток для решения этих проблем не предпринималось. Среди подобных проблем следует назвать и такое явление, как лоббизм, когда образовавшиеся теневые группы оказывают направленное давление на законодателя посредством прямого подкупа. Кроме того, в ряде случаев проявляется бездейственность существующих законов по отношению к лицам, близким к власти, обладающим капиталами, социальным влиянием. Социология законодательства должна фиксировать факты названных «исключений из правил» и исследовать причины подобных явлений и типичные формы нарушения действующих законов. В настоящее время такими типичными нарушениями законодательства, на наш взгляд, являются неприменение норм, зафиксированных в конституции, произвольное толкование смысла конституционных положений, несоблюдение установленных в законодательстве процедур принятия решений и т. д. Особенно ощутимы проблемы в законодательной практике, связанной с развитием рыночной экономики. В ходе рыночных реформ издано множество законов, регулирующих различные аспекты предпринимательской деятельности, рыночных отношений, приватизации, однако большинство из законов действуют без учета содержания друг друга, зачастую даже противоречат в различных положениях один другому. Именно поэтому многие принятые законодательные акты остаются бездействующими, а граждане в своей деятельности с легкостью находят способы благополучно их обходить. Например, неуплата налогов или уплата их не в полном объеме стала наиболее типичной и массовой формой правонарушения в современном обществе. В рамках социологии законодательства принято выделять предзаконодательную, собственно законодательную и послезаконодательную социологию. Предзаконодательная социология исследует вопросы, связанные с изучением общественного мнения по социальным проблемам, требующим законодательного регулирования. Собственно законодательная социология занимается непосредственным социологическим обеспечением законотворческого процесса: прогнозированием развития общественных потребностей в правовом регулировании и создании правовых норм, проведением научно-практических исследований содержания законопроектов, законодательных экспериментов, опросов и экспресс-опросов, позволяющих сделать обоснованные выводы общественного мнения о правовых нововведениях. Послезаконодательная социология исследует отношение общественного мнения к уже вступившим в силу законодательным актам, а также эффективность действия принятых правовых норм. Данная социология занимается и выявлением причин неэффективности ряда законов, поиском социальных помех, препятствующих нормальному их функционированию. Она решает эти задачи путем статистических исследований и опросов, позволяющих обратить на них внимание общественного мнения и правоохранительных органов. Согласно К. Кульчару, социологические исследования правотворческого процесса ведутся преимущественно в следующих трех направлениях: изучение связи, существующей между обществом как социальной структурой и действующем в нем правом; исследование динамики развития общества и генерируемых им правовых норм; изучение и социологическая корректировка практики нормотворчества. Законодательная социология пользуется такими сложными исследовательскими технологиями, как моделирование и опрос мнений. Моделирование представляет собой разработку социологом условий модели законопроекта и генетическое воссоздание ситуации, когда этот закон работает. Создавая законодательную модель и условно полагая, что она уже является законом, социолог исследует, какие возможные последствия можно иметь при принятии соответствующего закона. Широко применяется в сфере социологии законодательства метод опроса, с помощью которого выясняется общественное мнение населения о законопроекте. Если последний устраивает общественное мнение, то это свидетельствует о соответствии его реальным потребностям социальной жизни. Преимущество опроса как метода исследования применительно к социологии законодательства заключается в том, что он позволяет выяснить мнение различных социальных, половозрастных и этнических групп населения по поводу конкретного законопроекта. Данные, полученные в результате опроса, могут существенно повлиять на принятие или непринятие тех или иных законопроектов. В то же время игнорирование результатов общественного мнения может отрицательно сказаться на эффективности применения принятой законодательной нормы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.007 с.) |